Действующий
Постановление Правительства Москвы от 23 декабря 2014 г. N 802-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 11 октября 2011 г. N 477-ПП и признании утратившими силу правовых актов (отдельного положения правового акта) города Москвы"
В целях обеспечения динамичного социально-экономического развития города Москвы, улучшения инвестиционного климата, создания благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности в городе Москве Правительство Москвы постановляет:
постановление Правительства Москвы от 11 октября 2011 г. N 477-ПП "Об утверждении Государственной программы города Москвы "Стимулирование экономической активности" на 2012-2018 годы" (в редакции постановлений Правительства Москвы от 22 февраля 2012 г. N 64-ПП, от 25 июля 2012 г. N 357-ПП, от 13 ноября 2012 г. N 645-ПП, от 14 августа 2013 г. N 539-ПП, от 5 августа 2014 г. N 441-ПП):
1. Внести изменения в "Об утверждении Государственной программы города Москвы "Экономическое развитие и инвестиционная привлекательность города Москвы" на 2012-2018 годы".
пункте 1 постановления слова "Стимулирование экономической активности" на 2012-2018 годы (приложение)" заменить словами "Экономическое развитие и инвестиционная привлекательность города Москвы" на 2012-2018 годы (приложение)".
1.2. В Государственная программа
города Москвы "Экономическое развитие и инвестиционная привлекательность города Москвы" на 2012-2018 годы
Паспорт Государственной программы города Москвы "Экономическое развитие и инвестиционная привлекательность города Москвы" на 2012-2018 годы
Наименование Государственной программы города Москвы | "Экономическое развитие и инвестиционная привлекательность города Москвы" на 2012-2018 годы | ||||||||||||||||||||||
Цели Государственной программы города Москвы | Обеспечение устойчивого экономического роста и притока инвестиций в город Москву | ||||||||||||||||||||||
Конечные результаты Государственной программы с разбивкой по годам реализации Государственной программы города Москвы | N п/п | Наименование конечного результата | Единица измерения | 2010 год факт | 2011 год факт | 2012 год факт | 2013 год факт | 2014 год прогноз | 2015 год прогноз | 2016 год прогноз | 2017 год прогноз | 2018 год прогноз | |||||||||||
1 | Темп роста инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования (к 2010 году) | процентов | X | 106,6 | 141,9 | 154,9 | 158,0 | 160,4 | 165,2 | 171,3 | 178,2 | ||||||||||||
2 | Среднее количество участников торгов по реализации имущества, находящегося в собственности города Москвы | штук | 2,0 | 3,5 | 3,7 | 5,1 | 5,5 | 6,0 | 6,3 | 6,6 | 6,7 | ||||||||||||
3 | Объем осуществленных закупок товаров, работ, услуг с применением конкурентных способов определения поставщиков, подрядчиков, исполнителей | процентов | 66 | 68 | 74 | 75 | 82 | 85 | 87 | 89 | 90 | ||||||||||||
4 | Прирост ежегодных доходов в бюджет города Москвы от вовлечения в оборот недвижимости и земли, полученных в виде арендных платежей, по отношению к 2010 году | млн. рублей | X | 4 908,7 | 9 629,5 | 14 803,9 | 20 043,7 | 24 643,7 | 28 643,7 | 31 643,7 | 33 643,7 | ||||||||||||
5 | Уровень регистрируемой безработицы (на конец года) | процентов | 0,9 | 0,7 | 0,5 | 0,4 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | ||||||||||||
6 | Доля оборота организованного рынка в объеме оборота розничной торговли | процентов | 79,0 | 80,3 | 80,5 | 81,4 | 81,4 | 81,5 | 81,9 | 81,9 | 81,9 | ||||||||||||
Задачи Государственной программы города Москвы | 1. Улучшение инвестиционного климата и повышение инвестиционной привлекательности города Москвы.2. Создание условий для привлечения частных инвестиций в экономику города Москвы.3. Снижение административных барьеров в инвестиционной, предпринимательской и инновационной деятельности и развитие конкурентной среды.4. Создание высокооплачиваемых и высокопроизводительных рабочих мест.5. Повышение эффективности управления имуществом, находящимся в собственности города Москвы и вовлечение его в хозяйственный оборот.6. Развитие сферы торговли и услуг города Москвы. | ||||||||||||||||||||||
Координатор Государственной программы города Москвы | Департамент экономической политики и развития города Москвы | ||||||||||||||||||||||
Ответственные исполнители подпрограмм | Департамент городского имущества города Москвы,Департамент науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы,Департамент торговли и услуг города Москвы,Департамент труда и занятости населения города Москвы,Департамент экономической политики и развития города Москвы | ||||||||||||||||||||||
