(Действующий) Указ Президента РФ от 9 августа 1994 г. N 1668 "О Федеральной...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий

Указ Президента РФ от 9 августа 1994 г. N 1668 "О Федеральной миграционной программе"

В целях реализации государственной миграционной политики, направленной на регулирование миграционных процессов в Российской Федерации, защиту прав беженцев и вынужденных переселенцев, преодоление негативных последствий стихийной миграции, постановляю:
1. Одобрить прилагаемую Федеральную миграционную программу.
2. Правительству Российской Федерации:
обеспечить осуществление мероприятий Федеральной миграционной программы в пределах средств, предусмотренных в федеральном бюджете на 1994 год для финансирования федеральных программ миграции и переселения, и контроль за целевым использованием этих средств;
утверждать и корректировать по мере необходимости Федеральную миграционную программу;
организовать дальнейшую научную разработку проблем развития миграционных процессов.
Президент Российской Федерации
Б.Ельцин
Москва, Кремль
9 августа 1994 г.
N 1668

Федеральная миграционная программа
(одобрена Указом Президента РФ от 9 августа 1994 г. N 1668)

1. Концепция Федеральной миграционной программы

1.1. Основания разработки Федеральной миграционной программы

Федеральная миграционная программа (далее именуется - Программа) подготовлена в соответствии с постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 18 января 1993 года N 32, определившим меры по выполнению задач экономической реформы.
Программа разработана Федеральной миграционной службой России (ФМС России) с участием ее территориальных органов, других федеральных органов исполнительной власти, посольств Российской Федерации в государствах - республиках бывшего Союза ССР, научных учреждений и общественных объединений, занимающихся проблемами миграции*(1).
Концепция Программы и сфера ее действия определены и разработаны в соответствии с задачами по реализации законов Российской Федерации "О беженцах" и "О вынужденных переселенцах", а также с учетом присоединения Российской Федерации к Конвенции ООН 1951 года и Протоколу к ней 1967 года, касающихся статуса беженцев, которые заложили основы правового регулирования вынужденной миграции и определили новые подходы к решению проблемы лиц, ищущих убежища на территории Российской Федерации.

1.2. Цели, принципы и задачи миграционной политики

Первоочередной целью государственной миграционной политики является регулирование миграционных потоков, преодоление негативных последствий стихийно развивающихся процессов миграции, создание условий для беспрепятственной реализации прав мигрантов, а также обеспечение гуманного отношения к лицам, ищущим убежища на территории Российской Федерации.
Основными задачами миграционной политики являются:
защита прав и интересов мигрантов;
соблюдение государственных интересов при реализации миграционных программ и мероприятий, организация иммиграционного контроля;
регулирование миграционных потоков с учетом социально-экономического развития принимающего региона, национальной совместимости, специфики психологии мигрантов и климатических особенностей мест расселения;
создание условий приема и размещения мигрантов, стимулирующих их активное участие в процессе адаптации к существующему социально-экономическому положению.
Исходя из поставленных задач, государственная миграционная политика в настоящее время должна осуществляться в соответствии со следующими основополагающими принципами:
выбор мигрантами мест проживания и видов занятости в соответствии с федеральной и региональными программами миграции и согласно действующему законодательству Российской Федерации;
недопустимость дискриминации мигрантов по признаку расы, вероисповедания, гражданства, пола, возраста, принадлежности к определенной социальной группе или политическим убеждениям;
личное участие мигрантов в обустройстве на новом месте жительства при государственной поддержке их инициативы и самодеятельности;
применение квот в приеме беженцев;
запрещение высылки или принудительного возвращения беженцев в страны, откуда они прибыли, кроме случаев, предусмотренных законодательными актами.
Реализация государственной миграционной политики требует решения на межведомственном уровне новых задач, связанных с существенным расширением сферы регулирования миграционных потоков в Российской Федерации, таких, как внешняя трудовая миграция, организация иммиграционного контроля и пресечение незаконной миграции.
В связи с этим следует определить формы взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в решении проблем миграции, определить круг обязанностей и степень их ответственности в работе с мигрантами.

1.3. Характеристика миграционных потоков

Регулирование процессов миграции на территории Российской Федерации, включая въезд и выезд, позволяет выделить пять основных миграционных потоков:
вынужденная миграция;
внешняя миграция;
внешняя трудовая миграция;
незаконная миграция;
внутренняя (социально-экономическая) миграция.

1.3.1. Вынужденная миграция

Субъектами вынужденной миграции являются лица, ищущие убежища на территории Российской Федерации. Правовые основы предоставления убежища, определения статуса и оказания помощи этим лицам регулируются законами Российской Федерации "О беженцах", "О вынужденных переселенцах" и "О гражданстве Российской Федерации".
Незащищенность основных прав и свобод граждан, создающая возможность дискриминации лиц некоренной национальности по признаку расы, вероисповедания, языка, способствовала возникновению проблемы вынужденной миграции на территории бывшего Союза ССР.
Прогнозные оценки позволяют предположить, что миграционные потоки в Россию со временем будут возрастать и состоять главным образом из вынужденных переселенцев. Предполагается миграция примерно 400 тыс. россиян из Закавказья и 2,9 млн. из Средней Азии, переселенцев с Северного Кавказа ожидается около 600 тыс. человек, из государств Балтии может выехать 120 - 150 тыс. человек.
В результате приток на территорию России из государств - республик бывшего Союза ССР может составить по минимальному варианту прогнозов свыше 800 тыс. человек, ищущих убежища, по среднему варианту - 2 - 3 млн. человек, по максимальному - от 4 до 6 млн. человек в течение 1994 - 1996 годов.
В связи с ограниченными экономическими и финансовыми возможностями государства, мероприятия Программы и необходимые средства рассчитаны на ежегодный приток не более 400 тыс. беженцев и вынужденных переселенцев. В случае увеличения притока вынужденных мигрантов потребуются дополнительные средства к предусмотренным Программой.
Основными принципами при реализации мер по приему и обустройству беженцев и вынужденных переселенцев являются разделение этих категорий, выделение в первую очередь необходимых средств для адаптации вынужденных переселенцев, а также финансовая поддержка беженцев.
Это предполагает различие в работе с ищущими убежища гражданами бывшего Союза ССР и лицами, не имевшими гражданства СССР. При этом обязательства государств - республик бывшего Союза ССР, включая Россию, перед гражданами бывшего Союза ССР должны строиться на принципах общей (солидарной) ответственности этих стран за создавшуюся ситуацию.
Кроме того, прием лиц, ищущих убежища, и предоставление статуса беженца должны отвечать интересам безопасности государства и соответствовать в целом общепринятым международным нормам.
Регулирование миграционных потоков беженцев и вынужденных переселенцев в рамках региональных программ будет производиться с учетом территориального распределения таких категорий вынужденных мигрантов, как: