(Действующий) Требования к органам по сертификации и порядок их аккредитации РД...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
1. Настоящий документ устанавливает общие требования, которым должен соответствовать орган по сертификации продукции*(1), чтобы быть признанным в качестве компетентного органа для работы в Системе сертификации в области пожарной безопасности в Российской Федерации*(2), а также требования к порядку (процедуре) аккредитации (в том числе аттестации) органов по сертификации.
Указанные требования относятся к органам по сертификации, которые осуществляют подтверждение соответствия*(3) требованиям, установленным в технических регламентах, стандартах и других нормативных документах, включая испытания (проверки), оценку производства или системы качества изготовителя, последующий инспекционный контроль за сертифицированным объектом (при котором учитываются результаты испытаний образцов, взятых у изготовителя или продавца) и, возможно, за производством или системой качества.
Сертификацию производств или систем качества осуществляют органы, признанные компетентными для выполнения этой деятельности.
Требования документа предназначены для применения:
при создании, аккредитации и функционировании органов по сертификации в соответствии с областью аккредитации;
взаимодействии органов по сертификации с центральным органом Системы, другими органами по сертификации и испытательными лабораториями;
проведении инспекционного контроля за деятельностью органов по сертификации.

II. Определения

2. Используемые в документе основные термины и их определения соответствуют приведенным:
в Правилах по проведению сертификации в Российской Федерации, утвержденных постановлением Госстандарта России от 16 февраля 1994 г. N 3 (зарегистрированы Минюстом России 21 марта 1994 г., регистрационный N 521);
Руководстве ИСО/МЭК 2 "Стандартизация и смежные виды деятельности. Общий словарь";
ГОСТ Р 51000.6-96;
ГОСТ Р ИСО/МЭК 65-2000 "Общие требования к органам по сертификации продукции";
Положении о Системе сертификации в области пожарной безопасности в Российской Федерации*(4).

III. Общие положения

3. Официальным признанием полномочным органом правомочности юридического или физического лица проводить в Системе сертификацию в соответствии с областью аккредитации является аккредитация его как органа по сертификации.
4. Юридическое или физическое лицо, претендующее на аккредитацию и функционирование в Системе в качестве органа по сертификации, должно быть независимым от заявителя (изготовителя, продавца) и потребителя в рассматриваемых вопросах, обладать компетентностью, позволяющей проводить сертификацию в заявленной области пожарной безопасности.
5. Орган по сертификации имеет право на проведение сертификации в области пожарной безопасности в законодательно регулируемой сфере только после того, как он прошел аккредитацию в соответствии с требованиями настоящего документа и получил зарегистрированный в Госреестре Системы аттестат аккредитации.
6. Орган по сертификации аккредитуют только в отношении строго определенных видов объектов сертификации и их характеристик, которые могут быть объективно оценены органом по сертификации.
7. Область аккредитации органа по сертификации должна однозначно определяться номенклатурой видов объектов сертификации и требований, контролируемых (подтверждаемых) при сертификации.
Область аккредитации органа по сертификации должна быть обеспечена испытаниями (соответствовать областям аккредитации собственной и привлеченных аккредитованных испытательных лабораторий*(5)), областями аттестации штатных экспертов по сертификации продукции и документированными процедурами доказательств (схемами сертификации).
В рамках добровольной сертификации допускается проведение сертификации объектов, не включенных в область аккредитации органа по сертификации, при условии наличия в его кадровом составе экспертов с соответствующей областью аттестации и аккредитованной испытательной лаборатории, которая может проводить испытания данной продукции.
8. При оценке компетентности и независимости органа по сертификации используются критерии, приведенные в настоящем документе. Центральный орган Системы может устанавливать дополнительные (специальные) критерии, обусловленные проведением сертификации конкретного объекта. В этом случае центральный орган Системы может обращаться для консультации в организации или к отдельным специалистам, имеющим необходимую техническую компетентность в соответствующих областях деятельности. Указанные общие и дополнительные критерии должны быть опубликованы (официально установлены) и (или) предоставлены заинтересованным сторонам по их запросу.
9. Аккредитация органов по сертификации в Системе проводится в порядке, установленном настоящим документом, при необходимости - с участием представителей других уполномоченных организаций.

IV. Основные требования

10. Орган по сертификации должен обеспечить заявителям беспрепятственный доступ к информации об услугах органа по сертификации. Ему не следует выдвигать неприемлемых финансовых или других условий. Процедуры, с помощью которых указанный орган осуществляет свою деятельность, не должны содержать положения дискриминационного характера.
11. Орган по сертификации в своей деятельности должен руководствоваться законодательством Российской Федерации, нормативными, правовыми актами Системы, положениями и требованиями ГОСТ Р ИСО/МЭК 65-2000, Положением об органе по сертификации и документами, устанавливающими порядок и правила проведения сертификации в данном органе.
12. Орган по сертификации должен:
- выполнять функции, обеспечивающие проведение соответствующих процедур сертификации;
- быть беспристрастным, независимым от заявителя (изготовителя, продавца) и потребителя (являться третьей стороной), не иметь каких-либо коммерческих интересов, не быть частью организации и не быть связанным административными, финансовыми, коммерческими или иными отношениями с организацией, имеющей непосредственную коммерческую заинтересованность в объекте, подвергаемом сертификации. Орган по сертификации и его персонал не должны подвергаться коммерческому, финансовому, административному или другому давлению, способному оказать влияние на результаты сертификации;
- обладать компетентностью, позволяющей объективно и достоверно проводить сертификацию.
13. Орган по сертификации не должен заниматься деятельностью, способной подорвать доверие в отношении его независимости в принятии решений и беспристрастности при проведении сертификации.
14. Юридические или физические лица, претендующие на аккредитацию, или признание, или наделение полномочиями для проведения работ (далее - аккредитация) и функционирование в Системе в качестве органа по сертификации, должны иметь:
- юридический статус в соответствии с законодательством и настоящим документом;
- организационную структуру в соответствии с настоящим документом, юридические и экономические возможности (условия) для обеспечения работ по сертификации;
- определенный опыт работы в области испытаний, оценки качества, работы с нормативными документами и авторитет в заявленной области;
- необходимые средства и документированные процедуры;
- материально-техническую базу (помещение, оборудование и т.д.);
- квалифицированный персонал, прошедший подготовку по сертификации продукции в области пожарной безопасности (экспертов);
- актуализированный фонд нормативных документов, регламентирующих требования к продукции и методам испытаний, в соответствии с областью аккредитации.
Планируемый объем работ должен быть таким, чтобы обеспечивать загрузку экспертов из расчета не менее 5 объектов подтверждения соответствия в год.

V. Функции, права и обязанности органа по сертификации

15. Основной функцией органа по сертификации в области пожарной безопасности является проведение сертификации по правилам Системы в соответствии с областью его аккредитации.
16. В соответствии с правилами Системы орган по сертификации:
- принимает и рассматривает заявки на сертификацию и принимает решения по ним;
- выбирает схемы сертификации, определяет процедуры проведения сертификации в соответствии с документами, устанавливающими порядок и правила проведения сертификации в области пожарной безопасности;
- организует и проводит сертификацию объектов, включая организацию проведения сертификационных испытаний, принятие решения по результатам испытаний, анализ состояния производства и инспекционный контроль, выдачу сертификатов пожарной безопасности;
- отменяет или приостанавливает действие выданных сертификатов в случае нарушения условий их выдачи;
- участвует в разработке корректирующих мероприятий и контролирует их выполнение;
- вносит предложения в центральный орган Системы по изменению Перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации в области пожарной безопасности в Российской Федерации, нормативных документов, которым она должна соответствовать;