Действующий
Одним из важнейших конкурентных преимуществ Приволжского федерального округа является человеческий капитал. Республика Татарстан, Республика Башкортостан и Самарская область входят в десятку субъектов Российской Федерации по индексу развития человеческого потенциала.
Округ имеет самобытный в этнокультурном отношении состав населения, характеризующийся этническим, религиозным и языковым многообразием (около 170 народов и более 6000 религиозных организаций) при бесконфликтном и органичном сосуществовании разных культурных традиций. На территории округа расположено 6 национально-территориальных административных образований - Республика Башкортостан, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Татарстан, Удмуртская Республика и Чувашская Республика.
Первым вызовом текущего момента для Приволжского федерального округа является усиление глобальной конкуренции, охватывающей не только традиционные рынки товаров, капиталов, технологий и рабочей силы, но и системы национального управления, поддержки инноваций, развития человеческого потенциала.
Вторым вызовом является ожидаемая новая волна технологических изменений, усиливающая роль инноваций в социально-экономическом развитии и снижающая влияние многих традиционных факторов роста. В ближайшее десятилетие развитые страны перейдут к формированию новой технологической базы экономических систем, основанной на использовании новейших достижений в области биотехнологий, информатики и нанотехнологий, в том числе в здравоохранении и других сферах.
Еще один вызов - это возрастание роли человеческого капитала как основного фактора экономического развития. Уровень конкурентоспособности современной инновационной экономики в значительной степени определяется качеством профессиональных кадров.
Основные факторы, мешающие социально-экономическому развитию Приволжского федерального округа, связаны с наличием следующих проблем реального сектора экономики:
низкая производительность труда в секторах экономики, вносящих наибольший вклад в валовой региональный продукт;
высокий уровень износа и морально устаревшие основные фонды, вследствие чего - технологическая отсталость и низкая конкурентоспособность выпускаемой продукции;
Наиболее проблемной отраслью является сельское хозяйство территорий на периферии округа: на юге - в сухостепной зоне в связи с деградацией ирригационных систем, на севере и западе - из-за депопуляции сельской местности и износа основных фондов. В этих районах меньшая рентабельность сельского хозяйства также определяется природными условиями.
Сальдо миграции Приволжского федерального округа устойчиво отрицательно в 2000-е годы. Отток населения направлен, главным образом, в гг. Москву и Санкт-Петербург, а также в промышленно развитые регионы Урала.
Темпы экономического роста субъектов Российской Федерации, входящих в Приволжский федеральный округ, за исключением Республики Татарстан, были ниже средних по стране, что связано с непреодоленным спадом в обрабатывающих отраслях и замедленным ростом постиндустриальной экономики крупных агломераций из-за недостатка инвестиций.
В экономике округа преобладают фондоемкие и материалоемкие отрасли с высокой зависимостью от конъюнктуры сырьевых рынков.
Машиностроение и нефтехимическая промышленность, обеспечивая максимальный вклад среди отраслей в валовой региональный продукт Приволжского федерального округа, имеют низкую эффективность производственно-технологических мощностей и, как результат, в 3 - 4 раза более низкую производительность труда по сравнению с развитыми зарубежными странами, устаревшую производственно-технологическую структуру и в связи с этим явно недостаточную конкурентоспособность выпускаемой продукции.
Транспортная и энергетическая инфраструктуры в Приволжском федеральном округе заметно отстают от требований сегодняшнего дня, являясь сдерживающим фактором для развития экономики. На территории округа нет современной логистической системы.
Необходима комплексная оценка последствий, анализ достаточности и готовности мер инженерной защиты и других мер компенсации негативных последствий. Необходимо проработать вопрос о дальнейшей эксплуатации Чебоксарского и Нижнекамского гидроузлов.
Для снижения дефицита электроэнергии в Приволжском федеральном округе почти не используются возобновляемые источники энергии (прежде всего, малая гидроэнергетика), а также местные виды топлива (торф, попутный нефтяной газ, древесная щепа).
