(Действующий) Постановление Правительства Москвы от 16 июля 2013 г. N 467-ПП "О...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий

Постановление Правительства Москвы от 16 июля 2013 г. N 467-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 27 сентября 2011 г. N 450-ПП"

В целях актуализации Государственной программы города Москвы на среднесрочный период (2012-2016 гг.) "Развитие образования города Москвы ("Столичное образование")", включая приведение указанных показателей в соответствие с Законом города Москвы от 21 ноября 2012 г. N 59 "О бюджете города Москвы на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов", и в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 4 марта 2011 г. N 56-ПП "Об утверждении Порядка разработки и реализации государственных программ города Москвы" Правительство Москвы постановляет:
1. Внести изменения в постановление Правительства Москвы от 27 сентября 2011 г. N 450-ПП "Об утверждении Государственной программы города Москвы на среднесрочный период (2012-2016 гг.) "Развитие образования города Москвы ("Столичное образование")" (в редакции постановлений Правительства Москвы от 22 февраля 2012 г. N 64-ПП и от 4 сентября 2012 г. N 454-ПП):
1.1. Пункт 2 постановления признать утратившим силу.
1.2. Приложение к постановлению изложить в редакции согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на исполняющего обязанности заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам социального развития Печатникова Л.М.
Временно исполняющий обязанности Мэра Москвы
С.С. Собянин
Приложение
к постановлению Правительства Москвы
от 16 июля 2013 г. N 467-ПП
Приложение
к постановлению Правительства Москвы
от 27 сентября 2011 г. N 450-ПП

Государственная программа
города Москвы на среднесрочный период (2012-2016 гг.) "Развитие образования города Москвы ("Столичное образование")"

Паспорт
Государственной программы города Москвы на среднесрочный период (2012-2016 гг.) "Развитие образования города Москвы ("Столичное образование")"

Наименование Государственной программы города МосквыГосударственная программа города Москвы на среднесрочный период (2012-2016 гг.) "Развитие образования города Москвы" ("Столичное образование")"
Цели Государственной программы города МосквыСоздание средствами образования условий для формирования личной успешности обучающихся и воспитанников в обществе
Конечные результаты Государственной программы с разбивкой по годам реализации Государственной программы города Москвы 
N п/п
Наименование конечного результата
Ед. изм.
2012 год
2013 год
2014 год
2015 год
2016 год
1
0300000.01 Удельный вес жителей города Москвы, удовлетворенных уровнем качества системы образования, в общем числе жителей города Москвы, охваченных соответствующими исследованиями, опросами, мониторингами
%
50
51
52
53
55
2
0300000.02. Удельный вес учреждений высшего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию и расположенных на территории города Москвы, участвующих в реализации программ дошкольного, основного и дополнительного образования, а также программ повышения квалификации, в общем числе учреждений высшего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию и расположенных на территории города Москвы
%
10
15
17
19
21
3
0300000.03. Удельный вес общеобразовательных учреждений, в которых средняя заработная плата основных педагогических работников выше средней по экономике города Москвы, в общем числе общеобразовательных учреждений
%
100
100
100
100
100
4
0300000.04. Доля школьников, имеющих электронные дневники
%
88
100
100
100
100
5
0300000.05. Доля районов, в которых созданы условия для получения инклюзивного образования детьми школьного возраста
%
40
60
80
100
100
6
0300000.06. Удельный вес числа районов города Москвы, в которых учащимся старших классов государственных общеобразовательных учреждений предоставлена возможность выбора профильного курса из всех предметных областей, в общем числе районов города Москвы
%
25
40
60
80
100
7
0300000.07. Удельный вес детей в возрасте от 3 до 7 лет, охваченных разными формами дошкольного образования в общей численности детей дошкольного возраста, проживающих в городе Москве и нуждающихся в разных формах дошкольного образования
%
99
99,5
100
100
100
8
