Утративший силу
- охрана труда, профилактика производственного травматизма, профессиональной заболеваемости и улучшения условий труда на малых предприятиях;
Консультационная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляется организациями, образующими инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, путем предоставления субъектам малого и среднего предпринимательства и их представителям адресных очных и заочных консультаций, организации и проведения семинаров, тренингов, "круглых столов", иных мероприятий.
2.7. Расширение деловых возможностей и продвижение на рынки продукции и услуг субъектов малого и среднего предпринимательства
Для расширения деловых возможностей субъектов малого и среднего предпринимательства и продвижения на новые рынки их продукции и услуг в Программе предусмотрена реализация следующих мер:
- использование современных инструментов практического маркетинга для помощи производственным и, в первую очередь, инновационным компаниям, включающих маркетинговые исследования возможных рынков сбыта, проведение "деловых миссий" в регионах Российской Федерации и за рубежом, ведение Реестра конкурентоспособной продукции малых и средних предприятий города Москвы и т.д.;
- налаживание производственной кооперации между малыми, средними и крупными предприятиями (субконтрактация), в том числе через ведение специализированной базы данных, проведение "бирж субконтрактов", "кластеризацию" малых и средних предприятий вокруг крупных (якорных) компаний;
- содействие повышению качества и конкурентоспособности производимой субъектами малого и среднего бизнеса продукции и проведению ее сертификации на соответствие стандартам ИСО;
- поддержка участия малых и средних предприятий в выставочно-ярмарочных мероприятиях, включая форму делового партнерства "Моспартенариат";
- создание отраслевых и территориальных брендов субъектов малого и среднего предпринимательства и продвижение их на региональные и международные рынки;
- содействие проведению на льготных условиях рекламных кампаний по продвижению продукции малых и средних предприятий.
3. Развитие, совершенствование и обеспечение деятельности организаций инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства
Программой предполагается дальнейшее развитие и обеспечение деятельности Фонда содействия кредитованию малого бизнеса и микрофинансовых организаций путем предоставления им субсидий на увеличение их активов, и за счет этого рост объемов оказываемых субъектам малого и среднего предпринимательства финансовых услуг. Около 3% средств финансового обеспечения Программы направляется на имущественное, организационно-методическое и программно-коммуникационное обеспечение деятельности организаций инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Программой предусмотрены меры, направленные на обеспечение опережающего роста количественных и качественных показателей производственного и, в первую очередь, инновационного малого и среднего бизнеса, предпринимательской деятельности в области ЖКХ и на рынке бытовых услуг для населения, производства ремесленной продукции, а также молодежного и социально-направленного малого и среднего предпринимательства.
Особенностью Программы является то, что она максимально удовлетворяет потребности малых и средних предприятий в различных видах поддержки и услуг; новый подход дает возможность решать задачи малого и среднего предпринимательства в комплексе, сочетая различные формы поддержки и услуг. Программа транспарентна и дает возможность более эффективного использования бюджетных средств.
В малом бизнесе города Москвы заняты более одной трети всего экономически активного населения. По состоянию на начало 2009 г. в городе насчитывалось более 218 тыс. малых предприятий, на которых было занято 2067 тыс. человек, и 145 тыс. индивидуальных предпринимателей. Количество средних предприятий - более 1500. При этом вклад московского малого бизнеса в экономику составляет значительную часть от общероссийского показателя в этом секторе. Так, по имеющимся на данный момент официальным данным органов государственной статистики оборот московских малых предприятий в 2007 г. превысил 30% оборота всех малых предприятий России.
В целом малый бизнес города Москвы является достаточно успешным, однако у него имеется ряд проблем, определяемых как условиями крупного мегаполиса, так и кризисными осложнениями экономической ситуации. Как показывают регулярно проводимые исследования, наиболее серьезные затруднения у московских предпринимателей вызывает решение следующих проблем:
- недостаточные возможности стимулирования сбыта, преодоления барьеров вхождения на новые рынки, обеспечения конкурентоспособности продукции;
- недостаток квалифицированных кадров, знаний и информации для ведения предпринимательской деятельности;
Оказание мер государственной поддержки малому предпринимательству осуществляется в городе Москве на протяжении уже многих лет, при этом с 1994 г. эта поддержка оказывается на комплексной программной основе. Ежегодно на развитие и поддержку малого предпринимательства направляется в среднем 0,25-0,3 процента расходов городского бюджета. Меры содействия развитию и укреплению малого бизнеса стали одним из факторов, позволивших московским предпринимателям этого сектора существенно минимизировать потери из-за начавшегося в конце 2008 г. финансово-экономического кризиса.
