Действующий
Калининское производственное объединение вагоностроения поставило вагонному участку Среднеазиатского направления Московской железной дороги пассажирские вагоны.В период гарантийного срока эксплуатации в 4-х вагонах были обнаружены дефекты генераторов, изготовленных Рижским электромашиностроительным заводом.
В связи с несвоевременным восстановлением изделий вагонный участок обратился в Госарбитраж РСФСР с иском о взыскании с Калининского ПО вагоностроения 20%штрафа за поставку недоброкачественной продукции.
Проверив в порядке надзора правильность принятого решения, зам. Главного государственного арбитра РСФСР не нашел оснований для его отмены.
Согласно ст. 41 Положения о поставках продукции производственно-технического назначения в случае поставки продукции с дефектами, возникшими по вине изготовителя /поставщика/, которые могут быть устранены на месте, изготовитель основного изделия /поставщик/ обязан по требованию покупателя /получателя/ устранить дефекты избранным способом /в т.ч. путем замены/ в течение 20 дней после получения требования покупателя /поставщика/.
В данном случае требование об устранении дефектов было предъявлено вагонным участком Рижскому электромашиностроительному заводу, т.е. непосредственному изготовителю недоброкачественных генераторов. Дефекты устранены заводом в течение 20 дней с момента получения требования.
Калининскому производственному объединению вагоностроения - поставщику вагонов - претензия о замене некачественных генераторов была направлена вагонным участком после устранения дефектов.
Поскольку вагоны были восстановлены в установленный Положением о поставках продукции 20-дневный срок, госарбитраж правомерно отказал во взыскании штрафа.
4. Обязательства по доукомплектованию продукции считаются выполненными с момента реального исполнения
Покупатель взыскал в безакцептном порядке с Щумерлинского комбината автофургонов 20% штрафа за поставку некомплектного кузова-фургона на шасси автомобиля "ЗИЛ -131". Не согласившись со взысканием, комбинат обратился в госарбитраж с иском о возврате штрафа.
Госарбитраж Иркутской области решением в иске отказал, указал, что штраф взыскан правильно, т.к. продукция доукомплектована за пределами 20-дневного срока.
В заявлении о пересмотре решения и постановления комбинат ссылался на то, что обязательство по доукомплектованию следует считать выполненным с момента сдачи недостающей детали на предприятие связи для доставки ответчику, а не поступления к покупателю.
В ходе проверки Госарбитражем РСФСР материалов дела было установлено, что при приемке поставленного истцом кузова-фургона на шасси автомобиля "ЗИЛ-131" ответчик выявил его некомплектность - отсутствие шланга воздушного сигнала и потребовал телетайпограммой от 13.02.89 г. доукомплектовать продукцию. Комбинат 28.02.89 г. выслал почтовой посылкой шланг ответчику. Недостающая деталь поступила к ответчику только 15.03.89 г.
Согласно п. 42 Положения о поставках продукции производственно-технического назначения в случае поставки некомплектной продукции изготовитель /поставщик/ обязан по требованию покупателя /получателя/ доукомплектовать или заменить ее комплектной продукцией в 20-дневный срок после получения требования, если иной срок не установлен соглашением сторон.
Поскольку продукция не была доукомплектована в 20-дневный срок, покупатель правомерно взыскал с поставщика штраф, установленный п. 59 названного Положения.
Довод комбината о том, что обязательство по доукомплектованию было выполнено с момента сдачи недостающей детали на предприятие связи для доставки ответчику, т.е. 28.02.89 неоснователен, поскольку обязательство считается выполненным с момента реального исполнения, когда покупатель может использовать продукцию по назначению.
5.Экономические /имущественные/ санкции, установленные ранее ведомственными нормативными документами, применяются лишь в исключительных случаях, когда это разрешено Советом Министров СССР, либо предусмотрено законодательным актом.
В соответствии с заключенным договором и графиком проведения капитального ремонта дизель-генераторов в 1988 г. производственное объединение "Коломенский завод" должно было отремонтировать и отгрузить Воронежскому тепловозоремонтоному заводу в ноябре и декабре 28 дизель-генераторов. Фактически отгружено 9.
Воронежский тепловозостроительный завод обратился в Госарбитраж с иском о взыскании с ПО "Коломенский завод" пени за задержку отправки дизель-генераторов из ремонта.
Воронежский тепловозостроительный завод посчитал решение неправильным и просил его отменить, иск удовлетворить, ссылаясь на то, что ответственность за исполнение обязательств предусмотрена в Основных условиях капитального ремонта и модернизации дизель-генераторов на предприятиях промышленности для ремонтных заводов МПС, принятых по согласованию между МПС СССР и Минтяжмашем СССР N 4263-500/6 от 29.12.84 г.