Соисполнители подпрограмм | Департамент топливно-энергетического хозяйства города Москвы,Департамент культуры города Москвы,Департамент городского имущества города Москвы,Департамент образования города Москвы,Департамент социальной защиты населения города Москвы,Департамент развития новых территорий города Москвы,Департамент межрегионального сотрудничества, национальной политики и связей с религиозными организациями города Москвы,Комитет по архитектуре и градостроительству города Москвы,Департамент внешнеэкономических и международных связей города Москвы,Департамент строительства города Москвы,Департамент средств массовой информации и рекламы города Москвы,Департамент капитального ремонта города Москвы,Департамент региональной безопасности и противодействия коррупции города Москвы,Департамент градостроительной политики города Москвы,Департамент города Москвы по конкурентной политике,Государственная инспекция по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы,Префектура Восточного административного округа города Москвы,Префектура Западного административного округа города Москвы,Префектура Зеленоградского административного округа города Москвы,Префектура Северного административного округа города Москвы,Префектура Северо-Восточного административного округа города Москвы,Префектура Северо-Западного административного округа города Москвы,Префектура Центрального административного округа города Москвы,Префектура Юго-Восточного административного округа города Москвы,Префектура Юго-Западного административного округа города Москвы,Префектура Южного административного округа города Москвы,Префектура Троицкого и Новомосковского административных округов города Москвы | ||||||||||||||||||||||
Объем финансовых ресурсов по всем источникам с разбивкой по годам реализации Государственной программы города Москвы | Наименование Государственной программы | Источники финансирования | 2010 год | 2011 год | Расходы (тыс. рублей) | ||||||||||||||||||
2012 год | 2013 год | 2014 год | 2015 год | 2016 год | 2017 год | 2018 год | Итого | ||||||||||||||||
Государственная программа города Москвы "Экономическое развитие и инвестиционная привлекательность города Москвы" на 2012-2018 годы | Всего: | X | X | 68 604 592,5 | 103 268 901,2 | 93 334 936,9 | 108 185 991,6 | 102 809 873,8 | 105 353 758,1 | 105 028 758,1 | 686 586 812,2 | ||||||||||||
бюджет города Москвы | X | X | 17 856 733,2 | 18 797 105,0 | 24 774 682,9 | 24 241 692,8 | 22 395 340,9 | 20 873 659,6 | 20 873 659,6 | 149 812 874,0 | |||||||||||||
средства федерального бюджета | X | X | 4 557 329,6 | 9 292 845,2 | 8 094 408,5 | 9 653 701,4 | 3 779 651,7 | 7 583 217,3 | 7 583 217,3 | 50 544 371,0 | |||||||||||||
средства юридических и физических лиц | X | X | 46 190 529,7 | 75 178 951,0 | 60 465 845,5 | 74 290 597,4 | 76 634 881,2 | 76 896 881,2 | 76 571 881,2 | 486 229 567,2 | |||||||||||||
Этапы и сроки реализации Государственной программы города Москвы | Этап 1: 01.01.2012 - 31.12.2012Этап 2: 01.01.2013 - 31.12.2013Этап 3: 01.01.2014 - 31.12.2014Этап 4: 01.01.2015 - 31.12.2015Этап 5: 01.01.2016 - 31.12.2016Этап 6: 01.01.2017 - 31.12.2017Этап 7: 01.01.2018 - 31.12.2018 |
На протяжении последних лет город Москва развивается стабильно. Город находится на высоком уровне социально-экономического развития. Итоги 2013 года и первого полугодия 2014 года свидетельствуют, что основные показатели экономического развития столицы устойчивы. Вырос индекс промышленного производства, увеличились объемы строительства и торговли, растут доходы населения и инвестиции в основной капитал.
Ключевой фактор стабильности развития города Москвы - запас прочности московской экономики, набранная динамика развития. Очевидно, что городу Москве эту динамику поддерживать значительно сложнее, чем регионам с изначально более низкой базой. Даже небольшие темпы роста в столице - это результат напряженной, кропотливой работы по разработке и реализации масштабных программ и проектов, которые запускались в последние годы по развитию экономического потенциала, городской инфраструктуры и в социальной сфере.
На протяжении периода 2010-2014 годов по основным макроэкономическим показателям наблюдается положительная динамика. В 2013 году объем валового регионального продукта (далее - ВРП) города Москвы по оценке составил 11,0 трлн. рублей.
Повышается уровень жизни в городе Москве. ВРП на душу населения в 2013 году составил около 913 тыс. рублей и почти в 2 раза превысил среднероссийский уровень - 465,2 тыс. рублей. Суммарный рост ВРП на душу населения в фактических ценах за период 2010-2013 годов составил 27%.