Согласно уточненному прогнозу социально-экономического развития города Москвы на 2009 год ВРП города сократится на 5,2% при снижении товарооборота на 5%, инвестиций в основной капитал - на 20%, промышленного производства - на 8,5%. Уровень потребительской инфляции ожидается на уровне 14% за годовой период.
Наиболее сильное снижение в 2009 году ожидается в производстве строительных материалов, машиностроительных отраслях, текстильном и швейном производстве, производстве кожи и обуви, целлюлозно-бумажном производстве, химическом производстве и производстве резиновых и пластмассовых изделий, в меньшей степени - в производстве пищевых продуктов.
Вследствие складывающейся в 2009 году ситуации на рынке труда произойдет рост числа официально зарегистрированных безработных, а падение реальной заработной платы в текущем году ожидается на 3,5% по сравнению с 2008 годом. Снижение доходов наемных работников, а также доходов от собственности и предпринимательской деятельности приведет к снижению реальных располагаемых доходов населения на 5%.
В малом предпринимательстве также предстоит справиться с целым рядом серьезных проблем: в целом растут цены поставщиков, сокращается спрос со стороны покупателей, и увеличиваются риски неплатежей и недопоставок продукции. Чрезвычайно сложно стало получить финансовые средства под развитие, помимо резко возросших кредитных ставок, многие банки в принципе прекратили работу с малым бизнесом. Усугубляется ситуация недобросовестными действиями отдельных банков, уводящими в сторону от кредитования реального сектора экономики, специально полученные от государства на эти цели средства.
На середину мая 2009 г., по данным мониторинга, проводимого Департаментом науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы, отмечается снижение оборотов малых предприятий и их прибыльности, в сравнении с ноябрем 2008 г. эти показатели упали более чем на 31 процента. Мониторинг показал, что за период с ноября 2008 г. по середину мая 2009 г. частота оценки предпринимателями экономической ситуации как кризисной возросла в 2,9 раза и достигла 25 процентов в ответах респондентов, еще 43,4 процента респондентов считают ситуацию напряженной. Ухудшения в 2009 г. условий деятельности на предприятиях сферы малого бизнеса ожидают 50 процентов опрошенных. Если в ноябре 2008 г. пессимистических оценок было на 25,8 процентов больше, чем оптимистических, то по итогам апреля 2009 г. эта разница достигла 31,3 процентов. За тот же период превышение доли малых предприятий, намеренных в ближайшее время привлекать новых сотрудников, над теми, кто собирался сокращать персонал, снизилось с 19 до 4 процентов. С начала 2009 г. более чем в 1,6 раза выросла доля малых предприятий, отмечающих уменьшение фонда оплаты труда (достигла 27,6 процентов). Свыше 64 процентов опрошенных предприятий отметили рост закупочных цен поставщиков и контрагентов притом, что 42 процента малых предприятий указали на снижение обеспеченности собственными денежными средствами.
Таким образом, началу реализации Программы предшествует общее нарастание негативных тенденций в малом предпринимательстве, связанных с последствиями финансово-экономического кризиса, что говорит о необходимости увеличения объемов, поиска и предоставления новых мер поддержки не только на стадии ее проектирования, но и непосредственно в процессе ее исполнения в зависимости от фактически складывающихся условий.
Правительством Москвы уже с ноября 2008 года в рамках действующей Комплексной целевой программы развития и поддержки малого предпринимательства на 2007-2009 гг. реализуется план антикризисных мероприятий по поддержке малого предпринимательства, решающий двойную задачу: недопущение сокращения числа предприятий и работников в сфере малого предпринимательства и, создание условий для интеграции в малый бизнес высвобождающихся работников в других секторах экономики.
