Действующий
Тем не менее, потенциал города Москвы как туристского центра на сегодня реализован далеко не в полной мере. По данным международного информационного агентства "Euromonitor International)), за 2009 год в рейтинге городов по посещаемости иностранными туристами город Москва занимает 19-е место с показателем 4,1 млн. прибытий в год. Для сравнения, в Лондоне этот показатель составляет 15,0 млн. посещений, в Париже - 8,7 млн. прибытий.
За основу показателя международных въездных потоков в город Москву приняты данные статистики о числе прибытий иностранных граждан в аэропорты города Москвы. В 2010 году этот показатель составил 4,0 млн. прибытий, что на 8,1% больше, чем в 2009 году, но ниже уровня докризисного 2008 года, в течение которого воздушным транспортом прибыли 4,1 млн. иностранцев. При этом номерной фонд КСР за 2010 год вырос на 8,3%. В целом же за кризисный период 2008-2010 годов введено 27 крупных гостиничных объектов общей вместимостью 4,4 тыс. номеров, или 8,9 тыс. мест.
Еще одним фактором, влияющим на конкурентоспособность индустрии гостеприимства, является несбалансированность структуры КСР города Москвы. В то время как по уровню обеспеченности гостиницами уровня 4-5 звезд город Москва уже приблизился к уровню европейских столиц, по уровню обеспеченности гостиницами 2-3 звезды и в целом малобюджетными средствами размещения город Москва существенно отстает от большинства мегаполисов. Все это в совокупности ведет к увеличению доли размещения прибывающих в город Москву иностранных и российских граждан в "частном секторе", функционирующем преимущественно в теневой сфере экономики. Этому способствует и опережающий рост прямого бронирования услуг гостеприимства, связанный с развитием электронной торговли в сфере туризма.
Туристский рынок характеризуется высоким уровнем сезонности платежеспособного спроса. В Российской Федерации в целом и в городе Москве в частности в силу климатических условий эта проблема стоит особенно остро, хотя отчасти компенсируется сезонным распределением туристских потоков по целям поездки. В целом же резервы повышения гостиничной загрузки связаны, прежде всего, с созданием и продвижением на рынке туристского продукта, ориентированного на поездки в город Москву в периоды с июня по август, декабре-январе, а также на выходные и праздничные дни.
По мнению профессиональных участников рынка, город Москва за пределами территории Российской Федерации воспринимается как город интересный, но дорогой, небезопасный и мало приспособленный к приему туристов. Чтобы изменить эту ситуацию, город Москва должен создать у себя условия пребывания иностранных туристов, к которым они привыкли в популярных городских туристских центрах. Имеются в виду условия информационного обеспечения туристов, безопасности пребывания, удобство пользования услугами общественного пассажирского транспорта, торговли, музеев, упрощение туристских формальностей.
Одновременно необходимо активизировать работу в области рекламы туристских возможностей города Москвы, большинство достопримечательностей которой остаются малоизвестными среди потенциальных туристов и не входят в обычные маршруты и программы их пребывания. Важно разрушить сложившиеся стереотипы восприятия города Москвы и подчеркнуть его привлекательные стороны и позитивные особенности жизни жителей города Москвы.
Активные миграционные процессы, происходящие в городе Москве, обусловливают необходимость развития не только жилищного фонда для постоянного проживания, но и наращивания количества помещений гостиничного типа. Реализация функций города Москвы как международного финансово-экономического, туристического и спортивного центра невозможна без создания комфортных условий для временного проживания в городе, то есть без создания нового сектора - гостиниц для длительного проживания приглашенных специалистов.
Создание условий для комфортной предпринимательской среды, позволяющей развивать приоритетные сегменты гостиничной отрасли (гостиницы для длительного проживания, малые гостиницы), относится к приоритетным городским проблемам.
Концепция Государственной программы города Москвы "Развитие индустрии отдыха и туризма на 2012-2018 годы" (далее - Государственная программа) определена исходя из положений Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, основных направлений перехода к инновационному социально ориентированному типу экономического развития города Москвы, с учетом перспективных задач по созданию в городе Москве международного финансового центра и направлена на:
- улучшение качества жизни жителей города Москвы, формирование комфортной среды проживания, в том числе для гостей столицы, за счет развития материально-технической базы рекреационного комплекса города Москвы, а также привлекательности и доступности услуг в сфере здорового и культурного отдыха жителей и гостей города Москвы;
- увеличение вклада индустрии отдыха и туризма в социально-экономическое развитие города Москвы, в частности, развитие гостиничных услуг, различных сфер экономики (транспорт, связь, торговля, производство сувенирной продукции, общественное питание, строительство), а также на создание новых рабочих мест.
Необходимость комплексного системного подхода к развитию индустрии отдыха и туризма города Москвы становится все более актуальной в контексте современных социально-экономических тенденций. Эффективное и рациональное использование природных ресурсов при одновременном развитии туристско-рекреационных объектов и городской инфраструктуры (инженерной, транспортной, комплексной безопасности), широкая информационная поддержка въездного и внутреннего туризма, повышение качества услуг и привлечение в отрасль высококвалифицированных специалистов в совокупности обеспечат повышение конкурентоспособности города Москвы как культурного и туристского центра, создадут предпосылки для ощутимого социально-экономического эффекта. При этом, процесс развития индустрии отдыха и туризма, наряду с другими отраслями городского хозяйства, в настоящее время невозможен без использования рыночных механизмов, а также механизмов государственно-частного партнерства, предусматривающего эффективное взаимодействие всех органов исполнительной власти города Москвы, бизнеса, а также научных и общественных организаций в реализации комплексных проектов и программ.