Действующий
Постановление Правительства РФ от 21 августа 2001 г. N 605 "О федеральной целевой научно-технической программе "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники" на 2002-2006 годы"
Утвердить прилагаемую федеральную целевую научно-техническую программу "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники" на 2002-2006 годы.
Федеральная целевая научно-техническая программа
"Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники" на 2002 - 2006 годы
(утв. постановлением Правительства РФ от 21 августа 2001 г. N 605)
Паспорт
федеральной целевой научно-технической программы "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники" на 2002 - 2006 годы
Наименование Программы | - | федеральная целевая научно-техническая программа "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники" на 2002 - 2006 годы |
Основание для разработки Программы | - | распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 января 2001 г. N 105-р |
Государственный заказчик - координатор Программы | - | Министерство образования и науки Российской Федерации |
Государственные заказчики Программы | - | Федеральное агентство по науке и инновациям,Федеральное агентство по образованию |
Основные разработчики Программы | - | Министерство образования и науки Российской Федерации,Федеральное агентство по науке и инновациям |
Цель Программы | - | развитие и использование научно-технологического потенциала, включая комплексное развитие национальной инновационной системы Российской Федерации, на основе повышения инновационной активности, восприимчивости организаций к нововведениям и прогрессивным технологиям в интересах диверсификации и роста конкурентоспособности российской экономики |
Основные задачи Программы | - | определение и реализация приоритетов в сфере проблемно-ориентированных поисковых и прикладных исследований в интересах получения новых знаний, составляющих основу технологических инноваций; |
развитие системы реализации научных и технологических приоритетов, в том числе в области создания критических технологий, финансируемых из федерального бюджета опытно-конструкторских, технологических и экспериментальных разработок, обеспечивающих национальную безопасность и конкурентоспособность экономики; | ||
разработка механизмов концентрации государственных и негосударственных ресурсов на создании и коммерциализации отечественных технологий, предусматривающих сквозное планирование и управление крупными инновационными проектами, осуществляемыми с участием государства и связанными с приоритетными направлениями развития науки, технологий и техники, от этапа разработки технологий до стадии их широкого коммерческого использования; | ||
развитие инфраструктуры инновационной деятельности, развитие механизмов стимулирования инновационной активности организаций всех секторов экономики, совершенствование системы финансовой поддержки инновационной деятельности; | ||
содействие укреплению и развитию материально-технической базы организаций научно-технической сферы, включая современную стендовую и приборную базу; | ||
оптимизация структуры государственного научно-технического комплекса, совершенствование правоотношений между государством и субъектами научно-технической деятельности; | ||
совершенствование нормативно-правовой базы, стимулирующей создание и реализацию инноваций, а также эффективную защиту прав интеллектуальной собственности; | ||
развитие системы подготовки специалистов по организации и управлению в инновационной сфере | ||
Сроки и этапы реализации Программы | - | 2002 - 2006 годы, в том числе:I этап - 2002 - 2004 годы;II этап - 2005 - 2006 годы |
Перечень основных мероприятий Программы | - | блок "Генерация знаний": |
определение приоритетов в сфере проблемно-ориентированных поисковых и прикладных исследований в интересах получения новых знаний, составляющих основу технологических инноваций; | ||
реализация научных и технологических приоритетов на основе финансируемых за счет средств федерального бюджета проблемно-ориентированных поисковых исследований фундаментального характера и прикладных разработок, предусматривающих создание научно-технического задела в области создания критических технологий; | ||
содействие оптимизации государственного научно-технического сектора за счет концентрации ресурсов в ведущих научных и научно-образовательных центрах; | ||
содействие программной и институциональной интеграции науки и образования с целью развития и совместного использования научной, кадровой, опытно-экспериментальной и приборной базы академического и вузовского секторов науки, а также кадрового потенциала в исследовательском и учебном процессах; | ||
содействие кадровому обеспечению наукоемких секторов экономики. | ||
Блок "Разработка технологий": | ||
выбор научно обоснованных приоритетов технологического развития с целью укрепления обороноспособности страны и обеспечения конкурентоспособности экономики; | ||
концентрация ресурсов государства и предпринимательства на приоритетных направлениях технологического развития, финансирование разработки критических технологий, которые обладают высоким потенциалом коммерциализации; | ||
