(Действующий) Ведомственные строительные нормы ВСН 136-78 "Инструкция по...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
Инерционные силы от различных частей крана считаются приложенными в центре тяжести соответствующих частей (рис. 2). Давление ветра считается приложенным в центре соответствующих наветренных площадей. Инерция груза и давление ветра на груз при гибком его подвесе прикладываются в центре подвески к грузовой тележке.
3.10. Величины Р, N, Q определяются отдельно под гибкой и жесткой ногой крана с учетом положения и особенностей передачи горизонтальных воздействий на гибкую и жесткую ногу в козловых кранах.
При определении усилий по сочетаниям 4, 5 и 6 (см. табл. 14) для кратковременных нагрузок учитывается коэффициент сочетаний 0,90.
В сочетаниях 1 - 9 вес груза учитывается без динамического коэффициента; в сочетании 10 с динамическим коэффициентом согласно разделу 2.
3.11. При проверке эстакады на устойчивость в поперечном направлении для нахождения горизонтальных сил Q и минимальных вертикальных нагрузок Р на тележки жесткой (гибкой) ноги крана расположение грузовой тележки и номинального груза принимается у противоположной ноги, а направление инерционных сил и ветра - разгружающим искомую вертикальную нагрузку.
Таблица 14
┌────────────────────────────────┬─────────────────────────────────────────────────────────────────┐
│ Нагрузки и воздействия │ Сочетания нагрузок │
│ ├──────┬──────┬──────┬──────┬──────┬─────┬──────┬─────┬────┬──────┤
│ │ 1 │ 2 │ 3 │ 4 │ 5 │ 6 │ 7 │ 8 │ 9 │ 10 │
├────────────────────────────────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼─────┼──────┼─────┼────┼──────┤
│Вес номинального груза G_гр │ + │ + │ + │ + │ + │ + │ - │ - │ + │ + │
│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│Собственный вес элементов крана│ + │ + │ + │ + │ + │ + │ + │ + │ + │ + │
│G_i │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│Собственный вес элементов│ + │ + │ + │ + │ + │ + │ + │ + │ + │ + │
│эстакады │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│Инерционная сила при торможении│ + │ - │ + │ + │ - │ - │ - │ - │ - │ - │
│грузовой тележки Н'_i │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│Инерционная сила при торможении│ - │ + │ - │ - │ + │ + │ - │ - │ - │ - │
│крана H_i │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│Продольная сила при заклинке ног│ - │ - │ - │ - │ - │ - │ - │ - │ + │ - │
│крана Т_пер │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│Продольный ветер W_i │ - │ - │ + │ - │ + │ - │ - │ - │ - │ - │
│при V = 13 м/с │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│Поперечный ветер W_i │ - │ - │ - │ + │ - │ + │ - │ - │ - │ - │
│при V = 13 м/с │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│Продольный ветер расчетной│ - │ - │ - │ - │ - │ - │ + │ - │ - │ - │
│интенсивности W'_i │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│Поперечный ветер расчетной│ - │ - │ - │ - │ - │ - │ - │ + │ - │ - │
│интенсивности W_i │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
└────────────────────────────────┴──────┴──────┴──────┴──────┴──────┴─────┴──────┴─────┴────┴──────┘
┌────────────────────────────────┬─────────────────────────────────────────────────────────────────┐
Таблица 15
┌───────────────────────────────────┬────────────────────────────────────┐
│Нагрузки и воздействия │ Сочетания нагрузок │
│ ├───────┬───────┬──────┬─────┬───────┤
│ │ 1 │ 2 │ 3 │ 4 │ 5 │
├───────────────────────────────────┼───────┼───────┼──────┼─────┼───────┤
│Собственный вес рассчитываемых│ + │ + │ + │ + │ + │
│элементов опоры (эстакады) │ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │
│Вес монтажного крана │ + │ + │ + │ + │ + │
│ │ │ │ │ │ │
│Номинальный вес груза: │ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │
│без динамики │ + │ - │ + │ - │ - │
│ │ │ │ │ │ │
│с динамикой │ - │ + │ - │ + │ - │
│ │ │ │ │ │ │
│Инерционные силы при торможении и│ + │ - │ + │ - │ - │
│вращении крана │ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │
│Давление ветра: │ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │
│на рассчитываемый элемент │ - │ - │ + │ + │ + │
│ │ │ │ │ │ │
│на кран │ - │ - │ + │ + │ + │
│ │ │ │ │ │ │
│на груз │ - │ - │ + │ + │ - │
└───────────────────────────────────┴───────┴───────┴──────┴─────┴───────┘
┌───────────────────────────────────┬────────────────────────────────────┐
Примечание. Интенсивность давления ветра в третьем и четвертом сочетаниях нагрузок принимается при V - 13 м/с, а в пятом - по табл. 8.
