(Действующий) Постановление Правительства РФ от 16 января 1995 г. N 59 "О...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
16 января 1995 г.
N 59

Федеральная комплексная программа
"Социальная поддержка инвалидов"
(утв. постановлением Правительства РФ от 16 января 1995 г. N 59)

Федеральная целевая программа
"Медико-социальная экспертиза и реабилитация инвалидов"

Паспорт
Федеральной целевой программы "Медико-социальная экспертиза и реабилитация инвалидов"

Наименование программыМедико-социальная экспертиза и реабилитация инвалидов
Наименование, номер и дата принятия решения о разработке программыУказ Президента Российской Федерации от 2 октября 1992 г. N 1157 "О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов"
Государственный заказчикМинсоцзащиты России
Основные исполнителиМинсоцзащиты РоссииМинздравмедпром РоссииМинобразование РоссииМинтруд РоссииГоскомвуз РоссииГоскомстат РоссииГКФТ РоссииФСЗ РоссииРоссийская академия образованияРоссийская академия медицинских наук
РазработчикМинсоцзащиты России
Сроки реализации программы1995-1997 годы
Основные мероприятия программыНаучно-методологическое, правовое, информационно-статистическое и кадровое обеспечение медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов;организационные мероприятия по формированию основ службы медико-социальной экспертизы и государственной системы реабилитации инвалидов, в том числе создание реабилитационных учреждений;совершенствование материально-технической базы реабилитационных учреждений
Важнейшие целевые показателиПовышение степени социальной защиты инвалидов;создание условий для реализации их потенциальных способностей и возможностей
Ожидаемые конечные результатыФормирование основ службы медико-социальной экспертизы и государственной системы реабилитации инвалидов;создание системы подготовки и повышения квалификации специалистов для медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов
Объемы и источники финансирования81,12 млрд. рублей - из средств федерального бюджета на 1995-1997 годы, в том числе 11,26 млрд. рублей - на 1995 год (в ценах 1994 года)
Система контроля за исполнением программыМинсоцзащиты России совместно с Минэкономики России, Минфином России и другими министерствами, ведомствами, организациями

Введение

В связи с экономическими и социальными преобразованиями, происходящими в Российской Федерации, требуются дополнительные меры адресной социальной поддержки со стороны государства и общества для такой социально незащищенной группы населения, как инвалиды.
Проведенные социологические исследования показали, что уровень жизни инвалидов значительно ниже, чем в среднем у населения, а многочисленные проблемы решаются недостаточно эффективно. Это определяет необходимость совершенствования системы их социальной защиты, отвечающей современной концепции инвалидности и социально-экономической политике государства.
В целях усиления государственной поддержки инвалидов и во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 2 октября 1992 г. N 1157 "О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов" разработана федеральная целевая программа "Медико-социальная экспертиза и реабилитация инвалидов" (далее - программа), которая состоит из 3 разделов и предполагает проведение комплекса мероприятий, направленных на создание основ службы медико-социальной экспертизы и государственной системы реабилитации инвалидов для их интеграции в общество (приложение N 1).
Программа является составной частью федеральной комплексной программы "Социальная поддержка инвалидов".

