Действующий
2.42. При проектировании пешеходных дорожек в зоне пересечений руководствуются теми же положениями, что и при проектировании велосипедных дорожек.
2.43. Продольный уклон велосипедных дорожек должен быть не более
. Максимальный уклон
допустим только на небольшом протяжении (до 100 м).
2.44. У магазинов, кинотеатров, столовых, в зонах кратковременного отдыха и других общественных местах рекомендуется сооружать открытые велосипедные стоянки, оборудованные стойками, боксами или другими устройствами для постановки и хранения велосипедов.
3. Пересечения и примыкания
Пересечения и примыкания автомобильных дорог
3.1. Проектированию пересечений и примыканий должна предшествовать разработка проекта всей автомобильной дороги. При этом решают вопросы транспортных связей с прилегающими территориями, удовлетворения разнообразных потребностей пользователей дорог.
3.2. Пересечения и примыкания проектируют с учетом перспективной интенсивности и состава движения, количества автомобилей, меняющих направление движения с одной из пересекающихся (или примыкающих) дорог на другую.
3.3. Проектировать пересечения и примыкания автомобильных дорог следует из условия обеспечения максимальной безопасности и удобства движения автомобилей в их пределах с наименьшими потерями времени. Располагать съезды и назначать их параметры следует исходя из интенсивности и скорости движения по ним.
3.4. Безопасность и удобство движения по пересечениям и примыканиям обеспечиваются своевременной видимостью, понятностью и удобством проезда по ним.
Понятность пересечений и примыканий обеспечивается созданием благоприятных условий для приоритетного проезда; применением простых и широко распространенных типов пересечений; организацией движения потоков автомобилей с помощью разметки, островков и другими направляющими устройствами (ограждения, сигнальные столбики и т.п.); ясным указанием мест переходов для пешеходов и велосипедистов; установкой наглядных схем, знаков и указателей на подходах к пересечениям и примыканиям и в их зоне.
3.5. Пересечения и примыкания автомобильных дорог, как правило, следует проектировать на свободных площадках и на прямых участках пересекающихся или примыкающих дорог.
Продольные уклоны дорог на подходах к пересечениям на протяжении расстояний видимости для остановки автомобиля (см.
табл. 2.6) не должны превышать
.
3.6. Выбор схем пересечений и примыканий автомобильных дорог, обоснование технических решений по их обустройству, а также сроков строительства производят на основе технико-экономических сопоставлений вариантов с учетом пропускной способности, безопасности и удобства движения по ним, строительной стоимости, затрат времени пассажирами, транспортных и дорожно-эксплуатационных расходов, стоимости отводимых под строительство земель, их перспективного развития, последующей реконструкции пересечения и архитектурно-эстетических характеристик сооружения.
3.7. В сложных узлах с большим количеством ответвлений в целях уменьшения площади, необходимой для размещения пересечений, элементы соединительных ответвлений следует проектировать исходя из минимальной расчетной скорости движения на них. При этом в зависимости от категорий пересекающихся дорог расчетную скорость допускается снижать на пересечениях в одном уровне до 15 км/ч, на пересечениях в разных уровнях до 50 км/ч при правоповоротных съездах и до 40 км/ч - при левоповоротных с доведением до расчетных скоростей на полосах движения основных потоков пересекающихся дорог.
3.8. Пересечения и примыкания в разных уровнях (транспортные развязки) надлежит проектировать, как правило, в следующих случаях:
на автомобильных дорогах всех категорий при их пересечении с дорогами I-а категории (по
СНиП 2.05.02-85) и примыкании к ним;
на автомобильных дорогах III категории при их пересечении с дорогами I-б и II категории (по
СНиП 2.05.02-85) и примыкании к ним;
при пересечении дорог III категории между собой и их примыкании при перспективной интенсивности движения в узле (в сумме для обеих пересекающихся или примыкающих дорог) более 4000 авт./сут.
Пересечения и примыкания дорог IV, I-c и II-с категорий между собой и с дорогами III категории следует предусматривать в одном уровне.
3.9. В целях уменьшения помех от местного движения, повышения скоростей, удобства и безопасности движения потоков основных направлений количество пересечений, съездов и въездов на дороги должно быть минимальным.
Пересечения и примыкания следует проектировать на дорогах III категории, как правило, не менее чем через 2 км с учетом конкретных условий: застройки, начертания существующей сети дорог и т.д.
Пересечения и примыкания на дорогах IV категории допускается проектировать, как правило, не менее чем через 0,8-1 км. Места расположения пересечений и примыканий выбираются по согласованию с землепользователями с учетом оптимальных размеров сельскохозяйственных массивов и частоты вертикального расчленения рельефа.
Местные дороги должны быть подведены к запроектированным пересечениям и примыканиям с использованием параллельных путей или должны пересекать дороги I-III категорий в разных уровнях без устройства съездов и въездов. В последнем случае размещение по протяжению не нормируется. Рекомендуется со съездами с дорог IV и I-c категорий совмещать съезды на площадки отдыха.
3.10. Все съезды и въезды на дорогах III и IV категорий должны иметь тот же вид покрытия, что и основная дорога:
при песчаных, супесчаных и легких суглинистых грунтах - на протяжении 100 м на дорогах III категории и 50 м - IV категории;
при черноземах, глинистых, тяжелых и пылеватых суглинистых грунтах - на протяжении 200 м на дорогах III категории и 100 м - IV категории.
Обочины на съездах и въездах на указанном выше протяжении следует укреплять на ширину не менее 0,5-0,75 м.