Основным видом топлива для тепловых электростанций округа является газ (94 процента общего объема потребления органического топлива), что ставит энергетику в большую зависимость от развития газовой инфраструктуры и поставок газа.
Модернизация экономики Приволжского федерального округа, стимулирующая рост производительности труда, может привести к возникновению пространственных диспропорций на рынке труда. На одних территориях будет ощутимый дефицит рабочей силы, на других - дефицит рабочих мест.
В случае неблагоприятной макроэкономической конъюнктуры для округа может возникнуть угроза затяжной экономической рецессии, консервации проблем на рынке труда, оттока квалифицированных кадров и капитала. Существует также риск опережающего роста цен на сырье по сравнению с ростом цен на продукцию обрабатывающих отраслей, что приведет к росту издержек производителей.
К слабым сторонам развития Приволжского федерального округа также относятся сравнительно низкие доходы населения (ниже среднероссийского уровня), что негативно сказывается на потребительском спросе населения.
Исходя из анализа угроз и факторов развития Приволжского федерального округа сформулированы основные цели и задачи, направленные на реализацию конкурентных преимуществ и возможностей округа, снятие ограничений и минимизацию внешних угроз.
Стратегической целью развития Приволжского федерального округа является устойчивое улучшение качества жизни населения за счет повышения производительности труда и формирования конкурентоспособной экономики округа на основе сбалансированного взаимовыгодного партнерства гражданского общества, бизнеса и власти.
В целях улучшения условий жизни в сельской местности должны решаться задачи развития социальной инфраструктуры и инженерного обустройства сельских поселений, в том числе развития транспортной, энергетической, информационной и телекоммуникационной инфраструктур, необходимых для ликвидации разобщенности городов и сельских поселений.
формирование конкурентоспособных территориально-отраслевых кластеров, работающих на мировом уровне производительности труда;
Важной задачей Приволжского федерального округа является становление округа в качестве одного из российских лидеров инновационного технологического развития.
В результате реализации данных задач возможность жить и работать в Приволжском федеральном округе должна стать фактором инвестиционной и миграционной привлекательности округа в целом и его отдельных регионов.
Сценарий развития Приволжского федерального округа увязан с инновационным сценарием Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.
Данный сценарий предполагает уже в 2011 году приступить к реализации мероприятий по модернизации производственно-технологических мощностей реальной экономики, восстановлению научно-технического потенциала, переходу на инновационную модель развития, восстановлению и развитию инвестиционной активности в осуществлении крупных инфраструктурных проектов, устойчивому развитию банковской системы. Инновационный вариант характеризуется более высокой нормой накопления и кардинальным повышением эффективности управления реальной экономикой.
Реализация данного сценария во многом определяется эффективностью формирования условий в Приволжском федеральном округе для взаимодействия университетских центров и отраслевых научно-исследовательских институтов с промышленными отраслями, кластерами, радикальной технологической модернизацией машиностроения, нефтехимического и лесопромышленного комплексов. Важнейшим условием реализации данного сценария станет развитие крупнейших городских агломераций как центров экономики.
При этом необходимо формирование условий для создания особых экономических зон, зон опережающего производственно-технологического развития, территориально-отраслевых кластерных образований, развития энергетической, транспортной и телекоммуникационной инфраструктур, активизации инновационной деятельности, а также для развития субъектов Российской Федерации, входящих в Приволжский федеральный округ, требующих особых мер поддержки, с целью выравнивания социально-экономического уровня.
Одним из важнейших направлений инновационного развития Приволжского федерального округа должно стать взаимовыгодное государственно-частное партнерство, в том числе взаимодействие с общественными организациями, объединяющими интересы промышленников и предпринимателей.
Показатели социально-экономического развития Приволжского федерального округа в соответствии с целевым сценарием развития представлены в приложениях N 1 и 2.