(Действующий) Постановление Правительства Москвы от 27 сентября 2011 г. N 450-ПП "Об...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий

Постановление Правительства Москвы от 27 сентября 2011 г. N 450-ПП "Об утверждении Государственной программы города Москвы "Развитие образования города Москвы ("Столичное образование") на 2012-2018 годы"

В целях развития образования города Москвы с учетом новых требований к качеству образовательного процесса и социально-экономической сферы города Москвы, Правительство Москвы постановляет:
1. Утвердить Государственную программу города Москвы "Развитие образования города Москвы ("Столичное образование")" на 2012-2018 годы согласно приложению к настоящему постановлению.
3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам социального развития Печатникова Л.М.
Мэр Москвы
С.С. Собянин
Приложение
к постановлению Правительства Москвы
от 27 сентября 2011 г. N 450-ПП
По состоянию на 1 января 2015 г.

Государственная программа
города Москвы "Развитие образования города Москвы ("Столичное образование")" на 2012-2018 годы

Паспорт
Государственной программы города Москвы "Развитие образования города Москвы ("Столичное образование")" на 2012-2018 годы

Наименование Государственной программы города МосквыГосударственная программа города Москвы "Развитие образования города Москвы ("Столичное образование")" на 2012-2018 годы
Цель Государственной программы города МосквыСоздание средствами образования условий для формирования личной успешности жителей города Москвы
Конечные результаты Государственной программы города Москвы с разбивкой по годам реализации Государственной программы города Москвы
N п/п
Наименование конечного результата
Единица измерения
2010 год факт
2011 год факт
2012 год факт
2013 год факт
2014 год факт
2015 год прогноз
2016 год прогноз
2017 год прогноз
2018 год прогноз
1
0300000.01 Доля жителей города Москвы, давших позитивную оценку работы сферы образования в ходе социологического исследования "Образование Москвы", проводимого Центром мониторинга общественного мнения при Правительстве Москвыпроцентов
х
х
44
47
48
49
50
51
52
2
0300000.02 Доля образовательных организаций высшего образования, осуществляющих образовательную деятельность в городе Москве, участвующих в реализации общеобразовательных программ и дополнительных образовательных программ, а также осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам и дополнительным образовательным программампроцентов
5
7
10
15
24
25
25
25
25
3
0300000.03 Доля государственных общеобразовательных организаций города Москвы, в которых средняя заработная плата педагогических работников не ниже средней по экономике города Москвыпроцентов
50
60
80
87
94
95
96
97
98
4
0300000.04 Доля государственных образовательных организаций города Москвы, в которых созданы условия для обучения детей с особыми образовательными потребностями, обусловленными возможностями здоровьяпроцентов
20
25
40
62
75
80
100
100
100
5
0300000.05 Доля государственных общеобразовательных организаций города Москвы, реализующих федеральные государственные образовательные стандарты основного общего и среднего общего образованияпроцентов
0
0
0
27
55
80
100
100
100
6
0300000.06 Позиция города Москвы по сравнению с другими городами - миллионниками России по результатам ЕГЭМесто среди городов-миллионников по доле выпускников государственных образовательных организаций, освоивших программу среднего общего образования, набравших 63 и более баллов по ЕГЭ по русскому языку
Х
Х
2
1
1
1
1
1
1
Место среди городов-миллионников по доле выпускников государственных образовательных организаций, освоивших программу среднего общего образования, набравших 63 и более баллов по ЕГЭ по математике
Х
Х
5
2
2
2
2
2
1
70300000.07 Доля детей жителей города Москвы 3-5 лет, получающих услуги дошкольного образования в государственных образовательных организациях города Москвы, реализующих образовательные программы дошкольного образования, среди числа детей, чьи родители - жители города Москвы изъявили желание на получение для них дошкольного образованияпроцентов
83
85
90
99,5
100
100
100
100
100
80300000.08 Доля детей жителей города Москвы 5-7 лет, получающих услуги дошкольного образования в государственных образовательных организациях города Москвы, реализующих образовательные программы дошкольного образования, среди числа детей, чьи родители - жители города Москвы изъявили желание на получение для них дошкольного образованияпроцентов
87
90
93
99,9
100
100
100
100
100
90300000.09 Доля государственных общеобразовательных организаций города Москвы, использующих социокультурную среду города Москвы и осуществляющих сетевое взаимодействие с организациями культуры, науки, образования, бизнеса, производственной сферы, расположенными в городе Москве, в реализации образовательных программпроцентов
5
10
25
40
60
80
100
100
100
