Действующий
Паспорт
государственной программы Челябинской области "Развитие культуры и туризма в Челябинской области на 2015-2017 годы"
Ответственный исполнитель государственной программы Челябинской области | - | Министерство культуры Челябинской области |
Соисполнители государственной программы | - | областные государственные учреждения культуры (по согласованию);социально ориентированные некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в области культуры и искусства на территории Челябинской области (по согласованию) |
Подпрограммы государственной программы | - | подпрограмма "Сохранение и развитие культурно-досуговой сферы на 2015-2017 годы";подпрограмма "Развитие государственных театров и концертных организаций на 2015-2017 годы";подпрограмма "Развитие художественного образования на 2015-2017 годы";подпрограмма "Сохранение объектов культурного наследия на 2015-2017 годы";подпрограмма "Развитие внутреннего и въездного туризма на 2015-2017 годы";подпрограмма "Укрепление материально-технической базы учреждений культуры на 2015-2017 годы" |
Программно-целевые инструменты государственной программы | - | отсутствуют |
Основная цель государственной программы | - | создание благоприятных условий для формирования духовно-нравственных и культурно-ценностных ориентиров населения Челябинской области посредством развития сферы культуры |
Основные задачи государственной программы | - | сохранение и преемственность историко-культурных традиций Южного Урала;развитие уникального образа региона;сохранение культурного и исторического наследия Южного Урала;доступность для граждан культурных ценностей и культурной жизни, реализация творческого потенциала населения;создание благоприятных условий для устойчивого развития сфер культуры и туризма;повышение качества и доступности услуг в сфере культуры и туризма;сохранение национальных культур, развитие культурно-досуговой деятельности;постановка и показ высокохудожественных спектаклей и концертных программ;поддержка деятельности театров и концертных организаций;сохранение и развитие системы профессионального образования в сфере культуры и искусства |
Целевые индикаторы и показатели государственной программы | - | количество пользователей, в том числе удаленных, областных государственных библиотек (тыс. человек);обновление фондов областных государственных библиотек (процентов);объем электронного каталога областных государственных библиотек (тыс. записей);количество методических мероприятий, разработанных методических материалов (единиц);количество проведенных фестивалей, выставок, смотров, конкурсов, конференций и иных программных мероприятий (единиц);количество единиц хранения основного фонда областных музеев (единиц);количество посетителей областных музеев (тыс. человек);обращаемость фильмофонда (единиц);количество мероприятий (спектаклей, концертов и другого), проведенных театрально-концертными учреждениями (единиц);количество зрителей на мероприятиях (спектаклях, концертах и других), проведенных театрально-концертными учреждениями (человек);выпуск специалистов с высшим и средним профессиональным образованием в сфере культуры и искусства (человек);число обучающихся в областных государственных образовательных организациях, подведомственных Министерству культуры Челябинской области (тыс. человек);количество объектов культурного наследия, на которых проведены мероприятия по сохранению (единиц);количество объектов культурного наследия, на которых проведены мероприятия по государственной охране (единиц);численность граждан Российской Федерации, размещенных в коллективных средствах размещения (тыс. человек); | численность иностранных граждан, размещенных в коллективных средствах размещения Челябинской области (человек);количество муниципальных районов и городских округов Челябинской области, утвердивших программы развития в сфере туризма (единиц);объем платных туристских услуг (тыс. рублей);объем платных услуг, предоставляемых гостиницами и аналогичными средствами размещения (тыс. рублей);количество новых туристско-экскурсионных маршрутов (единиц);количество мероприятий, проведенных с целью информационного обеспечения туризма на территории Челябинской области (информационные