(Действующий) Ведомственные строительные нормы ВСН 136-78 "Инструкция по...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
На участках с вечномерзлыми грунтами отсыпка насыпи для козловых кранов не рекомендуется. Допускается устройство продуваемой наброски из камней.
3.4. Эстакады должны иметь настил шириной 0,80 м и односторонние перила, отвечающие требованиям подраздела "Рабочие подмости, леса, площадки и другие приспособления для выполнения работ на высоте".
3.5. Подкрановые пути на эстакадах (насыпях) должны удовлетворять следующим условиям:
а) тип рельса принимается в зависимости от величины давления на ходовое колесо:
до 22 тс - Р43;
тс - Р50;
тс - Р65.
Ширина головки рельса должна быть не менее чем на 10 мм уже расстояния между ребордами ходового колеса. Допускается использование старогодных рельсов на тип более установленного выше;
б) рельсы должны укладываться на плоские или клинчатые подкладки шириной 150-160 мм, толщиной 12-16 мм и длиной 230-380 мм. Разрешается устанавливать рельсы без подкладок при нагрузке на колесо до 15 тс.
Рельсы к шпалам должны пришиваться тремя костылями (шурупами):
в) полушпалы (шпалы) должны укладываться на расстоянии по осям 700 мм при давлении на колесо 15 тс, 600 мм - при давлении от 15 до 20 тс и 500 мм - при большем давлении. Шпалы (полушпалы) должны применяться типа IA, IБ. Допускается применение деревянных брусьев соответствующих размеров;
г) рельсовые стыки должны перекрываться накладками. Пути на эстакадах с металлическими пролетными строениями укладываются без стыковых зазоров; на земляном полотне - с зазорами;
д) полушпалы крепятся к металлическим пролетным строениям двумя лапчатыми болтами;
е) балластный слой (на насыпях) должен иметь толщину под шпалой не менее 25 см, плечо не менее 20 см и заложение 1:2.
3.6. На расстоянии не менее 1,5 м от конца пути должен устанавливаться конечный выключатель, а также тупиковый упор, рассчитанный на восприятие удара движущегося крана (по методике СНиП II-6-74 "Нагрузки и воздействия", приложение III).
3.7. Подкрановые эстакады должны быть рассчитаны по первому и второму предельным состояниям на нагрузки и воздействия в их невыгодном сочетании. В табл. 14 приведены сочетания нагрузок, рассматриваемые при расчете подкрановых эстакад для козловых кранов на рельсовом ходу, в табл. 15 - сочетания нагрузок, рассматриваемые при расчете подкрановых опор (подставок) и эстакад для монтажных кранов (деррик-кранов и т.п.).
3.8. Расчет эстакад под козловые краны производится отдельно под жесткую и гибкую (шарнирную) ноги крана в продольном и поперечном направлениях на следующие нагрузки (рис. 1):
собственный вес пролетных строений эстакады ;
собственный вес опор эстакады ;
давление на эстакаду ветра и ;
нагрузки от перемещающегося по эстакаде крана: вертикальную Р, горизонтальную продольную N и горизонтальную поперечную Q.
3.9. Усилия Р, Q и N считаются приложенными в уровне головки рельса подкранового пути.
Инерционные силы от различных частей крана считаются приложенными в центре тяжести соответствующих частей (рис. 2). Давление ветра считается приложенным в центре соответствующих наветренных площадей. Инерция груза и давление ветра на груз при гибком его подвесе прикладываются в центре подвески к грузовой тележке.
3.10. Величины Р, N, Q определяются отдельно под гибкой и жесткой ногой крана с учетом положения и особенностей передачи горизонтальных воздействий на гибкую и жесткую ногу в козловых кранах.
При определении усилий по сочетаниям 4, 5 и 6 (см. табл. 14) для кратковременных нагрузок учитывается коэффициент сочетаний 0,90.
В сочетаниях 1 - 9 вес груза учитывается без динамического коэффициента; в сочетании 10 с динамическим коэффициентом согласно разделу 2.
3.11. При проверке эстакады на устойчивость в поперечном направлении для нахождения горизонтальных сил Q и минимальных вертикальных нагрузок Р на тележки жесткой (гибкой) ноги крана расположение грузовой тележки и номинального груза принимается у противоположной ноги, а направление инерционных сил и ветра - разгружающим искомую вертикальную нагрузку.