0300000.08. Удельный вес числа государственных образовательных учреждений, использующих ресурсы социокультурной среды города Москвы в образовательном процессе, реализующих совместные с организациями, расположенными на территории города Москвы, программы и проекты научной, технической, инновационной, культурной, спортивной, художественной, творческой, социальной направленности, и отчеты о которых публикуются на официальных сайтах государственных образовательных учреждений, в общем числе государственных общеобразовательных учреждений
%
25
40
60
80
100
9
0300000.09. Рост численности взрослых, участвующих в программах повышения квалификации в государственных образовательных учреждениях среднего профессионального образования в текущем периоде по отношению к базовому периоду (2011 год)
%
115
130
150
175
200
10
0300000.10 Позиция города Москвы по сравнению с другими городами России по результатам ЕГЭМесто среди городов-миллиоников# по доле выпускников, набравших 63 и более баллов по ЕГЭ по русскому языку
2
2
1
1
1
Место среди городов-миллионников по доле выпускников, набравших 63 и более баллов по ЕГЭ по математике
5
5
4
3
2
11
0300000.11 Доля детей 3-5 лет, получивших место в дошкольном образовательном учреждении, среди числа детей, чьи родители изъявили желание на получение для них дошкольного образования
%
90
93
96
100
100
12
0300000.12 Доля детей 5-7 лет, получивших место в дошкольном образовательном учреждении, среди числа детей, чьи родители изъявили желание на получение для них дошкольного образования
%
93
95
97
100
100
Задачи Государственной программы города МосквыКомплексное развитие сети образовательных учреждений для обеспечения доступности дошкольного, общего и дополнительного образования независимо от территории проживания и состояния здоровья.Внедрение современных стандартов качества образования ("Московского стандарта качества образования"), инструментов его независимой и прозрачной для общества оценки, обеспечивающих индивидуализацию образовательных траекторий и достижение обучающимися образовательных результатов, необходимых для успешной социализации и работы в инновационной экономике.Создание в системе образования условий для сохранения и укрепления здоровья, формирования здорового образа жизни обучающихся и воспитанников, оказания помощи детям, нуждающимся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи.Создание механизмов использования интеллектуальных, социокультурных и физкультурно-спортивных ресурсов города Москвы в образовании, реализации потенциала образования в развитии города Москвы.Обеспечение эффективности управления системой образования города Москвы.
Координатор Государственной программы города МосквыЗАМЕСТИТЕЛЬ МЭРА МОСКВЫ В ПРАВИТЕЛЬСТВЕ МОСКВЫ ПО ВОПРОСАМ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
Ответственные исполнители подпрограммДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Соисполнители подпрограммДЕПАРТАМЕНТ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО ХОЗЯЙСТВА ГОРОДА МОСКВЫ,ДЕПАРТАМЕНТ КУЛЬТУРЫ ГОРОДА МОСКВЫ,ДЕПАРТАМЕНТ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ,ДЕПАРТАМЕНТ РАЗВИТИЯ НОВЫХ ТЕРРИТОРИЙ ГОРОДА МОСКВЫ,КОМИТЕТ ПО ТУРИЗМУ И ГОСТИНИЧНОМУ ХОЗЯЙСТВУ ГОРОДА МОСКВЫ,ДЕПАРТАМЕНТ СТРОИТЕЛЬСТВА ГОРОДА МОСКВЫ,ДЕПАРТАМЕНТ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ГОРОДА МОСКВЫ,УПРАВЛЕНИЕ ДЕЛАМИ МЭРА И ПРАВИТЕЛЬСТВА МОСКВЫ,ПРЕФЕКТУРА ВОСТОЧНОГО АДМИНИСТРАТИВНОГО ОКРУГА ГОРОДА МОСКВЫ,ПРЕФЕКТУРА ЗАПАДНОГО АДМИНИСТРАТИВНОГО ОКРУГА ГОРОДА МОСКВЫ,ПРЕФЕКТУРА ЗЕЛЕНОГРАДСКОГО АДМИНИСТРАТИВНОГО ОКРУГА ГОРОДА МОСКВЫ,ПРЕФЕКТУРА СЕВЕРНОГО АДМИНИСТРАТИВНОГО ОКРУГА ГОРОДА МОСКВЫ,ПРЕФЕКТУРА СЕВЕРО-ВОСТОЧНОГО АДМИНИСТРАТИВНОГО ОКРУГА ГОРОДА МОСКВЫ,ПРЕФЕКТУРА СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО АДМИНИСТРАТИВНОГО ОКРУГА ГОРОДА МОСКВЫ,ПРЕФЕКТУРА ЦЕНТРАЛЬНОГО АДМИНИСТРАТИВНОГО ОКРУГА ГОРОДА МОСКВЫ,ПРЕФЕКТУРА ЮГО-ВОСТОЧНОГО АДМИНИСТРАТИВНОГО ОКРУГА ГОРОДА МОСКВЫ,ПРЕФЕКТУРА ЮГО-ЗАПАДНОГО АДМИНИСТРАТИВНОГО ОКРУГА ГОРОДА МОСКВЫ,ПРЕФЕКТУРА ЮЖНОГО АДМИНИСТРАТИВНОГО ОКРУГА ГОРОДА МОСКВЫ,ПРЕФЕКТУРА ТРОИЦКОГО И НОВОМОСКОВСКОГО АДМИНИСТРАТИВНЫХ ОКРУГОВ ГОРОДА МОСКВЫ
Объем финансовых ресурсов по всем источникам с разбивкой по годам реализации Государственной программы города Москвы
Наименование Государственной программы города Москвы
Источник финансирования
Расходы (тыс.руб.)
2012 год
2013 год
2014 год
2015 год
2016 год
Итого
Развитие образования города Москвы ("Столичное образование")Всего
351 906 017,5
402 105 614,6
434 189 898,1
475 914 375,2
480 872 836,9
2 144 988 742,3
бюджет города Москвы
248 198 710,9
266 469 427,4
276 854 955,5
288 439 940,8
290 336 894,2
1 370 299 928,8
средства юридических и физических лиц
49 954 904,6
67 547 113,4
82 278 609,3
101 783 253,5
94 332 641,2
395 896 522,0
средства федерального бюджета
53 752 402,0
68 089 073,8
75 056 333,3
85 691 180,9
96 203 301,5
378 792 291,5
Этапы и сроки реализации Государственной программы города МосквыЭтап 1: 01.01.2012-31.12.2012Этап 2: 01.01.2013-31.12.2013Этап 3: 01.01.2014-31.12.2014Этап 4: 01.01.2015-31.12.2015Этап 5: 01.01.2016-31.12.2016

1. Характеристика текущего состояния сферы образования и ее основные проблемы

Анализ основных показателей текущего состояния сферы образования города Москвы

Основными характеристиками текущего состояния сферы образования города Москвы являются:
- доступность образовательных услуг для детей и молодежи города Москвы, включая состояние сети государственных образовательных учреждений и их ресурсное обеспечение;
- качество услуг, предоставляемых образовательными учреждениями различных уровней образования и форм собственности;
- кадровый состав педагогических работников (включая руководителей) и других работников сферы образования.
Доступность образовательных услуг и сеть государственных образовательных учреждений. Всего на территории города Москвы действуют более 5800 государственных образовательных учреждений различных уровней образования и подведомственности, в том числе 4008 - подведомственных Департаменту образования города Москвы (далее также - ДОгМ).
В деятельность по социализации детей и молодежи включены городские и федеральные учреждения культуры, спорта, социальной защиты, молодежной политики. Так, около четверти обучающихся общеобразовательных учреждений посещают музыкальные или художественные школы, театральные кружки, спортивные секции. Однако эффективному взаимодействию учреждений различных ведомств мешают недостаточно развитые механизмы координации. Огромный потенциал сфер культуры, спорта, науки и высшего профессионального образования города Москвы используется далеко не в полной мере.
Услуги дошкольного образования получают более 363 тысяч детей. Очередь в государственные дошкольные образовательные учреждения, составлявшую в ноябре 2010 года свыше 30 тысяч человек, удалось снизить в мае 2011 г. до 700 чел. за счет создания дополнительных мест в действующих государственных дошкольных образовательных учреждениях и мер по перепрофилированию неэффективно используемых помещений. В настоящее время эти резервы практически исчерпаны.
В 1515 государственных и в 146 негосударственных общеобразовательных учреждениях и организациях обучаются свыше 770 тысяч обучающихся общеобразовательных учреждений. Имеющееся количество мест в общеобразовательных учреждениях и организациях обеспечивает потребность вплоть до 2013 года. В 98% государственных общеобразовательных учреждений обучение ведется в одну смену. Однако серьезной проблемой является неравномерное распределение государственных образовательных учреждений с углубленным изучением отдельных предметов (гимназии, лицеи) по районам города Москвы. Это приводит к тому, что около 20% обучающихся в таких общеобразовательных учреждениях отдельных административных округов города Москвы проживают в других районах города Москвы и до четверти - в других административных округах города Москвы.