туры, презентации) (единиц);количество проведенных выставок, фестивалей, смотров, конкурсов, форумов (единиц);доля отремонтированных с использованием средств областного бюджета зданий учреждений культуры в общем количестве зданий учреждений культуры, находящихся в неудовлетворительном состоянии (аварийных и требующих капитального ремонта) (процентов);доля зданий учреждений культуры, приведенных в соответствие с нормами пожарной безопасности, по энергосбережению и повышению энергетической эффективности с использованием средств областного бюджета, в общем количестве зданий учреждений культуры (процентов); количество областных бюджетных учреждений культуры, в которых проведены мероприятия по укреплению материально-технической базы (единиц)
Этапы и сроки реализации государственной программы | - | государственная программа реализуется в 2015-2017 годах в три этапа:I этап - 2015 год;II этап - 2016 год;III этап - 2017 год |
Объемы бюджетных ассигнований государственной программы | - | общий объем финансирования на реализацию мероприятий государственной программы составляет 3 843 367,06 тыс. рублей, в том числе:средства федерального бюджета - 1 311,0 тыс. рублей;подпрограмма "Сохранение и развитие культурно-досуговой сферы на 2015 - 2017 годы" - 869 403,71 тыс. рублей, в том числе: средства федерального бюджета - 1 311,0 тыс. рублей; средства областного бюджета - 868 092,71 тыс. рублей;в том числе по годам:в 2015 году - 293 753,11 тыс. рублей, в том числе:средства областного бюджета - 293 753,11 тыс. рублей; в 2016 году - 294 214,6 тыс. рублей, в том числе:средства федерального бюджета - 1 311,0 тыс. рублей; средства областного бюджета - 292 903,6 тыс. рублей;в 2017 году - 281 436,0 тыс. рублей, в том числе:средства областного бюджета - 281 436,0 тыс. рублей;подпрограмма "Развитие государственных театров и концертных организаций на 2015-2017 годы" - 1 577 681,38 тыс. рублей, в том числе:средства областного бюджета - 1 577 681,38 тыс. рублей;в том числе по годам:в 2015 году - 536 349,58 тыс. рублей;в 2016 году - 520 665,9 тыс. рублей;в 2017 году - 520 665,9 тыс. рублей;подпрограмма "Развитие художественного образования на 2015-2017 годы" - 1 136 376,36 тыс. рублей, в том числе:средства областного бюджета - 1 136 376,36 тыс. рублей;в том числе по годам:в 2015 году - 386 876,36 тыс. рублей;в 2016 году - 374 750,0 тыс. рублей;в 2017 году - 374 750,0 тыс. рублей;подпрограмма "Сохранение объектов культурного наследия на 2015-2017 годы" - 112 434,72 тыс. рублей, в том числе:средства областного бюджета - 112 434,72 тыс. рублей;в том числе по годам:в 2015 году - 41 121,72 тыс. рублей;в 2016 году - 35 656,5 тыс. рублей;в 2017 году - 35 656,5 тыс. рублей;подпрограмма "Развитие внутреннего и въездного туризма на 2015-2017 годы" - 55 863,01 тыс. рублей, в том числе:средства областного бюджета - 55 863,01 тыс. рублей;в том числе по годам:в 2015 году - 20 497,01 тыс. рублей;в 2016 году - 17 683,0 тыс. рублей;в 2017 году - 17 683,0 тыс. рублей;подпрограмма "Укрепление материально-технической базы учреждений культуры на 2015 - 2017 годы" - 91 607,88 тыс. рублей, в том числе:средства областного бюджета - 86 105,98 тыс. рублей;средства местных бюджетов - 5 501,9 тыс. рублей;в том числе по годам:в 2015 году - 41 607,88 тыс. рублей;средства областного бюджета - 36 105,98 тыс. рублей;средства местных бюджетов - 5 501,9 тыс. рублей;в 2016 году - 25 000,0 тыс. рублей;средства областного бюджета - 25 000,0 тыс. рублей;в 2017 году - 25 000,0 тыс. рублей;средства областного бюджета - 25 000,0 тыс. рублей | средства областного бюджета - 3 836 554,16 тыс. рублей;средства местных бюджетов - 5 501,9 тыс. рублей;в том числе по годам:в 2015 году - 1 320 205,66 тыс. рублей, в том числе:средства областного бюджета - 1 314 703,76 тыс. рублей;средства местных бюджетов - 5 501,9 тыс. рублей; в 2016 году - 1 267 970,0 тыс. рублей, в том числе:средства федерального бюджета - 1 311,0 тыс. рублей; средства областного бюджета - 1 266 659,0 тыс. рублей;в 2017 году - 1 255 191,4 тыс. рублей, в том числе:средства областного бюджета - 1 255 191,4 тыс. рублей;в том числе в разрезе подпрограмм:
Ожидаемые результаты реализации государственной программы | - | в результате реализации государственной программы предполагается достижение следующих показателей:сохранение в 2017 году количества пользователей, в том числе удаленных, областных государственных библиотек -73,4 тыс. человек;сохранение в 2017 году обновления фондов областных государственных библиотек - 1,5 процента; сохранение в 2017 году объема электронного каталога областных государственных библиотек - 850,0 тыс. записей;сохранение в 2017 году количества методических мероприятий, разработанных методических материалов - 686 единиц;сохранение в 2017 году количества проведенных фестивалей, выставок, смотров, конкурсов, конференций и иных программных мероприятий - 155 единиц; увеличение количества единиц хранения основного фонда областных музеев до 232 955 единиц в 2017 году; увеличение количества посетителей областных музеев до 227,6 тыс. человек в 2017 году;обращаемость фильмофонда на уровне 1 единицы; количество мероприятий (спектаклей, концертов и другого), проведенных театрально-концертными учреждениями, в 2017 году - 2490 единиц; количество зрителей на мероприятиях (спектаклях, концертах и другом), проведенных театрально-концертными учреждениями, в 2017 году - 688,3 тыс. человек;сохранение выпускаемых специалистов с высшим и средним профессиональным образованием в сфере культуры и искусства в 2017 году в количестве 394 человек;сохранение обучающихся в областных государственных образовательных организациях, подведомственных Министерству культуры Челябинской области, в 2017 году в количестве 2,5 тыс. человек;количество объектов культурного наследия, в которых проведены мероприятия по сохранению в 2015-2017 годах, - 16 единиц;количество объектов культурного наследия, на которых проведены мероприятия по государственной охране в 2015-2017 годах, - 240 единиц;увеличение численности граждан Российской Федерации, размещенных в коллективных средствах размещения, до 857,9 тыс. человек в 2017 году;увеличение численности иностранных граждан, размещенных в коллективных средствах размещения Челябинской области, до 51 015 человек в 2017 году;увеличение количества муниципальных районов и городских округов Челябинской области, утвердивших программы развития в сфере туризма, на 9 единиц; увеличение объема платных туристских услуг до 5 819 500 тыс. рублей в 2017 году;увеличение объема платных услуг, предоставляемых гостиницами и аналогичными средствами размещения, до 2 320 911 тыс. рублей в 2017 году;увеличение количества новых туристско-экскурсионных маршрутов на 14 единиц, в том числе: 2015 год - 4, 2016 год - 5, 2017 год - 5;увеличение количества мероприятий, проведенных с целью информационного обеспечения туризма на территории Челябинской области (информационные туры, презентации), на 12 единиц, в том числе: 2015 год - 4, 2016 год - 4, 2017 год - 4;увеличение количества проведенных выставок, фестивалей, смотров, конкурсов, форумов на 6 единиц, в том числе: 2015 год - 2, 2016 год - 2, 2017 год - 2;доля отремонтированных с использованием средств областного бюджета зданий учреждений культуры в общем количестве зданий учреждений культуры, находящихся в неудовлетворительном состоянии (аварийных и требующих капитального ремонта), в 2017 году - 0,93 процента;доля зданий учреждений культуры, приведенных в соответствие с нормами пожарной безопасности, по энергосбережению и повышению энергетической эффективности с использованием средств областного бюджета, в общем количестве зданий учреждений культуры в 2017 году - 0,39 процента;увеличение количества областных бюджетных учреждений культуры, в которых проведены мероприятия по укреплению материально-технической базы, на 6 единиц, в том числе: 2015 год - 2; 2016 год - 2; 2017 год - 2. |
Государственная программа Челябинской области "Развитие культуры и туризма в Челябинской области на 2015-2017 годы" определяет цели, задачи и направления развития культуры и туризма в Челябинской области, финансовое обеспечение и механизмы реализации мероприятий, показатели их результативности.
Челябинская область расположена на Южном Урале и на западной окраине Западно-Сибирской равнины, граничит с Казахстаном, Республикой Башкортостан, Свердловской, Оренбургской и Курганской областями, относится к Уральскому федеральному округу.
