(Действующий) Постановление Правительства РФ от 19 июля 1999 г. N 829 "О Заявлении...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий

Реформирование внебюджетных фондов и целевых бюджетных фондов

Главная цель преобразований - повышение "прозрачности" в деятельности внебюджетных фондов и сокращение нерационального использования их средств.
В третьем квартале 1999 года Правительство России направит в Государственную Думу Федерального Собрания проект закона, предусматривающего, во-первых, ограничение с 1 января 2000 года выплат из Фонда социального страхования (ФСС) пособиями по временной нетрудоспособности, а также пособиями по беременности и родам. Во-вторых - определяющего, что начиная с 2000 года пособия по временной нетрудоспособности за первые три дня болезни не подлежат оплате путем использования ресурсов ФСС, а выплачиваются работодателем. Кроме того, в контексте основных направлений расходования бюджета на 2000 год Правительство России разработает и направит в Государственную Думу Федерального Собрания проект закона, предусматривающего сокращение ставки отчислений от фонда оплаты труда, направляемых в ФСС, с 5,4 до 4,4 процента. Предусматривается также, что с 1 января 2000 года централизованная часть ресурсов ФСС (в настоящее время около 20 процентов) будет полностью проходить через систему Федерального казначейства.
Имея в виду повышение эффективности использования средств Фонда занятости населения (ФЗН) и совершенствование управления ими, ответственность за сбор отчислений в ФЗН от фонда оплаты труда передается МНС России в третьем квартале текущего года. Кроме того, начиная с 1 января 2000 года централизованная часть финансовых потоков ФЗН будет полностью переведена в систему Федерального казначейства.
Правительством России предусматривается также ряд мер, направленных на восстановление платежеспособности Пенсионного фонда (ПФ). При этом первоочередное внимание уделяется полному погашению задолженности по выплатам из Пенсионного фонда к началу четвертого квартала 1999 года, а также своевременному исполнению всех обязательств фонда в дальнейшем. С целью обеспечения финансовой устойчивости Пенсионного фонда Правительство России будет воздерживаться от каких-либо индексаций или повышения пенсий, которые не могут быть полностью профинансированы за счет поступлений в Пенсионный фонд, включая средства, выделяемые из федерального бюджета. Будут предприняты все необходимые меры для повышения собираемости взносов в ПФ.
К началу четвертого квартала 1999 года будут подписаны контракты на составление обзоров, касающихся состояния дел в финансовом управлении. На основе этих обзоров планируется ежегодное проведение в соответствии с международными стандартами аудиторских проверок Фонда социального страхования, Федерального фонда обязательного медицинского страхования и Дорожного фонда. Обзоры финансового управления предусматривается завершить к началу второго квартала 2000 года. Сразу вслед за этим будут разработаны планы действий по полномасштабному внедрению международных стандартов финансовой отчетности и аудита указанных внебюджетных фондов.

