(Действующий) Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 53691-2009 "Ресурсосбережение....

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий

Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 53691-2009 "Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Паспорт отхода I-IV класса опасности. Основные требования" (утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15 декабря 2009 г. N 1091-ст)

Resources saving. Waste treatment. Certificate of waste I-IV class of hazard. Basic requirement

Дата введения - 1 января 2011 г.
Введен впервые

Введение

В 90-е годы усилиями специалистов Технического комитета по стандартизации N 349 "Вторичные материальные ресурсы" был разработан комплекс из 13 стандартов (ГОСТ и ГОСТ Р) комплекса "Ресурсосбережение". Важнейший из всех в экологическом смысле ГОСТ 30774-2001 "Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Паспорт опасности отходов. Основные требования", хотя и не был лишен недостатков, как показала практика его применения, способствовал установлению единообразного для стран СНГ понимания проблемы оценки класса токсичности отхода, а также суммарной его опасности. Однако в терминологическом и методологическом смыслах ГОСТ 30774 за восемь прошедших лет устарел и не учитывает ряда появившихся на международном уровне и в Российской Федерации нормативно-правовых и нормативных документов. Можно перечислить основные инновации, имеющие место в законодательной и нормативной сферах с 2001 года, когда был принят ГОСТ 30774:
- в декабре 1994 г. Россия ратифицировала Базельскую конвенцию "О контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением" [1], положения которой были уточнены в 2002 г. [2];
- новые положения в развитие Резолюции Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) [2], предусматривающие существование национального правового и нормативного регулирования ряда важнейших вопросов, касающихся обращения с отходами, в частности, вопросов определения степени опасности тех или иных отходов, а также национальной системы контроля за достоверностью определения опасных характеристик отходов, утверждены приказом МПР России от 02.12.2002 г. N 786;
- 26 октября 2000 г. было утверждено постановление Правительства Российской Федерации N 818 [3], в развитие которого был выпущен приказ МПР России "Об утверждении паспорта опасного отхода" [4]. И хотя в действующей форме паспорта нашли отражение не все положения пункта 1 постановления N 818 (в паспорте отсутствует информация о "происхождении, количестве, свойствах, условиях и конкретных объектах размещения отходов, технологиях их использования и обезвреживания"), одностраничный "паспорт опасного отхода" свою позитивную роль играет и в настоящее время, хотя и название паспорта, и его содержание уточняются в связи с принятием N 309-ФЗ [16];
- "Критерии отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды" утверждены приказом МПР России N 511 [5];
- положения Резолюции ОЭСР "О трансграничном перемещении опасных отходов, предназначенных для операций по регенерации", зарегистрированы Минюстом России 9 января 2003 г. [6];
- разработанный во исполнение пункта 1 постановления N 818 "Федеральный классификационный каталог отходов" был зарегистрирован Минюстом России, регистрационный N 4107 от 9 января 2003 г. [7], а дополнения к нему зарегистрированы в Минюсте РФ 14 августа 2003 г. [8];
- 16 июня 2003 г. постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации утверждены Санитарные правила СП 2.11.7.1386-03 [9], содержащие требования по определению класса опасности токсичных отходов производства и потребления;
- за последние восемь лет в сфере безопасного обращения с отходами производства и потребления на уровне нормативно-правовых документов большое внимание уделяется Директиве 96/61/ЕС "О комплексном предотвращении и контроле загрязнений" [10], учитываемой при разработке технических регламентов. В нормативные документы внедряются требования Федерального закона "Об охране окружающей среды" [11], Экологической доктрины Российской Федерации [12], Федерального закона "О техническом регулировании" [13], модельных законов "Об экологической безопасности" [14] и "Об отходах производства и потребления" (новая редакция) [15].
Проблема достоверного определения класса опасности отхода решалась в Российской Федерации почти 20 лет и впервые нашла нормативное разрешение в ГОСТ 30774. Затем появились ведомственные документы [5,9]. При этом необходимо учитывать, что градации классов опасности в документе [5], где установлены обозначаемые римскими цифрами пять классов опасности отходов для окружающей среды: I - смертельно опасные отходы, II - чрезвычайно опасные отходы, III - опасные отходы, IV - малоопасные отходы, V - безопасные отходы, отличаются от градаций документа [9], где установлены обозначаемые арабскими цифрами четыре следующих класса: 1 класс - чрезвычайно опасные, 2 класс - высоко опасные, 3 класс - умеренно опасные, 4 класс - мало опасные отходы по степени их воздействия на человека и окружающую среду. Фактически документ [5] устанавливает экологические классы опасности отходов, а документ [9] - гигиенические характеристики опасности отходов. Кроме того, действующие Санитарные правила [9], определяя класс опасности токсичных отходов, не учитывают других опасных свойств отхода: пожароопасности, взрывоопасности, высокой реакционной способности, содержания возбудителей инфекционных болезней. Имеет место расхождение некоторых исходных справочных данных и получаемых результатов расчета.
Следует также учитывать, что значения ПДК (предельно допустимых концентраций) загрязняющих веществ в различных средах (в воде, в воздухе, на земле) в настоящее время уточняются и гармонизируются с международными подходами. Однако оба документа [5 и 9] уже получили достаточно широкое практическое применение в Российской Федерации, в связи с чем отпала необходимость в сохранении аналогичных и установлении уточненных расчетов класса опасности отхода в настоящем стандарте.
Из перечисленного понятно, что корректировка положений ГОСТ 30774, хотя и была предложена в двух публикациях (приложение Л, источники 18, 19), стала в полной мере невозможна из-за нераспространения сферы действия документов [3-5, 7-15] на страны СНГ. Кроме того, с введением в действие с 2003 г. в России Федерального закона "О техническом регулировании" от 27.12.2002 г. N 184-ФЗ изменился статус национальных стандартов - все они стали добровольными, что также необходимо учитывать.
Все это в целом и привело к необходимости разработки настоящего национального стандарта, содержащего гармонизированные с международными и межгосударственными документами в сфере обращения с отходами производства и потребления современные термины и определения, формы краткого и развернутого паспортов отхода, а также рекомендации по их заполнению пользователями. Для удобства пользования стандартом отходы в разных "агрегатных состояниях и физических формах" (см. примечания к [7]) включают твердые и жидкие, что устраняет возможные недоразумения на этапах технологического цикла отходов.
В наименование стандарта вместо термина "опасные отходы" введен термин "отходы I-IV класса опасности" с римскими цифрами, как это установлено в [16]. Кроме того, учитывая, что данный национальный стандарт не содержит раздела по определению класса опасности отхода, что установлено в ГОСТ 30774-2001, аспектной областью стандарта является установление именно основных, а не общих (более широких и емких) требований.

