(Действующий) Постановление Правительства РФ от 17 ноября 2001 г. N 796 "О...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
Для освоения ресурсов углеводородного сырья на шельфах арктических морей и Дальнего Востока предусмотрена разработка специальных технологий добычи и переработки, а также создание соответствующего оборудования и инфраструктуры в указанных регионах для транспортировки сырья на внутренний и внешний рынки.
В целях повышения эффективности функционирования и развития трубопроводной транспортировки нефти, газа и нефтепродуктов предусмотрены научно-технические мероприятия по ранней диагностике, своевременной реновации и модернизации трубопроводных систем, а также по выпуску необходимого оборудования и материалов.
Мероприятия в угольной промышленности направлены на снижение затрат при добыче и обогащении угольного сырья и улучшение качества угольной продукции. Реализация этих мероприятий позволит при открытом способе добычи увеличить производительность труда в 2-4 раза, снизить потери угля на 10-20 процентов и себестоимость 1 тонны угля в 1,5 раза, а при подземном (шахтном) способе увеличить нагрузку на очистной забой в 1,5-2 раза, повысить производительность труда рабочих в 2-2,5 раза и уменьшить себестоимость добычи угля в 1,5 раза.
Для углей обводненных месторождений предусмотрена комплексная технология приготовления, транспортирования, хранения и сжигания водоугольной суспензии.
В целях улучшения потребительских свойств угольной продукции на основе создания принципиально новых схем глубокого обогащения крупного и мелкого угля и повторного обогащения отсевов предусматривается снижение зольности угля в среднем в 1,5-2 раза, углеотходов при обогащении - в 1,2-1,5 раза, содержание серы в 1,1-5 раз, повышение теплотворной способности на 5-10 процентов и повышение выпуска концентрата до 50 процентов и более.
Предусмотрена разработка технологии термической переработки угля для получения высококалорийного твердого, жидкого и газообразного топлива, а также химических продуктов.
Планируется освоение новых технологий по добыче метана из угольных пластов и расширение использования сопутствующих полезных ископаемых (в том числе редких элементов) и отходов обогащения угля.
Мероприятия в электроэнергетике предусматривают существенные изменения структуры мощностей тепловых электрических станций по типам электростанций и видам используемого топлива. Приоритетным направлением является развитие экологически чистых электростанций в результате использования вместо паротурбинных установок тепловых электрических станций, применяющих парогазовые установки на газе, а далее - и на угле, что позволит повысить их коэффициент полезного действия до 55-60 процентов.
Предполагается осуществить техническое перевооружение газовых теплоэлектроцентралей и кумулятивных электрических станций путем их надстройки конвертированными газотурбинными установками, использование твердотопливных элементов в газотурбинных установках, создание установок по сжиганию угля в котлах с кипящим слоем под давлением и с внутрицикловой газификацией угля.
Мероприятия в сфере теплоснабжения направлены на создание новых и модернизацию существующих топливосжигающих устройств, обеспечивающих эффективное сжигание угля, в том числе низкосортных и местных видов топлива, создание и широкое внедрение систем автоматического регулирования теплоснабжения, приборов учета, контроля отпуска и распределения тепла, приборов диагностики тепловых сетей.
Для расширения сферы использования нетрадиционных возобновляемых источников энергии предусматривается создание оборудования для микрогидроэлектростанций, геотермальных теплоэлектростанций, ветровых энергетических установок малой и большой мощности, преобразования солнечного излучения, эффективного использования в энергетических целях органосодержащих твердых отходов, производства водорода и его использования в качестве энергоносителя, использования твердооксидных топливных элементов и создания комбинированных энергосистем на базе блочного и блочно-модульного подхода.

Раздел "Экологические аспекты энергоэффективного развития ТЭК, включая ресурсосберегающую переработку золошлаковых отходов тепловых электростанций и снижение выбросов парниковых газов"

Предусматривается обеспечить выполнение мероприятий, направленных на обеспечение экологической безопасности деятельности предприятий ТЭК и охраны окружающей среды.
Предполагается, что объем выбросов вредных веществ в атмосферу в 2002-2005 годах сократится на 1530 тыс. тонн, в 2006-2010 годах - на 2537 тыс. тонн, сброс загрязненных сточных вод уменьшится в 2002-2005 годах на 395 млн. куб. метров, в 2006-2010 годах - на 618 млн. куб. метров. Удельные выбросы вредных веществ в атмосферу на единицу добываемого сырья, его переработку, транспорт и потребление будут снижаться на 2-3 процента в год.
Предусматривается реализовать мероприятия по утилизации золошлаковых отходов, что позволит увеличить их переработку с 3 млн. тонн в 2000 году до 6-8 млн. тонн в 2005 году и за счет этого в 2002-2005 годах сэкономить до 3,4 млн. тонн цемента и до 5 млн. тонн природных инертных материалов. В 2006-2010 годах переработка золошлаковых отходов может быть доведена до 40 млн. тонн, что позволит сэкономить до 15 млн. тонн цемента и до 20 млн. тонн природных инертных материалов. При этом будут сокращены вредные выбросы в атмосферу на 10 процентов до 2005 года и на 20 процентов до 2010 года. Кроме того, планируется улучшить экологическую обстановку в 40 районах страны, а также широко использовать дешевые строительные материалы и конструкции на основе золошлаковых отходов, включая строительство автодорог и объектов малоэтажного строительства. Для этого предусматривается завершение строительства и ввод в эксплуатацию специальных установок по переработке золошлаковых отходов и создание новых установок для тепловых электростанций (Черепетской, Смоленской, Рязанской, Каширской, Беловской, Рефтинской и Несветай ГРЭС, Иркутской ТЭЦ-7, Челябинской ТЭЦ-2, Алексинской и Минусинской ТЭЦ, ТЭЦ-22 Мосэнерго).
Выполнение основных мероприятий по снижению выбросов парниковых газов станет важнейшим этапом реализации в России положений Киотского протокола к Рамочной конвенции ООН об изменении климата и одним из факторов, способствующих привлечению инвестиций в российскую экономику.
Реализация разработанных мероприятий приведет к сокращению выбросов парниковых газов к 2005 году до 80 млн. тонн СО2 эквивалента в год, а к 2010 году - до 330 млн. тонн СО2 эквивалента в год.

Раздел "Организационные мероприятия и мониторинг Программы"

В целях контроля за ходом разработки, утверждения и реализации программных мероприятий и обеспечением их качественного выполнения с учетом совершенствования законодательства Российской Федерации предусматривается проведение комплекса мер, направленных на решение следующих задач:
1) реализация энергетической стратегии, включающая:
разработку нормативных документов, определяющих содержание и организацию работ по контролю за реализацией положений энергетической стратегии;
разработку нормативных документов, определяющих параметры и показатели информационных ресурсов ТЭК;
информационно-аналитическое обеспечение оперативной и стратегической оценки и прогнозирования состояния ТЭК;
2) правовое, методическое и нормативно-техническое обеспечение Программы, направленное на:
разработку и реализацию мер по нормативному обеспечению государственного регулирования в сфере ТЭК, включая разработку проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов;
совершенствование нормативных правовых основ экологической и промышленной безопасности, охраны труда в организациях ТЭК, а также совершенствование нормативно-технических документов по стандартизации, метрологии и сертификации;
3) организация системы управления, информационное обеспечение и мониторинг реализации Программы с использованием:
программно-целевых методов управления как на стадии разработки, так и на стадии реализации;
административных механизмов управления и контроля, осуществляемых в пределах полномочий государственных заказчиков и органов управления Программой;
механизма заключения государственных контрактов, определяющего формы и условия взаимодействия, обязательства и ответственность участников Программы;
конкурсов на поставку продукции для федеральных государственных нужд, на привлечение инвесторов, подрядно-строительных организаций и исполнителей конкретных проектов и мероприятий;
наблюдения за выполнением программных мероприятий и заданий, эффективным и целевым использованием финансовых средств на основе сбора, обработки, анализа информации с применением современных технических средств и базы данных.

2. Подпрограмма "Безопасность и развитие атомной энергетики"

