(Действующий) Постановление Правительства Челябинской области от 17 ноября 2015 г. N...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2016 года.
Председатель Правительства Челябинской области
Б.А. Дубровский
Утверждена
постановлением Правительства
Челябинской области
от 17 ноября 2015 г. N 572-П

Государственная программа
Челябинской области "Развитие архивного дела в Челябинской области
на 2016-2018 годы"

Паспорт
государственной программы Челябинской области "Развитие архивного дела в Челябинской области
на 2016-2018 годы"

Ответственный исполнительгосударственной программы-Государственный комитет по делам архивов Челябинской области
Соисполнители государственной программы-Государственное учреждение "Объединенный государственный архив Челябинской области" (далее именуется - государственный архив) (по согласованию);муниципальные архивы Челябинской области (далее именуются - муниципальные архивы) (по согласованию)
Подпрограммыгосударственной программы-подпрограмма "Организация приема и обеспечение сохранности принятых на государственное хранение в государственный и муниципальные архивы Челябинской области архивных документов в 2016-2018 годах";подпрограмма "Использование документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов, хранящихся в государственном и муниципальных архивах Челябинской области, в 2016-2018 годах"
Программно-целевыеинструменты государственной программы-отсутствуют
Основная цель государственной программы-достижение государственным и муниципальными архивами уровня развития, отвечающего потребностям современного общества и государства
Основные задачигосударственной программы-пополнение, сохранение и использование документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов на территории Челябинской области;повышение качества и доступности услуг в сфере архивного дела Челябинской области в соответствии с интересами и потребностями общества и государства
Целевые индикаторы и показатели государственной программы-доля особо ценных документов государственного и муниципальных архивов, имеющих страховой фонд, от общего количества особо ценных документов, хранящихся в государственном и муниципальных архивах (процентов);количество отреставрированных архивных документов (единиц хранения);доля описей дел, имеющих полный комплект, от общего количества описей дел в государственном и муниципальных архивах (процентов);доля описанных документов от общего количества архивных документов, хранящихся в государственном и муниципальных архивах (процентов);снижение доли управленческой документации, хранящейся в организациях сверх установленного срока, по отношению к общему количеству управленческой документации, подлежащей приему в государственный и муниципальные архивы (процентов);доля организаций - источников комплектования, своевременно подготовивших документы к передаче на хранение в государственный и муниципальные архивы, от их общего количества (процентов);доля организаций - источников комплектования государственного и муниципальных архивов, имеющих согласованные номенклатуры дел, от общего количества организаций-источников комплектования государственного и муниципальных архивов (процентов);средняя численность пользователей архивной информацией на 10 тысяч населения (человек);динамика роста количества пользователей архивной информацией по сравнению с предыдущим годом (процентов);доля граждан, использующих механизм получения государственных услуг в области архивного дела в электронной форме, от общего количества граждан, воспользовавшихся архивными услугами (процентов);количество дел, заголовки которых внесены в программный комплекс "Архивный фонд" и иные информационно-поисковые системы (единиц хранения);доля замененных в целях обеспечения энергосбережения зданий окон от общего количества окон в зданиях государственного архива (процентов)
Этапы и сроки реализации государственной программы-государственная программа реализуется в 2016-2018 годах в один этап
Объемы бюджетных ассигнований государственной программы-общий объем финансирования на реализацию мероприятий государственной программы составляет 116 020,4 тыс. рублей, в том числе:средства областного бюджета - 116 020,4 тыс. рублей, в том числе по годам:в 2016 году - 48 726,2 тыс. рублей;в 2017 году - 33 647,1 тыс. рублей;в 2018 году - 33 647,1 тыс. рублей;в том числе в разрезе подпрограмм:подпрограмма "Организация приема и обеспечение сохранности принятых на государственное хранение в государственный и муниципальные архивы Челябинской области архивных документов в 2016-2018 годах" - 74 535,8 тыс. рублей, в том числе: средства областного бюджета - 74 535,8 тыс. рублей;в том числе по годам:в 2016 году - 34 898,0 тыс. рублей;в 2017 году - 19 818,9 тыс. рублей;в 2018 году - 19 818,9 тыс. рублей;подпрограмма "Использование документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов, хранящихся в государственном и муниципальных архивах Челябинской области, в 2016-2018 годах" - 41 484,6 тыс. рублей, в том числе:средства областного бюджета - 41 484,6 тыс. рублей;в том числе по годам:в 2016 году - 13 828,2 тыс. рублей;в 2017 году - 13 828,2 тыс. рублей;в 2018 году - 13 828,2 тыс. рублей
