(Действующий) Постановление Правительства Челябинской области от 17 ноября 2015 г. N...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
Государственный и муниципальные архивы обслуживают различные слои населения Челябинской области, а также граждан, проживающих в иных регионах Российской Федерации и за рубежом.
Обеспечение прав граждан на информацию осуществляется по двум основным направлениям - исполнение запросов и организация доступа к архивным документам как непосредственно в читальных залах архивов, так и опосредованно через подготовку путеводителей и сборников документов, выставок документов, радио- и телепередач, публикацию статей, проведение экскурсий, лекций, школьных уроков.
За последние три года в государственный и муниципальные архивы за информацией обратился каждый двадцать пятый житель Челябинской области, благодаря чему ежегодно свыше 100 тыс. человек смогли подтвердить свои права на пенсионное обеспечение, получение льгот, имущественные права.
Ресурсный потенциал архивной отрасли Челябинской области складывался в течение длительного времени и к настоящему моменту состоит из следующих основных факторов:
по состоянию на 1 января 2015 года в государственном и муниципальных архивах хранилось более 4,25 миллиона архивных дел, содержащих разностороннюю информацию по истории Челябинской области с 1730 года по настоящее время, из них 2,25 миллиона дел - в государственном архиве и 2 миллиона дел (в том числе 0,9 миллиона дел, отнесенных к государственной собственности Челябинской области) - в муниципальных архивах;
развитая сеть архивов Челябинской области, включающая 1 государственный и 42 муниципальных архива;
наличие отраслевых планов развития, начиная со стратегических документов и заканчивая основными направлениями развития на год и годовыми государственными заданиями;
наличие квалифицированных кадров;
проведение планомерной информатизации;
система ежеквартального и ежегодного мониторинга архивной деятельности.
С 2010 года успешно реализуются ведомственные целевые программы "Организация приема и хранения документов, отнесенных к государственной собственности Челябинской области", "Развитие информационных архивных технологий", "Использование документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов, хранящихся в Государственном учреждении "Объединённый государственный архив Челябинской области", мероприятия которых направлены на осуществление своевременного приема архивных документов на хранение в государственный и муниципальные архивы, создание условий для их вечного сохранения, внедрение механизма дистанционного предоставления государственных услуг по обеспечению доступа к архивным фондам и исполнению обращений юридических и физических лиц посредством размещения на официальных web-сайтах информационно-поисковых систем, обеспечение качественного и своевременного предоставления доступа к ретроспективной информации.
Вместе с тем факторами, сдерживающими модернизацию и инновационное развитие архивного дела в Челябинской области, продолжают оставаться несовершенство нормативной базы деятельности архивов Российской Федерации и дефицит бюджетных средств.
В связи с этим в сферах обеспечения сохранности архивных фондов, совершенствования оказания услуг населению, формирования интегрированной архивной инфраструктуры остаются нерешенными следующие проблемы:
1) неурегулированность ряда вопросов правового характера на федеральном уровне;
2) слабая материально-техническая база архивов Челябинской области;
3) дефицит квалифицированных кадров;
4) непрестижность профессии;
5) недостаточное финансирование архивной отрасли;
6) недостаточный уровень развития информационно-поисковых систем;
7) низкая заработная плата работников архивных учреждений.
Решение этих проблем возможно только программными методами путем реализации в ближайшие годы комплекса первоочередных мероприятий. Программно-целевой метод решения проблем архивной отрасли позволит ежегодно определять самые болевые ее точки, сосредоточить средства на решении той или иной проблемы, а также своевременно реагировать на быстро меняющиеся требования времени.
В настоящее время от архивов требуется активное внедрение инновационных технологий, применение новых подходов к решению сложившихся проблем, поиск способов повышения производительности труда их работников.
Архивы Челябинской области могут постоянно совершенствовать свою деятельность, создавать возможности для улучшения качества и увеличения объемов оказания государственных услуг, но для их реализации необходимы вложения в инфраструктуру.
Это особенно актуально в связи с принятием Федерального закона от 8 мая 2010 года N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений". Переход в новые типы учреждений требует новой системы управления, суть которой заключается в переходе от управления ресурсами к управлению результатами, увеличении внебюджетных доходов от деятельности учреждения. Учреждения нового типа должны быть саморазвивающимися, конкурентоспособными, создающими максимальные условия для удовлетворения изменившихся потребностей и запросов потребителей услуг.
Достижение данной цели будет зависеть не только от специфики услуг, внешней конъюнктуры, но и в немалой степени от существующих кадровых и материально-технических ресурсов, использования современных инновационных подходов для обеспечения непрерывности развития архивной сферы посредством формирования эффективной среды для экспериментирования, новаторства, внедрения новых информационных технологий.
