(Действующий) Ведомственные строительные нормы ВСН 136-78 "Инструкция по...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
3. При определении давлений на ограждение допускается разнородные грунты, различающиеся значениями каждой из характеристик (объемного веса , угла внутреннего трения и сцепления с) не более чем на 20%, рассматривать как однородный грунт со средневзвешенными значениями характеристик
; ; , (1)
где , и - значения , и с для i-го слоя грунта толщиной .
4. Если песок или супесь расположены ниже поверхности воды, то горизонтальное давление на ограждение следует определять, суммируя гидростатическое давление и активное или пассивное давление взвешенного в воде грунта.
Объемный вес грунта во взвешенном состоянии определяют по формуле
, (2)
где - коэффициент пористости грунта;
- удельный вес грунта, принимаемый в среднем 2,7 ;
- объемный вес воды.
Допускается принимать .
5. В случаях, когда котлован разрабатывают на местности, не покрытой водой, и превышение уровня грунтовых вод над дном котлована составляет не более 2 м и не более трети глубины котлована, допускается в расчете ограждений с одним или несколькими ярусами распорных креплений определять прямой отпор грунта (пассивное давление грунта со стороны котлована) с учетом трения грунта по стенке ограждения. Угол трения грунта по стенке принимают равным
при ;
при ,
где - угол внутреннего трения грунта в котловане.
В остальных случаях давление грунта (активное и пассивное) на ограждение следует определять, принимая .
6. Вертикальную нагрузку на призме обрушения принимают:
а) от веса материалов и возможной отсыпки грунта - в виде равномерно распределенной нагрузки интенсивностью, соответствующей предполагаемым проектным размерам материалов и отсыпки, но не менее 1 ;
б) от строительного оборудования, кранов, копров и транспортных средств, перемещающихся по рельсам, - по паспортным данным, каталогам и справочникам (с учетом загружения, наиболее неблагоприятного для рассчитываемой конструкции);
в) от автотранспорта, проходящего по дороге, расположенной вдоль котлована, в виде полосовой нагрузки р с шириной полосы 3,0 м для каждого ряда машин (рис. 1).
При расстоянии b между краем котлована и бровкой дороги b = 3,0 - 2,0 м и весе машин до 25 т величина р принимается равной 2,0 , при расстоянии 2,0 - 1,0 м - p = 3,0 и при меньшем расстоянии - 4,0 . При расстоянии между дорогой и котлованом больше 3,0 м величина р = 1,0 . При весе машин до 30 тс значения р увеличиваются в 1,2 раза; при весе до 45 тс - в 1,9 раза и весе 60 тс - в 2,5 раза;
г) от гусеничных и колесных кранов, работающих в непосредственной близости от котлована, в виде полосовой нагрузки р шириной 1,50 м (рис. 2). Величина р принимается равной 3,0 при рабочем весе (собственный вес крана и максимального груза) до 10 тс, 6,0 при рабочем весе 30 тс, 9,0 при рабочем весе 50 тс и 12,0 при рабочем весе 70 тс (промежуточные значения - по интерполяции);
д) от трамвая, проходящего параллельно стенке, принимается в виде полосовой нагрузки, равной 1,5 при распределении ее на ширине 3,0 м;
е) от железнодорожного пути, проходящего параллельно стенке ограждения, принимается в виде полосовой нагрузки, распределенной на ширине 3,5 м с интенсивностью 28 тс/пог. м на линиях, где проходит нагрузка, близкая к расчетной С14 (тяжелые транспортеры, электровозы).
Допускается уменьшать интенсивность нагрузки с учетом реально обращающейся нагрузки и рекомендаций прилож. 12.
7. При определении активного давления на ограждение вертикальную нагрузку на призме обрушения, распределенную в пределах двух площадок с общей осью, параллельной стенке (рис. 3 и 4), приводят к эквивалентной нагрузке, распределенной по сплошной полосе, имеющей неограниченную протяженность вдоль стенки и ширину b. Под размером b (шириной полосы распределения эквивалентной нагрузки) понимают:
для рельсовой нагрузки - длину полушпалы при однорельсовых тележках (см. рис. 3) или длину шпалы при двухрельсовых тележках (см. рис. 4).
8. Интенсивность эквивалентной нагрузки (см. п. 7) определяют по формуле
, (3)
где Q - равнодействующая вертикальной нагрузки, распределенной на поверхности призмы обрушения в пределах одной площадки или двух площадок b x f с общей осью, параллельной стенке (см. рис. 3 и 4);
l - длина участка стенки, в пределах которого на стенку действует боковое давление грунта от загружения призмы обрушения этой вертикальной нагрузкой.
В случаях, когда нагрузка на призме обрушения приложена по схемам рис. 3 - 4 и при этом удовлетворяется условие
; (4)
принимают
; (5)
в остальных случаях следует принимать
, (6)
где с - для рельсовой нагрузки - база тележки крана, рабочего мостика или платформы (см. рис. 3 и 4);
f - для рельсовой нагрузки - длина распределения нагрузки рельсом (см. рис. 3 и 4), принимаемая равной 1 м;
a - расстояние от центра площадки передачи нагрузки до стенки ограждения;
- угол внутреннего трения грунта за стенкой.
Если в пределах высоты расположены слои грунта с углами внутреннего трения, отличающимися друг от друга не более чем на 20%, допускается принимать , где - средневзвешенное для глубины значение угла внутреннего трения грунта.
При большем различии в значениях углов внутреннего трения грунта длину l определяют на основе построения, показанного на рис. 5.
9. Если поверхность грунта ограничена плоскостью и на ней равномерно распределена нагрузка интенсивностью q, то активное давление песка или супеси на стенку ограждения принимают изменяющимся по прямолинейному закону от значения на уровне верха стенок до значения на глубину Н (рис. 6):
(7)
где - объемный вес грунта;