В условиях общего сокращения бюджетных расходов ассигнования на поддержку малого бизнеса увеличены на 150 миллионов рублей до суммы в 2 млрд. 250 миллионов. Кроме этого Москва пошла на отказ от доходов в сумме более 5,4 млрд. рублей, установив для малых предприятий на 2009 год ставку арендной платы на муниципальную недвижимость в 1 тыс.руб. за кв. м. в год по всем действующим договорам, в независимости от прежней цены аренды. Москва по итогам конкурса, проведенном Министерством экономического развития РФ, получит субсидирование городских расходов на поддержку малого предпринимательства в объеме 1 млрд. рублей. Таким образом, общая сумма финансирования антикризисных мероприятий составляет 8,8 млрд. рублей.
Однако финансовые ресурсы, при всей очевидной их первостепенности, еще не есть решение всех проблем предпринимательства, а решать их надо комплексно по всем направлениям организации, ведения, сохранения и расширения бизнеса, в том числе в информационном, обучающем, консультационном, правовом, финансовом, имущественном направлениях, а также путем оказания предпринимателям широкого спектра деловых услуг.
В сфере правовой поддержки важной мерой стало принятие Москвой полного моратория до конца 2009 года на плановые проверки малых предприятий контрольными и надзорными органами и ограничены внеплановые. Для малых предприятий приоритетных направлений деятельности, прежде всего ЖКХ, производственных, молодежных, инновационных, социально-ориентированных, сферы быта и ремесленничества, разработана широкая программа комплексных мероприятий. Для них компенсируется 75% ставки рефинансирования при сроке кредита более 3 лет, 50% - при сроке от 2 до 3 лет и 30% - от 1 до 2 лет. Фондом содействия кредитованию были увеличены объемы поручительств до 70% от суммы кредита и процентов за пользование кредитом. Гарантируемая Фондом сумма ссуды для микропредприятий была увеличена до 50 млн.руб., а для малых предприятий - до 70 млн.руб. Получила развитие система микрофинансирования - в 9 округах города открыты офисы агентства "Микрофинанс", в которых предприниматели могут в быстром беззалоговом режиме получить до 350 тыс.руб.
Дополнительно выделены расходы на субсидирование малых предприятий, в первую очередь, начинающих предпринимателей, на компенсацию арендных платежей и закупку оборудования. Увеличены размеры субсидии для молодежного предпринимательства - до 1 млн.руб.; инновационным малым предприятиям - до 2,5 млн.руб.; для малых предприятий, работающих в приоритетных направлениях,- до 5 млн.руб. Компенсируются до 30% затрат, связанных с присоединением к любым внешним сетям города. Малым предприятиям в увеличенной доле будут компенсироваться расходы на продвижение товаров, участие в выставках-ярмарках, наружную рекламу, лицензирование, сертификацию.
Продолжается программа строительства бизнес-центров, технопарков и бизнес-инкубаторов. В планах на 2009 год стоит также приобретение помещений под бизнес-инкубаторы и технопарки. Городом объявлен конкурс на покупку недвижимого имущества для города, в рамках которого планируется приобрести 6 тыс.кв.м.
С октября 2008 г. стартовал пилотный проект по созданию и продвижению отраслевых коллективных брендов малого бизнеса Москвы, цель которого - содействие московским малым производственным предприятиям в укреплении рыночных позиций, повышении их конкурентоспособности, снижению индивидуальных затрат на продвижение продукции. Это особенно актуально в условиях текущего финансово-экономического кризиса.
Перечисленные выше меры по оценкам самих предпринимателей уже дают положительный эффект, получают дальнейшее развитие в новой Программе и помогут поддержать малый бизнес в условиях текущего финансово-экономического кризиса и обеспечить его дальнейшее развитие.
Поддержка малому и среднему бизнесу, реализуемая в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" и Закона города Москвы от 26 ноября 2008 г. N 60 "О поддержке и развитии малого и среднего предпринимательства в городе Москве", предусматривает широкий спектр услуг и мероприятий, реализуемых в рамках Программы по следующим направлениям: