(Действующий) Распоряжение Правительства РФ от 7 февраля 2011 г. N 165-р...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
недостаточно эффективное взаимодействие экономических субъектов между собой;
низкий уровень взаимодействия между производством и наукой;
недостаточно эффективное функционирование социальной инфраструктуры.
Наиболее проблемной отраслью является сельское хозяйство территорий на периферии округа: на юге - в сухостепной зоне в связи с деградацией ирригационных систем, на севере и западе - из-за депопуляции сельской местности и износа основных фондов. В этих районах меньшая рентабельность сельского хозяйства также определяется природными условиями.
Сальдо миграции Приволжского федерального округа устойчиво отрицательно в 2000-е годы. Отток населения направлен, главным образом, в гг. Москву и Санкт-Петербург, а также в промышленно развитые регионы Урала.
Темпы экономического роста субъектов Российской Федерации, входящих в Приволжский федеральный округ, за исключением Республики Татарстан, были ниже средних по стране, что связано с непреодоленным спадом в обрабатывающих отраслях и замедленным ростом постиндустриальной экономики крупных агломераций из-за недостатка инвестиций.
В экономике округа преобладают фондоемкие и материалоемкие отрасли с высокой зависимостью от конъюнктуры сырьевых рынков.
Машиностроение и нефтехимическая промышленность, обеспечивая максимальный вклад среди отраслей в валовой региональный продукт Приволжского федерального округа, имеют низкую эффективность производственно-технологических мощностей и, как результат, в 3 - 4 раза более низкую производительность труда по сравнению с развитыми зарубежными странами, устаревшую производственно-технологическую структуру и в связи с этим явно недостаточную конкурентоспособность выпускаемой продукции.
Транспортная и энергетическая инфраструктуры в Приволжском федеральном округе заметно отстают от требований сегодняшнего дня, являясь сдерживающим фактором для развития экономики. На территории округа нет современной логистической системы.
Необходима комплексная оценка последствий, анализ достаточности и готовности мер инженерной защиты и других мер компенсации негативных последствий. Необходимо проработать вопрос о дальнейшей эксплуатации Чебоксарского и Нижнекамского гидроузлов.
Для снижения дефицита электроэнергии в Приволжском федеральном округе почти не используются возобновляемые источники энергии (прежде всего, малая гидроэнергетика), а также местные виды топлива (торф, попутный нефтяной газ, древесная щепа).
Основным видом топлива для тепловых электростанций округа является газ (94 процента общего объема потребления органического топлива), что ставит энергетику в большую зависимость от развития газовой инфраструктуры и поставок газа.
Модернизация экономики Приволжского федерального округа, стимулирующая рост производительности труда, может привести к возникновению пространственных диспропорций на рынке труда. На одних территориях будет ощутимый дефицит рабочей силы, на других - дефицит рабочих мест.
В случае неблагоприятной макроэкономической конъюнктуры для округа может возникнуть угроза затяжной экономической рецессии, консервации проблем на рынке труда, оттока квалифицированных кадров и капитала. Существует также риск опережающего роста цен на сырье по сравнению с ростом цен на продукцию обрабатывающих отраслей, что приведет к росту издержек производителей.
К слабым сторонам развития Приволжского федерального округа также относятся сравнительно низкие доходы населения (ниже среднероссийского уровня), что негативно сказывается на потребительском спросе населения.
Исходя из анализа угроз и факторов развития Приволжского федерального округа сформулированы основные цели и задачи, направленные на реализацию конкурентных преимуществ и возможностей округа, снятие ограничений и минимизацию внешних угроз.

