Действующий
Из них опийной наркоманией страдает 6 936 человек (68,4 процента от общего числа состоящих на учете), каннабиноидной наркоманией - 740 человек (7,3 процента), психостимуляторы потребляют 632 человека (6,2 процента), другие наркотики или их сочетание - 1 836 человек (18,1 процента). Численность последней из перечисленных групп потребителей наркотиков возросла за последние 2 года на 10 процентов, что свидетельствует о переходе наркопотребителей на синтетические миксовые наркотики.
Данные, полученные по результатам социологических исследований распространенности наркомании, свидетельствуют о том, что расчетное количество жителей Южного Урала, имеющих опыт потребления наркотиков (хотя бы 1 раз), может достигать 183 тыс. человек.
По сведениям государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Челябинское областное бюро судебно-медицинской экспертизы", от передозировки наркотиков в 2014 году в Челябинской области погибло 170 человек (в 2013 году - 162 человека).
По данным Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Челябинской области, в 2014 году на территории Челябинской области зафиксировано 571 острое отравление наркотиками (в 2013 году - 796 отравлений, снижение на 28,3 процента).
Распространение незаконного оборота и незаконного потребления наркотиков обусловлено целым рядом взаимосвязанных факторов. Одним из них является прохождение через территорию Челябинской области крупнейшего наркотрафика - так называемого "северного маршрута" транспортировки афганского героина в европейскую часть России и регионы Дальнего Востока и Сибири.
Приграничное расположение Челябинской области, наличие крупных транспортных магистралей создают благоприятную почву для деятельности организованных преступных групп, осуществляющих контрабанду, транзитные перевозки и незаконной сбыт наркотиков.
Значительное влияние на динамику развития наркоситуации на территории Челябинской области оказывает распространение различных "дизайнерских" синтетических наркотиков, большая часть из которых производится в странах Юго-Восточной Азии. Они составляют конкуренцию находящимся в незаконном обороте ранее известным видам наркотиков, что влечет за собой постоянное изменение структуры наркорынка и маршрутов наркотрафика, а также расширение круга лиц, вовлеченных в оборот этих веществ.
В 2014 году на территории Челябинской области правоохранительными органами выявлено 6 269 преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков (за 2013 год - 5 804 преступления).
Из незаконного оборота изъято 617,3 килограмма наркотиков, что на 7,9 процента меньше, чем в 2013 году (670 килограммов).
На наркоситуацию в Челябинской области существенное влияние оказывает наличие собственной растительной сырьевой базы для производства наркотиков. В рамках оперативно-профилактической операции "Мак", проведенной в 2014 году правоохранительными органами Челябинской области, выявлены и уничтожены очаги произрастания дикорастущей конопли на территории общей площадью 914 953,5 кв. метра.
Доступность растительного сырья и простота изготовления из него наркотиков привлекают внимание как производителей, так и потребителей наркотиков.
Стратегией государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 июня 2010 года N 690 "Об утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года", в качестве приоритетных направлений деятельности определены:
сокращение предложения наркотиков путем целенаправленного пресечения их нелегального производства и оборота;
сокращение спроса на наркотики путем совершенствования системы профилактической, лечебной и реабилитационной работы.
Существует необходимость в дальнейшем повышении качества работы органов исполнительной власти и органов местного самоуправления муниципальных образований Челябинской области по вовлечению подростков и молодежи в программы, направленные на развитие их творческого, интеллектуального и спортивного потенциала.
В соответствии с Перечнем поручений Президента Российской Федерации от 21 июля 2015 года N Пр-1439ГС планируется реализация мероприятий, направленных на создание регионального сегмента национальной системы комплексной реабилитации и ресоциализации потребителей наркотиков.
В соответствии со статьей 53.3 Федерального закона от 8 января 1998 года N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации отнесены разработка, утверждение и реализация региональных программ, направленных на осуществление мероприятий в сфере профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании.
Сохраняющаяся сложность наркоситуации требует разработки и принятия неотложных мер по двум основным направлениям деятельности:
Подпрограмма носит межведомственный характер, поскольку проблема борьбы с наркоманией затрагивает практически все сферы деятельности общества и предусматривает дальнейшее осуществление комплекса мероприятий, направленных на активизацию работы по профилактике наркомании, повышение эффективности деятельности по лечению, реабилитации и ресоциализации потребителей наркотиков.
Целью подпрограммы является снижение уровня незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ жителями Челябинской области.
повышение уровня осведомленности населения о неблагоприятных последствиях незаконного потребления наркотиков;
Решение вопросов противодействия распространению наркомании невозможно осуществить в пределах одного финансового года, поскольку предусматривается проведение ряда долгосрочных мероприятий профилактического, лечебного, социального характера, а также мер противодействия незаконному обороту наркотиков.
Достижение цели и решение задач подпрограммы в установленные сроки обеспечиваются системой программных мероприятий (приложение 1 к государственной программе), в результате реализации которых будут достигнуты индикативные показатели (раздел VII подпрограммы).
Система мероприятий подпрограммы, ответственные за их исполнение, сроки исполнения, а также источник и объем финансирования представлены в приложении 1 к государственной программе (пункты 33 - 77).
Финансирование мероприятий подпрограммы планируется осуществлять в пределах бюджетных назначений и лимитов бюджетных обязательств, доведенных в соответствии с Законом Челябинской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год, направленных на реализацию подпрограммы.
Размер средств, предусмотренных на осуществление мероприятий подпрограммы в 2016 - 2018 годах, носит проектный характер и должен ежегодно уточняться при формировании областного бюджета на соответствующий финансовый год.
Объем финансирования подпрограммы (в ценах соответствующих лет) из областного бюджета составит 48 521,01 тыс. рублей, в том числе по годам:
Таблица 1 | ||||||||
N п/п | Наименование направлений мероприятий | Источник финансирования | Финансирование по годам (тыс. рублей) | Всего (тыс. рублей) | ||||
2016 год | 2017 год | 2018 год | ||||||
1. | Организационные и правовые меры противодействия распространению наркомании | областной бюджет | 170,9 | 330,0 | 330,0 | 830,9 | ||
2. | Профилактика потребления наркотиков | областной бюджет | - | 950,0 | 950,0 | 1 900,0 | ||
3. | Выявление и лечение лиц, потребляющих наркотики без назначения врача | областной бюджет | - | 5680,23 | 31920,23 | 36 860,46 | ||
4. | Комплексная реабилитация и ресоциализация лиц, потребляющих наркотики без назначения врача | областной бюджет | 1975,0 | 3 654,65 | 3 300,0 | 8 929,65 | ||
5. | Обеспечение контроля за легальным оборотом наркотиков | без финансирования | - | - | - | - | ||
6. | Пресечение незаконного оборота наркотиков | без финансирования | - | - | - | - | ||
Итого по подпрограмме | областной бюджет | 2145,9 | 10244,88 | 36130,23 | 48521,01 |