Действующий
Постановление Правительства Москвы от 27 сентября 2011 г. N 450-ПП "Об утверждении Государственной программы города Москвы "Развитие образования города Москвы ("Столичное образование") на 2012-2018 годы"
приложению к настоящему постановлению.
1. Утвердить Государственную программу города Москвы "Развитие образования города Москвы ("Столичное образование")" на 2012-2018 годы согласно Государственная программа
города Москвы "Развитие образования города Москвы ("Столичное образование")" на 2012-2018 годы
Паспорт
Государственной программы города Москвы "Развитие образования города Москвы ("Столичное образование")" на 2012-2018 годы
Наименование Государственной программы города Москвы | Государственная программа города Москвы "Развитие образования города Москвы ("Столичное образование")" на 2012-2018 годы | ||||||||||||||||||||
Цель Государственной программы города Москвы | Создание средствами образования условий для формирования личной успешности жителей города Москвы | ||||||||||||||||||||
Конечные результаты Государственной программы города Москвы с разбивкой по годам реализации Государственной программы города Москвы | N п/п | Наименование конечного результата | Единица измерения | 2010 год факт | 2011 год факт | 2012 год факт | 2013 год факт | 2014 год факт | 2015 год прогноз | 2016 год прогноз | 2017 год прогноз | 2018 год прогноз | |||||||||
1 | 0300000.01 Доля жителей города Москвы, давших позитивную оценку работы сферы образования в ходе социологического исследования "Образование Москвы", проводимого Центром мониторинга общественного мнения при Правительстве Москвы | процентов | х | х | 44 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | ||||||||||
2 | 0300000.02 Доля образовательных организаций высшего образования, осуществляющих образовательную деятельность в городе Москве, участвующих в реализации общеобразовательных программ и дополнительных образовательных программ, а также осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам и дополнительным образовательным программам | процентов | 5 | 7 | 10 | 15 | 24 | 25 | 25 | 25 | 25 | ||||||||||
3 | 0300000.03 Доля государственных общеобразовательных организаций города Москвы, в которых средняя заработная плата педагогических работников не ниже средней по экономике города Москвы | процентов | 50 | 60 | 80 | 87 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | ||||||||||
4 | 0300000.04 Доля государственных образовательных организаций города Москвы, в которых созданы условия для обучения детей с особыми образовательными потребностями, обусловленными возможностями здоровья | процентов | 20 | 25 | 40 | 62 | 75 | 80 | 100 | 100 | 100 | ||||||||||
5 | 0300000.05 Доля государственных общеобразовательных организаций города Москвы, реализующих федеральные государственные образовательные стандарты основного общего и среднего общего образования | процентов | 0 | 0 | 0 | 27 | 55 | 80 | 100 | 100 | 100 | ||||||||||
6 | 0300000.06 Позиция города Москвы по сравнению с другими городами - миллионниками России по результатам ЕГЭ | Место среди городов-миллионников по доле выпускников государственных образовательных организаций, освоивших программу среднего общего образования, набравших 63 и более баллов по ЕГЭ по русскому языку | Х | Х | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | ||||||||||
Место среди городов-миллионников по доле выпускников государственных образовательных организаций, освоивших программу среднего общего образования, набравших 63 и более баллов по ЕГЭ по математике | Х | Х | 5 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | ||||||||||||
7 | 0300000.07 Доля детей жителей города Москвы 3-5 лет, получающих услуги дошкольного образования в государственных образовательных организациях города Москвы, реализующих образовательные программы дошкольного образования, среди числа детей, чьи родители - жители города Москвы изъявили желание на получение для них дошкольного образования | процентов | 83 | 85 | 90 | 99,5 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | ||||||||||
8 | 0300000.08 Доля детей жителей города Москвы 5-7 лет, получающих услуги дошкольного образования в государственных образовательных организациях города Москвы, реализующих образовательные программы дошкольного образования, среди числа детей, чьи родители - жители города Москвы изъявили желание на получение для них дошкольного образования | процентов | 87 | 90 | 93 | 99,9 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | ||||||||||
9 | 0300000.09 Доля государственных общеобразовательных организаций города Москвы, использующих социокультурную среду города Москвы и осуществляющих сетевое взаимодействие с организациями культуры, науки, образования, бизнеса, производственной сферы, расположенными в городе Москве, в реализации образовательных программ | процентов | 5 | 10 | 25 | 40 | 60 | 80 | 100 | 100 | 100 | ||||||||||
10 | 0300000.10 Рост численности обучающихся взрослых, осваивающих программы повышения квалификации и профессионального обучения в государственных профессиональных образовательных организациях города Москвы, в текущем периоде по отношению к началу программного периода | процентов | 90 | 100 | 140 | 220 | 240 | 250 | 270 | 295 | 320 | ||||||||||
Задачи Государственной программы города Москвы | 1. Обеспечение высокого качества образования на всех уровнях.2. Комплексное развитие сети образовательных организаций и образовательной инфраструктуры для обеспечения доступности общего и дополнительного образования независимо от территории проживания и состояния здоровья обучающихся.3. Максимальное удовлетворение запросов жителей города Москвы на образовательные услуги.4. Внедрение современных инструментов независимой и прозрачной для общества оценки качества образования.5. Создание в системе образования условий для сохранения и укрепления здоровья, формирования здорового образа жизни обучающихся, оказания помощи детям, нуждающимся в психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи.6. Создание механизмов использования интеллектуальных, социокультурных и физкультурно-спортивных ресурсов города Москвы в образовании, реализации потенциала образования в развитии города Москвы.7. Обеспечение эффективности управления системой образования города Москвы.8. Развитие государственно-общественного управления в системе образования | ||||||||||||||||||||
Координатор Государственной программы города Москвы | Заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам социального развития | ||||||||||||||||||||
Ответственные исполнители подпрограмм | Департамент образования города Москвы | ||||||||||||||||||||
Соисполнители подпрограмм | Департамент топливно-энергетического хозяйства города Москвы,Департамент культуры города Москвы,Департамент социальной защиты населения города Москвы,Департамент науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы,Департамент семейной и молодежной политики города Москвы,Департамент развития новых территорий города Москвы,Комитет по туризму и гостиничному хозяйству города Москвы,Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы,Департамент строительства города Москвы,Департамент капитального ремонта города Москвы,Департамент градостроительной политики города Москвы,Департамент культурного наследия города Москвы,Управление делами Мэра и Правительства Москвы,Префектура Восточного административного округа города Москвы,Префектура Западного административного округа города Москвы,Префектура Зеленоградского административного округа города Москвы,Префектура Северного административного округа города Москвы,Префектура Северо-Восточного административного округа города Москвы,Префектура Северо-Западного административного округа города Москвы,Префектура Центрального административного округа города Москвы,Префектура Юго-Восточного административного округа города Москвы,Префектура Юго-Западного административного округа города Москвы,Префектура Южного административного округа города Москвы,Префектура Троицкого и Новомосковского административных округов города Москвы | ||||||||||||||||||||
Объем финансовых ресурсов по всем источникам с разбивкой по годам реализации Государственной программы города Москвы | Наименование Государственной программы города Москвы | Источники финансирования | Расходы (тыс. рублей) | ||||||||||||||||||
2010 год факт | 2011 год факт | 2012 год факт | 2013 год факт | 2014 год факт | 2015 год прогноз | 2016 год прогноз | 2017 год прогноз | 2018 год прогноз | Итого | ||||||||||||
Государственная программа города Москвы "Развитие образования города Москвы ("Столичное образование")" на 2012-2018 годы | Всего: | X | X | 352 377 267,7 | 383 276 912,6 | 413 689 642,5 | 449 597 330,1 | 457 727 341,3 | 458 062 236,8 | 458 062 236,8 | 2 972 792 967,8 | ||||||||||
бюджет города Москвы | 175 893 594,3 | 221 436 597,1 | 248 668 804,1 | 245 740 456,1 | 251 927 237,2 | 259 205 738,7 | 264 584 083,6 | 264 918 979,1 | 264 918 979,1 | 1 799 964 277,9 | |||||||||||
средства федерального бюджета | X | X | 53 753 559,0 | 69 989 343,1 | 76 575 785,3 | 86 277 973,6 | 96 203 301,5 | 96 203 301,5 | 96 203 301,5 | 575 206 565,5 | |||||||||||
средства юридических и физических лиц | X | X | 49 954 904,6 | 67 547 113,4 | 85 186 620,0 | 104 113 617,8 | 96 939 956,2 | 96 939 956,2 | 96 939 956,2 | 597 622 124,4 | |||||||||||
Этапы и сроки реализации Государственной программы города Москвы | Этап 1: 01.01.2012-31.12.2012Этап 2: 01.01.2013-31.12.2013Этап 3: 01.01.2014-31.12.2014Этап 4: 01.01.2015-31.12.2015Этап 5: 01.01.2016-31.12.2016Этап 6: 01.01.2017-31.12.2017Этап 7: 01.01.2018-31.12.2018 |
- доступность образовательных услуг для детей и молодежи в городе Москве, включая состояние сети государственных образовательных организаций и их ресурсное обеспечение;
- качество услуг, предоставляемых образовательными организациями различных типов и форм собственности;
К началу 2011 года на территории города Москвы действовало 4008 государственных образовательных организаций, подведомственных Департаменту образования города Москвы. Однако эффективность их деятельности, качество предоставляемых услуг были различны.
В деятельность по социализации детей и молодежи к началу реализации Государственной программы города Москвы "Развитие образования города Москвы ("Столичное образование") на 2012-2018 годы (далее - Государственная программа) были включены городские и федеральные организации культуры, спорта, социальной защиты, молодежной политики. Так, около четверти учащихся общеобразовательных организаций (далее - также школы) посещали музыкальные или художественные школы, театральные кружки, спортивные секции. Однако эффективному взаимодействию организаций различных ведомств мешали недостаточно развитые механизмы координации. Огромный потенциал сфер культуры, спорта, науки и высшего образования города Москвы использовался далеко не в полной мере.
Услуги дошкольного образования в 2010-2011 учебном году получали более 363 тыс. детей. Очередь в государственные дошкольные образовательные организации, составлявшую в ноябре 2010 года свыше 30 тыс. человек, удалось снизить в мае 2011 года до 700 человек за счет создания дополнительных мест в действующих государственных дошкольных образовательных организациях города Москвы и мер по перепрофилированию неэффективно используемых помещений. Однако эти резервы были практически исчерпаны.
К началу программного периода в 1515 государственных и в 146 частных общеобразовательных организациях обучались свыше 770 тыс. человек. Однако серьезной проблемой являлось неравномерное распределение по районам города Москвы государственных образовательных организаций, реализующих на качественном уровне основные общеобразовательные программы, в том числе с углубленным изучением отдельных предметов.
В этой связи была поставлена задача обеспечения жителей города Москвы в районе их проживания широким спектром образовательных услуг, соответствующих возрастающим запросам московских семей. Механизмом решения данной задачи стало объединение отдельных образовательных организаций в крупные образовательные комплексы, предоставляющие услуги в сфере дошкольного, общего, дополнительного и даже среднего профессионального образования.
Таким образом, в городе Москве с целью обеспечения преемственности образовательных программ, успешной социализации детей, плавности и бесстрессовости перехода с уровня дошкольного образования на уровень начального общего образования на основе совместных заявок от государственных образовательных организаций города Москвы была проведена реорганизация государственных образовательных организаций города Москвы. С учетом проведенных преобразований к началу 2015 года создано 696 школ-комплексов. Шестьсот государственных общеобразовательных организаций города Москвы (86,2% всех государственных общеобразовательных организаций города Москвы) имеют в своей в# структуре дошкольные группы.
В 2011 году система дополнительного образования в городе Москве характеризовалась следующими параметрами. Более 500 государственных организаций дополнительного образования детей, в том числе 155 организаций Департамента образования города Москвы, работали более чем с 340 тыс. обучающихся. По данным отчетности, более 600 тыс. обучающихся занимались по дополнительным общеобразовательным программам в государственных общеобразовательных организациях города Москвы. При этом, согласно данным мониторингов, более 50% обучающихся не посещали кружки и секции, другие виды дополнительных занятий. Обучающиеся, осваивающие образовательные программы среднего общего образования, как правило, прерывают траектории дополнительного образования, переключаясь на подготовку к поступлению в образовательные организации высшего образования (далее также - вуз, высшее учебное заведение). Сеть государственных организаций дополнительного образования характеризовалась неравномерным распределением по территории города Москвы - в 44 районах отсутствовали организации данного типа (показатель варьировался от 1 в Центральном административном округе города Москвы до 11 в Восточном административном округе города Москвы).
В 2014-2015 учебном году по дополнительным образовательным программам в государственных организациях дополнительного образования и государственных общеобразовательных организациях, подведомственных Департаменту образования города Москвы, обучается около 500 тыс. человек. Однако ведомственная разобщенность долгое время не позволяла создать общую систему учета обучающихся и образовательных программ, реализуемых различными организациями. В этой связи с 1 сентября 2015 г. в городе Москве вводится консолидированный учет обучающихся по программам дополнительного образования детей, а также занимающихся в учреждениях спортивной направленности в государственных, муниципальных, частных организациях.
С 1 июля 2012 г. к городу Москве была присоединена значительная территория, столичная система образования пополнилась 105 образовательными организациями, реализующими основные общеобразовательные программы и дополнительные образовательные программы. Общая численность обучающихся системы образования города Москвы увеличилась более чем на 30 тыс. человек. Отсутствие на протяжении длительного времени капитальных и текущих ремонтов зданий, в которых расположены государственные образовательные организации города Москвы, расположенные на новых территориях, устаревшая материально-техническая база, невовлеченность ранее в процессы, направленные на повышение эффективности деятельности, сильно тормозят поступательное развитие государственных образовательных организаций города Москвы.
Следует отметить, что город Москва - лидер среди субъектов Российской Федерации по масштабу системы среднего профессионального образования. В 2010-2011 учебном году в 145 государственных профессиональных образовательных организациях (далее также - колледжи) обучались более 110 тыс. человек, в том числе в 90 колледжах Департамента образования города Москвы - 80 тыс. человек. Укрепление материально-технической базы, модернизация инфраструктуры и кадрового состава государственных профессиональных образовательных организаций города Москвы позволили в условиях сокращения числа выпускников 9-х и 11-х классов обеспечить стабильную численность выпускников общеобразовательных организаций, продолжающих обучение в государственных профессиональных образовательных организациях города Москвы.
В 2012 году система среднего профессионального образования, подведомственная Департаменту образования города Москвы, пополнилась 13 федеральными колледжами, численность обучающихся выросла до 103,4 тыс. человек.
К 2014-2015 учебному году с начала программного периода выросло количество профессий, по которым осуществляется обучение в 60 колледжах, подведомственных Департаменту образования города Москвы. Так осуществляется обучение по 126 профессиям (включая программы профессиональной подготовки) и реализуются программы подготовки специалистов среднего звена по 103 специальностям для всех ключевых сфер экономики и социальной сферы города Москвы.
Профессиональные образовательные организации представляют собой многоуровневые и многопрофильные образовательные организации, реализующие широкий спектр непрерывных интегрированных образовательных программ.
Развитие бизнеса и производства ставят перед системой среднего профессионального образования важную задачу приведения количества и профильного состава выпускников в соответствие с запросами рынка труда. Правительство Москвы принимает меры к увеличению доли выпускников, освоивших образовательные программы среднего профессионального образования, сертифицированные (то есть подтверждающие их соответствие квалификационным требованиям к специалистам, устанавливаемым работодателями) с участием объединений работодателей.
С целью повышения качества образовательных услуг, востребованности выпускников и подготовки квалифицированных кадров для высокотехнологичных отраслей экономики создаются отраслевые учебно-производственные объединения, объединяющие потенциал колледжей, вузов, крупных работодателей.
С начала реализации Государственной программы в системе профессионального образования активизировались интеграционные процессы, призванные вывести колледжи на новый уровень развития, сформировать предложение новых современных образовательных программ, повысить степень востребованности выпускников, обеспечить более тесное взаимодействие с работодателями. В сознание московских семей уже пришло понимание, что продолжение образования не в вузе, а в столичном колледже - достойный выбор траектории развития молодого москвича. Свидетельством тому является не только ежегодный рост желающих поступить в профессиональные образовательные организации, но и уже не единичные случаи реорганизации общеобразовательных организаций путем присоединения и получения статуса структурного подразделения наиболее сильных и успешных колледжей.
Вместе с тем, в ближайшее время в связи с последствиями демографического спада конца 1990-х - начала 2000-х годов в системе профессионального образования, как и в высшем образовании, следует ожидать определенного профицита мест.
По охвату высшим образованием город Москва - один из мировых лидеров. Около 1 миллиона студентов обучаются в 92 государственных образовательных организациях высшего образования, в том числе в 10 государственных образовательных организациях высшего образования города Москвы, и в 147 частных вузах. В городе Москве обучаются более 300 тыс. человек из других субъектов Российской Федерации, в том числе более 40% из них - из Московской области. При этом 48% студентов московских вузов обучаются по очной форме обучения. Практически 75% выпускников общеобразовательных организаций города Москвы поступают в государственные образовательные организации высшего образования (с учетом поступающих после освоения образовательной программы среднего общего образования - почти 90%).
Город Москва достиг значительных результатов в создании условий для образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. В специальных (коррекционных) государственных образовательных организациях города Москвы, в том числе в составе крупных образовательных комплексов - 20,5 тыс. обучающихся. Количество государственных образовательных организаций города Москвы, реализующих адаптированные образовательные программы в рамках инклюзивного образования, с 2010 года увеличилось в три раза, однако потребность в таких программах в полной мере не удовлетворена. Вместе с тем, если к началу программного периода в 59% зданий государственных общеобразовательных организаций города Москвы не была обеспечена безбарьерная среда для лиц с ограниченными возможностями здоровья, то к 2014-2015 учебному году входные группы и первые этажи практически 100% общеобразовательных организаций приспособлены для нужд этой категории детей, во многих школах имеются стационарные и мобильные лестничные подъемники.
Многообразие типов, форм деятельности государственных образовательных организаций в городе Москве обусловили дифференцированное финансирование этих организаций. Поэтапная реализация пилотного проекта по развитию общего образования позволила отойти от практики "финансирования организации" и перейти к практике "финансирования обучающегося". Введение подушевого норматива финансового обеспечения государственных гарантий на получение общего образования и его выравнивание по наибольшему значению позволило преодолеть неоднородность финансирования, значительно увеличить финансовое обеспечение ранее недофинансированных государственных образовательных организаций города Москвы и создать условия для повышения качества образования, обеспечить гарантии равного доступа граждан к получению образования и позитивную консолидацию общества.
Значительное увеличение расходов бюджета города Москвы на сферу образования, укрепление материально-технической базы, переход на новые принципы финансирования государственных образовательных организаций города Москвы, внедрение новой системы оплаты труда педагогических работников позволили в период 2011-2014 годов создать уверенный фундамент для успешной реализации стратегических задач и достижения основной цели Государственной программы.
За три года реализации Государственной программы более чем в 1160 зданиях системы образования проведен капитальный, а более чем в 4000 - текущий ремонт, и осуществлены работы по благоустройству территории, во все государственные общеобразовательные организации города Москвы поставлено новое компьютерное оборудование, интерактивные доски, каждый учитель обеспечен персональным ноутбуком.
Таким образом, в первые два года реализации Государственной программы создана материально-техническая основа для успешного решения задач повышения качества образования, его доведения до уровня международных стандартов. В этой связи актуально эффективное использование модернизированной базы для достижения высоких образовательных результатов.
Широкое применение информационно-коммуникационных технологий и электронных образовательных ресурсов в сегодняшней образовательной и управленческой практике только начинается. Единая общедоступная региональная электронная образовательная среда как фактор повышения качества образования пока еще не создана. Государственная программа нацелена на создание технических и технологических условий, которые позволят педагогическим работникам и обучающимся получить эффективный доступ к источникам актуальной и достоверной информации по всем отраслям науки и техники, широко использовать новые электронные образовательные ресурсы и пособия в процессе обучения, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий.
В то же время внедренные механизмы электронной регистрации заявлений на получение дошкольного образования и зачисления в первый класс обеспечили прозрачность процедур и доступность общего образования для жителей города Москвы. Снят необоснованный ажиотаж при зачислении детей в первый класс. Полностью удовлетворена потребность москвичей в устройстве детей в возрасте от 2,5 до 7 лет в образовательные организации, реализующие образовательные программы дошкольного образования.
Часть системы образования финансируется из федерального бюджета (федеральные государственные образовательные организации высшего образования), средств юридических и физических лиц (частные вузы, колледжи, дошкольные и общеобразовательные организации, организации дополнительного образования).
Неравномерное распределение обучающихся по сети образовательных организаций, обеспечение образовательными услугами детей с особыми образовательными потребностями корректируется путем объединения в крупные комплексы.
Недостаточная развитость механизмов взаимодействия государственных образовательных организаций, расположенных в непосредственной близости или решающих аналогичные задачи (особенно принадлежащих разным ведомствам), в том числе по использованию социальной инфраструктуры (спортивные, культурные объекты, общежития) решается за счет активизации межведомственной координации. Поэтому в Государственной программе рассматривается как объект развития вся фактическая сеть образовательных организаций, расположенных в городе Москве, независимо от ведомственной принадлежности и формы собственности.
Информационная открытость системы образования обеспечивается наличием у каждой государственной образовательной организации города Москвы типового сайта с регулярно обновляемой, в том числе централизованно, информацией, внедрением и использованием государственными общеобразовательными организациями города Москвы электронных дневников и журналов, еженедельными трансляциями в прямом эфире в информационно-телекоммуникационной сети Интернет пресс-конференций и селекторных совещаний Департамента образования города Москвы, функционированием электронной приемной на официальном сайте Департамента образования города Москвы, детальным рассмотрением каждого обращения, поступающего в Департамент образования города Москвы, в том числе через электронную приемную. С 2014 года появились профсоюзные и родительские селекторные собрания и совещания по финансово-экономическим вопросам и вопросам эксплуатации информационных систем.
Потенциал влияния общества на управление образовательными организациями используется гораздо эффективнее, чем в предыдущие периоды. В каждой образовательной организации созданы коллегиальные органы управления, обеспечивающие государственно-общественный характер управления системой образования - управляющие советы, которым делегированы значительные полномочия в сфере управления организацией.