Более 500 государственных образовательных учреждений дополнительного образования детей, в том числе 155 учреждений Департамента образования города Москвы, работают с более чем 340 тыс. обучающихся. По данным отчетности, более 600 тыс. обучающихся занимаются по программам дополнительного образования в государственных общеобразовательных учреждениях. Однако, согласно данным мониторингов, более 50% обучающихся не посещают кружки и секции, другие виды дополнительных занятий. Обучающиеся старших классов, как правило, прерывают траектории дополнительного образования, переключаясь на подготовку к поступлению в образовательные учреждения высшего профессионального образования (далее также - вуз, высшее учебное заведение). Сеть государственных учреждений дополнительного образования неравномерно распределена по территории города Москвы - в 44 районах отсутствуют учреждения данного типа (показатель варьируется от 1 в Центральном административном округе города Москвы до 11 в Восточном административном округе города Москвы).
Город Москва - лидер среди субъектов Российской Федерации по масштабу системы начального и среднего профессионального образования. В 145 государственных образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования, в том числе в 90 колледжах Департамента образования города Москвы, обучаются более 110 тыс. человек. Укрепление материально-технической базы, модернизация инфраструктуры и кадрового состава государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования позволили в условиях сокращения числа выпускников 9-х и 11-х классов обеспечить стабильную численность выпускников общеобразовательных учреждений, продолжающих обучение в государственных образовательных учреждениях среднего профессионального образования (более 80 тыс. чел.).
По охвату высшим и непрерывным профессиональным образованием город Москва - один из мировых лидеров. Около 1,3 миллиона студентов (что составляет больше 10% от населения города Москвы и 20% от числа занятых в городе Москве) обучаются в 119 государственных образовательных учреждениях высшего и непрерывного профессионального образования, в том числе в 10 вузах, учрежденных Правительством Москвы, и в 179 негосударственных вузах. В городе Москве более 300 тыс. обучающихся из других субъектов Российской Федерации, в том числе более 40% из них - из Московской области. При этом 48% студентов московских вузов обучаются по очной форме обучения. Практически 75% выпускников общеобразовательных учреждений города Москвы поступают в государственные образовательные учреждения высшего и непрерывного профессионального образования (с учетом поступающих после основной ступени - почти 90%).
Город Москва достиг значительных результатов в создании условий для образования детей с ограниченными возможностями здоровья. В специальных (коррекционных) государственных образовательных учреждениях - 11,7 тысячи обучающихся. В государственных образовательных учреждениях разного типа созданы места для 50 тысяч обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Количество государственных образовательных учреждений, реализующих программы инклюзивного образования, за последние три года увеличилось в три раза, однако потребность в таких программах в полной мере не удовлетворена. Особенно высок спрос на такие программы в сфере начального и среднего профессионального образования (на сегодняшний день около 4 тысяч обучающихся при потребности более 40 тысяч). Сохраняется высокая доля зданий общеобразовательных учреждений (59%), в которых не обеспечена безбарьерная среда для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Материально-техническая база и финансовые ресурсы государственных образовательных учреждений города Москвы в целом позволяют создать необходимые условия для обучения. Общеобразовательные учреждения города Москвы существенно лучше обеспечены учебными и иными площадями, чем школы в среднем по Российской Федерации: в расчете на 1 обучающегося общеобразовательного учреждения в городе Москве приходится чуть более 12 кв. метров (среднее по Российской Федерации - 7 кв. метров).
Однако только 40% обучающихся общеобразовательных учреждений обучается в государственных образовательных учреждениях, в которых обеспечено от 80 до 100% всех основных видов современных условий, требования к которым определены в Национальной образовательной инициативе "Наша новая школа". Около 7% зданий нуждаются в капитальном ремонте и реконструкции, а почти каждому третьему общеобразовательному учреждению требуется серьезный текущий ремонт.
Расходы в расчете на 1 обучающегося (воспитанника) в государственных образовательных учреждениях общего образования и дошкольного образования в городе Москве больше средних по Российской Федерации соответственно в 2 и 2,3 раза. Доля расходов на образование в 2010 году составила 15% бюджета города Москвы.
Часть системы образования финансируется из федерального бюджета (федеральные государственные образовательные учреждения высшего и непрерывного профессионального образования), средств частного бизнеса и физических лиц (негосударственные вузы, колледжи, дошкольные и общеобразовательные организации, организации дополнительного образования взрослых).
Сбалансированность и эффективность исторически сложившейся сети государственных образовательных учреждений уже не в полной мере отвечает новым параметрам расселения и изменившимся потребностям населения, что создает дополнительную нагрузку на транспортную систему и не обеспечивает равенство доступа к образованию. До 10% общеобразовательных учреждений города Москвы (преимущественно в центральной части города Москвы) - малокомплектные. Многие районы массовой жилой застройки имеют дефицит дошкольных образовательных учреждений, а также общеобразовательных учреждений с углубленным изучением отдельных предметов, программами инклюзивного образования.
Недостаточно развиты механизмы взаимодействия государственных образовательных учреждений, расположенных в непосредственной близости или решающих аналогичные задачи (особенно принадлежащих разным ведомствам), в том числе по использованию социальной инфраструктуры (спортивные, культурные объекты, общежития), поэтому в Государственной программе рассматривается как объект развития вся фактическая сеть образовательных учреждений и иных образовательных организаций, расположенных в городе Москве, независимо от ведомственной принадлежности и формы собственности.
Важным фактором, влияющим на обеспечение доступности образования, является информационная прозрачность. Инструменты информирования, которые позволили бы потребителям делать обоснованный выбор образовательного учреждения и образовательных программ, развиты сегодня недостаточно.
Не в полной мере используется потенциал влияния общества на управление образовательными учреждениями.
Качество столичного образования. По ряду показателей город Москва находится среди лидеров российского образования: по среднему баллу Единого государственного экзамена (далее также - ЕГЭ), количеству победителей олимпиад, наличию общеобразовательных учреждений с высокой репутацией. Здесь расположены ведущие высшие учебные заведения Российской Федерации (в том числе больше трети национальных исследовательских вузов). Однако отсутствие эффективной системы объективной оценки качества образования не дает возможности более точно и детально оценить ситуацию на разных уровнях образования.
Наличие группы государственных образовательных учреждений с низким качеством образования (около 10% общеобразовательных учреждений) наряду с отсутствием прозрачных механизмов отбора в общеобразовательные учреждения с высоким качеством образования ведет к дифференциации общеобразовательных учреждений по качеству образования.
Эта тенденция обостряется в условиях притока в систему образования детей из семей мигрантов, которые испытывают серьезные трудности в освоении образовательных программ, в социализации в городском обществе. Они концентрируются в определенных общеобразовательных учреждениях, что усугубляет дифференциацию и несет в себе риски для социальной стабильности и культурной идентичности города Москвы.
Не во всех районах города Москвы обеспечена возможность индивидуализации через выбор программ профильного обучения: большинство общеобразовательных учреждений являются монопрофильными и только 12% - многопрофильными. Доля обучающихся общеобразовательных учреждений, осваивающих образовательные программы для одаренных и талантливых детей и получающих консультации в очно-заочной и дистанционной форме с использованием возможностей ведущих вузов и научных организаций, составляет менее 4%, что заведомо ниже возможностей образовательного комплекса города Москвы.
В системе начального и среднего профессионального образования обеспечивается достаточно высокий уровень подготовки выпускников. Большая часть выпускников трудоустраивается по специальности, 37% выпускников поступают в государственные образовательные учреждения высшего и непрерывного профессионального образования. Вместе с тем потребности рынка труда города Москвы системой профессионального образования в полной мере не обеспечиваются.
Несмотря на наличие в городе Москве государственных образовательных учреждений высшего и непрерывного профессионального образования, получивших мировую известность, имеющих высокие показатели качества подготовки студентов, в городе Москве ощущается переизбыток специалистов, получивших высшее образование, но обладающих недостаточно высокой квалификацией для успешного трудоустройства по специальности (особенно по таким специальностям, как "юрист", "экономист", "менеджер", а также по ряду технологических специальностей). Наряду с этим больше трети московских организаций заявляют о дефиците квалифицированных инженеров, а 15-20% - квалифицированных экономистов и юристов. О проблемах с качеством высшего образования в городе Москве свидетельствуют и низкие средние показатели участия преподавателей и студентов в научной и инновационной деятельности.
Большинство государственных образовательных учреждений высшего и непрерывного профессионального образования города Москвы практически не ведет серьезных исследований и разработок по заказу организаций, расположенных в городе Москве. Невысокие показатели привлечения внебюджетных средств в систему среднего профессионального образования свидетельствуют о недостаточной ее связи с рынком труда.
Беспокойство вызывают проблемы со здоровьем обучающихся. Исследования выявляют тенденцию к росту заболеваемости на 2-4% в год и показывают, что образование может выступить как фактором ухудшения здоровья обучающихся за счет нерациональной нагрузки, гиподинамии, неполноценного питания, так и инструментом формирования ресурса здоровья обучающихся. Для этого необходимы индивидуализация образовательного процесса, реализация программ формирования здорового образа жизни обучающихся, занятия физической культурой и спортом.
Сегодня в образовательной практике государственных дошкольных и общеобразовательных учреждений города Москвы используются разнообразные здоровьесберегающие педагогические технологии. Вместе с тем до настоящего времени в деятельности государственных образовательных учреждений по охране и укреплению здоровья отсутствуют единые стандарты качества, включающие в себя регламенты взаимодействия ведомств и конкретных специалистов, отсутствует единая система мониторинга и единая база данных о состоянии здоровья воспитанников и обучающихся. В системе общего и профессионального образования актуальной является задача формирования здорового стиля поведения, профилактики курения, употребления алкоголя и наркотиков.
Кадры столичного образования. В системе образования города Москвы трудятся свыше 265 тысяч педагогических работников. Около 60% от общей численности педагогов работают в общеобразовательных учреждениях, около 30% - в государственных дошкольных образовательных учреждениях, а оставшиеся 10% - в государственных образовательных учреждениях дополнительного и профессионального образования.
Существенную часть педагогического состава дошкольных и общеобразовательных учреждений города Москвы составляют педагоги с высокими квалификационными категориями. При этом возрастная структура педагогических кадров не оптимальна (доля учителей, проработавших в общеобразовательном учреждении города Москвы свыше 20 лет, практически в 6 раз больше, чем учителей со стажем от 5 до 10 лет). Проявляется (как и в Российской Федерации в целом) гендерный дисбаланс: более 88% педагогического состава и более 82% руководителей государственных образовательных учреждений - женщины.
Московская система образования традиционно известна директорами - лидерами, создателями авторских школ. Однако сегодня есть риск, что данная традиция не получит продолжения (почти 40% руководителей - пенсионного возраста). Кадровый резерв не получает современной подготовки в области лидерства и менеджмента.
Средняя по городу Москве заработная плата учителей почти на 14% меньше средней заработной платы в целом по экономике города Москвы (при этом заработная плата учителей общеобразовательных учреждений с углубленным изучением отдельных предметов выше средней заработной платы по экономике города Москвы). С учетом сложности работы установившийся уровень заработной платы не обеспечивает привлекательности педагогических рабочих мест на московском рынке труда и часто ведет к закреплению в государственных образовательных учреждениях учителей с низким уровнем квалификации.
Действующая система повышения квалификации педагогов нуждается в модернизации, в том числе в создании эффективного механизма обратной связи между организациями, предоставляющими услуги дополнительного профессионального образования, и заказчиком - государственными образовательными учреждениями и педагогами. В ней следует более активно использовать потенциал федеральных образовательных и научных организаций, расположенных в городе Москве.
Кадровый потенциал московских вузов обуславливает их ведущие позиции на российском рынке высшего образования. Однако неконкурентоспособная заработная плата и отсутствие устойчивого финансирования исследований привели к значительному ослаблению этого потенциала. По данным социологических исследований, постоянно работают в научно-исследовательских институтах и научных подразделениях вузов всего 5-15% преподавателей вузов. Работы по индивидуальным или коллективным грантам научных фондов реализуют не более 11% преподавателей. Ведущие профессора многих вузов старше 65-70 лет.