(Действующий) Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 51769-2001 "Ресурсосбережение....

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий

Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 51769-2001 "Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Документирование и регулирование деятельности по обращению с отходами производства и потребления. Основные положения" (принят постановлением Госстандарта РФ от 28 июня 2001 г. N 251-ст)

Resources saving. Waste treatment. Documentation and regulation of dealing with production and consumption waste treating. Basic principles

Дата введения 1 января 2002 г.
Введен впервые

Введение

В настоящее время в России накоплено свыше 80 млрд тонн отходов, ежегодно их образуется еще до 5 млрд тонн, т.е. количество отходов заметно превышает объемы получаемого (добываемого) первичного сырья и материалов. Любое промышленное производство создает отходы: отходы актуальные, которые образуются в процессах производства, и отходы потенциальные, когда изделия и продукция производства по истечении сроков годности и эксплуатации или из-за брака переходят в отходы. Это говорит о возрастающем значении проблем, связанных с отходами, и указывает на необходимость скорейшего решения задач, возникающих на этапах сбора, хранения, транспортирования, комплексной переработки, с захоронением или уничтожением неутилизируемой части опасных и других отходов.
Проблемы, порождаемые существованием отходов, можно разделить на две части: снижение вредного воздействия отходов на человека и окружающую среду и повторное использование отходов в качестве альтернативного источника энергии и сырья.
Оба эти направления обращения с отходами до последнего времени развивались независимо. Нивелирование отрицательного воздействия отходов на человека и окружающую среду решалось с помощью нормативно-правового государственного регулирования. Повторное использование отходов считалось саморегулирующимся в рыночных отношениях. Эффективность приведенных подходов крайне низкая.
На данном этапе развития экономики только одновременное и комплексное применение таких механизмов, как рыночное и государственное нормативное (техническое) законодательство и правовое регулирование, способно эффективно решать поставленные выше задачи максимального вовлечения отходов в промышленное производство для получения товарных продуктов и энергии, и как следствие - снижать негативное воздействие отходов на человека и окружающую среду.
Настоящий стандарт направлен на решение проблем нормативного, правового и рыночного регулирования обращения с отходами на внутрироссийском и региональных уровнях.

1. Область применения

Настоящий стандарт устанавливает общие принципы и основные положения документирования и регулирования процессов обращения с отходами производства и потребления с учетом степени и характеристик различных видов опасности, их ресурсной ценности и контроля достоверности получаемых при этом результатов.
Настоящий стандарт распространяется на любые выявленные и вывозимые за пределы предприятия-изготовителя отходы, а также на продукцию с истекшими сроками годности, бракованную и устаревшую, техногенные отходы, ранее накопленные на территории России, образовавшиеся в результате долговременной деятельности предприятий и пригодные или непригодные для использования в виде вторичного сырья сразу или после соответствующей подготовки с учетом обеспечения при этом требований безопасности людей, промзон и окружающей среды.
Настоящий стандарт не распространяется на радиоактивные отходы и на ликвидируемые объекты вооружения и военной техники.
Положения настоящего стандарта применяют расположенные на территории России предприятия, организации, региональные и другие объединения (далее - предприятия) любых форм собственности и подчинения, а также органы управления в части их деятельности по обращению с отходами производства и потребления.
Положения, установленные в настоящем стандарте, применяют в научно-технической, учебной и справочной литературе, а также в других документах, устанавливающих порядок организации выполнения работ, являющихся объектами стандартизации при обращении с отходами производства и потребления.

2. Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты и классификаторы:
ГОСТ Р 14.01-2005 Экологический менеджмент. Общие положения и объекты регулирования
ГОСТ Р 17.0.0.06-2000 Охрана природы. Экологический паспорт природопользователя. Основные положения. Типовые формы
ГОСТ Р ИСО 14050-2009 Менеджмент окружающей среды. Словарь
ГОСТ Р 51768-2001 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Методика определения ртути в ртутьсодержащих отходах. Общие требования
ГОСТ Р 52104-2003 Ресурсосбережение. Термины и определения
ГОСТ Р 52105-2003 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Классификация и методы переработки ртутьсодержащих отходов. Основные положения
ГОСТ Р 53691-2009 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Паспорт отхода I-IV класса опасности. Основные требования
ГОСТ Р 53692-2009 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Этапы технологического цикла отходов
ГОСТ Р 53791-2010 Ресурсосбережение. Стадии жизненного цикла изделий производственно-технического назначения. Общие положения
ГОСТ Р 54097-2010 Ресурсосбережение. Наилучшие доступные технологии. Методология идентификации
ГОСТ Р 54098-2010 Ресурсосбережение. Вторичные материальные ресурсы. Термины и определения
ГОСТ Р 54099-2010 Ресурсосбережение. Вторичные материальные ресурсы. Основная номенклатура вторичного сырья
ОК 004-93 Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКДП)
ОК 005-93 Общероссийский классификатор продукции (ОКП)
ОК 007-93 Общероссийский классификатор предприятий и организаций (ОКПО)
ОК 019-95 Общероссийский классификатор объектов административно-территориального деления (ОКАТО).
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

3. Общие положения

3.1. Нормативно-правовое регулирование деятельности по обращению с отходами базируется на нормативных и методических документах, направленных на информационное обеспечение следующих аспектов деятельности;
- классификация отходов по ОК 005, [11], [12];
- учет образования по ГОСТ Р 53791, движения (регионального, внутрироссийского и межгосударственного) образовавшихся и ввозимых на территорию России партий отходов, способов их ликвидации с утилизацией, согласно ГОСТ Р 53691, [1], [2] инертных и удалением отходов I-IV класса опасности, согласно ГОСТ Р 53692,, в результате которых они прекращают свое существование (переработка в товарную продукцию, захоронение, уничтожение и т.п.);
- качественное и количественное определение видов и классов опасности документируемых отходов по ГОСТ Р 51768, [3], [4], [6], [8], [9], [11] - [17];
- определение ресурсных характеристик документируемых отходов по ГОСТ Р 17.0.0.06, [18], [19], [21], [22];
- экспертиза и лицензирование предприятий в части их деятельности, связанной с обращением с отходами по [5], [7], [10];
- контроль правильности терминологии (ГОСТ Р 14.01, ГОСТ Р ИСО 14050, ГОСТ Р 52104, ГОСТ Р 54098 и достоверности информации в сфере обращения с отходами.
3.2. По совокупности сведений, полученных в результате документирования деятельности по обращению с отходами, разрабатывают единый документ, называемый паспортом отходов, которые в краткой машиноориентированной форме содержит информацию об отходах по каждой из позиций, перечисленных в п.3.1.
3.3. Паспорт отходов заполняют с момента регистрации конкретного отхода на основании поступления исходной информации о его количестве, месте расположения, собственнике и/или владельце, а закрывают после прекращения существования паспортизуемых отходов в результате их переработки, захоронения или уничтожения. Паспорт отходов открывают, закрывают и вносят изменения и дополнения в соответствии с процедурой, приведенной в нормативной и методической документации.
3.4. Нормативные и методические документы по проблемам деятельности в сфере обращения с отходами разрабатывают заинтересованные федеральные, региональные и отраслевые органы.
3.5. Нормативные и методические документы не должны противоречить положениям законодательных актов и федеральных программ.
3.6 Каждый этап технологического цикла отходов (ЭТЦО) в соответствии с ГОСТ Р 53692 должен быть документирован в установленном порядке. На основе настоящего стандарта рекомендуется разрабатывать стандарты организаций с установлением конкретного содержания выполняемых работ на ЭТЦО.
3.7 Документирование и осуществление работ на каждом ЭТЦО должно опираться на наилучшие доступные технологии, учитывающие передовой отечественный в соответствии с ГОСТ Р 54097, межгосударственный, международный [23] - [26], [28] - [33], региональный [27], [34] и зарубежный опыт [35].

4. Документирование деятельности по обращению с отходами