Съезды с дорог на вспомогательные полевые дороги, необходимые для проведения сезонных сельскохозяйственных работ, должны иметь те же виды покрытия, что и дорога, к которой примыкает съезд (но не прочнее покрытия дорожной одежды облегченного типа), на протяжении полосы отвода, а при согласовании с землепользователями не менее 25 м при движении одиночных автомобилей и сельскохозяйственных машин и 50 м при движении автопоездов и тракторов с прицепами. При глинистых и тяжелых суглинистых грунтах протяжение съездов с покрытиями принимается не менее 50 м.
3.11. Полевые дороги и скотопрогоны при пересечении с дорогами следует отводить под ближайшие сооружения с соответствующим их обустройством (дно сооружения по всей ширине и по 10 м в каждую сторону от дороги укрепляют каменным мощением, а на подходах к сооружению при необходимости устраивают направляющие ограждения).
При отсутствии таких сооружений на дорогах III категории на протяжении свыше 2 км при необходимости следует предусматривать их устройство.
Габариты искусственных сооружений для полевых дорог и скотопрогонов при отсутствии специальных требований заинтересованных организаций следует принимать по
табл. 3.1.
Назначение сооружений | Ширина, м | Высота, м |
Для полевых дорог | 8 | 4,5 |
Для прогона скота | 8 | 3,0 |
На дорогах IV, I-c и II-с категорий при отсутствии искусственных сооружений допускается перегон скота через дорогу в одном уровне. При этом в местах перегона скота должно быть предусмотрено укрепление обочин на участке длиной не менее 10 м. Место перегона скота выделяют путем устройства с обеих сторон вдоль дороги направляющих ограждений длиной, как правило, 15 м.
3.12. При суммарной интенсивности движения от 1000 до 4000 авт./сут необходимо принимать схемы пересечений и примыканий в одном уровне с переходно-скоростными полосами, зонами безопасности, островками на второстепенных дорогах и другими планировочными решениями по канализированию потоков и четкой организации движения в соответствии с распределением потоков по направлениям.
3.13. На главных дорогах для выделения полос движения или других устройств по организации движения (островки и т.д.) выполняют разметку соответствующих зон без возвышения их над проезжей частью.
3.14. На пересечениях автомобильных дорог в одном уровне, учитывая неравномерное распределение интенсивности движения по периодам года, рекомендуется устраивать на второстепенных дорогах съемные направляющие устройства, возвышающиеся на 10-15 см над проезжей частью.
3.15. Форма каплевидных островков на второстепенных дорогах определяется траекторией движения грузовых автомобилей при поворотах. Островки должны быть хорошо различимы. Островок треугольной формы смещают от кромки основной полосы на 1 м. Длина его должна быть не менее 5 м. В стесненных условиях при соответствующем обосновании допускается проектировать пересечения и примыкания без устройства островков.
3.16. Оси пересекающихся или примыкающих дорог должны образовывать угол, близкий к прямому. В случаях пересечения дорог под острым углом целесообразно, изменив трассу второстепенной дороги, приблизить угол пересечения к прямому с учетом местных условий. Это не распространяется на случаи, когда транспортные потоки не пересекаются, а сливаются или разветвляются (участки съезда или въезда). При слиянии или разветвлении неравнозначных дорог главным дорогам следует обеспечить большую плавность с четким выделением траекторий основных потоков.
3.17. При наличии в зоне пересечения более четырех, а в зоне примыкания более трех подходов дорог следует привести сложный узел к простым схемам, изменяя расположение некоторых дорог. При этом длина участков с покрытиями на подходах местных дорог к главной должна соответствовать указанной в
п. 3.10.
При приведении сложных схем к простым следует предусматривать мероприятия, предупреждающие выезд автомобилей в непредусмотренных местах.
При большой сложности пересечений на отдельных дорогах возможна организация одностороннего движения.
При реконструкции дорог для улучшения условий движения на главной дороге целесообразно изменять планировку примыканий, обеспечивая оптическое трассирование и выполняя примыкание второстепенной дороги под углом, близким к прямому.
При недостаточной видимости на главной дороге вместо пересечения допускается проектировать два смещенных примыкания к ней второстепенной дороги.
3.18. Простые пересечения и примыкания в одном уровне следует проектировать при суммарной перспективной интенсивности движения менее 1000 авт./сут.
В стесненных условиях при реконструкции автомобильных дорог и простых схемах пересечений и примыканий допускается на основе технико-экономического обоснования применять светофорное регулирование.
3.19. Кольцевые пересечения в одном уровне допускается проектировать в случаях, когда размеры движения на пересекающихся дорогах одинаковы или отличаются не более чем на 20%, а число автомобилей в левоповоротных потоках составляет не менее 40% на обеих пересекающихся дорогах. На кольцевых пересечениях следует предусматривать искусственное освещение, а на центральном островке напротив участков въезда - знаки направления поворота.
Диаметр центрального островка рекомендуется принимать равным не менее 60 м. Кольцевая проезжая часть должна иметь ширину не менее 11 м.
При реконструкции существующих, а также при проектировании вновь строящихся автомобильных дорог на трудных участках при соответствующем технико-экономическом обосновании минимальный диаметр центрального островка допускается принимать равным 40 м при содержании в составе потока менее 25% автопоездов.
3.20. Минимальный радиус сопряжения (по внутренней кромке проезжей части) на пересечениях и примыканиях принимают с учетом категории дороги, с которой происходит съезд, независимо от угла пересечения и примыкания: при съездах с дорог III категории - 20 м, с дорог IV, I-c и II-с категорий - 15 м. Если сопряжение выполняется под тупым углом, рекомендуется рассмотреть возможность увеличения радиусов до 30-50 м.