Межбюджетные отношения

Главная цель реформирования межбюджетных отношений - стимулирование структурных преобразований в экономике, повышение собираемости налогов, отказ от обязательств, не обеспеченных финансированием, оптимизация подхода к развитию различных регионов страны.
В июле 1998 года была одобрена Концепция реформирования межбюджетных отношений в Российской Федерации на 1999 - 2000 годы. Проект Концепции разрабатывался и согласовывался трехсторонней комиссией в составе представителей Правительства, Государственной Думы и Совета Федерации. В четвертом квартале 1999 года Правительство России предусматривает реализовать утвержденный в развитие Концепции план-график. В частности, должны быть уточнены доходные и расходные полномочия, формы субсидий помимо трансфертов из Федерального фонда финансовой поддержки регионов (ФФПР), разделение налоговых доходов, управление и отчетность в налогово-бюджетной сфере. С этой целью Правительство России планирует разработать и внести в четвертом квартале 1999 г. в Государственную Думу Федерального Собрания проекты всех законодательных актов, необходимых для реализации Концепции. Кроме того, в третьем квартале 1999 года предусматривается создать методику внутрирегионапьного распределения доходов в соответствии с упомянутым планом-графиком.
В контексте этой работы Правительство России произвело комплексный обзор расходов, включающий полную инвентаризацию законов и нормативных актов, которыми официально производится распределение расходных полномочий, инвентаризацию всех расходов и не обеспеченных финансированием полномочий, влияющих на расходные обязательства региональных и муниципальных бюджетов, а также обзор данных для совершенствования практики распределения расходных полномочий.
Ожидается, что полностью переработанный механизм распределения трансфертов будет введен в действие в 2001 году. К этому сроку Правительство разработает усовершенствованную формулу распределения трансфертов регионам через ФФПР, основанную на Концепции налогово-бюджетной реформы на региональном и муниципальном уровне; эта формула будет включена в законопроект "О федеральном бюджете на 2000 год", реализована в будущем году. Ею предусматривается "прозрачное" формирование ассигнований на основе нормативов расходов и оценок доходных потенциалов каждого региона.
"Взаимные расчеты" Правительство будет использовать в рамках лимитов, установленных федеральным бюджетом на соответствующий год. В 1999 году расходы по категории федерального бюджета "Средства, перечисленные по взаимным расчетам" будут финансироваться только в пределах, установленных для этой статьи в разделе "Финансовая помощь прочим уровням", и исполняться через систему Федерального казначейства. Начиная с 2000 года расходная категория "взаимные расчеты" будет заменена несколькими конкретными расходными категориями в форме условных субсидий и (или) "субсидий на возмещение фактических затрат" - при установлении полного распределения расходов в Законе о бюджете. Предусматривается запретить все механизмы финансирования, кроме прямого перечисления средств через Федеральное казначейство, а все расчеты по взаимным требованиям между федеральным и региональными бюджетами будут производиться только в денежной форме. Это положение будет закреплено в законопроекте о бюджете на 2000 год.

Заимствования на федеральном и субрегиональном уровнях

Основная цель преобразований в этой сфере - оптимизировать мониторинг государственных долговых обязательств; внедрить аналитический инструментарий эффективного управления государственным долгом; обеспечить комплексный контроль как за прямыми, так и за условными долговыми обязательствами государственного сектора в целом, а также поддержание разумных объемов государственного долга как на федеральном, так и на субрегиональном уровнях.