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает содержание и порядок заполнения паспорта отхода I-IV класса опасности (далее - Паспорт отхода), находящегося в разных агрегатных (физических) состояниях: твердом (собственно отходы, в т.ч. пылевидные) и жидком (сбросы, стоки).
Настоящий стандарт распространяется на любые отходы производства и потребления, образующиеся в промышленности, строительстве и сельском хозяйстве, а также в быту и муниципальных хозяйствах, где складируются, хранятся и потребляются отходы, подлежащие ликвидации на последней стадии жизненного цикла продукции, включая отходы, являющиеся результатами трансграничных перевозок.
Настоящий стандарт не распространяется на радиоактивные, биологические отходы, отходы лечебно-профилактических учреждений и военные объекты после окончания срока службы, снятия с эксплуатации и хранения.
Требования настоящего стандарта предназначены для предприятий, организаций и объединений предприятий, в том числе союзов, ассоциаций, концернов, акционерных обществ, межотраслевых, региональных и других объединений (далее - предприятий), независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности, а также для федеральных и региональных органов управления, имеющих прямое отношение к образованию и ликвидации отходов с обеспечением ресурсосбережения и защиты окружающей среды (ГОСТ Р 14050).
Требования настоящего стандарта в добровольном порядке учитывают при разработке документации для любых отходов при их образовании и на этапах их ликвидации.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р ИСО 14050-2009 Менеджмент окружающей среды. Словарь
ГОСТ Р ИСО 9000-2008 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь
ГОСТ Р 52104-2003 Ресурсосбережение. Термины и определения
ГОСТ Р 53692-2009 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Этапы технологического цикла отходов
ГОСТ 12.0.003-74 Система стандартов безопасности труда. Опасные и вредные производственные факторы. Классификация
ГОСТ 12.1.007-76 Система стандартов безопасности труда. Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасности
ГОСТ 12.1.041-83 Система стандартов безопасности труда. Пожаровзрывобезопасность горючих пылей. Общие требования
ГОСТ 12.1.044-89 (ИСО 4589-84) Система стандартов безопасности труда. Пожаровзрывоопасность веществ и материалов. Номенклатура показателей и методы их определения
ГОСТ 30772-2001 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте национального органа Российской Федерации по стандартизации в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный документ заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) документом. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины, определения и сокращения

В настоящем стандарте использованы термины по ГОСТ Р 14050, ГОСТ Р 52104, ГОСТ Р 53692, ГОСТ 30772, а также следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 отходы: Остатки продуктов или дополнительный продукт, образующиеся в процессе или по завершении определенной деятельности и не используемые в непосредственной связи с этой деятельностью.[ГОСТ 30772-2001, статья 3.1]
Примечания
1 отходы (waste): Вещества или предметы, от которых владелец хочет или должен избавиться.[ГОСТ Р ИСО 14050-2009, статья 3.12].
2 Избавление от отходов производится путем утилизации инертных компонентов (частей) и/или удаления опасных для окружающей среды составляющих.
3 К отходам относят твердые, порошкообразные, пылеобразные остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных, не являющихся конечной целью процесса производства, изделий и продуктов, в том числе некондиционных, использованная и утратившая полностью или частично свои исходные документированные потребительские свойства готовая продукция и другие техногенные или биоестественные объекты, предназначенные для ликвидации с их утилизацией или удалением.
4 К отходам относят техногенный объект (вещество, материал, изделие, предмет), образовавшийся в процессах производства и эксплуатации продукции, при выполнении работ или оказании услуг и не находящий применения на предприятии (у владельца) из-за несоответствия объекта требованиям конкретного документа на основную продукцию и/или правилам его эксплуатации, в связи с чем владелец считает его полностью непригодным для использования в том качестве, для которого он предназначен, и ликвидирует его или намеревается ликвидировать.
5 К отходам относят бытовые пищевые, торговые и иные отбросы, сор, мусор в твердой, пылеобразной или вязкой фазах.
6 К отходам относят объекты, подлежащие ликвидации и отличающиеся одним или несколькими признаками, указанными в перечне-идентификаторе Резолюции ОЭСР [6]:
Q1 - не оговоренные как-либо производственные остатки (а не исходные заготовки из любых материалов, не полуфабрикаты, пригодные для дальнейшего использования в соответствии с документированным назначением, и не побочные продукты - см. определение пункта 3.2);
Q2 - продукция, не отвечающая техническим условиям, а также паспортам, описаниям, в т.ч. каталожным, и другим документам на поставку, ставшая такой, например, в результате нештатных ситуаций;