(Действующий) Указ Президента РФ от 9 августа 1994 г. N 1668 "О Федеральной...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
В связи с этим следует определить формы взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в решении проблем миграции, определить круг обязанностей и степень их ответственности в работе с мигрантами.

1.3. Характеристика миграционных потоков

Регулирование процессов миграции на территории Российской Федерации, включая въезд и выезд, позволяет выделить пять основных миграционных потоков:
вынужденная миграция;
внешняя миграция;
внешняя трудовая миграция;
незаконная миграция;
внутренняя (социально-экономическая) миграция.

1.3.1. Вынужденная миграция

Субъектами вынужденной миграции являются лица, ищущие убежища на территории Российской Федерации. Правовые основы предоставления убежища, определения статуса и оказания помощи этим лицам регулируются законами Российской Федерации "О беженцах", "О вынужденных переселенцах" и "О гражданстве Российской Федерации".
Незащищенность основных прав и свобод граждан, создающая возможность дискриминации лиц некоренной национальности по признаку расы, вероисповедания, языка, способствовала возникновению проблемы вынужденной миграции на территории бывшего Союза ССР.
Прогнозные оценки позволяют предположить, что миграционные потоки в Россию со временем будут возрастать и состоять главным образом из вынужденных переселенцев. Предполагается миграция примерно 400 тыс. россиян из Закавказья и 2,9 млн. из Средней Азии, переселенцев с Северного Кавказа ожидается около 600 тыс. человек, из государств Балтии может выехать 120 - 150 тыс. человек.
В результате приток на территорию России из государств - республик бывшего Союза ССР может составить по минимальному варианту прогнозов свыше 800 тыс. человек, ищущих убежища, по среднему варианту - 2 - 3 млн. человек, по максимальному - от 4 до 6 млн. человек в течение 1994 - 1996 годов.
В связи с ограниченными экономическими и финансовыми возможностями государства, мероприятия Программы и необходимые средства рассчитаны на ежегодный приток не более 400 тыс. беженцев и вынужденных переселенцев. В случае увеличения притока вынужденных мигрантов потребуются дополнительные средства к предусмотренным Программой.
Основными принципами при реализации мер по приему и обустройству беженцев и вынужденных переселенцев являются разделение этих категорий, выделение в первую очередь необходимых средств для адаптации вынужденных переселенцев, а также финансовая поддержка беженцев.
Это предполагает различие в работе с ищущими убежища гражданами бывшего Союза ССР и лицами, не имевшими гражданства СССР. При этом обязательства государств - республик бывшего Союза ССР, включая Россию, перед гражданами бывшего Союза ССР должны строиться на принципах общей (солидарной) ответственности этих стран за создавшуюся ситуацию.
Кроме того, прием лиц, ищущих убежища, и предоставление статуса беженца должны отвечать интересам безопасности государства и соответствовать в целом общепринятым международным нормам.
Регулирование миграционных потоков беженцев и вынужденных переселенцев в рамках региональных программ будет производиться с учетом территориального распределения таких категорий вынужденных мигрантов, как:
семьи военнослужащих, выполняющих задачи по защите конституционных прав граждан в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, а также граждан, высвобождаемых в связи с передислокацией и расформированием воинских частей;
население зон экологических бедствий, в том числе граждане, пострадавшие от последствий чернобыльской катастрофы, и ряд других граждан, переселение и обустройство которых осуществляется в рамках иных федеральных, региональных и ведомственных программ.

1.3.2. Внешняя миграция

Внешняя миграция России представлена двумя потоками: эмиграцией и иммиграцией и ее соответствующими субъектами.
Эмиграция в настоящее время не носит острого проблемного характера, как это имело место, когда она долго сдерживалась по политическим мотивам. Пик эмиграции пришелся на 1990 год и составил 103,6 тыс. человек (до середины 80-х годов ежегодно выезжало до 3 тыс. человек). В последние годы количество выезжающих с территории Российской Федерации эмигрантов несколько снизилось и колеблется от 60 до 80 тыс. человек ежегодно.
Социальную структуру эмиграции в основном составляют представители интеллигенции, высококвалифицированные специалисты, студенчество; национальную - евреи, армяне, этнические немцы, греки, некоторые другие национальности.
При существующей за рубежом системе квотирования приема иммигрантов эмиграционный поток из России может составить не более 0,1 процента населения в год. Открытая эмиграция по-прежнему будет обусловливаться степенью экономического и социального развития, этнической напряженности внутри России и на ее границах, а также политикой стран, принимающих российских эмигрантов и ужесточивших требования их приема в последние годы. При этом формирование потока эмигрантов из России будет иметь явно выраженную географическую и национальную направленность и приходиться, как и прежде, на государства традиционной эмиграции (США, Израиль, Германия), иные страны (Канада, Греция, Австралия), а также страны, находящиеся в новых географических районах (ЮАР, Аргентина, Бразилия), при сохранении практически той же социальной и этнической структуры.
Неблагоприятный характер для миграционных процессов в России, состояния ее рынка труда может иметь иммиграция, которая во многом определяется экономическим положением России и государств - республик бывшего Союза ССР, степенью стабильности внутриполитической обстановки в них и в ряде других иностранных государств. Из-за неуправляемой и неконтролируемой иммиграции происходит наполнение отдельных районов России неквалифицированной люмпенизированной с криминогенными тенденциями рабочей силой из соседних стран, особенно Среднеазиатского региона.
Нежелание других государств принять транзитных иммигрантов способствует накоплению их на территории Российской Федерации, что создает очаги социальной напряженности.
В настоящее время в России находится свыше 500 тыс. иностранцев*(2), чей статус на территории Российской Федерации необходимо определить. По экспертной оценке, в современных условиях приток иностранцев, ищущих убежища, может составить более 100 тыс. человек в год.
В области внешней миграции должно быть обеспечено создание условий для сохранения национальной высококвалифицированной рабочей силы путем минимизации оттока российских граждан за рубеж на постоянное жительство и одновременно развитие условий для прибытия в Российскую Федерацию иностранцев, деятельность которых отвечала бы интересам России.