Состояние проблемы

В Российской Федерации на протяжении многих лет уровень инвалидности как один из показателей здоровья населения остается наиболее неблагополучным, и в последние годы отмечается стойкая ежегодная отрицательная его тенденция, преимущественно за счет лиц пенсионного возраста.
В 1992 году уровень первичной инвалидности составил 75,7 на 10 тысяч населения, а в 1993 году - соответственно 77,2. Не снижается ее тяжесть. Число лиц, впервые признанных инвалидами II группы, возросло с 52,9 на 10 тысяч населения в 1992 году до 73,0 на 10 тысяч населения в 1993 году.
Увеличивается численность инвалидов трудоспособного возраста. В 1993 году впервые были признаны инвалидами 473,7 тысячи граждан в трудоспособном возрасте, что составляет 57,0 на 10 тысяч трудоспособного населения.
В структуре первичной инвалидности лиц трудоспособного возраста первое место занимают болезни системы кровообращения (23,9 процента), второе - злокачественные новообразования (14,4 процента), третье - травмы (13,5 процента).
Отмечается ежегодное увеличение численности детей-инвалидов.
Общее число инвалидов, по состоянию на 1 января 1993 года, составляло 8,2 млн. человек, или 5,4 процента всего населения Российской Федерации.
Вместе с тем существующая в России практика врачебно-трудовой экспертизы, основанная на определении стойкой или длительной утраты способности к труду и самообслуживанию, не позволяет выявить всех лиц, имеющих другие ограничения жизнедеятельности вследствие нарушения здоровья, и определить адекватные меры социальной защиты.
В связи с этим возникает необходимость реформирования врачебно-трудовой экспертизы в медико-социальную, основными задачами которой будут не только установление инвалидности, но и определение объема и структуры реабилитационных мероприятий.
Важным этапом социальной защиты инвалидов является медико-социальная реабилитация, направленная на восстановление нарушенных или утраченных способностей инвалидов к общественной, профессиональной и бытовой деятельности.
В осуществлении медицинской, профессиональной и социальной реабилитации имеются серьезные недостатки. Об этом свидетельствует ежегодное снижение одного из основных показателей эффективности реабилитационного процесса - численности лиц, признанных при переосвидетельствовании в органах врачебно-трудовой экспертизы трудоспособными. Так, в 1990 году из общего числа переосвидетельствованных инвалидов 3,2 процента были признаны трудоспособными, а в 1993 году - лишь 2,3 процента.
Вопросы теории и практики реабилитации разработаны только по отдельным направлениям.
В системах здравоохранения, образования, социальной защиты населения недостаточно учреждений, осуществляющих медико-социальную реабилитацию инвалидов на современном уровне.
Обострились проблемы профессиональной подготовки и трудового устройства лиц с ограниченными возможностями, особенно в молодом возрасте.
Сеть учреждений для профессионального обучения инвалидов не обеспечивает потребности этой категории населения. Необходимо усовершенствовать их материально-техническую базу, методическое и кадровое обеспечение учебного процесса, придав им реабилитационную направленность.
Уровень оказания реабилитационной помощи инвалидам, проживающим в стационарных учреждениях системы социальной защиты населения Российской Федерации, крайне низок и не может обеспечить в полном объеме медицинскую, профессиональную и социальную реабилитацию.
До настоящего времени в России не создана единая система медико-социальной реабилитации, не разработаны методологические подходы к ее проведению, а отдельные виды осуществляются разрозненно в учреждениях различных ведомств.
Это не позволяет обеспечить непрерывность и этапность реабилитационного процесса, снижает его эффективность. Отсутствует дифференцированный подход к реабилитации различных категорий инвалидов, не всегда учитываются их индивидуальные особенности и реабилитационный потенциал.
Не разработаны критерии оценки эффективности реабилитации.
Требует коренного преобразования система подготовки и повышения квалификации специалистов для медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов.

Цель программы

Усиление социальной защиты инвалидов в условиях перехода к рыночным отношениям путем интеграции их в общество.

Задачи программы

Разработка и совершенствование научно-методологических и правовых аспектов медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов;
осуществление мер по созданию основ службы медико-социальной экспертизы и государственной системы реабилитации инвалидов;
кадровое обеспечение медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов.

Основные направления реализации программы

Основы и принципы медико-социальной экспертизы
В настоящий раздел включены мероприятия, реализация которых позволит создать основы службы медико-социальной экспертизы в рамках единой государственной системы медико-социальной реабилитации инвалидов.
В связи с этим в первую очередь предусмотрена разработка концепций инвалидности и медико-социальной экспертизы, положения по определению инвалидности, а также других методических материалов, необходимых для создания нормативно-правовой базы медико-социальной экспертизы инвалидов. Особое внимание уделено разработке организационно-функциональной модели службы медико-социальной экспертизы, принципам ее организации.
Информационно-статистическое обеспечение медико-социальной экспертизы предполагает создание автоматизированной информационно-справочной системы для формирования федерального банка данных по проблемам инвалидности и инвалидов, а также разработку унифицированной государственной статистической отчетности по медико-социальной экспертизе, ориентированной на машинную обработку.
Основы создания государственной системы медико-социальной реабилитации инвалидов
В целях создания основ государственной системы реабилитации инвалидов программой предусматривается разработка теоретических, организационных и правовых аспектов реабилитации инвалидов.
Предполагается разработка концепции медико-социальной реабилитации, определение методологии развития системы, создание организационно-функциональной модели системы медико-социальной реабилитации инвалидов, а также подготовка нормативно-правовых актов, регламентирующих порядок деятельности реабилитационных учреждений различных ведомств, формирования базовых и индивидуальных программ реабилитации.
В связи с социальной значимостью реабилитации инвалидов молодого возраста предусмотрен ряд мероприятий по совершенствованию социально-психологических, педагогических и профессиональных вопросов их реабилитации.
Особое внимание уделено созданию базовых реабилитационных учреждений.
Кадровое обеспечение медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов
В данном разделе предусмотрено проведение мероприятий по созданию системы подготовки и повышения квалификации специалистов, занятых в области медико-социальной экспертизы и реабилитации, в том числе:
разработка организационно-методических основ подготовки и переподготовки специалистов;