Правительство России предусматривает объединить функции мониторинга и управления всем государственным долгом в рамках Минфина России. С этой целью будет создана Единая база данных по государственному долгу, оснащенная автоматическими каналами передачи данных от существующих систем контроля за долгом, который сейчас осуществляют Внешэкономбанк, ММВБ, что позволит обеспечить регулярную и полную отчетность по всем внешним и внутренним государственным долговым обязательствам. Единая база данных будет охватывать как прямые, так и условные обязательства федерального Правительства. Тем самым будут обеспечиваться своевременные, обновляемые сводки всех государственных долговых обязательств, облегчится выполнение задачи представления регулярной отчетности и будет оптимизирован процесс принятия решений по управлению государственным долгом, в том числе по управлению рисками, сдерживанию затрат и новым заимствованиям. Рабочая группа по управлению государственным долгом, созданная при Минфине России в 1998 году, будет координировать работу по укреплению порядка управления государственным долгом.
В третьем квартале 1999 года Минфин России назначит структуру, которой будет поручена подготовка и осуществление проекта по созданию интегрированной системы управления долгом. К концу года предусматривается разработать детальное техническое задание, выбрать консультантов и подрядчиков по разработке соответствующего программного обеспечения, заключить основные контракты. Минфином России будет оценена необходимость институциональных изменений в структуре министерства, обеспечивающих соответствие новым технологиям по управлению долгом. К концу года Правительством России будет утвержден единый порядок представления информации Министерству финансов ведомствами, уполномоченными осуществлять трансакции, связанные с государственным долгом.
С целью оптимизации мониторинга и контроля за государственным долгом на уровне ниже федерального Правительством России будут реализованы положения Бюджетного кодекса и иных законодательных актов, касающихся выпуска долговых обязательств на уровне ниже федерального, правил отчетности и распределения контрольных функций. При этом для целей данной работы будет определено, что региональный и муниципальный долг включает в себя ценные бумаги, гарантии, кредитные линии, векселя, заимствования у финансовых учреждений и иных юридических лиц, прочие соответствующие инструменты финансирования региональных и муниципальных органов власти или контролируемых ими организаций.
В третьем квартале 1999 года Правительство России при необходимости планирует:
а) направить в Государственную Думу Федерального Собрания законопроект или выпустить нормативные акты, устанавливающие требования к регистрации и регулированию выпуска и обращения региональных и муниципальных долговых обязательств;
б) направить в Государственную Думу Федерального Собрания законопроект о внесении поправок к Главе 14 Бюджетного кодекса, касающихся пруденциального регулирования и надзора за региональными и муниципальными долговыми обязательствами. Эти поправки обяжут администрации всех субъектов Федерации вести единые книги по долговым обязательствам, отражая региональный и муниципальный долг во всех формах и бюджетную задолженность, а также регулярно представлять указанную информацию Минфину России.
Предусматривается, что указанные законодательные акты будут приняты в четвертом квартале 1999 года. К концу января 2000 года будет подготовлен комплексный отчет обо всех региональных и муниципальных обязательствах с включением в него отчетных данных по 31 декабря 1998 года включительно.

