(Действующий) Постановление Правительства РФ от 17 ноября 2001 г. N 796 "О...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
Выполнение основных мероприятий по снижению выбросов парниковых газов станет важнейшим этапом реализации в России положений Киотского протокола к Рамочной конвенции ООН об изменении климата и одним из факторов, способствующих привлечению инвестиций в российскую экономику.
Реализация разработанных мероприятий приведет к сокращению выбросов парниковых газов к 2005 году до 80 млн. тонн СО2 эквивалента в год, а к 2010 году - до 330 млн. тонн СО2 эквивалента в год.

Раздел "Организационные мероприятия и мониторинг Программы"

В целях контроля за ходом разработки, утверждения и реализации программных мероприятий и обеспечением их качественного выполнения с учетом совершенствования законодательства Российской Федерации предусматривается проведение комплекса мер, направленных на решение следующих задач:
1) реализация энергетической стратегии, включающая:
разработку нормативных документов, определяющих содержание и организацию работ по контролю за реализацией положений энергетической стратегии;
разработку нормативных документов, определяющих параметры и показатели информационных ресурсов ТЭК;
информационно-аналитическое обеспечение оперативной и стратегической оценки и прогнозирования состояния ТЭК;
2) правовое, методическое и нормативно-техническое обеспечение Программы, направленное на:
разработку и реализацию мер по нормативному обеспечению государственного регулирования в сфере ТЭК, включая разработку проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов;
совершенствование нормативных правовых основ экологической и промышленной безопасности, охраны труда в организациях ТЭК, а также совершенствование нормативно-технических документов по стандартизации, метрологии и сертификации;
3) организация системы управления, информационное обеспечение и мониторинг реализации Программы с использованием:
программно-целевых методов управления как на стадии разработки, так и на стадии реализации;
административных механизмов управления и контроля, осуществляемых в пределах полномочий государственных заказчиков и органов управления Программой;
механизма заключения государственных контрактов, определяющего формы и условия взаимодействия, обязательства и ответственность участников Программы;
конкурсов на поставку продукции для федеральных государственных нужд, на привлечение инвесторов, подрядно-строительных организаций и исполнителей конкретных проектов и мероприятий;
наблюдения за выполнением программных мероприятий и заданий, эффективным и целевым использованием финансовых средств на основе сбора, обработки, анализа информации с применением современных технических средств и базы данных.

2. Подпрограмма "Безопасность и развитие атомной энергетики"