100300000.10 Рост численности обучающихся взрослых, осваивающих программы повышения квалификации и профессионального обучения в государственных профессиональных образовательных организациях города Москвы, в текущем периоде по отношению к началу программного периодапроцентов
90
100
140
220
240
250
270
295
320
Задачи Государственной программы города Москвы1. Обеспечение высокого качества образования на всех уровнях.2. Комплексное развитие сети образовательных организаций и образовательной инфраструктуры для обеспечения доступности общего и дополнительного образования независимо от территории проживания и состояния здоровья обучающихся.3. Максимальное удовлетворение запросов жителей города Москвы на образовательные услуги.4. Внедрение современных инструментов независимой и прозрачной для общества оценки качества образования.5. Создание в системе образования условий для сохранения и укрепления здоровья, формирования здорового образа жизни обучающихся, оказания помощи детям, нуждающимся в психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи.6. Создание механизмов использования интеллектуальных, социокультурных и физкультурно-спортивных ресурсов города Москвы в образовании, реализации потенциала образования в развитии города Москвы.7. Обеспечение эффективности управления системой образования города Москвы.8. Развитие государственно-общественного управления в системе образования
Координатор Государственной программы города МосквыЗаместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам социального развития
Ответственные исполнители подпрограммДепартамент образования города Москвы
Соисполнители подпрограммДепартамент топливно-энергетического хозяйства города Москвы,Департамент культуры города Москвы,Департамент социальной защиты населения города Москвы,Департамент науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы,Департамент семейной и молодежной политики города Москвы,Департамент развития новых территорий города Москвы,Комитет по туризму и гостиничному хозяйству города Москвы,Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы,Департамент строительства города Москвы,Департамент капитального ремонта города Москвы,Департамент градостроительной политики города Москвы,Департамент культурного наследия города Москвы,Управление делами Мэра и Правительства Москвы,Префектура Восточного административного округа города Москвы,Префектура Западного административного округа города Москвы,Префектура Зеленоградского административного округа города Москвы,Префектура Северного административного округа города Москвы,Префектура Северо-Восточного административного округа города Москвы,Префектура Северо-Западного административного округа города Москвы,Префектура Центрального административного округа города Москвы,Префектура Юго-Восточного административного округа города Москвы,Префектура Юго-Западного административного округа города Москвы,Префектура Южного административного округа города Москвы,Префектура Троицкого и Новомосковского административных округов города Москвы
Объем финансовых ресурсов по всем источникам с разбивкой по годам реализации Государственной программы города Москвы
Наименование Государственной программы города Москвы
Источники финансирования
Расходы (тыс. рублей)
2010 год факт
2011 год факт
2012 год факт
2013 год факт
2014 год факт
2015 год прогноз
2016 год прогноз
2017 год прогноз
2018 год прогноз
Итого
Государственная программа города Москвы "Развитие образования города Москвы ("Столичное образование")" на 2012-2018 годыВсего:
X
X
352 377 267,7
383 276 912,6
413 689 642,5
449 597 330,1
457 727 341,3
458 062 236,8
458 062 236,8
2 972 792 967,8
бюджет города Москвы
175 893 594,3
221 436 597,1
248 668 804,1
245 740 456,1
251 927 237,2
259 205 738,7
264 584 083,6
264 918 979,1
264 918 979,1
1 799 964 277,9
средства федерального бюджета
X
X
53 753 559,0
69 989 343,1
76 575 785,3
86 277 973,6
96 203 301,5
96 203 301,5
96 203 301,5
575 206 565,5
средства юридических и физических лиц
X
X
49 954 904,6
67 547 113,4
85 186 620,0
104 113 617,8
96 939 956,2
96 939 956,2
96 939 956,2
597 622 124,4
Этапы и сроки реализации Государственной программы города МосквыЭтап 1: 01.01.2012-31.12.2012Этап 2: 01.01.2013-31.12.2013Этап 3: 01.01.2014-31.12.2014Этап 4: 01.01.2015-31.12.2015Этап 5: 01.01.2016-31.12.2016Этап 6: 01.01.2017-31.12.2017Этап 7: 01.01.2018-31.12.2018

1. Характеристика текущего состояния сферы образования и ее основные проблемы

Анализ основных показателей текущего состояния сферы образования города Москвы

Состояние системы образования в городе Москве характеризуется следующими параметрами:
- доступность образовательных услуг для детей и молодежи в городе Москве, включая состояние сети государственных образовательных организаций и их ресурсное обеспечение;
- качество услуг, предоставляемых образовательными организациями различных типов и форм собственности;
- кадровый состав педагогических, руководящих работников и других работников сферы образования.