создание технологической и инновационной инфраструктур, в том числе за счет обеспечения научных организаций необходимым научным оборудованием и информационными ресурсами, содействие интеграции науки и образования; | ||
создание системы защиты прав на результаты интеллектуальной деятельности в отношении создаваемых технологий и содействие введению в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности. | ||
Блок "Коммерциализация технологий": | ||
определение приоритетов коммерциализации новых перспективных технологий; | ||
коммерциализация и распространение новых перспективных технологий; | ||
развитие системы венчурного финансирования коммерциализации перспективных технологий | ||
Исполнители мероприятий Программы | - | организации, отбираемые на конкурсной основе в соответствии с законодательством Российской Федерации |
Объемы и источники финансирования Программы | - | всего на 2002-2006 годы (в ценах 2004 года) - 41,1 млрд. рублей, в том числе средства федерального бюджета - 27,1 млрд. рублей |
из них: | ||
научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы - 26 млрд. рублей; | ||
капитальные вложения - 1,1 млрд. рублей; | ||
средства внебюджетных источников - 14 млрд. рублей. | ||
Объемы и источники финансирования ежегодно уточняются при формировании федерального бюджета на соответствующий год | ||
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | - | в 2005-2006 годах намечается достигнуть следующих основных результатов: |
дополнительный объем производства новой и усовершенствованной высокотехнологичной продукции за счет применения созданных передовых технологий (в ценах 2004 года) - около 10 млрд. рублей; | ||
дополнительный объем экспорта высокотехнологичной продукции (в ценах 2004 года) - около 4 млрд. рублей; | ||
объем привлеченных внебюджетных средств для коммерциализации технологий (в ценах 2004 года) - около 10 млрд. рублей; | ||
80 созданных новых высокотехнологичных организаций; | ||
8 тыс. созданных рабочих мест для высококвалифицированных работников; | ||
55 разработанных перспективных проблемно-ориентированных исследовательских проектов, передаваемых для последующей разработки передовых технологий; | ||
160 разработанных технологий, пригодных для последующей коммерциализации; | ||
350 патентов на результаты научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, полученные при реализации программных мероприятий; | ||
130 инициированных крупных проектов коммерциализации, разработанных передовых технологий и их трансфера; | ||
14 созданных передовых коммерческих технологий для применения в отраслях экономики; | ||
2700 молодых специалистов, привлекаемых к проведению исследований по приоритетным направлениям; | ||
70 созданных организаций и объектов инфраструктуры инновационной деятельности (центры коллективного пользования научным оборудованием, центры трансфера технологий и т.п.) | ||
Система организации контроля за исполнением Программы | - | контроль за реализацией Программы осуществляет государственный заказчик - координатор и государственные заказчики |
Экономическая эффективность Программы | - | реализация предусмотренных Программой мероприятий обеспечит достижение следующих результатов: |
увеличение прироста валового внутреннего продукта, повышение эффективности работы организаций за счет технологического перевооружения, опережающий рост производства и продаж инновационной продукции, повышение удельного веса наукоемкой отечественной продукции на мировом рынке; | ||
увеличение численности и удельного веса инновационно активных организаций в экономике, рост капитализации организаций за счет интеллектуальной собственности, повышение интереса организаций к инновациям и рост доли внебюджетного финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ; | ||
обеспечение разработки новых передовых технологий, сокращение сроков их освоения, активизация инновационно-технологического обмена между организациями, сохранение уникального научно-исследовательского оборудования; | ||
повышение спроса на квалифицированные научно-технические кадры, улучшение их возрастной структуры, сохранение рабочих мест, расширение возможностей профессиональной самореализации молодежи; | ||
концентрация бюджетных ресурсов на поддержке инновационной деятельности;повышение прозрачности и результативности бюджетных расходов, сокращение числа бюджетных научных организаций, обеспечение дополнительных налоговых поступлений; | ||
обеспечение доли прироста объема производства высокотехнологичной продукции в размере до 10-15 процентов в 2006 году; | ||
обеспечение прироста количества инновационно активных организаций на 25-30 процентов в 2006 году; | ||
сохранение около 40 тыс. рабочих мест в сфере науки и образования; | ||
рост вовлечения в хозяйственный оборот результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, предусмотренных Программой, на 40-60 процентов в 2006 году; | ||
увеличение внебюджетного финансирования проектов коммерциализации технологий до 60-65 процентов |
Федеральная целевая научно-техническая программа "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники" на 2002-2006 годы (далее - Программа) разработана в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 января 2001 г. N 105-р.