III. Основные положения

1. Цели, задачи, сценарий развития Приволжского федерального округа

Стратегической целью развития Приволжского федерального округа является устойчивое улучшение качества жизни населения за счет повышения производительности труда и формирования конкурентоспособной экономики округа на основе сбалансированного взаимовыгодного партнерства гражданского общества, бизнеса и власти.
Основной задачей является создание достойных условий жизни в городах и сельской местности округа.
В целях улучшения условий жизни в сельской местности должны решаться задачи развития социальной инфраструктуры и инженерного обустройства сельских поселений, в том числе развития транспортной, энергетической, информационной и телекоммуникационной инфраструктур, необходимых для ликвидации разобщенности городов и сельских поселений.
В реальном секторе экономики важнейшими направлениями развития являются:
технологическая модернизация основных отраслей промышленности;
развитие научно-технологической базы;
формирование конкурентоспособных территориально-отраслевых кластеров, работающих на мировом уровне производительности труда;
повышение эффективности отраслей агропромышленного комплекса округа;
формирование развитого сегмента малого и среднего бизнеса.
Важной задачей Приволжского федерального округа является становление округа в качестве одного из российских лидеров инновационного технологического развития.
В результате реализации данных задач возможность жить и работать в Приволжском федеральном округе должна стать фактором инвестиционной и миграционной привлекательности округа в целом и его отдельных регионов.
Сценарий развития Приволжского федерального округа увязан с инновационным сценарием Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.
Данный сценарий предполагает уже в 2011 году приступить к реализации мероприятий по модернизации производственно-технологических мощностей реальной экономики, восстановлению научно-технического потенциала, переходу на инновационную модель развития, восстановлению и развитию инвестиционной активности в осуществлении крупных инфраструктурных проектов, устойчивому развитию банковской системы. Инновационный вариант характеризуется более высокой нормой накопления и кардинальным повышением эффективности управления реальной экономикой.
Реализация данного сценария во многом определяется эффективностью формирования условий в Приволжском федеральном округе для взаимодействия университетских центров и отраслевых научно-исследовательских институтов с промышленными отраслями, кластерами, радикальной технологической модернизацией машиностроения, нефтехимического и лесопромышленного комплексов. Важнейшим условием реализации данного сценария станет развитие крупнейших городских агломераций как центров экономики.
При этом необходимо формирование условий для создания особых экономических зон, зон опережающего производственно-технологического развития, территориально-отраслевых кластерных образований, развития энергетической, транспортной и телекоммуникационной инфраструктур, активизации инновационной деятельности, а также для развития субъектов Российской Федерации, входящих в Приволжский федеральный округ, требующих особых мер поддержки, с целью выравнивания социально-экономического уровня.
Одним из важнейших направлений инновационного развития Приволжского федерального округа должно стать взаимовыгодное государственно-частное партнерство, в том числе взаимодействие с общественными организациями, объединяющими интересы промышленников и предпринимателей.
Показатели социально-экономического развития Приволжского федерального округа в соответствии с целевым сценарием развития представлены в приложениях N 1 и 2.

2. Экономическая специализация и конкурентные преимущества субъектов Российской Федерации, входящих в Приволжский федеральный округ

Республика Башкортостан

Ведущими отраслями промышленности Республики Башкортостан являются нефтеперерабатывающее производство, химия и нефтехимия, машиностроение и металлообработка, цветная металлургия, сельское хозяйство.
Конкурентными преимуществами социально-экономического развития Республики Башкортостан являются:
наличие крупных производств и технологий в топливном, химическом и нефтехимическом видах экономической деятельности, машиностроении, имеющих экспортную составляющую и существенную долю внутреннего рынка;
значительные запасы полезных ископаемых и сырьевых ресурсов;
сохраненный потенциал и высокая производственная активность агропромышленного комплекса;
наличие развитого многопрофильного научно-образовательного комплекса;
наличие природных ресурсов для рекреационного использования и развития специализированных видов туризма.
Основными стратегическими приоритетами социально-экономического развития Республики Башкортостан являются инновационное развитие нефтепереработки, химического и нефтехимических производств, машиностроения и металлообработки, цветной металлургии, совершенствование агропромышленного и строительного комплексов и транспортной инфраструктуры.
В машиностроительном комплексе планируется производство вспомогательных газотурбинных двигателей нового поколения и малоразмерных энергетических газотурбинных установок.
Продолжится вскрытие и отработка месторождения "Юбилейное", где возможна добыча медно-колчеданных и бурожелезняковых золотосодержащих руд открытым способом.
В строительном комплексе Республики планируется осуществить проекты с участием иностранных компаний, в том числе строительство известково-цементного комбината в Учалинском районе и строительство завода по производству гипсокартона в Уфимском районе.
Кроме того, предполагается ввести в эксплуатацию завод по производству современных быстровозводимых малоэтажных жилых домов.
Социально значимым проектом, реализуемым на территории Республики Башкортостан, станет проект по социальной интеграции инвалидов.