Доступность образовательных услуг и сеть государственных образовательных организаций

К началу 2011 года на территории города Москвы действовало 4008 государственных образовательных организаций, подведомственных Департаменту образования города Москвы. Однако эффективность их деятельности, качество предоставляемых услуг были различны.
В деятельность по социализации детей и молодежи к началу реализации Государственной программы города Москвы "Развитие образования города Москвы ("Столичное образование") на 2012-2018 годы (далее - Государственная программа) были включены городские и федеральные организации культуры, спорта, социальной защиты, молодежной политики. Так, около четверти учащихся общеобразовательных организаций (далее - также школы) посещали музыкальные или художественные школы, театральные кружки, спортивные секции. Однако эффективному взаимодействию организаций различных ведомств мешали недостаточно развитые механизмы координации. Огромный потенциал сфер культуры, спорта, науки и высшего образования города Москвы использовался далеко не в полной мере.
Услуги дошкольного образования в 2010-2011 учебном году получали более 363 тыс. детей. Очередь в государственные дошкольные образовательные организации, составлявшую в ноябре 2010 года свыше 30 тыс. человек, удалось снизить в мае 2011 года до 700 человек за счет создания дополнительных мест в действующих государственных дошкольных образовательных организациях города Москвы и мер по перепрофилированию неэффективно используемых помещений. Однако эти резервы были практически исчерпаны.
К началу программного периода в 1515 государственных и в 146 частных общеобразовательных организациях обучались свыше 770 тыс. человек. Однако серьезной проблемой являлось неравномерное распределение по районам города Москвы государственных образовательных организаций, реализующих на качественном уровне основные общеобразовательные программы, в том числе с углубленным изучением отдельных предметов.
В этой связи была поставлена задача обеспечения жителей города Москвы в районе их проживания широким спектром образовательных услуг, соответствующих возрастающим запросам московских семей. Механизмом решения данной задачи стало объединение отдельных образовательных организаций в крупные образовательные комплексы, предоставляющие услуги в сфере дошкольного, общего, дополнительного и даже среднего профессионального образования.
Таким образом, в городе Москве с целью обеспечения преемственности образовательных программ, успешной социализации детей, плавности и бесстрессовости перехода с уровня дошкольного образования на уровень начального общего образования на основе совместных заявок от государственных образовательных организаций города Москвы была проведена реорганизация государственных образовательных организаций города Москвы. С учетом проведенных преобразований к началу 2015 года создано 696 школ-комплексов. Шестьсот государственных общеобразовательных организаций города Москвы (86,2% всех государственных общеобразовательных организаций города Москвы) имеют в своей в# структуре дошкольные группы.
В 2011 году система дополнительного образования в городе Москве характеризовалась следующими параметрами. Более 500 государственных организаций дополнительного образования детей, в том числе 155 организаций Департамента образования города Москвы, работали более чем с 340 тыс. обучающихся. По данным отчетности, более 600 тыс. обучающихся занимались по дополнительным общеобразовательным программам в государственных общеобразовательных организациях города Москвы. При этом, согласно данным мониторингов, более 50% обучающихся не посещали кружки и секции, другие виды дополнительных занятий. Обучающиеся, осваивающие образовательные программы среднего общего образования, как правило, прерывают траектории дополнительного образования, переключаясь на подготовку к поступлению в образовательные организации высшего образования (далее также - вуз, высшее учебное заведение). Сеть государственных организаций дополнительного образования характеризовалась неравномерным распределением по территории города Москвы - в 44 районах отсутствовали организации данного типа (показатель варьировался от 1 в Центральном административном округе города Москвы до 11 в Восточном административном округе города Москвы).
В 2014-2015 учебном году по дополнительным образовательным программам в государственных организациях дополнительного образования и государственных общеобразовательных организациях, подведомственных Департаменту образования города Москвы, обучается около 500 тыс. человек. Однако ведомственная разобщенность долгое время не позволяла создать общую систему учета обучающихся и образовательных программ, реализуемых различными организациями. В этой связи с 1 сентября 2015 г. в городе Москве вводится консолидированный учет обучающихся по программам дополнительного образования детей, а также занимающихся в учреждениях спортивной направленности в государственных, муниципальных, частных организациях.
С 1 июля 2012 г. к городу Москве была присоединена значительная территория, столичная система образования пополнилась 105 образовательными организациями, реализующими основные общеобразовательные программы и дополнительные образовательные программы. Общая численность обучающихся системы образования города Москвы увеличилась более чем на 30 тыс. человек. Отсутствие на протяжении длительного времени капитальных и текущих ремонтов зданий, в которых расположены государственные образовательные организации города Москвы, расположенные на новых территориях, устаревшая материально-техническая база, невовлеченность ранее в процессы, направленные на повышение эффективности деятельности, сильно тормозят поступательное развитие государственных образовательных организаций города Москвы.
Следует отметить, что город Москва - лидер среди субъектов Российской Федерации по масштабу системы среднего профессионального образования. В 2010-2011 учебном году в 145 государственных профессиональных образовательных организациях (далее также - колледжи) обучались более 110 тыс. человек, в том числе в 90 колледжах Департамента образования города Москвы - 80 тыс. человек. Укрепление материально-технической базы, модернизация инфраструктуры и кадрового состава государственных профессиональных образовательных организаций города Москвы позволили в условиях сокращения числа выпускников 9-х и 11-х классов обеспечить стабильную численность выпускников общеобразовательных организаций, продолжающих обучение в государственных профессиональных образовательных организациях города Москвы.
В 2012 году система среднего профессионального образования, подведомственная Департаменту образования города Москвы, пополнилась 13 федеральными колледжами, численность обучающихся выросла до 103,4 тыс. человек.
К 2014-2015 учебному году с начала программного периода выросло количество профессий, по которым осуществляется обучение в 60 колледжах, подведомственных Департаменту образования города Москвы. Так осуществляется обучение по 126 профессиям (включая программы профессиональной подготовки) и реализуются программы подготовки специалистов среднего звена по 103 специальностям для всех ключевых сфер экономики и социальной сферы города Москвы.
Профессиональные образовательные организации представляют собой многоуровневые и многопрофильные образовательные организации, реализующие широкий спектр непрерывных интегрированных образовательных программ.
Развитие бизнеса и производства ставят перед системой среднего профессионального образования важную задачу приведения количества и профильного состава выпускников в соответствие с запросами рынка труда. Правительство Москвы принимает меры к увеличению доли выпускников, освоивших образовательные программы среднего профессионального образования, сертифицированные (то есть подтверждающие их соответствие квалификационным требованиям к специалистам, устанавливаемым работодателями) с участием объединений работодателей.
С целью повышения качества образовательных услуг, востребованности выпускников и подготовки квалифицированных кадров для высокотехнологичных отраслей экономики создаются отраслевые учебно-производственные объединения, объединяющие потенциал колледжей, вузов, крупных работодателей.
С начала реализации Государственной программы в системе профессионального образования активизировались интеграционные процессы, призванные вывести колледжи на новый уровень развития, сформировать предложение новых современных образовательных программ, повысить степень востребованности выпускников, обеспечить более тесное взаимодействие с работодателями. В сознание московских семей уже пришло понимание, что продолжение образования не в вузе, а в столичном колледже - достойный выбор траектории развития молодого москвича. Свидетельством тому является не только ежегодный рост желающих поступить в профессиональные образовательные организации, но и уже не единичные случаи реорганизации общеобразовательных организаций путем присоединения и получения статуса структурного подразделения наиболее сильных и успешных колледжей.
Вместе с тем, в ближайшее время в связи с последствиями демографического спада конца 1990-х - начала 2000-х годов в системе профессионального образования, как и в высшем образовании, следует ожидать определенного профицита мест.
По охвату высшим образованием город Москва - один из мировых лидеров. Около 1 миллиона студентов обучаются в 92 государственных образовательных организациях высшего образования, в том числе в 10 государственных образовательных организациях высшего образования города Москвы, и в 147 частных вузах. В городе Москве обучаются более 300 тыс. человек из других субъектов Российской Федерации, в том числе более 40% из них - из Московской области. При этом 48% студентов московских вузов обучаются по очной форме обучения. Практически 75% выпускников общеобразовательных организаций города Москвы поступают в государственные образовательные организации высшего образования (с учетом поступающих после освоения образовательной программы среднего общего образования - почти 90%).
Город Москва достиг значительных результатов в создании условий для образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. В специальных (коррекционных) государственных образовательных организациях города Москвы, в том числе в составе крупных образовательных комплексов - 20,5 тыс. обучающихся. Количество государственных образовательных организаций города Москвы, реализующих адаптированные образовательные программы в рамках инклюзивного образования, с 2010 года увеличилось в три раза, однако потребность в таких программах в полной мере не удовлетворена. Вместе с тем, если к началу программного периода в 59% зданий государственных общеобразовательных организаций города Москвы не была обеспечена безбарьерная среда для лиц с ограниченными возможностями здоровья, то к 2014-2015 учебному году входные группы и первые этажи практически 100% общеобразовательных организаций приспособлены для нужд этой категории детей, во многих школах имеются стационарные и мобильные лестничные подъемники.