5. Реформирование финансового сектора

Основная цель преобразований в финансовом секторе - повысить устойчивость, эффективность, "прозрачность" и конкурентоспособность банковской системы.

Реструктуризация банков

Стабильность и платежеспособность российской банковской системы были подорваны прекращением выполнения государством части своих долговых обязательств и девальвацией рубля, последовавшей за августовским кризисом 1998 года. Августовский кризис выявил нестабильность финансового положения банков и отсутствие инфраструктуры, необходимой для восстановления и поддержки банковской системы. Предстоит решить ряд задач, в том числе:
- реструктурировать банковскую систему, включая ликвидацию нежизнеспособных банков и санацию отдельных банков;
- усовершенствовать законодательную и нормативную базу для реструктуризации банковской системы и развития стабильного банковского сектора в будущем, включая введение международных стандартов бухгалтерского учета и системы отчетности для коммерческих банков, реализацию жесткого подхода к выдаче лицензий на осуществление банковской деятельности, немедленного принятия планов финансового оздоровления (санации) в отношении проблемных банков, остающихся на рынке;
- преодолеть структурные недостатки сектора, мешающие развитию устойчивой и конкурентоспособной финансовой системы.
В качестве первоочередной меры рассматривается создание правовой базы для реструктуризации и ликвидации банков. Соответственно в третьем квартале 1999 года будет введен в действие закон о реструктуризации банков, а также поправки к закону о Банке России и Гражданскому кодексу Российской Федерации. Смысл этих документов состоит в том, чтобы усилить полномочия по списанию капитала банков, наделить необходимыми полномочиями Агентство по реструктуризации кредитных организаций (АРКО), обеспечить регулирование его деятельности, а также продажу Агентством банковских активов (в качестве их владельца или управляющего) только на условиях открытого конкурса или в другой форме, гарантирующей "прозрачность" сделок. Закон о реструктуризации банков будет содержать следующие элементы:
- банки могут быть переданы в ведение АРКО только указанием Банка России на основе конкретно определенных критериев;
- АРКО будет наделено полномочиями осуществлять полный анализ жизнеспособности переданного в его ведение банка и полным правом отказаться принять какой-либо банк в свое ведение;
- в тех случаях, когда владельцы того или иного банка продемонстрировали свою неспособность и/или нежелание инвестировать в этот банк новый капитал, планы его реструктуризации будут основаны на списании капитала акционеров (по настоянию АРКО). лишении акционеров банка их прав и передаче АРКО контроля над банком в полном объеме;
- закон будет предусматривать участие кредиторов в реструктуризации банков, предотвратит их чрезмерные требования и будет стимулировать обмен долга на акции по справедливым и прозрачным правилам, в рамках которых списание требований кредитора может производиться без его согласия на условиях не менее выгодных, чем выплаты при ликвидации с учетом положений статьи 64 Гражданского кодекса;
- АРКО будет наделено правом проводить реструктуризацию банка так, как оно посчитает необходимым в интересах вкладчиков и кредиторов (в том числе и путем создания нового банка и передачи активов и вкладов граждан новому банку);
- АРКО будет наделено правом отказа от исполнения контрактов и признания недействительными сделок с аффилированными структурами, а также сделок, стоимость которых либо неадекватна, либо которые были заключены с целью создать помехи, вызвать задержки или обмануть вкладчиков и кредиторов несостоятельного банка;
- будет предусмотрено, что АРКО будет выступать в качестве арбитражного управляющего по банкам, которые оно контролирует;
- будет определен механизм рассмотрения действий АРКО в административном порядке с правом апелляции к судебным органам.
Ни при каких обстоятельствах акционеры не должны сохранять льготы на восстановление своего права собственника банка после завершения процесса реструктуризации.
Поправки к Гражданскому кодексу, дополняя положения Закона "О реструктуризации кредитных организаций", позволят:
а) при реструктуризации банков списывать уставной капитал до уровня собственных средств без уведомления кредиторов и без предоставления кредиторам возможности требовать досрочного исполнения банком своих обязательств;
б) при реструктуризации банков допускать обмен долга на акции.
Поправки к Закону "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" позволят Банку России как органу, осуществляющему банковский надзор, проводить переоценку активов и пассивов банков в целях определения фактической величины акционерного капитала и в случае необходимости принятия на этом основании решения об уменьшении размера уставного капитала соответствующей кредитной организации.
В Законе о банкротстве кредитных организаций предусмотрены конкретные стандарты, на основании которых Банк России назначает временную администрацию банков: закон дает Банку России полномочия сертифицировать временных управляющих для проведения процедуры банкротства и предлагать в Арбитражный суд кандидатуры временных управляющих, предусматривает ускоренный порядок ликвидации кредитных организаций. Однако требуется внести ряд поправок в действующее законодательство, обеспечивающих практическую реализуемость процесса реструктуризации/ликвидации банков и предотвращающих возможность увода активов. В этой связи Правительство разработало и внесло в Государственную Думу Федерального Собрания поправки, обеспечивающие:
в Законе о банкротстве кредитных организаций:
1) обязательность назначения Банком России временной администрации, отвечающей за сохранение активов банка, в течение 15 дней после получения Банком России информации о следующих событиях: а) невыполнение банком его платежных обязательств; б) признание банка неплатежеспособным; в) наличие реальной угрозы интересам кредиторов и вкладчиков банка, связанной с продолжением деятельности кредитной организации, за исключением тех случаев, когда банк подлежит или находится в процессе реструктуризации в соответствии с Законом о реструктуризации банков;
2) исполнение требования о том, чтобы временная администрация, назначенная Банком России, продолжала работу до окончания процесса реструктуризации банка, передачи его в ведение АРКО для реструктуризации или до момента отзыва Банком России лицензии такого банка и назначения арбитражным судом арбитражного управляющего процессом банкротства;
3) положение о том, что назначенная Банком России временная администрация, назначенный судом арбитражный управляющий, а также АРКО должны выдвигать иски о субсидиарной ответственности в рамках статьи 56 Гражданского кодекса и статьи 10 общего Закона о несостоятельности;
- использование понятия "недостаточности капитала" как основания для банкротства банков;
- в общем Законе о несостоятельности:
1) расширение в статье 18 определения "заинтересованное лицо" за счет включения в него аффилированных организаций; "аффилированные организации" будут в свою очередь определяться как находящиеся под общим, прямым или косвенным контролем;