Действующий
5.1.1 Рельсы изготовляют по требованиям настоящего стандарта по конструкторской и технологической документации, разработанной, согласованной и утвержденной в установленном порядке.
5.1.2 Предприятие-изготовитель должно иметь сертифицированную систему менеджмента качества не ниже требований ГОСТ Р ИСО 9001.
5.1.3 Гамма-процентную наработку рельсов до отказа определяют при полигонных испытаниях. Для рельсов типа Р65 и рельсов с большей площадью поперечного сечения категорий ДТ370ИК, ОТ370ИК, ДТ350, ОТ350, НТ320 -процентная наработка до отказа в целях подтверждения соответствия должна составлять не менее 150 млн. т брутто при , равной 100%. Надежность рельсов подтверждается обязательным продолжением полигонных испытаний до определения -процентной наработки рельсов до отказа при , равной 80%.
5.1.4 Ремонтопригодность термоупрочненных рельсов обеспечивается твердостью рельсов на глубине 22 мм от поверхности катания (см. 5.9.1) после восстановления профиля рельсов шлифованием и фрезерованием.
Рельсы должны иметь удовлетворительную свариваемость в соответствии с требованиями нормативной документации владельца инфраструктуры железнодорожного транспорта, которая обеспечивается соблюдением всех требований настоящего стандарта и соответствующими режимами сварки и наплавки.
5.1.5 Контролепригодность рельсов обеспечивается выполнением требований приложения К. Восстановление контролепригодности рельсов, нарушенной в процессе эксплуатации, допускается шлифованием и фрезерованием.
5.2.1.1 Форма и основные (контролируемые) размеры поперечного сечения рельсов должны соответствовать приведенным на рисунке 1 и в таблице 2.
Размер поперечного сечения | Обозначение | Значение размера для рельса типа | |||
Р50 | Р65 | Р65К | Р75 | ||
Высота рельса | Н | 152,00 | 180,00 | 181,00 | 192,00 |
Высота шейки | h | 83,00 | 105,00 | 105,00 | 104,40 |
Ширина головки | b | 71,59 | 74,59 | 75,00 | 74,59 |
Ширина подошвы | В | 132,00 | 150,00 | 150,00 | 150,00 |
Толщина шейки | е | 16,00 | 18,00 | 18,00 | 20,00 |
Высота пера подошвы | m | 10,50 | 11,25 | 11,25 | 13,55 |
Отклонения контролируемых размеров и формы поперечного сечения рельсов должны соответствовать значениям, указанным в таблице 3.
Наименование показателя | Обозначение | Класс профиля рельса | ||
X | Y | |||
Высота рельса: | типа Р50 | ±0,5 | +0,5 -1,0 | |
типа Р65, Р75 | ±0,6 | +0,6 -1,1 | ||
типа Р65К | - | +1,3 -1,0 | ||
Высота шейки | ±0,5 | ±0,6 | ||
Ширина головки | ±0,5 | +0,6 -0,5 | ||
Ширина подошвы | ±1,0 | +1,0 -1,5 | ||
Толщина шейки | +1,0 -0,5 | |||
Высота пера подошвы | +0,75 -0,50 | |||
Отклонение формы поверхности катания от номинальной для рельсов: | класса прямолинейности А | - | +0,6 -0,3 | |
классов прямолинейности В и С | - | ±0,6 | ||
Несимметричность рельса | - | ±1,2 | ||
Выпуклость основания подошвы, не более | - | 0,3 | 0,5 | |
Примечание - Нормы по отклонению формы поверхности катания от номинальной не распространяются на рельсы типа Р65К. |
5.2.1.3 Размеры рельсов, используемые для построения прокатных калибров и не контролируемые при приемке рельсов, приведены в приложении Г.
Рельсы с болтовыми отверстиями изготавливают длиной 25,00; 24,92; 24,84; 12,52; 12,50; 12,46; 12,42; 12,38 м с допускаемым отклонением ±4 мм.
Примечание - Длина рельсов указана при температуре 15 °С. Результаты измерений, проведенных при других температурах, должны быть скорректированы с учетом температурного линейного расширения рельсов.
Расположение, число и диаметр болтовых отверстий в шейке на концах рельсов должны соответствовать приведенным на рисунке 2 и в таблице 4.
Тип рельса | Номинальное значение | Допускаемое отклонение | ||||
Р50 | 34,0 | 68,5 | 66,0 | 216,0 | 356,0 | ± 0,7 |
Р65, Р65К | 36,0 | 78,5 | 96,0 | 316,0 | 446,0 | |
Р75 | 36,0 | 80,4 | 96,0 | 316,0 | 446,0 |
По согласованию сторон рельсы могут быть изготовлены с другим расположением, числом и диаметром болтовых отверстий.
Отклонение поверхностей торцов от перпендикулярности по отношению к поверхности рельса не должно превышать 0,6 мм.
Отклонения от прямолинейности на заданной базовой длине для рельсов соответствующих классов не должны превышать значений, указанных в таблице 5.
Элемент рельса* | Направление отклонения | Класс А | Класс В | Класс С | ||||
d, мм | L, м | d, мм | L, м | d, мм | L, м | |||
Основная часть рельса | В вертикальной плоскости | 3 и 0,201 | 3 и 0,30 1 | 0,60 | 1,5 | |||
В горизонтальной плоскости | 0,45 | 1,5 | 0,60 | 1,5 | 0,80 | |||
Концевая зона рельса | Длина зоны | 2 м | 1,5 м | |||||
В вертикальной плоскости вверх | 2 и 0,30 1 | 0,50 | 1,5 | 0,70 | 1,5 | |||
В вертикальной плоскости вниз | е 0,2 мм при F 0,6 м | |||||||
В горизонтальной плоскости | 2 и 0,40 1 | 0,50 | 1,5 | 0,50 | 1,5 | |||
Переходная зона | Длина зоны | 2 м | 1,5 м | |||||
В вертикальной плоскости | 0,30 | 2 | 0,40 | 1,5 | -** | - | ||
В горизонтальной плоскости | 0,60 | 2 | 0,60 | 1,5 | - | - | ||
Рельс в целом | В вертикальной плоскости | Для рельса длиной более 25 м, лежащего на подошве или на головке, зазор d не более 10 мм | ||||||
В вертикальной и горизонтальной плоскостях | Для рельсов длиной 25 м и менее: | |||||||
Стрела прогиба не более 1/2500 длины рельса | Стрела прогиба не более 1/2200 длины рельса | |||||||
* Элементы рельса приведены в приложении Е.Примечание - Обозначения:d - нормируемая величина отклонения (стрелы прогиба), зазора;L - базовая длина, для которой установлена нормируемая величина отклонения;е - нормируемая величина отклонения конца рельса вниз;F - расстояние от торца до начала отклонения конца рельса вниз.** - значение не нормируется. |