Город Москва продолжает оставаться крупным центром притяжения как внутрироссийских, так и иностранных инвестиций. Объем инвестиций в основной капитал в городе стабильно растет, начиная с 2010 года. В 2013 году он составил 1 412,1 млрд. рублей, в целом по России за 2013 год - 13 256 млрд. рублей. Прирост инвестиций в сопоставимых ценах составил 9,2%. Для сравнения в 2013 году объем инвестиций по России в сопоставимых ценах снизился на 0,2%.
В структуре инвестиций по источникам финансирования на долю собственных средств инвесторов приходится 46,1%.
Начиная с 2010 года объем инвестиций в основной капитал вырос на 48,4% в сопоставимых ценах. Доля инвестиций в структуре ВРП города Москвы за тот же период увеличилась на треть - с 8,7 до 11,8%.
В 2013 году индекс промышленного производства в городе Москве составил 95,3%, по отраслям обрабатывающей промышленности - 95,8%. Динамика темпов роста отдельных отраслей обрабатывающей промышленности свидетельствует о происходящих структурных преобразованиях. В 2013 году увеличили объем производства некоторые отрасли, например, химическое производство (на 30,9%). Рост обусловлен увеличением выпуска фармацевтической продукции (препараты для лечения глазных заболеваний, болезней эндокринной системы, органов пищеварения, сыворотки и вакцины иммунные), а также химических веществ (сульфитов и сульфатов, технической серы). Также растет производство транспортных средств и оборудования (на 11%), производство изделий из дерева (на 5,5%). Таким образом, растет доля высокотехнологичных отраслей и снижается доля трудозатратных, энергоемких, слабомеханизированных производств.
В структуре экономики города Москвы доминирует сфера услуг, на которую приходится 80% ВРП. Хорошими темпами развивается оптовая и розничная торговля. Оптовая торговля обеспечивает порядка 25% валовой добавленной стоимости в городе Москве.
Возросла значимость города Москвы как крупного логистического центра - доля города Москвы в обороте оптовой торговли России возросла с 37% в 2010 году до 40%) в 2013 году.
Товарооборот розничной торговли в 2010-2013 годах демонстрировал динамичный рост - в среднем на 12% в год в фактических ценах и на 4% в сопоставимых ценах. В 2013 году оборот розничной торговли составил 4,017 трлн. рублей. Увеличение объемов розничной торговли связано с ростом доходов москвичей и стабильным потребительским спросом населения.
Предпринимательская активность в городе Москве остается высокой. В 2013 году зарегистрировано примерно 1,1 миллиона коммерческих и некоммерческих организаций, 208,6 тысяч индивидуальных предпринимателей. В первом полугодии 2014 года впервые за последние два года зафиксирована положительная тенденция индивидуального предпринимательства - абсолютный прирост на 23% или 2,8 тысяч субъектов экономической деятельности. Существенным стимулирующим фактором такого роста послужило внедрение патентной системы налогообложения.
Прирост количества организаций составил 6,7 тысяч единиц. Существенное влияние на рост предпринимательской активности оказала активизация действий налоговых органов по ликвидации "фирм-однодневок", а также увеличение объемов кредитования предприятий. В 2013 году юридическим лицам и предпринимателям было выдано кредитов на сумму 15,4 трлн. рублей.
Стабильный потребительский спрос является одним из ключевых факторов стимулирования развития производства товаров и услуг - в городе Москве особенности потребительского спроса обусловлены емкостью рынка труда и высоким уровнем заработных плат. Среднедушевые денежные доходы населения составляют 55,1 тыс. рублей, что в 2,2 раза выше среднероссийского уровня и сопоставимо с уровнем доходов в городах Восточной Европы. В структуре доходов москвичей из года в год растет доля заработной платы и социальных выплат. Сегодня она приближается к 2/3 от объема совокупных доходов.
Среднемесячная заработная плата в городе Москве в 2013 году составила 55,5 тыс. рублей, в среднем по России - 29,5 тыс. рублей.
По уровню заработной платы впервые в российской истории врачи и учителя в городе Москве вошли в группу самых высокооплачиваемых профессий. Оплата труда столичных врачей (73,6 тыс. рублей) и учителей (70,0 тыс. рублей) превысила в 2013 году среднегородской уровень соответственно на 32% и 26%. Важно, что зарплата бюджетников поднимается не только на фоне роста финансирования, а в первую очередь благодаря ощутимому росту их производительности труда.
