Действующий
4.2 Классификация по категориям рельсов, изготавливаемых по настоящему стандарту, приведена в таблице 1.
Обозначение категории | Характеристика категории рельсов |
ДТ370ИК | Дифференцированно термоупрочненные с прокатного/отдельного нагрева повышенной износостойкости и контактной выносливости |
ОТ370ИК | Объемно термоупрочненные повышенной износостойкости и контактной выносливости |
ДТ350ВС | Дифференцированно термоупрочненные с прокатного/отдельного нагрева для высокоскоростного пассажирского движения |
ДТ350СС | Дифференцированно термоупрочненные с прокатного/отдельного нагрева для скоростного совмещенного движения |
ОТ350СС | Объемно термоупрочненные для скоростного совмещенного движения |
ДТ350НН | Дифференцированно термоупрочненные с прокатного/отдельного нагрева низкотемпературной надежности |
ОТ350НН | Объемно термоупрочненные низкотемпературной надежности |
ДТ350 | Дифференцированно термоупрочненные с прокатного/отдельного нагрева общего назначения |
ОТ350 | Объемно термоупрочненные общего назначения |
НТ320ВС | Нетермоупрочненные для высокоскоростного пассажирского движения |
НТ320 | Нетермоупрочненные высокой прочности общего назначения |
НТ300 | Нетермоупрочненные повышенной прочности общего назначения |
НТ260 | Нетермоупрочненные обычной прочности общего назначения |
Примечание - В обозначениях категорий рельсов использованы сокращения, указанные в 4.1. |
Соответствие категорий рельсов, изготавливаемых по настоящему стандарту, категориям рельсов, изготовленных до введения в действие настоящего стандарта, приведено в приложении А.
По соглашению потребителя и изготовителя (далее - сторон) допускается выпуск рельсов других категорий, отличающихся иным сочетанием вида упрочнения, класса прочности, класса точности профиля, класса качества поверхности и класса прямолинейности, установленных в 4.1 и 4.2.
5.1.1 Рельсы изготовляют по требованиям настоящего стандарта по конструкторской и технологической документации, разработанной, согласованной и утвержденной в установленном порядке.
5.1.2 Предприятие-изготовитель должно иметь сертифицированную систему менеджмента качества не ниже требований ГОСТ Р ИСО 9001.
5.1.3 Гамма-процентную наработку рельсов до отказа определяют при полигонных испытаниях. Для рельсов типа Р65 и рельсов с большей площадью поперечного сечения категорий ДТ370ИК, ОТ370ИК, ДТ350, ОТ350, НТ320 -процентная наработка до отказа в целях подтверждения соответствия должна составлять не менее 150 млн. т брутто при , равной 100%. Надежность рельсов подтверждается обязательным продолжением полигонных испытаний до определения -процентной наработки рельсов до отказа при , равной 80%.
5.1.4 Ремонтопригодность термоупрочненных рельсов обеспечивается твердостью рельсов на глубине 22 мм от поверхности катания (см. 5.9.1) после восстановления профиля рельсов шлифованием и фрезерованием.
Рельсы должны иметь удовлетворительную свариваемость в соответствии с требованиями нормативной документации владельца инфраструктуры железнодорожного транспорта, которая обеспечивается соблюдением всех требований настоящего стандарта и соответствующими режимами сварки и наплавки.
5.1.5 Контролепригодность рельсов обеспечивается выполнением требований приложения К. Восстановление контролепригодности рельсов, нарушенной в процессе эксплуатации, допускается шлифованием и фрезерованием.
5.2.1.1 Форма и основные (контролируемые) размеры поперечного сечения рельсов должны соответствовать приведенным на рисунке 1 и в таблице 2.
Размер поперечного сечения | Обозначение | Значение размера для рельса типа | |||
Р50 | Р65 | Р65К | Р75 | ||
Высота рельса | Н | 152,00 | 180,00 | 181,00 | 192,00 |
Высота шейки | h | 83,00 | 105,00 | 105,00 | 104,40 |
Ширина головки | b | 71,59 | 74,59 | 75,00 | 74,59 |
Ширина подошвы | В | 132,00 | 150,00 | 150,00 | 150,00 |
Толщина шейки | е | 16,00 | 18,00 | 18,00 | 20,00 |
Высота пера подошвы | m | 10,50 | 11,25 | 11,25 | 13,55 |
Отклонения контролируемых размеров и формы поперечного сечения рельсов должны соответствовать значениям, указанным в таблице 3.
Наименование показателя | Обозначение | Класс профиля рельса | ||
X | Y | |||
Высота рельса: | типа Р50 | ±0,5 | +0,5 -1,0 | |
типа Р65, Р75 | ±0,6 | +0,6 -1,1 | ||
типа Р65К | - | +1,3 -1,0 | ||
Высота шейки | ±0,5 | ±0,6 | ||
Ширина головки | ±0,5 | +0,6 -0,5 | ||
Ширина подошвы | ±1,0 | +1,0 -1,5 | ||
Толщина шейки | +1,0 -0,5 | |||
Высота пера подошвы | +0,75 -0,50 | |||
Отклонение формы поверхности катания от номинальной для рельсов: | класса прямолинейности А | - | +0,6 -0,3 | |
классов прямолинейности В и С | - | ±0,6 | ||
Несимметричность рельса | - | ±1,2 | ||
Выпуклость основания подошвы, не более | - | 0,3 | 0,5 | |
Примечание - Нормы по отклонению формы поверхности катания от номинальной не распространяются на рельсы типа Р65К. |