Из этих же условий определяется в необходимых случаях минимальное усилие в сваях с целью проверки их работы на выдергивание. В случае, если в свае будут действовать растягивающие усилия, конструкция узла сопряжения головы сваи с ростверком должна обеспечивать работу на растяжение.
3.12. Наибольшая из полученных по табл. 14 нагрузок, действующих вдоль эстакады, распределяется поровну между всеми опорами на длине эстакады до 50 м. При этом должны быть приняты конструктивные меры, обеспечивающие передачу продольной силы с подкранового пути на опоры. Пролетные строения рекомендуется опирать на опоры через брусья (прокладки) при отсутствии опорных частей.
3.13. Распределение приходящихся на тележку вертикальных и горизонтальных нагрузок принимается равномерным между всеми колесами этой тележки.
3.14. Величина горизонтальной поперечной силы, приходящейся на рассчитываемую опору эстакады, принимается пропорциональной вертикальной нагрузке на опору, т.е. вычисляется по той же линии влияния.
3.15. Наибольшие прогибы от временной нагрузки пролетных строений подкрановых эстакад для кранов, перемещающихся на рельсовом ходу, не должны превышать 1/600 пролета для кранов грузоподъемностью до 50 т и 1/750 для кранов большей грузоподъемности.
3.16. Расчетные сопротивления для пролетных строений подкрановых эстакад должны уменьшаться делением на коэффициент надежности 1,05.

Стапеля

3.17. Стапеля для спуска на воду ряжей, колодцев, плашкоутов и т.п. следует устраивать из металлических, железобетонных или деревянных прогонов, опирающихся на каменную подсыпку (сплошную или участками) или основание, устроенное из свай. Верх металлических прогонов служит одновременно путем скольжения (или путем для тележек). По верху деревянных и железобетонных прогонов должны укладываться специальные устройства скольжения.
Стапеля с каменной подсыпкой следует устраивать на участках, где дно имеет крутизну в пределах и сложено глинистыми грунтами или песками гравелистыми, крупными и средними.
При крутом дне или пылеватых песках, илах, плывуне рекомендуется устраивать свайные основания под прогоны.
Длина надводной части определяется условиями изготовления или установки погружаемой конструкции, длина подводной части - условием перемещения конструкции всеми опорными точками до момента полного ее всплытия.
При расчете длины подводной части стапеля необходимо вес сдвигаемой конструкции принимать с коэффициентом перегрузки большим единицы и учитывать запас под низом конструкции 0,20 м (рис. 3).
3.18. Рекомендуется уклон стапеля принимать по возможности параллельным береговому откосу.
Максимальный угол наклона стапеля должен обеспечивать устойчивость от опрокидывания вокруг передней стенки (грани) опускаемой конструкции.
При расчетах устойчивости положение прогонов стапеля при опирании их на подсыпку следует принимать с условной осадкой руслового конца на 0,5 м против проектного положения. Расчеты устойчивости должны выполняться с учетом взвешивающего действия воды и тяговых (тормозных) усилий.
При крутом откосе дна и укладке прогонов на подсыпку следует применять треугольные прогоны с нижними поясами, расположенными по дну, и верхними - под уклоном, определяемым условиями спуска, или устраивать салазки треугольного очертания (с верхним горизонтальным настилом).