В рамках подпрограммы предусматривается проведение комплекса мероприятий по продлению эксплуатационного ресурса действующих энергоблоков, по достройке энергоблоков высокой и средней степени готовности, по обращению с облученным ядерным топливом и отходами атомных электростанций, по разработке качественно новых перспективных энергоблоков на принципах естественной безопасности, разработке кадастра перспективных площадок для размещения новых атомных электростанций, по снятию атомных электростанций с эксплуатации, по топливообеспечению и безопасности действующих атомных электростанций, а также по доведению до коммерческой реализации атомных электростанций с реакторами нового поколения и строительству новых энергоблоков (задел), ввод которых предполагается после 2010 года. Кроме того, предусматривается строительство ряда энергоблоков относительно небольшой мощности (от 1 до 50 МВт) в качестве автономных источников децентрализованного электро- и теплоснабжения в удаленных районах.
Развитие атомной энергетики предусматривается осуществлять поэтапно.
На первом этапе (2002-2005 годы) основными мероприятиями являются модернизация действующих атомных электростанций в целях продолжения безопасной и эффективной их эксплуатации; продление срока службы энергоблоков, выработавших ресурс; расконсервация, строительство и ввод в действие энергоблоков высокой и средней степени готовности, разработка кадастра перспективных площадок для размещения атомных электростанций; реконструкция и создание новых производств ядерно-топливного цикла, реконструкция "мокрых" хранилищ облученного ядерного топлива; модернизация и продление срока службы 11 энергоблоков действующих атомных электростанций после исчерпания назначенного ресурса; обеспечение прироста мощности атомных электростанций на 3 ГВт к 2005 году за счет начатого и расконсервированного строительства (выработка электроэнергии к 2005 году должна составить 174 млрд. кВт.ч).
На втором этапе (2006-2010 годы) планируется повышение топливно-энергетического потенциала действующих атомных электростанций за счет увеличения коэффициента использования установленной мощности и продления срока их эксплуатации, наращивание мощностей на базе энергоблоков нового поколения; подготовка к выводу из эксплуатации энергоблоков, выработавших срок службы; разработка технологии замкнутого топливного цикла с радиационно-эквивалентным захоронением радиоактивных отходов и технологической поддержкой режима нераспространения, разработка новых энергоблоков на принципах естественной безопасности. Планируется завершение реконструкции производства ядерно-топливного цикла, строительство "сухого" хранилища облученного ядерного топлива и модернизация радиохимического производства на федеральном государственном унитарном предприятии "Производственное объединение "Маяк".
Предусматривается обеспечить безопасную и эффективную эксплуатацию действующих энергоблоков с коэффициентом использования установленной мощности на уровне 80 процентов и продление срока службы энергоблоков первого поколения на 10 лет; прирост мощностей атомных электростанций к 2010 году на 4,81 ГВт и доведение выработки электроэнергии к 2010 году до 212 млрд. кВт.ч; подготовку к выводу из эксплуатации энергоблоков, выработавших свой ресурс, создание заделов новых мощностей для воспроизводства выбывающих мощностей энергоблоков первого поколения до 6 ГВт после 2010 года и дальнейшего роста мощностей атомной энергетики на 5-6 ГВт с доведением доли выработки электроэнергии на атомных электростанциях к 2020 году до 25 процентов по стране и до 40 процентов в ее европейской части.
Главным условием реализации мероприятий подпрограммы является обеспечение мер экологической безопасности, включая оценку воздействия атомных электростанций на окружающую среду. При этом предусматривается разработка новых требований по безопасности атомной энергетики с учетом российского и международного опыта, а также нормативных документов МАГАТЭ.

3. Подпрограмма "Энергоэффективность в сфере потребления"

Подпрограмма включает 6 разделов, касающихся основных потребителей энергоресурсов.

Раздел "Энергоэффективность энергоемких отраслей промышленности"

Предусматривается проведение комплекса программных мероприятий, направленных на реализацию имеющегося потенциала энергосбережения в промышленности путем создания правовых, экономических и технических механизмов, стимулирующих энергосбережение и позволяющих снизить себестоимость производимой продукции, повысить ее конкурентоспособность.
В результате реализации намеченных в разделе мероприятий экономия в промышленной сфере (черная и цветная металлургия, химия и нефтехимия, машиностроение и металлообработка, стройматериалы, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная, легкая и пищевая промышленность) составит 49-52 млн. тонн условного топлива в 2002-2005 годах и 50-54 млн. тонн условного топлива в 2006-2010 годах.

Раздел "Энергоэффективность в сельском хозяйстве"

Предусматривается проведение мероприятий, направленных на снижение энергоемкости сельскохозяйственного производства и повышение конкурентоспособности его продукции путем технического переоснащения систем энергообеспечения отрасли, внедрения прогрессивных технологий переработки сельскохозяйственной продукции и совершенствования механизма стимулирования энергосбережения.
В качестве первоочередных мер предусматриваются мероприятия по совершенствованию структуры топливно-энергетического баланса в отрасли, созданию правовой и методической базы энергосбережения, реализации быстроокупаемых общепромышленных энергосберегающих проектов и специальных инвестиционных проектов по развитию сельскохозяйственного производства.
Предполагается сэкономить в сельском хозяйстве в 2002-2005 годах 5,5-6,5 млн. тонн условного топлива, в 2006-2010 годах - 6-7 млн. тонн условного топлива.

Раздел "Энергоэффективность в жилищно-коммунальном хозяйстве"

Мероприятия раздела направлены на повышение качества предоставляемых населению услуг и надежности энергообеспечения в жилищно-коммунальной сфере. Ожидается снижение расходов бюджетов всех уровней на функционирование коммунально-бытовых организаций и затрат населения на оплату отопления, электро- и водоснабжения за счет сокращения непроизводственных расходов и потерь энергоресурсов и воды.
Планируется реализовать комплекс финансово-экономических и организационных мероприятий, направленных на своевременное обеспечение жилищно-коммунального хозяйства сезонными и текущими запасами топлива.
Основными направлениями повышения энергоэффективности потребления в жилищно-коммунальном хозяйстве являются выполнение малозатратных мероприятий, направленных на ликвидацию причин неэффективной эксплуатации энергетического оборудования и инженерных сетей; реализация быстроокупаемых общепромышленных энергосберегающих технологий и специальных инвестиционных проектов, связанных с коммунально-бытовой сферой, с учетом особенностей регионов.
Предполагается в 2002-2005 годах сэкономить 35-38 млн. тонн условного топлива энергоресурсов стоимостью около 24 млрд. рублей (в ценах 2001 года). В этом случае экономический эффект после компенсации затрат на создание энергосберегающих мощностей может составить около 14 млрд. рублей. В 2006-2010 годах экономия топливно-энергетических ресурсов в жилищно-коммунальном хозяйстве в целом по стране может достигнуть около 38 млн. тонн условного топлива.

Раздел "Энергоэффективность на транспорте"

Железнодорожный транспорт

В результате реализации программных мероприятий предполагается снизить эксплуатационные расходы на приобретение топлива, тепловой и электрической энергии и уменьшить долю затрат на топливно-энергетические ресурсы в общих эксплуатационных расходах железнодорожного транспорта.
Для железнодорожного транспорта определены три основных направления снижения расхода топливно-энергетических ресурсов- энергопотребление на тягу поездов, тепла и топлива в стационарном хозяйстве и электроэнергии в стационарной электроэнергетике.
В 2002-2005 годах предполагается сэкономить 4-4,6 млн. тонн условного топлива энергоресурсов и в 2006-2010 годах - 5 млн. тонн условного топлива.
Мероприятия раздела предусматривают введение учета и регулирования расхода электроэнергии, реконструкцию и модернизацию теплоэнергетического хозяйства путем внедрения современных котлоагрегатов, горелочных устройств, внедрение установок компенсаторов реактивной мощности и ограничителей холостого хода электропривода, автоматизацию технологических процессов, организацию энергооптимального пропуска поездопотока, минимизацию условных потерь в системе тягового электроснабжения и снижение сопротивления движению поездов.

Остальные виды транспорта

Предусматривается проведение комплекса программных мероприятий по снижению эксплуатационных расходов транспортных предприятий и организаций, находящихся в ведении Министерства транспорта Российской Федерации (воздушный, морской, речной, автомобильный, городской электрический транспорт, промышленный транспорт, транспорт на промышленных предприятиях, дорожное строительство), на топливо, тепловую и электрическую энергию за счет сокращения непроизводительных расходов и потерь энергоносителей при повсеместном введении учета и регулирования их расхода.
Экономия топливно-энергетических ресурсов в сфере транспорта составит в 2002-2005 годах 4,5-4,9 млн. тонн условного топлива и в 2006-2010 годах - 4,3-5,5 млн. тонн условного топлива.

Раздел "Энергоэффективность в организациях (учреждениях) федеральной бюджетной сферы"

Планируется проведение комплекса программных мероприятий, направленных на повышение эффективности использования топливно-энергетических ресурсов организациями и учреждениями, находящимися в ведении федеральных органов исполнительной власти, и сокращение на этой основе бюджетных расходов.
Перед федеральными органами исполнительной власти ставится задача обеспечить снижение энергопотребления в 2005 году на 14-16 процентов по сравнению с 2000 годом. Общая экономия топливно-энергетических ресурсов в 2002-2005 годах составит около 4,6 млн. тонн условного топлива, в 2006-2010 годах - около 8,3 млн. тонн условного топлива, для чего необходимо ежегодно снижать лимитируемое потребление топливно-энергетических ресурсов на 5 процентов.