библиотечное дело - 4 областные и 904 муниципальные библиотеки, в том числе 1 Комплекс информационно-библиотечного обслуживания;
образование в сфере культуры: 1 федеральное высшее учебное заведение; 5 областных образовательных организаций (2 высших, 2 средних и 1 дополнительное профессиональное образование); 133 детских школы искусств;
историко-культурный заповедник - 1 (областное государственное бюджетное учреждение культуры "Челябинский государственный историко-культурный заповедник "Аркаим");
туризм: 1 областное государственное бюджетное учреждение культуры "Центр развития туризма Челябинской области", 400 туристических фирм, 153 гостиницы и иных коллективных средств размещения.
В Челябинской области постоянно осуществляется поддержка профессиональных театральных коллективов и концертных организаций.
Во исполнение постановления Губернатора Челябинской области государственными премиями Челябинской области в сфере культуры и искусства награждается с 2012 года 10 человек, размер государственной премии Челябинской области в сфере культуры и искусства составляет 100 тыс. рублей каждому.
Также работники культуры и искусства награждаются премией Законодательного Собрания Челябинской области в социальной сфере в области культуры и искусства.
Согласно перечням поручений Президента Российской Федерации и Председателя Правительства Российской Федерации, а также во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 10 июня 2011 г. N 1019-р "О Концепции развития театрального дела в Российской Федерации на период до 2020 года" в 2012 году Министерством культуры Челябинской области разработана Концепция долгосрочного развития театрального дела в Челябинской области на период до 2020 года, одобренная распоряжением Правительства Челябинской области от 10.12.2012 г. N 303-рп "О Концепции долгосрочного развития театрального дела в Челябинской области на период до 2020 года", целью которой является определение путей и способов сохранения достижений сценического искусства, а в долгосрочной перспективе (2013 - 2020 годы) - обеспечение динамичного развития театрального дела как в традиционных формах, так и с использованием экспериментальных подходов посредством адаптации имеющегося мирового опыта в этой сфере.
На основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 19 июля 2010 г. N 1230-р "О Концепции федеральной целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2016 годы)" одним из главных направлений перехода к инновационному социально ориентированному типу экономического развития государства является создание условий для улучшения качества жизни российских граждан, в том числе за счет развития инфраструктуры отдыха и туризма, а также обеспечения качества, доступности и конкурентоспособности туристских услуг.
Преобразования в обществе, экономические реформы не могли не затронуть сферу культуры и туризма, которая в последние годы характеризовалась ростом творческой инициативы граждан, потребителей и заказчиков услуг с одной стороны и сокращением государственной поддержки с другой. В результате этого исполнение обязательств по обеспечению прав граждан на доступ к культурным ценностям, пользование учреждениями культуры и создание условий для повышения качества жизни населения, которые являются основной задачей государственной политики по развитию сферы культуры в Российской Федерации, выполняются не в полном объеме.
4) ограничения в беспрепятственном доступе к качественным культурным продуктам людей, нуждающихся в особой поддержке государства;
7) невыгодные экономические условия для привлечения инвестиций в туристскую инфраструктуру, отсутствие готовых инвестиционных площадок, наличие административных барьеров;
9) низкий уровень межрегиональных культурных коммуникаций и недостаточное финансирование межрегиональных мероприятий.
Решение этих проблем возможно только программными методами путем реализации в ближайшие годы комплекса первоочередных мероприятий. Программно-целевой метод решения проблем культуры и туризма позволяет ежегодно определить самые болевые точки отрасли, сосредоточить средства на решении той или иной проблемы, а также своевременно реагировать на быстро меняющиеся требования времени.
Культура и туризм могут действенно создавать возможности для содержательного и насыщенного досуга, но для их реализации необходимы вложения в инфраструктуру.
Это особенно актуально в связи с принятием в 2010 году Федерального закона от 8 мая 2010 года N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений". Переход в новые типы учреждений требует новой системы управления, суть которой заключается в переходе от управления ресурсами к управлению результатами, увеличению внебюджетных доходов от деятельности учреждения. Учреждения нового типа должны быть саморазвивающимися, конкурентоспособными, создающими максимальные условия для удовлетворения изменившихся потребностей и запросов потребителей услуг.