1.3.3. Незаконная миграция

Проблема незаконного въезда и выезда иностранцев и граждан Российской Федерации приобретает острый характер. К субъектам незаконной миграции относятся эмигранты неконтролируемые, эмигранты нелегальные, иммигранты незаконные.
В условиях существования "прозрачных" границ с государствами - республиками бывшего Союза ССР, ослабления контроля за транзитными пассажирами, возросло число иностранцев, въезжающих в страну с нарушением установленных правил или пытающихся использовать ее территорию для въезда в третьи страны. Кроме лиц, ищущих убежища в России и за ее пределами, к этой категории относятся лица, прибывающие в страну для ведения нелегальной профессиональной деятельности, в том числе незаконного характера, включая торговлю оружием и наркотиками, переправку рабочей силы в зарубежные страны. Проблема неконтролируемого въезда иностранцев негативно влияет на состояние криминогенной обстановки в крупных административных и промышленных центрах, наносит ущерб безопасности страны, вызывает в ряде ее регионов осложнение социально-экономической обстановки.
В целях обеспечения регулирования миграционных потоков и предупреждения незаконного въезда иностранцев на территорию Российской Федерации вводится система иммиграционного контроля.

1.3.4. Внешняя трудовая миграция

Реформы в политической и экономической сфере создали условия для вхождения России в международный рынок труда, что требует соблюдения государственных интересов Российской Федерации, влияния государства на структуру эмиграционно-иммиграционных потоков в целях сохранения профессионально-квалификационного потенциала страны.
Процесс внешней трудовой миграции россиян сопряжен сейчас с рядом негативных последствий в связи с нерешенностью комплекса организационных, правовых, экономических и иных вопросов. Среди них - усиление оттока за рубеж носителей дефицитных профессий и как следствие - несбалансированность национального рынка труда, рост масштабов незаконной трудовой миграции, социальная незащищенность россиян, работающих за рубежом, потеря валютных поступлений от российских граждан, работающих за границей, недоиспользование возможностей внешней трудовой миграции для формирования перспективной профессионально-квалификационной структуры занятых в народном хозяйстве и приобретения опыта работы в условиях рыночной экономики.
Значительная часть организаций, занимающихся направлением российской рабочей силы за рубеж, не имеет разрешений на этот вид деятельности, что приводит к ущемлению прав российских трудящихся-мигрантов.
Осложнение общественно-политической и социально-экономической ситуации в России будет толкать российских граждан на поиск работы за границей. По экспертным оценкам, число российских граждан, желающих выехать на временную работу за границу, может составить от 2 до 5 млн. человек в год.
В области внешней трудовой миграции важно обеспечить содействие повышению социального статуса мигрирующих работников и членов их семей при условии удовлетворения национальных интересов стран - экспортеров и импортеров рабочей силы.
В связи с этим в рамках государственного регулирования внешней трудовой миграции необходимо:
обеспечить защиту прав российских трудящихся-мигрантов;
смягчить ситуацию на внутреннем рынке труда за счет трудоустройства российских граждан за границей;
надежно защитить российский рынок труда от неконтролируемого притока иностранной рабочей силы;
обеспечить поступление валютных средств за счет переводов трудящихся-мигрантов и эффективное использование этих средств.
В этих целях вводится на территории Российской Федерации система квотирования привлекаемой иностранной рабочей силы, лицензирование деятельности организаций, специализирующихся на международном трудовом обмене.

1.3.5. Внутренняя социально-экономическая миграция

Социально-экономическая миграция является важным компонентом развития общей миграционной ситуации в стране. По данным Госкомстата России только за 1990 - 1992 годы общие объемы внутренней миграции составили более 11 млн. человек. Она складывается преимущественно из межрегионального и сельско-городского потоков.

Межрегиональная миграция

В настоящее время в межрегиональной миграции происходит переориентация потоков мигрантов в места первоначального проживания, и прежде всего в старообжитые районы страны. Это обусловлено такими факторами, как отсутствие высоких заработков и льгот в новых, малообжитых регионах прежнего места жительства, прекращение финансирования ряда государственных программ и связанное с этим свертывание производственного и жилищного строительства, а также рост безработицы в этих регионах.
Особенно интенсивно такого рода миграционные потоки охватили территории Севера, Сибири и Дальнего Востока. В ближайшие годы возвратная миграция приобретет еще более массовый характер и будет в основном зависеть от ситуации на российском рынке труда и изменений условий жизни населения России и других государств - участников СНГ.