Ожидаемые результаты реализации государственной программы-в результате реализации государственной программы предполагается достижение следующих показателей:увеличение к 2018 году доли особо ценных документов государственного и муниципальных архивов, имеющих страховой фонд, от общего количества особо ценных документов, хранящихся в государственном и муниципальных архивах, до 88,2 процента;количество отреставрированных архивных документов - 1470 единиц хранения;увеличение к 2018 году доли описей дел, имеющих полный комплект, от общего количества описей дел в государственном и муниципальных архивах до 94 процентов;увеличение в 2018 году доли описанных документов от общего количества архивных документов, хранящихся в государственном и муниципальных архивах, до 99,5 процента;снижение доли управленческой документации, хранящейся в организациях сверх установленного срока, по отношению к общему количеству управленческой документации, подлежащей приему в государственный и муниципальные архивы, до 3,2 процента;увеличение к 2018 году доли организаций-источников комплектования, своевременно подготовивших документы к передаче на хранение в государственный и муниципальные архивы, от их общего количества до 83 процентов;увеличение к 2018 году доли организаций-источников комплектования государственного и муниципальных архивов, имеющих согласованные номенклатуры дел, от общего количества организаций - источников комплектования государственного и муниципальных архивов до 92 процентов;увеличение к 2018 году средней численности пользователей архивной информацией на 10 тысяч населения на 417 человек;сохранение к 2018 году динамики роста количества пользователей архивной информацией по сравнению с предыдущим годом до 102,5 процента;увеличение к 2018 году доли граждан, использующих механизм получения государственных услуг в области архивного дела в электронной форме, от общего количества граждан, воспользовавшихся архивными услугами, до 70 процентов;увеличение к 2018 году по сравнению с 2015 годом количества дел, заголовки которых внесены в программный комплекс "Архивный фонд" и иные информационно-поисковые системы, на 109 000 единиц хранения;увеличение к 2018 году доли замененных в целях обеспечения энергосбережения зданий окон от общего количества окон в зданиях государственного архива до 32 процентов

Раздел I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами

Государственная программа Челябинской области "Развитие архивного дела в Челябинской области на 2016-2018 годы" определяет цель, задачи и направления развития архивного дела в Челябинской области, финансовое обеспечение и механизм реализации мероприятий, показатели их результативности.
Основные направления развития архивного дела в Челябинской области определены в соответствии с федеральными законами от 22 октября 2004 года N 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации" и от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", законами Челябинской области от 22.09.2005 г. N 405-ЗО "Об архивном деле в Челябинской области" и от 27.10.2005 г. N 416-ЗО "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по комплектованию, учету, использованию и хранению архивных документов, отнесенных к государственной собственности Челябинской области", указами Президента Российской Федерации, с учетом рекомендаций Федерального архивного агентства.
Характеристика текущего состояния отрасли архивного дела на территории Челябинской области: реализацию единой государственной политики в сфере архивного дела на территории Челябинской области осуществляет Государственный комитет по делам архивов Челябинской области (далее именуется - Государственный комитет).
Свою деятельность Государственный комитет реализует непосредственно и через Государственное учреждение "Объединенный государственный архив Челябинской области", а также муниципальные архивы Челябинской области в связи с наделением органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Челябинской области государственными полномочиями по комплектованию, учету, использованию и хранению архивных документов, отнесенных к государственной собственности Челябинской области, в соответствии с Законом Челябинской области от 27.10.2005 г. N 416-ЗО "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по комплектованию, учету, использованию и хранению архивных документов, отнесенных к государственной собственности Челябинской области".