В рамках подпрограммы предусматривается проведение комплекса мероприятий по продлению эксплуатационного ресурса действующих энергоблоков, по достройке энергоблоков высокой и средней степени готовности, по обращению с облученным ядерным топливом и отходами атомных электростанций, по разработке качественно новых перспективных энергоблоков на принципах естественной безопасности, разработке кадастра перспективных площадок для размещения новых атомных электростанций, по снятию атомных электростанций с эксплуатации, по топливообеспечению и безопасности действующих атомных электростанций, а также по доведению до коммерческой реализации атомных электростанций с реакторами нового поколения и строительству новых энергоблоков (задел), ввод которых предполагается после 2010 года. Кроме того, предусматривается строительство ряда энергоблоков относительно небольшой мощности (от 1 до 50 МВт) в качестве автономных источников децентрализованного электро- и теплоснабжения в удаленных районах.
Развитие атомной энергетики предусматривается осуществлять поэтапно.
На первом этапе (2002-2005 годы) основными мероприятиями являются модернизация действующих атомных электростанций в целях продолжения безопасной и эффективной их эксплуатации; продление срока службы энергоблоков, выработавших ресурс; расконсервация, строительство и ввод в действие энергоблоков высокой и средней степени готовности, разработка кадастра перспективных площадок для размещения атомных электростанций; реконструкция и создание новых производств ядерно-топливного цикла, реконструкция "мокрых" хранилищ облученного ядерного топлива; модернизация и продление срока службы 11 энергоблоков действующих атомных электростанций после исчерпания назначенного ресурса; обеспечение прироста мощности атомных электростанций на 3 ГВт к 2005 году за счет начатого и расконсервированного строительства (выработка электроэнергии к 2005 году должна составить 174 млрд. кВт.ч).
На втором этапе (2006-2010 годы) планируется повышение топливно-энергетического потенциала действующих атомных электростанций за счет увеличения коэффициента использования установленной мощности и продления срока их эксплуатации, наращивание мощностей на базе энергоблоков нового поколения; подготовка к выводу из эксплуатации энергоблоков, выработавших срок службы; разработка технологии замкнутого топливного цикла с радиационно-эквивалентным захоронением радиоактивных отходов и технологической поддержкой режима нераспространения, разработка новых энергоблоков на принципах естественной безопасности. Планируется завершение реконструкции производства ядерно-топливного цикла, строительство "сухого" хранилища облученного ядерного топлива и модернизация радиохимического производства на федеральном государственном унитарном предприятии "Производственное объединение "Маяк".
Предусматривается обеспечить безопасную и эффективную эксплуатацию действующих энергоблоков с коэффициентом использования установленной мощности на уровне 80 процентов и продление срока службы энергоблоков первого поколения на 10 лет; прирост мощностей атомных электростанций к 2010 году на 4,81 ГВт и доведение выработки электроэнергии к 2010 году до 212 млрд. кВт.ч; подготовку к выводу из эксплуатации энергоблоков, выработавших свой ресурс, создание заделов новых мощностей для воспроизводства выбывающих мощностей энергоблоков первого поколения до 6 ГВт после 2010 года и дальнейшего роста мощностей атомной энергетики на 5-6 ГВт с доведением доли выработки электроэнергии на атомных электростанциях к 2020 году до 25 процентов по стране и до 40 процентов в ее европейской части.
Главным условием реализации мероприятий подпрограммы является обеспечение мер экологической безопасности, включая оценку воздействия атомных электростанций на окружающую среду. При этом предусматривается разработка новых требований по безопасности атомной энергетики с учетом российского и международного опыта, а также нормативных документов МАГАТЭ.

3. Подпрограмма "Энергоэффективность в сфере потребления"

Подпрограмма включает 6 разделов, касающихся основных потребителей энергоресурсов.

Раздел "Энергоэффективность энергоемких отраслей промышленности"

Предусматривается проведение комплекса программных мероприятий, направленных на реализацию имеющегося потенциала энергосбережения в промышленности путем создания правовых, экономических и технических механизмов, стимулирующих энергосбережение и позволяющих снизить себестоимость производимой продукции, повысить ее конкурентоспособность.
В результате реализации намеченных в разделе мероприятий экономия в промышленной сфере (черная и цветная металлургия, химия и нефтехимия, машиностроение и металлообработка, стройматериалы, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная, легкая и пищевая промышленность) составит 49-52 млн. тонн условного топлива в 2002-2005 годах и 50-54 млн. тонн условного топлива в 2006-2010 годах.

Раздел "Энергоэффективность в сельском хозяйстве"

Предусматривается проведение мероприятий, направленных на снижение энергоемкости сельскохозяйственного производства и повышение конкурентоспособности его продукции путем технического переоснащения систем энергообеспечения отрасли, внедрения прогрессивных технологий переработки сельскохозяйственной продукции и совершенствования механизма стимулирования энергосбережения.
В качестве первоочередных мер предусматриваются мероприятия по совершенствованию структуры топливно-энергетического баланса в отрасли, созданию правовой и методической базы энергосбережения, реализации быстроокупаемых общепромышленных энергосберегающих проектов и специальных инвестиционных проектов по развитию сельскохозяйственного производства.
Предполагается сэкономить в сельском хозяйстве в 2002-2005 годах 5,5-6,5 млн. тонн условного топлива, в 2006-2010 годах - 6-7 млн. тонн условного топлива.

Раздел "Энергоэффективность в жилищно-коммунальном хозяйстве"

Мероприятия раздела направлены на повышение качества предоставляемых населению услуг и надежности энергообеспечения в жилищно-коммунальной сфере. Ожидается снижение расходов бюджетов всех уровней на функционирование коммунально-бытовых организаций и затрат населения на оплату отопления, электро- и водоснабжения за счет сокращения непроизводственных расходов и потерь энергоресурсов и воды.