(Действующий) Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 51769-2001 "Ресурсосбережение....

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
ГОСТ Р ИСО 14050-2009 Менеджмент окружающей среды. Словарь
ГОСТ Р 51768-2001 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Методика определения ртути в ртутьсодержащих отходах. Общие требования
ГОСТ Р 52104-2003 Ресурсосбережение. Термины и определения
ГОСТ Р 52105-2003 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Классификация и методы переработки ртутьсодержащих отходов. Основные положения
ГОСТ Р 53691-2009 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Паспорт отхода I-IV класса опасности. Основные требования
ГОСТ Р 53692-2009 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Этапы технологического цикла отходов
ГОСТ Р 53791-2010 Ресурсосбережение. Стадии жизненного цикла изделий производственно-технического назначения. Общие положения
ГОСТ Р 54097-2010 Ресурсосбережение. Наилучшие доступные технологии. Методология идентификации
ГОСТ Р 54098-2010 Ресурсосбережение. Вторичные материальные ресурсы. Термины и определения
ГОСТ Р 54099-2010 Ресурсосбережение. Вторичные материальные ресурсы. Основная номенклатура вторичного сырья
ОК 004-93 Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКДП)
ОК 005-93 Общероссийский классификатор продукции (ОКП)
ОК 007-93 Общероссийский классификатор предприятий и организаций (ОКПО)
ОК 019-95 Общероссийский классификатор объектов административно-территориального деления (ОКАТО).
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

3. Общие положения

3.1. Нормативно-правовое регулирование деятельности по обращению с отходами базируется на нормативных и методических документах, направленных на информационное обеспечение следующих аспектов деятельности;
- классификация отходов по ОК 005, [11], [12];
- учет образования по ГОСТ Р 53791, движения (регионального, внутрироссийского и межгосударственного) образовавшихся и ввозимых на территорию России партий отходов, способов их ликвидации с утилизацией, согласно ГОСТ Р 53691, [1], [2] инертных и удалением отходов I-IV класса опасности, согласно ГОСТ Р 53692,, в результате которых они прекращают свое существование (переработка в товарную продукцию, захоронение, уничтожение и т.п.);
- качественное и количественное определение видов и классов опасности документируемых отходов по ГОСТ Р 51768, [3], [4], [6], [8], [9], [11] - [17];
- определение ресурсных характеристик документируемых отходов по ГОСТ Р 17.0.0.06, [18], [19], [21], [22];
- экспертиза и лицензирование предприятий в части их деятельности, связанной с обращением с отходами по [5], [7], [10];
- контроль правильности терминологии (ГОСТ Р 14.01, ГОСТ Р ИСО 14050, ГОСТ Р 52104, ГОСТ Р 54098 и достоверности информации в сфере обращения с отходами.
3.2. По совокупности сведений, полученных в результате документирования деятельности по обращению с отходами, разрабатывают единый документ, называемый паспортом отходов, которые в краткой машиноориентированной форме содержит информацию об отходах по каждой из позиций, перечисленных в п.3.1.
3.3. Паспорт отходов заполняют с момента регистрации конкретного отхода на основании поступления исходной информации о его количестве, месте расположения, собственнике и/или владельце, а закрывают после прекращения существования паспортизуемых отходов в результате их переработки, захоронения или уничтожения. Паспорт отходов открывают, закрывают и вносят изменения и дополнения в соответствии с процедурой, приведенной в нормативной и методической документации.
3.4. Нормативные и методические документы по проблемам деятельности в сфере обращения с отходами разрабатывают заинтересованные федеральные, региональные и отраслевые органы.
3.5. Нормативные и методические документы не должны противоречить положениям законодательных актов и федеральных программ.
3.6 Каждый этап технологического цикла отходов (ЭТЦО) в соответствии с ГОСТ Р 53692 должен быть документирован в установленном порядке. На основе настоящего стандарта рекомендуется разрабатывать стандарты организаций с установлением конкретного содержания выполняемых работ на ЭТЦО.
3.7 Документирование и осуществление работ на каждом ЭТЦО должно опираться на наилучшие доступные технологии, учитывающие передовой отечественный в соответствии с ГОСТ Р 54097, межгосударственный, международный [23] - [26], [28] - [33], региональный [27], [34] и зарубежный опыт [35].

