Действующий
Постановление Правительства РФ от 16 января 1995 г. N 59 "О федеральной комплексной программе "Социальная поддержка инвалидов"
Во исполнение Указов Президента Российской Федерации от 27 июля 1992 г. N 802 "О научном и информационном обеспечении проблем инвалидности и инвалидов" (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1992, N 5, ст. 239), от 2 октября 1992 г. N 1156 "О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности" (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1992, N 14, ст. 1097) и от 2 октября 1992 г. N 1157 "О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов" Правительство Российской Федерации постановляет:
федеральную комплексную программу "Социальная поддержка инвалидов", состоящую из следующих федеральных целевых программ:
1. Утвердить прилагаемую
федеральной комплексной программы "Социальная поддержка инвалидов" федеральную целевую программу "Разработка и производство технических средств реабилитации для обеспечения инвалидов", утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 24 октября 1994 г. N 1189 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 27, ст. 2900).
2. Включить в состав
федеральной комплексной программы "Социальная поддержка инвалидов" Министерство социальной защиты населения Российской Федерации.
3. Определить государственным заказчиком по реализации
федеральной комплексной программы "Социальная поддержка инвалидов".
4. Министерству финансов Российской Федерации предусматривать при разработке проектов федеральных бюджетов на 1995-1998 годы средства для реализации Федеральная комплексная программа
"Социальная поддержка инвалидов"
(утв. постановлением Правительства РФ от 16 января 1995 г. N 59)
Наименование программы | Медико-социальная экспертиза и реабилитация инвалидов |
Наименование, номер и дата принятия решения о разработке программы | Указ Президента Российской Федерации от 2 октября 1992 г. N 1157 "О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов" |
Государственный заказчик | Минсоцзащиты России |
Основные исполнители | Минсоцзащиты РоссииМинздравмедпром РоссииМинобразование РоссииМинтруд РоссииГоскомвуз РоссииГоскомстат РоссииГКФТ РоссииФСЗ РоссииРоссийская академия образованияРоссийская академия медицинских наук |
Разработчик | Минсоцзащиты России |
Сроки реализации программы | 1995-1997 годы |
Основные мероприятия программы | Научно-методологическое, правовое, информационно-статистическое и кадровое обеспечение медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов;организационные мероприятия по формированию основ службы медико-социальной экспертизы и государственной системы реабилитации инвалидов, в том числе создание реабилитационных учреждений;совершенствование материально-технической базы реабилитационных учреждений |
Важнейшие целевые показатели | Повышение степени социальной защиты инвалидов;создание условий для реализации их потенциальных способностей и возможностей |
Ожидаемые конечные результаты | Формирование основ службы медико-социальной экспертизы и государственной системы реабилитации инвалидов;создание системы подготовки и повышения квалификации специалистов для медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов |
Объемы и источники финансирования | 81,12 млрд. рублей - из средств федерального бюджета на 1995-1997 годы, в том числе 11,26 млрд. рублей - на 1995 год (в ценах 1994 года) |
Система контроля за исполнением программы | Минсоцзащиты России совместно с Минэкономики России, Минфином России и другими министерствами, ведомствами, организациями |
В связи с экономическими и социальными преобразованиями, происходящими в Российской Федерации, требуются дополнительные меры адресной социальной поддержки со стороны государства и общества для такой социально незащищенной группы населения, как инвалиды.
Проведенные социологические исследования показали, что уровень жизни инвалидов значительно ниже, чем в среднем у населения, а многочисленные проблемы решаются недостаточно эффективно. Это определяет необходимость совершенствования системы их социальной защиты, отвечающей современной концепции инвалидности и социально-экономической политике государства.
В целях усиления государственной поддержки инвалидов и во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 2 октября 1992 г. N 1157 "О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов" разработана федеральная целевая программа "Медико-социальная экспертиза и реабилитация инвалидов" (далее - программа), которая состоит из 3 разделов и предполагает проведение комплекса мероприятий, направленных на создание основ службы медико-социальной экспертизы и государственной системы реабилитации инвалидов для их интеграции в общество (приложение N 1).
Программа является составной частью федеральной комплексной программы "Социальная поддержка инвалидов".
В Российской Федерации на протяжении многих лет уровень инвалидности как один из показателей здоровья населения остается наиболее неблагополучным, и в последние годы отмечается стойкая ежегодная отрицательная его тенденция, преимущественно за счет лиц пенсионного возраста.
В 1992 году уровень первичной инвалидности составил 75,7 на 10 тысяч населения, а в 1993 году - соответственно 77,2. Не снижается ее тяжесть. Число лиц, впервые признанных инвалидами II группы, возросло с 52,9 на 10 тысяч населения в 1992 году до 73,0 на 10 тысяч населения в 1993 году.
Увеличивается численность инвалидов трудоспособного возраста. В 1993 году впервые были признаны инвалидами 473,7 тысячи граждан в трудоспособном возрасте, что составляет 57,0 на 10 тысяч трудоспособного населения.
В структуре первичной инвалидности лиц трудоспособного возраста первое место занимают болезни системы кровообращения (23,9 процента), второе - злокачественные новообразования (14,4 процента), третье - травмы (13,5 процента).
Общее число инвалидов, по состоянию на 1 января 1993 года, составляло 8,2 млн. человек, или 5,4 процента всего населения Российской Федерации.
Вместе с тем существующая в России практика врачебно-трудовой экспертизы, основанная на определении стойкой или длительной утраты способности к труду и самообслуживанию, не позволяет выявить всех лиц, имеющих другие ограничения жизнедеятельности вследствие нарушения здоровья, и определить адекватные меры социальной защиты.
В связи с этим возникает необходимость реформирования врачебно-трудовой экспертизы в медико-социальную, основными задачами которой будут не только установление инвалидности, но и определение объема и структуры реабилитационных мероприятий.
Важным этапом социальной защиты инвалидов является медико-социальная реабилитация, направленная на восстановление нарушенных или утраченных способностей инвалидов к общественной, профессиональной и бытовой деятельности.
В осуществлении медицинской, профессиональной и социальной реабилитации имеются серьезные недостатки. Об этом свидетельствует ежегодное снижение одного из основных показателей эффективности реабилитационного процесса - численности лиц, признанных при переосвидетельствовании в органах врачебно-трудовой экспертизы трудоспособными. Так, в 1990 году из общего числа переосвидетельствованных инвалидов 3,2 процента были признаны трудоспособными, а в 1993 году - лишь 2,3 процента.
В системах здравоохранения, образования, социальной защиты населения недостаточно учреждений, осуществляющих медико-социальную реабилитацию инвалидов на современном уровне.
Обострились проблемы профессиональной подготовки и трудового устройства лиц с ограниченными возможностями, особенно в молодом возрасте.
Сеть учреждений для профессионального обучения инвалидов не обеспечивает потребности этой категории населения. Необходимо усовершенствовать их материально-техническую базу, методическое и кадровое обеспечение учебного процесса, придав им реабилитационную направленность.
Уровень оказания реабилитационной помощи инвалидам, проживающим в стационарных учреждениях системы социальной защиты населения Российской Федерации, крайне низок и не может обеспечить в полном объеме медицинскую, профессиональную и социальную реабилитацию.
До настоящего времени в России не создана единая система медико-социальной реабилитации, не разработаны методологические подходы к ее проведению, а отдельные виды осуществляются разрозненно в учреждениях различных ведомств.
Это не позволяет обеспечить непрерывность и этапность реабилитационного процесса, снижает его эффективность. Отсутствует дифференцированный подход к реабилитации различных категорий инвалидов, не всегда учитываются их индивидуальные особенности и реабилитационный потенциал.
Требует коренного преобразования система подготовки и повышения квалификации специалистов для медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов.
Усиление социальной защиты инвалидов в условиях перехода к рыночным отношениям путем интеграции их в общество.