Действующий
При реализации этого сценария доля учреждений культуры и искусства, находящихся в федеральной собственности, состояние которых является удовлетворительным, к 2030 году составит 100 процентов, а доля объектов культурного наследия, находящихся в федеральной собственности, состояние которых является удовлетворительным, - 90 процентов. При этом численность занятых в сфере культуры будет возрастать.
Реализация этого сценария позволит достигнуть прорывных результатов фактически на всех ключевых проблемных направлениях, кардинальным образом изменить ситуацию с сохранением объектов культурного наследия и культурной инфраструктурой, в том числе в регионах Российской Федерации, к 2030 году достигнуть, а в ряде регионов превысить социальные нормативы и нормы обеспеченности организациями культуры в субъектах Российской Федерации, существенно расширить сети учреждений культуры и искусства (включая профессиональное образование) с учетом меняющихся демографических, социально-экономических особенностей и сокращающихся региональных диспропорций, а также обеспечить расширение распространения русского языка и культуры в мире.
Базовый сценарий определяется постепенным развитием имеющихся позитивных тенденций и постепенным преодолением существующих проблем, увеличением совокупных расходов на культуру за счет всех источников (к 2030 году - до 1,4 процента внутреннего валового продукта), в которых доля внебюджетных поступлений будет постепенно возрастать, повышением эффективности государственного управления и привлечением к реализации государственной культурной политики иных субъектов культурной политики, обеспечением приоритетного культурного и гуманитарного развития.
При базовом сценарии не произойдет взрывного роста, но продвижение культуры как стратегического национального приоритета, концентрация имеющихся ресурсов и постепенное подключение элементов многоканальной системы финансирования культуры на приоритетных направлениях будут способствовать заметному улучшению положения культуры, повышению качества человеческого потенциала и модернизации материально-технической базы.
Базовый сценарий с большей вероятностью может быть реализован при увеличении совокупных расходов на культуру за счет всех источников до 0,8 процента валового внутреннего продукта уже к 2020 году. Подобный сценарий позволит к 2030 году увеличить до 90 процентов долю учреждений культуры и искусства, находящихся в федеральной собственности, состояние которых является удовлетворительным. При этом доля объектов культурного наследия, находящихся в федеральной собственности, состояние которых является удовлетворительным, за указанный период составит 59 процентов. К началу 2018 года будет завершено внесение информации об объектах культурного наследия в электронную базу данных единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Базовый сценарий предполагает продвижение стратегических законодательных инициатив, направленных на стимулирование государственно-частного партнерства, существенное увеличение финансирования мероприятий по сохранению и государственной охране объектов культурного наследия. При этом сценарии можно прогнозировать вывод объектов культурного наследия из аварийного и руинированного состояния, увеличение количества объектов культурного наследия, находящихся в хорошем и удовлетворительном состоянии, и соответствующее сокращение количества памятников, находящихся в неудовлетворительном состоянии.
К 2020 году должны быть утверждены границы территории и предметы охраны 40 процентов объектов культурного наследия, мероприятия по государственной охране которых осуществляются на федеральном уровне, границы зон охраны 80 процентов объектов культурного наследия федерального значения, входящих в состав номинаций Списка всемирного наследия ЮНЕСКО, границы 75 процентов исторических поселений федерального значения, их предметы охраны, перечни исторически ценных градоформирующих объектов, а также должно быть увеличено количество российских объектов, включенных в Список всемирного наследия ЮНЕСКО, до 32 таких объектов.
вхождение в 5 стран - лидеров по количеству объектов, включенных в Список всемирного наследия ЮНЕСКО;
содействие включению трансграничных объектов государств - участников Содружества Независимых Государств в Список всемирного наследия ЮНЕСКО;
обеспечение государственной охраны 100 процентов объектов культурного наследия путем утверждения границ их территории и предметов охраны.
Для обеспечения надлежащего воспитания детей в краткосрочной перспективе до 2018 года необходимо увеличить количество детских школ искусств и количество обучающихся в них детей, что позволит охватить 15 процентов детского населения страны (по сравнению с 11,8 процента в 2015 году). До 2030 года охват детей занятиями в детских школах искусств должен составить не менее 18 процентов.
повышение до 50 процентов доли федеральных государственных цирков, имеющих современную материально-техническую базу, в общем количестве федеральных государственных цирков;
увеличение до 68 процентов доли учреждений культуры и искусства, находящихся в удовлетворительном состоянии, в общем количестве учреждений культуры и искусства.
увеличение в 1,6 раза количества цирковых представлений и в 1,7 раза количества посетивших их зрителей.
увеличить до 90 процентов долю учреждений культуры и искусства, находящихся в удовлетворительном состоянии, в общем количестве учреждений культуры и искусства;
обеспечить на 80 - 90 процентов регионы Российской Федерации организациями культуры в соответствии с социальными нормативами и нормами;
обеспечить развитие инфраструктуры современного искусства, включая создание филиалов государственных центров современного искусства;
организовать виртуальные театральные площадки, виртуальные концертные залы и виртуальные музеи во всех субъектах Российской Федерации.
В области поддержки и продвижения русского языка, языков народов Российской Федерации и отечественной литературы базовый сценарий предполагает:
увеличение численности специалистов, прошедших профессиональную переподготовку по вопросам перевода произведений, созданных на языках народов России, к 2018 году в 1,5 раза, к 2030 году в 3 раза;
увеличение количества качественных ресурсов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", позволяющих изучать русский язык, получать информацию о русском языке, образовании и русской культуре, к 2018 году в 10 раз, к 2030 году в 20 раз;
увеличение доли русских школ (классов) за рубежом, получивших адресную поддержку, включая поставку учебно-методических материалов на разных носителях, в общем количестве русских школ (классов) за рубежом к 2018 году в 1,5 раза, к 2030 году в 2,5 раза;
увеличение по сравнению с 2014 годом объема продажи книг в России на душу населения с 3 до 7, количества книжных магазинов на 1 млн. человек - с 14,5 до 38,2, количества специализированных объектов розничной торговли периодической печатью - с 30,1 тыс. до 50,5 тыс. объектов.
увеличение доли российских фильмов в отечественном прокате к 2018 году до 25 процентов, а к 2030 году до 30 процентов;
увеличение к 2020 году среднего числа посещений киносеансов одним жителем в год до 0,8 по сравнению с 0,35 в 2012 году.
С 2016 года начинает действовать механизм государственно-частного партнерства по стимулированию создания сети кинотеатров в городах с численностью меньше 100 тыс. жителей.
Стратегия позволяет при разных экономических, нормативно-правовых условиях реализовать один из 3 сценариев. Вместе с тем наиболее реалистичным и обеспечивающим приоритетность развития сферы культуры является базовый сценарий.
В соответствии с Основами государственной культурной политики основными целями государственной культурной политики являются:
укрепление единства российского общества посредством приоритетного культурного и гуманитарного развития;