4. Документирование деятельности по обращению с отходами

4.1. Целью документирования отходов в аспекте их классификации и соответствующего кодирования является создание единого языка общения в рассматриваемой области между различными субъектами как на межотраслевом, межрегиональном, так и на межгосударственном и международном уровнях. В сферу документирования входит номенклатурная часть идентификации отходов, место образования, месторасположение, агрегатное состояние, проявляемые виды опасности, содержание опасных, особо опасных, ресурсных и ценных компонентов и т.п. При этом классификация может содержать элементы статистического учета (количество классифицируемых отходов, полные данные о собственнике/владельце, реализованный способ обращения с ними и т.п.). Для достижения межгосударственного взаимодействия при разработке различных аспектов классификации рекомендуется в наиболее полной форме использовать соответствующие документы Европейского Экономического Сообщества (ЕЭС), Организации Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР) и других международных организаций. Для облегчения общения на внутрироссийском и постсоюзном пространстве рекомендуется, в свою очередь, использовать классификаторы ОКП, ОКПО, ОКАТО, ГОСТ Р 52105, [12], [13].
4.2. Результаты образования (ГОСТ Р 53791), движения (ГОСТ Р 53692) и ликвидации отходов с утилизацией инертных их частей и удалением отходов I-IV класса опасности, захоронение которых проводят на основе требований [19], учитывают по формам статистической отчетности в этой области, а также другим формам, действующим в смежных областях.
Учитывая то, что в последнее время в ряде национальных, межгосударственных и международных документов появились формы кодирования таких характеристик отходов, как класс токсичности, перечни опасных компонентов отходов, перечни свойств отходов, определяющих их опасность, рекомендуется последовательно расширять формы отчетности за счет включения в них перечисленных позиций и вводить в действие такие формы на местном, региональном и федеральном уровнях.
Разработка любой формы учета должна сопровождаться соответствующим программным обеспечением, позволяющим обрабатывать получаемую информацию по правилам, существующим в области обработки статистических данных.
4.3. Документирование отходов I-IV класса опасности [8], в т.ч. их токсичных [17] характеристик, заключается в оценке соответствующих классов опасности, определяемых расчетными или экспериментальными методами. При расчетном определении класса токсичности документируют все характеристики отхода, на основании которых был вычислен класс токсичности, и приводят литературные источники, которые были использованы для его расчета. В этом случае не требуется экспериментально определять не только класс токсичности отходов, но и их состав. Состав отходов определяют на основании состава первичного сырья, из которого образовались отходы, и воздействий, которым это сырье подвергалось, причем концентрацию компонентов определяют по принципу "не более".
Кроме этого, документируют данные о других видах опасности отходов, таких как пожаро- и взрывоопасность, химическая реакционная способность, коррозионная активность, горючесть и др.
4.4. Сведения о мерах предосторожности при обращении с отходами (необходимость применения специальной защитной одежды, противогазов или респираторов, избежание контактов с водой и т.п.) и особенности транспортирования отходов (перечисление возможных или, например, запрещенных транспортных средств, особенности упаковки и погрузки при транспортировании и т.п.) должны быть приведены в виде отдельных разделов. В одном из этих разделов должен быть приведен перечень первоочередных мер, принимаемых при возникновении аварийной ситуации (см. также ГОСТ Р 12.1.052).
Наличие или отсутствие у отходов перечисленных видов опасности определяют экспериментально в соответствии с действующими нормативами либо делают заключение на основании известных характеристик компонентов данных отходов с указанием соответствующих источников, приводящих к этим выводам.
4.5. При документировании ресурсных характеристик отходов указывают три группы сведений:
- сведения о составе и физико-химических, технологических свойствах отходов;
- сведения о сырье и материалах, из которых образовались отходы, и характер основных воздействий, которым подверглись эти материалы, что позволяет специалисту прогнозировать любые технологически значимые характеристики отходов;
- сведения обо всех внедренных, разработанных (лабораторные, пилотные установки, опытное производство) или только предложенных (патенты, научные работы) отечественных и/или зарубежных технологиях переработки отходов данного вида.
4.6. Лицензии выдают на осуществление такого вида деятельности по обращению с отходами, в результате которого юридическое или физическое лицо, ее осуществляющее, получает прибыль (транспортирование, переработка, складирование, захоронение, уничтожение отходов и т.п.). Для принятия решения о выдаче или отказе в выдаче лицензии проводят экспертизу соответствующего предприятия. Контролю подлежат наличие организационно-технических возможностей и материально-технического оснащения для выполнения заявленных видов деятельности, компетентность персонала в проведении заявленных действий, а также в случае возникновения нештатной (аварийной) ситуации.
4.7 Процедуры контроля выполнения требований нормативных документов в сфере обеспечения безопасного обращения с отходами производства и потребления осуществляют уполномоченные органы государственного контроля в области обращения с отходами.
4.7.1 Минприроды России осуществляет государственную политику [20], нормативно-правовое регулирование в сфере обращения с отходами, а также проводит приостановление или отмену неправомерных решений служб и агентств.
4.7.2 Уполномоченные органы государственного контроля в области обращения с отходами осуществляет в регионах: выдачу разрешений на выбросы и сбросы; оформление лимитов размещения отходов; выдачу лицензий на обращение с отходами I-IV класса опасности; проведение государственной экологической экспертизы.
4.7.3 Уполномоченные органы государственного контроля в области обращения с отходами осуществляют в регионах государственный экологический контроль.
4.8. Исключен с 1 января 2012 г.

5. Региональная система регулирования работ с отходами на основе их паспортизации и сертификации

5.1. Сертификация отходов по опасным признакам является обязательной и вводится в регионах на основе соответствующих постановлений органов местного управления. Сертификация по техногенным характеристикам отходов, содержащих ресурсные и ценные компоненты, является добровольной или обязательной также по решению органов местного управления.