Рост предпринимательской активности положительно влияет на состояние рынка труда. Численность граждан, занятых в экономике города Москвы в 2013 году, составила 6,8 миллиона человек (98% от экономически активного населения). Уровень официально зарегистрированной безработицы при этом в городе Москве не превышает 0,35% или менее 25 тысяч человек.
За последние три года город Москва избавилась от неэффективных активов на сумму более 270 млрд. рублей. Реализуется комплекс мер, направленных на использование имущества, находящегося в собственности города Москвы, с максимальной пользой и эффективностью. С 2013 года наблюдается существенный рост неналоговых доходов от продажи прав на размещение рекламы и поступлений от штрафов и парковок, вовлечения имущества, находящегося в собственности города Москвы, в хозяйственный оборот на правах льготной аренды объектов культурного наследия и помещений под частные образовательные и медицинские организации.
С 2010 по 2013 год город на 40% или 120 млрд. рублей сократил объем государственного долга (на конец 2010 года - 299 млрд. рублей, на 1 января 2014 года - 179 млрд. рублей).
Одним из важнейших достижений за последние несколько лет стало существенное улучшение позиций Российской Федерации в рейтинге Doing Business. Рейтинг ежегодно публикуется Всемирным банком и оценивает нормы регулирования предпринимательской деятельности на основе 10 индикаторов. В 2013 году в рейтинге было представлено 189 стран.
В рейтинге Doing Business по итогам 2013 года Россия существенно улучшила свои позиции, поднявшись в общем рейтинге на 19 позиций со 111 до 92 места.
В городе Москве в феврале 2012 года был создан Штаб по защите прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности в городе Москве, одной из ключевых задач которого является улучшение условий ведения бизнеса в столице. В 2014 году Штаб возглавил Мэр Москвы С.С. Собянин.
Стимулирующая налоговая политика - принципиальное условие для обеспечения эффективности инвестиций и развития города Москвы. Налоговая политика должна стимулировать экономическую активность, эффективное использование активов. В 2013 году и начале 2014 года был принят ряд важных решений в сфере налогообложения, направленных как на пополнение доходной части бюджета города Москвы, так и на стимулирование структурных изменений в экономике и в инвестиционной сфере. Общее направление налоговой политики города Москвы - смещение акцентов налогообложения с доходов на активы. Это возможность, в первую очередь, не повышать налоги для организаций. Не меняя по сути налоговую нагрузку, Москва стимулирует бизнес максимально эффективно использовать активы. Так с 1 января 2014 г. была внесена поправка в Закон города Москвы от 5 ноября 2003 г. N 64 "О налоге на имущество организаций", в соответствии с которой налог на административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) общей площадью свыше 5000 кв. метров исчисляется, исходя из их кадастровой стоимости. По состоянию на 1 апреля 2014 г. поступления налога на имущество организаций увеличились на 2,2 млрд. рублей по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
На фоне возрастания налоговой нагрузки на коммерческую недвижимость сохраняется весь комплекс налоговых льгот для высокотехнологичных производств (для резидентов технопарков, технополисов, особой экономической зоны "Зеленоград"), программа "льготы в обмен на инвестиции" для "традиционной" промышленности.
Другое направление работы по увеличению поступлений доходов в бюджет города Москвы было связано с сокращением потерь бюджета города Москвы от создания консолидированных групп налогоплательщиков. Только в 2012 году из-за создания консолидированных групп налогоплательщиков бюджет города Москвы недополучил около 70 млрд. рублей. Консолидированные группы создавались преимущественно организациями нефтегазового комплекса. Для того, чтобы сохранить крупнейших налогоплательщиков на территории города Москвы, 7 мая 2014 г. Московской городской Думой был принят Закон города Москвы N 26 "Об установлении ставки налога на прибыль для организаций нефтяной отрасли", предусматривающий установление пониженной ставки налога на прибыль для организаций нефтяной отрасли в размере 13,5%. Пониженная ставка распространяется на сумму прироста прибыли за текущий налоговый период по сравнению с суммой прибыли за предыдущий год. По предварительным оценкам, это позволит дополнительно привлечь в бюджет города Москвы в 2015 году 2 млрд. рублей.
Одна из важнейших составляющих инвестиционного климата - взвешенная тарифная политика в энергетике и коммунальном секторе. Уровень цен и тарифов на услуги организаций коммунального комплекса определяется с соблюдением критериев доступности для потребителей и с учетом инвестиционных программ и производственных программ ресурсоснабжающих организаций, что существенно повышает предсказуемость условий ведения бизнеса. При этом за 2013 год и начало 2014 года совокупный рост экономически обоснованных тарифов для бизнеса составил всего 4,5%, что существенно ниже уровня инфляции.