Обеспечивая хранение и использование архивных документов, государственный и муниципальные архивы выполняют социально важные функции по оказанию услуг, пополнению информационного ресурса государства и сохранению документальной памяти.
Государственный и муниципальные архивы обслуживают различные слои населения Челябинской области, а также граждан, проживающих в иных регионах Российской Федерации и за рубежом.
Обеспечение прав граждан на информацию осуществляется по двум основным направлениям - исполнение запросов и организация доступа к архивным документам как непосредственно в читальных залах архивов, так и опосредованно через подготовку путеводителей и сборников документов, выставок документов, радио- и телепередач, публикацию статей, проведение экскурсий, лекций, школьных уроков.
За последние три года в государственный и муниципальные архивы за информацией обратился каждый двадцать пятый житель Челябинской области, благодаря чему ежегодно свыше 100 тыс. человек смогли подтвердить свои права на пенсионное обеспечение, получение льгот, имущественные права.
Ресурсный потенциал архивной отрасли Челябинской области складывался в течение длительного времени и к настоящему моменту состоит из следующих основных факторов:
по состоянию на 1 января 2015 года в государственном и муниципальных архивах хранилось более 4,25 миллиона архивных дел, содержащих разностороннюю информацию по истории Челябинской области с 1730 года по настоящее время, из них 2,25 миллиона дел - в государственном архиве и 2 миллиона дел (в том числе 0,9 миллиона дел, отнесенных к государственной собственности Челябинской области) - в муниципальных архивах;
развитая сеть архивов Челябинской области, включающая 1 государственный и 42 муниципальных архива;
наличие отраслевых планов развития, начиная со стратегических документов и заканчивая основными направлениями развития на год и годовыми государственными заданиями;
наличие квалифицированных кадров;
проведение планомерной информатизации;
система ежеквартального и ежегодного мониторинга архивной деятельности.
С 2010 года успешно реализуются ведомственные целевые программы "Организация приема и хранения документов, отнесенных к государственной собственности Челябинской области", "Развитие информационных архивных технологий", "Использование документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов, хранящихся в Государственном учреждении "Объединённый государственный архив Челябинской области", мероприятия которых направлены на осуществление своевременного приема архивных документов на хранение в государственный и муниципальные архивы, создание условий для их вечного сохранения, внедрение механизма дистанционного предоставления государственных услуг по обеспечению доступа к архивным фондам и исполнению обращений юридических и физических лиц посредством размещения на официальных web-сайтах информационно-поисковых систем, обеспечение качественного и своевременного предоставления доступа к ретроспективной информации.
Вместе с тем факторами, сдерживающими модернизацию и инновационное развитие архивного дела в Челябинской области, продолжают оставаться несовершенство нормативной базы деятельности архивов Российской Федерации и дефицит бюджетных средств.
В связи с этим в сферах обеспечения сохранности архивных фондов, совершенствования оказания услуг населению, формирования интегрированной архивной инфраструктуры остаются нерешенными следующие проблемы:
1) неурегулированность ряда вопросов правового характера на федеральном уровне;
2) слабая материально-техническая база архивов Челябинской области;
3) дефицит квалифицированных кадров;
4) непрестижность профессии;
5) недостаточное финансирование архивной отрасли;
6) недостаточный уровень развития информационно-поисковых систем;
7) низкая заработная плата работников архивных учреждений.
Решение этих проблем возможно только программными методами путем реализации в ближайшие годы комплекса первоочередных мероприятий. Программно-целевой метод решения проблем архивной отрасли позволит ежегодно определять самые болевые ее точки, сосредоточить средства на решении той или иной проблемы, а также своевременно реагировать на быстро меняющиеся требования времени.
В настоящее время от архивов требуется активное внедрение инновационных технологий, применение новых подходов к решению сложившихся проблем, поиск способов повышения производительности труда их работников.