Новая редакция Программы, ее структура и ожидаемые результаты реализации соответствуют приоритетам, связанным с инновационным развитием отраслей промышленности и приведением институциональных условий и инфраструктуры в соответствие с потребностями бизнеса, предусмотренным в Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2003-2005 годы), утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 августа 2003 г. N 1163-р и Основам политики Российской Федерации в области развития науки и технологий до 2010 года и дальнейшую перспективу, утвержденным Президентом Российской Федерации 30 марта 2002 г.
Основными целями Программы являются развитие и использование научно-технологического потенциала, включая комплексное развитие национальной инновационной системы Российской Федерации, на основе повышения инновационной активности, восприимчивости организаций к нововведениям и прогрессивным технологиям в интересах диверсификации и роста конкурентоспособности российской экономики.
I этап - 2002-2004 годы (реализация осуществлялась в рамках федеральной целевой научно-технической программы "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники" на 2002-2006 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 21 августа 2001 г. N 605);
получение новых знаний, обеспечение опережающего развития фундаментальной науки, осуществление важнейших прикладных исследований и разработок;
научно-техническое обеспечение перехода отраслей экономики на качественно новые технологические уровни;
создание научно-технологической базы федеральных целевых программ, обеспечивающих инновационный рост экономики страны, выход на внутренний и мировой рынки высокотехнологичной продукции;
развитие научно-технического и интеллектуального потенциала, сохранение ведущих научных школ и коллективов;
сохранение и развитие научно-технического и производственного потенциала в области создания современных научных приборов и оборудования;
создание основ государственной научно-технической политики, системы приоритетов науки, технологий и техники, механизма их реализации за счет средств федерального бюджета;
активизация деятельности по обмену знаниями и технологиями между оборонным и гражданским секторами экономики, развитие технологий двойного применения и расширение их использования.
На втором этапе в состав Программы включены работы, финансируемые ранее в рамках федеральной целевой программы "Интеграция науки и высшего образования России на 2002 - 2006 годы", а также следующие работы, которые финансировались за счет средств федерального бюджета, не предусмотренных этой Программой:
развитие инновационной структуры науки и вовлечение в хозяйственный оборот объектов интеллектуальной собственности;
определение и реализация приоритетов в сфере проблемно-ориентированных поисковых и прикладных исследований в интересах получения новых знаний, составляющих основу технологических инноваций;
развитие системы, направленной на реализацию научных и технологических приоритетов, финансируемых из федерального бюджета опытно-конструкторских, технологических и экспериментальных разработок, обеспечивающих национальную безопасность и конкурентоспособность экономики, в том числе в области создания критических технологий;
создание механизмов концентрации государственных и негосударственных ресурсов, необходимых для создания и коммерциализации отечественных технологий, предусматривающих сквозное планирование и управление крупными инновационными проектами, осуществляемыми с участием государства, на приоритетных направлениях развития науки, технологий и техники, от этапа разработки технологий до стадии их широкого коммерческого использования;
развитие инфраструктуры инновационной деятельности, развитие механизмов стимулирования инновационной активности организаций всех секторов экономики, совершенствование системы финансовой поддержки инновационной деятельности;
содействие укреплению и развитию материально-технической базы организаций научно-технической сферы, включая современную стендовую и приборную базу;
оптимизация структуры государственного научно-технического комплекса, совершенствование правоотношений между государством и субъектами научно-технической деятельности;
совершенствование нормативной правовой базы, стимулирующей создание и реализацию инноваций, а также эффективную защиту прав интеллектуальной собственности;
Система программных мероприятий на втором этапе реализуется в два подэтапа: 1-й подэтап - 2005 год и 2-й подэтап - 2006 год.