Таблица 14
┌────────────────────────────────┬─────────────────────────────────────────────────────────────────┐
│ Нагрузки и воздействия │ Сочетания нагрузок │
│ ├──────┬──────┬──────┬──────┬──────┬─────┬──────┬─────┬────┬──────┤
│ │ 1 │ 2 │ 3 │ 4 │ 5 │ 6 │ 7 │ 8 │ 9 │ 10 │
├────────────────────────────────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼─────┼──────┼─────┼────┼──────┤
│Вес номинального груза G_гр │ + │ + │ + │ + │ + │ + │ - │ - │ + │ + │
│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│Собственный вес элементов крана│ + │ + │ + │ + │ + │ + │ + │ + │ + │ + │
│G_i │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│Собственный вес элементов│ + │ + │ + │ + │ + │ + │ + │ + │ + │ + │
│эстакады │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│Инерционная сила при торможении│ + │ - │ + │ + │ - │ - │ - │ - │ - │ - │
│грузовой тележки Н'_i │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│Инерционная сила при торможении│ - │ + │ - │ - │ + │ + │ - │ - │ - │ - │
│крана H_i │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│Продольная сила при заклинке ног│ - │ - │ - │ - │ - │ - │ - │ - │ + │ - │
│крана Т_пер │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│Продольный ветер W_i │ - │ - │ + │ - │ + │ - │ - │ - │ - │ - │
│при V = 13 м/с │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│Поперечный ветер W_i │ - │ - │ - │ + │ - │ + │ - │ - │ - │ - │
│при V = 13 м/с │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│Продольный ветер расчетной│ - │ - │ - │ - │ - │ - │ + │ - │ - │ - │
│интенсивности W'_i │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│Поперечный ветер расчетной│ - │ - │ - │ - │ - │ - │ - │ + │ - │ - │
│интенсивности W_i │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
└────────────────────────────────┴──────┴──────┴──────┴──────┴──────┴─────┴──────┴─────┴────┴──────┘
┌────────────────────────────────┬─────────────────────────────────────────────────────────────────┐
Таблица 15
┌───────────────────────────────────┬────────────────────────────────────┐
│Нагрузки и воздействия │ Сочетания нагрузок │
│ ├───────┬───────┬──────┬─────┬───────┤
│ │ 1 │ 2 │ 3 │ 4 │ 5 │
├───────────────────────────────────┼───────┼───────┼──────┼─────┼───────┤
│Собственный вес рассчитываемых│ + │ + │ + │ + │ + │
│элементов опоры (эстакады) │ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │
│Вес монтажного крана │ + │ + │ + │ + │ + │
│ │ │ │ │ │ │
│Номинальный вес груза: │ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │
│без динамики │ + │ - │ + │ - │ - │
│ │ │ │ │ │ │
│с динамикой │ - │ + │ - │ + │ - │
│ │ │ │ │ │ │
│Инерционные силы при торможении и│ + │ - │ + │ - │ - │
│вращении крана │ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │
│Давление ветра: │ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │
│на рассчитываемый элемент │ - │ - │ + │ + │ + │
│ │ │ │ │ │ │
│на кран │ - │ - │ + │ + │ + │
│ │ │ │ │ │ │
│на груз │ - │ - │ + │ + │ - │
└───────────────────────────────────┴───────┴───────┴──────┴─────┴───────┘
┌───────────────────────────────────┬────────────────────────────────────┐
Примечание. Интенсивность давления ветра в третьем и четвертом сочетаниях нагрузок принимается при V - 13 м/с, а в пятом - по табл. 8.
Из этих же условий определяется в необходимых случаях минимальное усилие в сваях с целью проверки их работы на выдергивание. В случае, если в свае будут действовать растягивающие усилия, конструкция узла сопряжения головы сваи с ростверком должна обеспечивать работу на растяжение.
3.12. Наибольшая из полученных по табл. 14 нагрузок, действующих вдоль эстакады, распределяется поровну между всеми опорами на длине эстакады до 50 м. При этом должны быть приняты конструктивные меры, обеспечивающие передачу продольной силы с подкранового пути на опоры. Пролетные строения рекомендуется опирать на опоры через брусья (прокладки) при отсутствии опорных частей.
3.13. Распределение приходящихся на тележку вертикальных и горизонтальных нагрузок принимается равномерным между всеми колесами этой тележки.
3.14. Величина горизонтальной поперечной силы, приходящейся на рассчитываемую опору эстакады, принимается пропорциональной вертикальной нагрузке на опору, т.е. вычисляется по той же линии влияния.
3.15. Наибольшие прогибы от временной нагрузки пролетных строений подкрановых эстакад для кранов, перемещающихся на рельсовом ходу, не должны превышать 1/600 пролета для кранов грузоподъемностью до 50 т и 1/750 для кранов большей грузоподъемности.
3.16. Расчетные сопротивления для пролетных строений подкрановых эстакад должны уменьшаться делением на коэффициент надежности 1,05.

Стапеля

3.17. Стапеля для спуска на воду ряжей, колодцев, плашкоутов и т.п. следует устраивать из металлических, железобетонных или деревянных прогонов, опирающихся на каменную подсыпку (сплошную или участками) или основание, устроенное из свай. Верх металлических прогонов служит одновременно путем скольжения (или путем для тележек). По верху деревянных и железобетонных прогонов должны укладываться специальные устройства скольжения.
Стапеля с каменной подсыпкой следует устраивать на участках, где дно имеет крутизну в пределах и сложено глинистыми грунтами или песками гравелистыми, крупными и средними.
При крутом дне или пылеватых песках, илах, плывуне рекомендуется устраивать свайные основания под прогоны.
Длина надводной части определяется условиями изготовления или установки погружаемой конструкции, длина подводной части - условием перемещения конструкции всеми опорными точками до момента полного ее всплытия.
При расчете длины подводной части стапеля необходимо вес сдвигаемой конструкции принимать с коэффициентом перегрузки большим единицы и учитывать запас под низом конструкции 0,20 м (рис. 3).
3.18. Рекомендуется уклон стапеля принимать по возможности параллельным береговому откосу.
Максимальный угол наклона стапеля должен обеспечивать устойчивость от опрокидывания вокруг передней стенки (грани) опускаемой конструкции.