Архивы Челябинской области могут постоянно совершенствовать свою деятельность, создавать возможности для улучшения качества и увеличения объемов оказания государственных услуг, но для их реализации необходимы вложения в инфраструктуру.
Это особенно актуально в связи с принятием Федерального закона от 8 мая 2010 года N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений". Переход в новые типы учреждений требует новой системы управления, суть которой заключается в переходе от управления ресурсами к управлению результатами, увеличении внебюджетных доходов от деятельности учреждения. Учреждения нового типа должны быть саморазвивающимися, конкурентоспособными, создающими максимальные условия для удовлетворения изменившихся потребностей и запросов потребителей услуг.
Достижение данной цели будет зависеть не только от специфики услуг, внешней конъюнктуры, но и в немалой степени от существующих кадровых и материально-технических ресурсов, использования современных инновационных подходов для обеспечения непрерывности развития архивной сферы посредством формирования эффективной среды для экспериментирования, новаторства, внедрения новых информационных технологий.
Для дальнейшего развития архивного дела в Челябинской области требуются модернизация оборудования, решение вопросов, связанных с обеспечением сохранности архивных документов, их использованием.
Метод оцифрования в определенной части позволяет решить проблему использования слабоконтрастных, угасающих текстов, обеспечить возможность многократной выдачи информации и многократного ее копирования без обращения к подлинникам.
Существенной проблемой, оказывающей негативное влияние на темпы и перспективы развития отрасли, остается кадровый дефицит. Низкая заработная плата работников влечет проблему старения кадров. Отсутствие молодых специалистов с современным мышлением ощущается практически во всех видах деятельности. Проблемы в сфере подготовки кадров для архивных учреждений могут быть решены посредством создания условий для закрепления молодых специалистов в отрасли, привлечения выпускников профильных образовательных организаций.
Необходимы дополнительные меры государственной поддержки в сфере организации хранения, комплектования и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов, а также системы подготовки кадров для архивной отрасли.
Одной из основных проблем в сфере сохранения документов, имеющих большую историческую, культурную и материальную ценность, является то, что мероприятия по их оцифровке, реставрации и созданию условий для надлежащего хранения с целью дальнейшего использования требуют значительных финансовых средств.
Разработка государственной программы продиктована необходимостью определения принципов государственной поддержки архивной отрасли в Челябинской области, регламентирования приоритетных направлений и разработки комплекса конкретных мероприятий развития архивной отрасли до 2018 года. Государственная программа ориентирована на необходимость проведения модернизации отрасли исходя из современных условий развития общества, культурных запросов и потребностей граждан.
Важнейшими условиями успешной реализации государственной программы являются:
качественное изменение подходов к оказанию услуг и развитию инфраструктуры архивной отрасли, повышению профессионального уровня персонала, укреплению кадрового потенциала;
расширение использования современных информационно-коммуникационных технологий и электронных продуктов, а также создание отраслевой информационной инфраструктуры;
оптимизация и повышение эффективности бюджетных расходов в сфере архивного дела, внедрение современных подходов бюджетного планирования, контроля, оценки рисков, внутреннего и внешнего аудита.
Социальная эффективность государственной программы состоит в полноценном комплектовании архивных фондов документами на различных видах носителей, значительном улучшении качества информационного обслуживания всех потребителей информации; росте посещаемости архивов; удовлетворении потребностей всех категорий пользователей в получении и использовании информации, содержащейся в документах Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документах, находящихся на территории Челябинской области; развитии электронных информационно-поисковых систем архивов для оперативного поиска необходимой информации по архивным документам; создании благоприятных условий для укрепления материально-технической базы отрасли, увеличения уровня социального обеспечения работников архивов; финансовой поддержке социально значимых проектов; укреплении имиджа Челябинской области.
Реализация государственной программы будет способствовать совершенствованию деятельности архивов Челябинской области, усилению их роли в обществе, расширению направлений и форм их работы.
Помимо социальной эффективности государственная программа имеет бюджетную и экономическую эффективность.