Многообразие типов, форм деятельности государственных образовательных организаций в городе Москве обусловили дифференцированное финансирование этих организаций. Поэтапная реализация пилотного проекта по развитию общего образования позволила отойти от практики "финансирования организации" и перейти к практике "финансирования обучающегося". Введение подушевого норматива финансового обеспечения государственных гарантий на получение общего образования и его выравнивание по наибольшему значению позволило преодолеть неоднородность финансирования, значительно увеличить финансовое обеспечение ранее недофинансированных государственных образовательных организаций города Москвы и создать условия для повышения качества образования, обеспечить гарантии равного доступа граждан к получению образования и позитивную консолидацию общества.
Значительное увеличение расходов бюджета города Москвы на сферу образования, укрепление материально-технической базы, переход на новые принципы финансирования государственных образовательных организаций города Москвы, внедрение новой системы оплаты труда педагогических работников позволили в период 2011-2014 годов создать уверенный фундамент для успешной реализации стратегических задач и достижения основной цели Государственной программы.
За три года реализации Государственной программы более чем в 1160 зданиях системы образования проведен капитальный, а более чем в 4000 - текущий ремонт, и осуществлены работы по благоустройству территории, во все государственные общеобразовательные организации города Москвы поставлено новое компьютерное оборудование, интерактивные доски, каждый учитель обеспечен персональным ноутбуком.
Таким образом, в первые два года реализации Государственной программы создана материально-техническая основа для успешного решения задач повышения качества образования, его доведения до уровня международных стандартов. В этой связи актуально эффективное использование модернизированной базы для достижения высоких образовательных результатов.
Широкое применение информационно-коммуникационных технологий и электронных образовательных ресурсов в сегодняшней образовательной и управленческой практике только начинается. Единая общедоступная региональная электронная образовательная среда как фактор повышения качества образования пока еще не создана. Государственная программа нацелена на создание технических и технологических условий, которые позволят педагогическим работникам и обучающимся получить эффективный доступ к источникам актуальной и достоверной информации по всем отраслям науки и техники, широко использовать новые электронные образовательные ресурсы и пособия в процессе обучения, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий.
В то же время внедренные механизмы электронной регистрации заявлений на получение дошкольного образования и зачисления в первый класс обеспечили прозрачность процедур и доступность общего образования для жителей города Москвы. Снят необоснованный ажиотаж при зачислении детей в первый класс. Полностью удовлетворена потребность москвичей в устройстве детей в возрасте от 2,5 до 7 лет в образовательные организации, реализующие образовательные программы дошкольного образования.
Часть системы образования финансируется из федерального бюджета (федеральные государственные образовательные организации высшего образования), средств юридических и физических лиц (частные вузы, колледжи, дошкольные и общеобразовательные организации, организации дополнительного образования).
Отмеченные на начальном этапе реализации Государственной программы проблемы остались в прошлом.
Неравномерное распределение обучающихся по сети образовательных организаций, обеспечение образовательными услугами детей с особыми образовательными потребностями корректируется путем объединения в крупные комплексы.
Недостаточная развитость механизмов взаимодействия государственных образовательных организаций, расположенных в непосредственной близости или решающих аналогичные задачи (особенно принадлежащих разным ведомствам), в том числе по использованию социальной инфраструктуры (спортивные, культурные объекты, общежития) решается за счет активизации межведомственной координации. Поэтому в Государственной программе рассматривается как объект развития вся фактическая сеть образовательных организаций, расположенных в городе Москве, независимо от ведомственной принадлежности и формы собственности.
Информационная открытость системы образования обеспечивается наличием у каждой государственной образовательной организации города Москвы типового сайта с регулярно обновляемой, в том числе централизованно, информацией, внедрением и использованием государственными общеобразовательными организациями города Москвы электронных дневников и журналов, еженедельными трансляциями в прямом эфире в информационно-телекоммуникационной сети Интернет пресс-конференций и селекторных совещаний Департамента образования города Москвы, функционированием электронной приемной на официальном сайте Департамента образования города Москвы, детальным рассмотрением каждого обращения, поступающего в Департамент образования города Москвы, в том числе через электронную приемную. С 2014 года появились профсоюзные и родительские селекторные собрания и совещания по финансово-экономическим вопросам и вопросам эксплуатации информационных систем.
Потенциал влияния общества на управление образовательными организациями используется гораздо эффективнее, чем в предыдущие периоды. В каждой образовательной организации созданы коллегиальные органы управления, обеспечивающие государственно-общественный характер управления системой образования - управляющие советы, которым делегированы значительные полномочия в сфере управления организацией.

Качество столичного образования