Для дальнейшего развития архивного дела в Челябинской области требуются модернизация оборудования, решение вопросов, связанных с обеспечением сохранности архивных документов, их использованием.
Метод оцифрования в определенной части позволяет решить проблему использования слабоконтрастных, угасающих текстов, обеспечить возможность многократной выдачи информации и многократного ее копирования без обращения к подлинникам.
Существенной проблемой, оказывающей негативное влияние на темпы и перспективы развития отрасли, остается кадровый дефицит. Низкая заработная плата работников влечет проблему старения кадров. Отсутствие молодых специалистов с современным мышлением ощущается практически во всех видах деятельности. Проблемы в сфере подготовки кадров для архивных учреждений могут быть решены посредством создания условий для закрепления молодых специалистов в отрасли, привлечения выпускников профильных образовательных организаций.
Необходимы дополнительные меры государственной поддержки в сфере организации хранения, комплектования и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов, а также системы подготовки кадров для архивной отрасли.
Одной из основных проблем в сфере сохранения документов, имеющих большую историческую, культурную и материальную ценность, является то, что мероприятия по их оцифровке, реставрации и созданию условий для надлежащего хранения с целью дальнейшего использования требуют значительных финансовых средств.
Разработка государственной программы продиктована необходимостью определения принципов государственной поддержки архивной отрасли в Челябинской области, регламентирования приоритетных направлений и разработки комплекса конкретных мероприятий развития архивной отрасли до 2018 года. Государственная программа ориентирована на необходимость проведения модернизации отрасли исходя из современных условий развития общества, культурных запросов и потребностей граждан.
Важнейшими условиями успешной реализации государственной программы являются:
качественное изменение подходов к оказанию услуг и развитию инфраструктуры архивной отрасли, повышению профессионального уровня персонала, укреплению кадрового потенциала;
расширение использования современных информационно-коммуникационных технологий и электронных продуктов, а также создание отраслевой информационной инфраструктуры;
оптимизация и повышение эффективности бюджетных расходов в сфере архивного дела, внедрение современных подходов бюджетного планирования, контроля, оценки рисков, внутреннего и внешнего аудита.
Социальная эффективность государственной программы состоит в полноценном комплектовании архивных фондов документами на различных видах носителей, значительном улучшении качества информационного обслуживания всех потребителей информации; росте посещаемости архивов; удовлетворении потребностей всех категорий пользователей в получении и использовании информации, содержащейся в документах Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документах, находящихся на территории Челябинской области; развитии электронных информационно-поисковых систем архивов для оперативного поиска необходимой информации по архивным документам; создании благоприятных условий для укрепления материально-технической базы отрасли, увеличения уровня социального обеспечения работников архивов; финансовой поддержке социально значимых проектов; укреплении имиджа Челябинской области.
Реализация государственной программы будет способствовать совершенствованию деятельности архивов Челябинской области, усилению их роли в обществе, расширению направлений и форм их работы.
Помимо социальной эффективности государственная программа имеет бюджетную и экономическую эффективность.
Бюджетная эффективность реализации государственной программы состоит в увеличении налоговых поступлений в бюджет Челябинской области за счет расширения перечня и увеличения объема предоставляемых платных услуг населению.
Экономическая эффективность реализации государственной программы состоит в:
обеспечении физической сохранности документов, находящихся на хранении в государственном и муниципальных архивах;
исключении фактов утраты архивных документов, отражающих материальную и духовную жизнь населения Челябинской области и являющихся неотъемлемой частью его историко-культурного наследия;
увеличении объема предоставляемых платных услуг населению в результате приема на хранение архивных документов (управленческой и научно-технической документации, документов по личному составу);
снижении рисков утраты особо ценных документов, связанных с их использованием;
снижении затрат и сокращении времени на выполнение архивных работ, обеспечении установленных сроков исполнения запросов;
расширении доступа к архивной информации пользователей и обеспечении их законных прав и интересов;
формировании гражданского общества, воспитании в жителях Челябинской области патриотизма и толерантности (в результате использования архивных документов, увеличения количества пользователей).
Реализация государственной программы к 2018 году позволит создать условия для обеспечения сохранности архивных документов, улучшения качества и увеличения объемов оказания государственных услуг архивами Челябинской области, укрепить позитивный образ Челябинской области за рубежом.

Раздел II. Основная цель и задачи государственной программы

Основной целью государственной программы является достижение государственным и муниципальными архивами уровня развития, отвечающего потребностям современного общества и государства.