Действующий
распоряжением
Федерального дорожного агентства
№ 1801-р
от 29 сентября 2015 г.
Дата введения 2015 г.

Предисловие

1 РАЗРАБОТАНЫ ООО «ДорТехИнвест».
2. ВНЕСЕНЫ Управлением научно-технических исследований и информационного обеспечения Росавтодора.
3. ПРИНЯТЫ И ВВЕДЕНЫ В ДЕЙСТВИЕ распоряжением Федерального дорожного агентства от 29 сентября 2015 г. № 1801-р.
4. ИМЕЕТ РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР.
5. ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ.

1. Область применения

1.1. Рекомендации по устройству поверхностной обработки и тонких слоев износа (шероховатых поверхностных слоев) с применением различных видов фиброволокон используются на стадии проектирования при назначении параметров шероховатости поверхности дорожного покрытия в зависимости от условий движения, при выборе соответствующих типов покрытий и способов распределения материалов, видов и качества используемых материалов, технологий и организации работ по устройству шероховатых поверхностных слоев с применением различных видов фиброволокон, а также для контроля качества.
1.2. Рассчитаны на инженерно-технических работников дорожного хозяйства и предназначаются для практического использования организациями, осуществляющими устройство шероховатых поверхностных слоев с применением фиброволокон на различных типах покрытий во всех дорожно-климатических зонах.
1.3. Рекомендации предполагают постоянное совершенствование технологий устройства шероховатых поверхностных слоев, имеют возможность для создания и развития новых методических документов.

2 Нормативные ссылки

В настоящем методическом документе использованы ссылки на следующие документы:
  1. ГОСТ 12.0.004-90 Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения.
  2. ГОСТ 12.1.005-88 Система стандартов безопасности труда. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны.
  3. ГОСТ 2789-73 Шероховатость поверхности. Параметры и характеристики.
  4. ГОСТ 8267-93 Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ. Технические условия.
  5. ГОСТ 8269.0-97 Щебень и гравий из плотных горных пород и отходов промышленного производства для строительных работ. Методы физико-механических испытаний.
  6. ГОСТ 8735-88 Песок для строительных работ. Методы испытаний.
  7. ГОСТ 8736-93 Песок для строительных работ. Технические условия.
  8. ГОСТ 9128-2009 Смеси асфальтобетонные дорожные, аэродромные и асфальтобетон. Технические условия.
  9. ГОСТ 11508-74 Битумы нефтяные. Определение сцепления битума с мрамором или с песком.
    1. ГОСТ 11955-82 Битумы нефтяные дорожные жидкие. Технические условия.
    2. ГОСТ 12784-78 Порошок минеральный для асфальтобетонных смесей. Методы испытаний.
    3. ГОСТ 12801-98 Материалы на основе органических вяжущих для до­ рожного и аэродромного строительства. Методы испытаний.
    4. ГОСТ 16557-2005 Порошок минеральный для асфальтобетонных и органо-минеральных смесей. Технические условия.
  10. ГОСТ 22245-90 Битумы нефтяные дорожные вязкие. Технические условия.
  11. ГОСТ 30108-94 Материалы и изделия строительные. Определение удельной эффективной активности естественных радионуклидов.
  12. ГОСТ 30413-96 Дороги автомобильные. Метод определения коэффициента сцепления колеса автомобиля с дорожным покрытием.
  13. ГОСТ 31015-2002 Смеси асфальтобетонные и асфальтобетон щебеночно­ мастичные. Технические условия.
  14. ГОСТ 31424-2010 Материалы строительные нерудные из отсевов дробления плотных горных пород при производстве щебня. Технические условия.
  15. ГОСТ Р 50597-93 Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения.
  16. ГОСТ Р 52128-2003 Эмульсии битумные дорожные. Технические условия.
  17. ГОСТ Р 52129-2003 Порошок минеральный для асфальтобетонных и органоминеральных смесей. Технические условия.
  18. ОСТ 218.010-98 Вяжущие полимерно-битумные дорожные на основе блоксополимеров типа СБС. Технические условия.

3 Термины и определения

В настоящих рекомендациях используются следующие термины с соответствующими определениями, применяемые в дорожном хозяйстве:
  1. базовая длина: Длина линии, равная 180 (или 360) мм, проведенной вдоль полосы наката или перпендикулярно к ней в базовой плоскости контакта шины транспортного средства с поверхностью покрытия.
  2. базовая плоскость: Плоскость поверхности колеса транспортного средства в зоне контакта с элементами шероховатости.
  3. ЛЭМС: Литая эмульсионно-минеральная смесь.
  4. разброс высот выступов макрошероховатостей: Статистическое распределение расстояний между проекциями вершин макроэлементов шероховатости на вертикальную ось.
  5. тонкий слой износа: Верхний слой дорожного покрытия толщиной от 1,0 до 2,5 см с повышенными фрикционными (шероховатостью) и гидроизоляционными характеристиками из специально подобранной асфальтобетонной смеси, уложенной по мембранной технологии. Подлежит периодическому восстановлению в процессе эксплуатации.
  6. шероховатая поверхность: Поверхность, которая образуется чередованием выступов зерен щебня и впадин между ними, а также шероховатостью выступов.
  7. шероховатое тонкослойное покрытие: Шероховатый износостойкий защитный и устойчивый к колее слой, толщиной от 2,5 до 4,0 см, частично впрессованной в перекрываемое асфальтобетонное покрытие по высокотемпературной технологии и образующий с ним единый монолит.
  8. шероховатый поверхностный слой: Специально создаваемый поверхностный слой дорожного покрытия, обладающий шероховатостью, защитными и сцепными свойствами.
  9. шероховатость покрытия: Совокупность макро- и микрошероховатостей, либо специально созданных бороздок на покрытии в зоне контакта шины транспортного средства с поверхностью дорожного покрытия.
  10. шероховатая поверхностная обработка: Верхний конструктивный слой дорожного покрытия, образованный последовательным распределением вяжущего и щебня.
  11. фибра (фиброволокно): Материал в виде волокон или узких полос, применяемый во многих отраслях промышленности.
3.12 элементы макрошероховатости: Крупные структурообразующие неровности профиля дорожного покрытия, представленные на рисунке 1, характеризуемые впадинами и выступами
648 × 336 пикс.     Открыть в новом окне
К- базовая плоскость поверхности колеса в зоне контакта с элементами макрошероховатости: С - плоскость наибольших впадин шероховатости в зоне контакта колеса; В - плоскость наибольших выступов шероховатости в зоне контакта колеса; / - базовая длина, мм; Dм - размер отпечатка протектора колеса, мм; Si - шаг местных выступов макрошероховатости в пределах базовой длины, мм; di - шаг контакта шины с поверхностью покрытия в пределах базовой длины, мм; Rai -частная глубина впадин макрошероховатости (расстояние между проекциями смежных вершин и впадин на вертикальную ось), мм
Рисунок 1 - Элементы и параметры шероховатости в зоне контакта шины транспортного средства с поверхностью покрытия
3.13 элементы микрошероховатости: Мелкие выступы и поры на элементах макрошероховатости, определяющие активность поверхности макрошероховатых элементов при взаимодействии с шиной транспортного средства.

4 Общие положения

4.1 Все виды шероховатых поверхностных слоев с применением различных видов фиброволокон являются защитными слоями и применяются в качестве фрикционного и гидроизоляционного слоя износа для увеличения срока службы существующих дорожных покрытий, повышения их ровности и улучшения условий движения [1-8].
4.2 Использование фиброволокон позволяет повысить сопротивляемость статическим и динамическим нагрузкам от колеса транспортного средства, повысить трещиностойкость и износоустойчивость дорожных покрытий, продлить их срок службы до очередного ремонта [9].
4.3 Профиль шероховатых поверхностных слоев определяется геометрией щебня, его количеством и составом по фракциям, а также технологией его устройства. Определение параметров макрошероховатости проводится посредством измерения высоты, глубины и шага неровностей [4, 10].
4.4 При распределении компонентов шероховатых поверхностных слоев наблюдается эффект сегрегации, связанный с неоднородностью распределения геометрических показателей активных выступов макрошероховатости в вертикальном, продольном и поперечном направлениях.
4.5 Взаимосвязь между изменением параметров макрошероховатости и изменением коэффициента сцепления шероховатых поверхностных слоев определяется по результатам контактирования шины колеса транспортного средства с неровностями, обладающими определенным сочетанием геометрических параметров.
4.6 Неровности дорожного покрытия характеризуются микро- и макрошероховатостью и оцениваются как разные однородные и неоднородные текстуры покрытия, имеющие в каждом случае свои отличительные особенности.
4.7 При назначении параметров макрошероховатости шероховатых поверхностных слоев с применением фиброволокон рекомендуется учитывать, что на изменение коэффициента сцепления влияет не только изменение средней высоты выступов и средней глубины впадин макрошероховатостей, но изменение их текущей средней и разброса (диапазона или статистического распределения) высот активных выступов и глубин впадин.
4.8 Измеряемые параметры макрошероховатости могут быть назначены согласно ГОСТ 2789.
4.9 Регламент контроля геометрических показателей шероховатых поверхностных слоев с применением фиброволокон основан на параметрах макрошероховатости, имеющих свойства инвариантности в отношении базы измерений.
4.10 Применение фиброволокон не вызывает изменения технологии устройства поверхностных обработок и тонких слоев износа, за исключением методов и средств дозирования и введения фиброволокна в асфальтобетонную смесь или в ее компоненты.

5 Классификация шероховатости и условия устройства поверхностной обработки и тонких слоев износа с применением различных видов фиброволокон

5.1 Одними из главных способов обеспечения требуемых значений коэффициента сцепления является создание и восстановление шероховатой поверхности.
5.2 Минимально допустимые в течение всего срока службы значения коэффициента сцепления и средней глубины впадин макрошероховатости Racp приведены в таблице 1 [4, 10].
Таблица 1 – Допустимые значения шероховатости и коэффициента сцепления для всего срока службы (принята по табл. 2.1 [4, 10])
Условиядвиже­нияХарактеристики участков дорогДопустимыйкоэффициент средняясцепленияДопустимаяглубина впадинмакро­шероховатостив различных дорожно­ климатических зонах, Racp, мм
1и V II-IV
ЛегкиеУчастки прямые или кривые радиусом 1000 м и более, горизонтальные или с продольным уклоном не более 30 , с элементами поперечного профиля, установленными для дорог соответствующих категорий и с укрепленными обочинами без пересечений в одном уровне и примыканий, при коэффициенте загрузки не более 0,30,280,30,35
Затруд­ненныеУчастки на кривых в плане с ненные радиусами 250-1000 м; на спусках и подъемах с уклонами от 30 до 60°/оо. Участки в зонах сужений проезжей части (при реконструкции), а также участки дорог, отнесенные к легким условиям движения, при коэффициенте загрузки от 0,3 до 0,50,30,350,4
Опас­ ныеУчастки с видимостью менее расчетной (для соответствующих категорий дорог); на спусках и подъемах с уклонами более 50 при длине более 100 м; участки в зонах пересечений в одном уровне, а также участки, отнесенные к легким и затрудненным условиям при коэффициенте загрузки свыше 0,50,320,40,45
5.3 Параметры макрошероховатости определяются в соответствии с Приложением А.
5.4 Классификация шероховатых поверхностных слоев производится по параметрам макрошероховатости Racp, приведенным в таблице 2.
5.5 Основные типы шероховатых поверхностных слоев, соответствующие типам макрошероховатости, приведены в таблице 3.
5.6 Рекомендуемые типы шероховатых поверхностных слоев в зависимости от условий движения приведены в таблице 4.
5.7 Для обеспечения безопасности движения встречных транспортных средств на двухполосных дорогах и движущихся по смежным полосам многополосных дорог, а также при съездах транспортных средств на укрепительные полосы или прикромочные зоны обочин изменение коэффициента сцепления в поперечном профиле не должно превышать 0,1.
5.8 Во избежание усиления вибрации транспортных средств во время движения расстояние между соседними выступами макрошероховатости (шаг шероховатости) рекомендуется выбирать менее 40 мм, если это не оговорено особо (например, для шумовой шероховатой поверхностной обработки).
5.9 Во избежание увеличения уровня шума от проезжающих транспортных средств крупношероховатые поверхности не рекомендуется применять в пределах населенных пунктов.
5.10 Неопределенность в использовании только средней глубины впадин макрошероховатостей определяется, в частности, разбросом заполнения межзернового пространства вяжущим (обычно от 1/3 до 1/2 высоты зерна). При этом изменение коэффициента сцепления не зависит от высоты вяжущего между зерен щебня.