Правильность принятого по делу решения проверена в порядке надзора зам. Главного государственного арбитра РСФСР.
Постановлением Совета Министров СССР от 30.07.88 г. N 929 запрещено министерствам, ведомствам и другим органам хозяйственного руководства предусматривать по своей инициативе в издаваемых ими ведомственных нормативных актах меры экономической /имущественной/ ответственности предприятий, объединений и организаций. Экономические /имущественные/ санкции, установленные ранее ведомственными нормативными документами, применяются лишь в исключительных случаях, когда это разрешено Советом Министров СССР, либо предусмотрено законодательным актом.
Имущественная ответственность за ненадлежащее исполнение ремонта двигателей была включена в названные Основные условия МПС СССР и Минтяжмашем СССР.
Ссылка тепловозостроительного завода на условия договора, отсылающие к Основным условиям, не может быть принята во внимание, т.к. при отсутствии соглашения сторон об условиях и размере имущественной ответственности и действующих норм законодательства, устанавливающих такую ответственность, пени за просрочку отправки дизель-генератора взысканию не подлежат.
6. Предприятия-поставщики отчисляют торговым предприятиям /организациям/ сдатчикам тары суммы в установленном размере от залоговой стоимости сданной стеклянной тары из-под молокопродуктов для выплаты премий работникам за сбор стеклянной тары
Куйбышевский райпродторг г. Омска обратился в Госарбитраж с иском о взыскании с молочного завода "Омский" отчислений от залоговой стоимости сданной в марте 1989 г. стеклянной тары из-под молокопродуктов, для выплаты премий работникам за сбор стеклянной тары.
Госарбитраж Омской области решением в иске отказал, сославшись на то, что обязанность предприятия-поставщика молокопродуктов отчислять суммы для выплаты премий была установлена Особыми условиями поставки молока и молочных продуктов, которые уже не действуют, а в договоре эти обязанности также не предусмотрены.
Госарбитраж РСФСР проверил в порядке надзора по заявлению истца правильность принятых Госарбитражем Омской области решения и постановления.
Как следовало из материалов дела, договором, заключенным между сторонами, действительно, не предусмотрено производство таких отчислений. Однако, согласно распоряжению Совета Министров СССР от 11.06.81 г. N 1209р предприятия молочной промышленности, использующие возвратную стеклянную посуду из-под молока и молочных продуктов, обязаны перечислять предприятиям и организациям торговли и общественного питания сверх залоговой стоимости 0,5% залоговой стоимости указанной стеклянной посуды, возвращенной предприятиям молочной промышленности, для выплаты премий работникам, непосредственно занятым сбором посуды от населения и сдачи ее для повторного использования, а также работникам, обеспечивающим успешный сбор тары и ее возврат.
Госарбитраж РСФСР отменил решение и постановление Госарбитража Омской области и удовлетворил исковые требования.
7. Прекращение производства по делу производится только по основаниям, указанным в ст. 74 Правил рассмотрения хозяйственных споров.
В связи с выходом из строя основного изделия, головной поставщик перечислил платежным поручением эксплуатирующей организации 1500 руб. штрафа, предъявив в свою очередь регрессные требования изготовителю комплектующего дефектного блока. Изготовитель блока в удовлетворение претензии перечислил платежным поручением головному поставщику 1500 руб. Однако, в дальнейшем, перепроверив блок, его изготовитель посчитал, что он соответствует ТУ и обратился в госарбитраж с иском к головному поставщику и одновременно к изготовлению комплектующей детали, входящей в состав блока, о возврате перечисленной суммы.
Зам. Главного государственного арбитра Татарской АССР постановлением решение отменил и прекратил производство по делу, указав, что истец необоснованно объединил в одном исковом заявлении два требования, вытекающие из разных оснований.
К головному поставщику предъявлены требования об обратном взыскании уплаченной суммы, а изготовителю комплектующего изделия, входящего в состав блока, предъявлены регрессные требования.
Правильность принятых по делу решения и постановления проверена в порядке надзора Госарбитражем РСФСР по заявлению истца.
В ст. 74 Правил рассмотрения хозяйственных споров предусмотрен конкретный и исчерпывающий перечень оснований для прекращения производства по делу. Основание, по которому зам. Главного государственного арбитра Татарской АССР прекратил производство по делу названным перечнем не предусмотрено.
Госарбитраж РСФСР решение и постановление отменил и направил дело на новое рассмотрение в Госарбитраж Татарской АССР.
Трест "Курскжилстрой" обратился в госарбитраж с иском о взыскании с УКСа Курского горисполкома стоимости выполненных подрядных работ по строительству жилого дома.