Достижение данной цели будет зависеть не только от специфики услуг, внешней конъюнктуры, но и в немалой степени от существующих кадровых и материально-технических ресурсов, использования современных инновационных подходов в целях обеспечения непрерывности развития культуры и туризма посредством формирования эффективной среды для экспериментирования, новаторства, внедрения новых технологий распространения и потребления продуктов культуры.
Целью мероприятий, направленных на развитие библиотечного дела и обслуживания населения Челябинской области, является преломление негативной тенденции сокращения числа читателей. Проблемы внедрения современных информационных технологий в сфере развития библиотечного дела могут быть решены посредством: пополнения фондов библиотек актуальной литературой, увеличения количества документов на электронных носителях, создания поисково-справочного аппарата. Необходимы активные меры по продвижению чтения среди населения и особенно молодежи, созданию комфортных условий для читателей, расширению перечня дополнительных услуг для пользователей.
Основная задача развития музейного дела - стать мощным фактором имиджевой привлекательности Челябинской области. В современных реалиях необходимо шире переходить к динамичным, современным, "бросающимся в глаза" формам музейной работы. Музейные технологии Челябинской области отстают от накопленного мирового опыта, музей не должен быть скучным, он должен быть открытием при первом же посещении.
Для дальнейшего развития культурно-досугового, театрального и музыкального искусства требуются модернизация сценического, светозвукового оборудования, решение вопросов, связанных с обеспечением художественных коллективов высококвалифицированными специалистами, оказание поддержки талантливым актерам и исполнителям. В связи с отдаленностью региона от центральных районов России и высокой стоимостью оплаты проезда необходима поддержка творческих коллективов для участия в международных, всероссийских, региональных фестивалях, смотрах и конкурсах. Из-за увеличения постановочных расходов, расходов на рекламную деятельность, низкой платежеспособности населения без дополнительного финансирования невозможны расширение производственной деятельности театрально-зрелищных учреждений, организация полноценной гастрольной деятельности за пределами Челябинской области.
Существенной проблемой, оказывающей негативное влияние на темпы и перспективы развития отрасли, остается кадровый дефицит. Низкая заработная плата работников культуры влечет проблему старения кадров. Отсутствие молодых специалистов с современным мышлением ощущается практически во всех видах деятельности. Проблемы в сфере подготовки кадров для учреждений культуры и искусства могут быть решены посредством создания условий для выявления и поддержки одаренных детей и талантливой молодежи Челябинской области, создания условий для закрепления молодых специалистов в отрасли, оказания поддержки талантливым студентам и учащимся образовательных организаций культуры и искусства Челябинской области.
Проблема сохранения самобытной традиционной культуры, накопленного культурного наследия Челябинской области, особенно на фоне изменения федерального законодательства и делегирования федеральных полномочий органам исполнительной власти в этой сфере, приобретает сегодня чрезвычайную актуальность. Поддержка и развитие самодеятельного народного творчества, являющегося показателем уровня духовного и интеллектуального развития населения, - одно из приоритетных направлений политики государства в сфере культуры.
Необходимы дополнительные меры государственной поддержки народным художественным промыслам, системе подготовки кадров в сфере культуры и искусства, областным творческим союзам, осуществляющим в Челябинской области социально ориентированные культурные проекты, направленные на сохранение и возрождение культурного наследия, популяризацию культурных ценностей в сфере народного творчества, народных художественных промыслов и декоративно-прикладного искусства, театрального, музыкального, хореографического, фотографического и циркового искусства.
Гуманитарные практики не знают иного способа создания нового, нежели интерпретация и новое освоение уже существующего наследия. Сохранение культурного наследия - памятников и артефактов - должно восприниматься как формирование мощной платформы для роста актуальной современной культуры, для создания новых смыслов, новых конкурентоспособных систем и новых рыночных продуктов. Одной из основных проблем в сфере сохранения памятников архитектуры и истории является то, что мероприятия по их реставрации и ремонту требуют значительных инвестиций.
В настоящее время значительная часть памятников истории и культуры Челябинской области находится под угрозой уничтожения или резко снизила свою ценность в результате прямого или косвенного воздействия хозяйственной деятельности, а также из-за недостаточной охраны от разрушительных воздействий природных процессов.