Верхняя (надводная) часть стапеля может быть либо горизонтальной, либо иметь наклон.
Угол наклона верхней части должен быть не более величины, соответствующей 0,5 коэффициента трения.
Сопряжение наклонных накаточных путей верхней и нижней частей стапеля производится вставками из рельсов, изогнутых по дуге радиуса не менее 1 м.
3.19. Прогоны должны быть закреплены к береговым свайным якорям, рассчитанным на восприятие усилия трения при движении конструкции по прогонам стапеля.
Для наброски под прогоны должен применяться камень (щебень) крупностью не менее см, где V - скорость течения, м/с.
Верхние слои должны отсыпаться из более мелкого камня, нижние - из крупного.
Край подсыпки должен отстоять от наружной грани прогона на 0,5 м, боковые грани подсыпки должны иметь уклон 1:1. Конструкция прогонов должна обеспечивать их от опрокидывания. Узкие и высокие прогоны должны объединяться между собой поперечными связями.
3.20. При опирании на каменную подсыпку толщиной не менее 20 см и весе спускаемой конструкции до 100 т сечение прогона может назначаться конструктивно, но не менее четырех брусьев сечением 20x20 см (в 2 ряда) при деревянных прогонах и двух двутавров N 24, связанных в пакет, при металлических прогонах.
При весе менее 50 т допускается устройство прогонов из одиночных рельсов типа Р43 на полушпалах с шагом 0,5 м.
При больших нагрузках сечение прогона определяется расчетом как балки на упругом основании. Прогоны при этом рассчитываются на нагрузку от веса конструкции (с учетом плавучести), распределенную на три точки опирания.
При опирании на сваи прогоны рассчитываются как разрезные балки.
Глубина забивки и сечение свай должны определяться с учетом действия только вертикальных сил, а наклонные усилия в прогонах рекомендуется полностью воспринимать свайными якорями, устраиваемыми выше уреза воды и соединенными с верхним концом прогона.
Рекомендуется сваи стапеля объединять попарно насадками из лежачих двутавров, расположенными параллельно урезу воды и служащими для опирания прогонов.
3.21. Для перемещения спускаемой конструкции могут использоваться тяговые лебедки с закреплением тянущего троса за куст свай или подводный якорь, а также толкающие домкраты. При большой крутизне следует ставить тормозные лебедки.
Мощность тяговых лебедок (домкратов) должна подбираться с учетом сил трения и гидродинамического усилия при условной скорости 0,1 м/мин.

Устройства для производства работ со льда

3.22. В зимних условиях допускается устраивать ледовые дороги и размещать на льду оборудование (копры, краны).
3.23. При определении грузоподъемности ледяного покрова для автодорог следует использовать данные табл. 16, составленные для зимнего льда. Грузоподъемность льда весной уменьшается вдвое. При появлении на льду воды расчетная нагрузка на лед должна быть снижена на 80%. При измерениях учитывается только толщина прочных слоев льда. Слой снежного и пористого, пропитанного водой льда из общей толщины исключается.
Таблица 16
┌──────────────────────────────┬────────────┬───────────┬────────────────┐
│ Наименование груза │ Нагрузки │ Толщина │ Минимальное │
│ │ Q, тс │ ледяного │ расстояние до │
│ │ │покрова, см│кромки майны, м │
├──────────────────────────────┼────────────┼───────────┼────────────────┤
│Человек со снаряжением │ 0,1 │ 10 │ 5 │
│ │ │ │ │
│Автомашина (трактор) с грузом│ 3,5 │ 25 │ 19 │
│ │ │ │ │
│То же │ 6,5 │ 35 │ 25 │
│ │ │ │ │
│ " │ 8,5 │ 39 │ 25 │
│ │ │ │ │
│ " │ 10,0 │ 40 │ 26 │
│ │ │ │ │
│ " │ 20,0 │ 55 │ 30 │
│ │ │ │ │
│ " │ 40,0 │ 95 │ 38 │
└──────────────────────────────┴────────────┴───────────┴────────────────┘