Действующий

Постановление Правительства Москвы от 5 августа 2014 г. N 441-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 11 октября 2011 г. N 477-ПП"

В целях актуализации показателей Государственной программы города Москвы "Стимулирование экономической активности на 2012-2016 гг.", включая приведение указанных показателей в соответствие с Законом города Москвы от 18 декабря 2013 г. N 70 "О бюджете города Москвы на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов", и в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 4 марта 2011 г. N 56-ПП "Об утверждении Порядка разработки и реализации государственных программ города Москвы" Правительство Москвы постановляет:
1. Внести изменения в постановление Правительства Москвы от 11 октября 2011 г. N 477-ПП "Об утверждении Государственной программы города Москвы "Стимулирование экономической активности на 2012-2016 гг." (в редакции постановлений Правительства Москвы от 22 февраля 2012 г. N 64-ПП, от 25 июля 2012 г. N 357-ПП, от 13 ноября 2012 г. N 645-ПП, от 14 августа 2013 г. N 539-ПП):
1.1. Название постановления изложить в следующей редакции:

"Об утверждении Государственной программы города Москвы "Стимулирование экономической активности" на 2012-2018 годы".

1.2. В пункте 1 постановления слова "Стимулирование экономической активности на 2012-2016 гг." согласно приложению к настоящему постановлению" заменить словами "Стимулирование экономической активности" на 2012-2018 годы (приложение)".
1.3. Пункт 3 постановления изложить в следующей редакции:
"3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений Сергунину Н.А.".
1.4. Приложение к постановлению изложить в редакции согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений Сергунину Н.А.
Мэр Москвы
С.С. Собянин
Приложение
к постановлению Правительства Москвы
от 5 августа 2014 г. N 441-ПП
Приложение
к постановлению Правительства Москвы
от 11 октября 2011 г. N 477-ПП

Государственная программа
города Москвы "Стимулирование экономической активности" на 2012-2018 годы

Паспорт
Государственной программы города Москвы "Стимулирование экономической активности" на 2012-2018 годы

Наименование Государственной программы города Москвы"Стимулирование экономической активности" на 2012-2018 годы
Цель Государственной программы города МосквыУвеличение валового регионального продукта на основе развития высокотехнологичных отраслей экономики, сферы услуг, модернизации пользующихся спросом производств, реструктуризации неконкурентоспособных и низкоэффективных предприятий и технологических циклов
Конечные результаты Государственной программы города Москвы с разбивкой по годам реализации Государственной программы города Москвы
N п/п
Наименование конечного результата
Единица измерения
2010 год факт
2011 год факт
2012 год факт
2013 год факт
2014 год прогноз
2015 год прогноз
2016 год прогноз
2017 год прогноз
2018 год прогноз
1
Темп роста валового регионального продуктав процентах к предыдущему году
101,4
102,8
103,0
100,2
104,0
104,0
105,2
102,0
102,2
2
Валовой региональный продукт на душу населениятыс. рублей
730,8
873,5
887,6
929,9
1 143,0
1 273,3
1 307,5
1 315,0
1 410,0
3
Темп роста валового регионального продукта на душу населения в тыс. рублей (с учетом дефляторов валового регионального продукта)в процентах к предыдущему году
92,9
102,4
100,0
99,1
103,6
103,6
104,9
101,4
101,2
4
Темп роста инвестиций в основной капиталв процентах к 2008 году
73,2
78,0
103,8
113,4
98,30
105,1
112,8
131,3
136,4
5
Индекс промышленного производствав процентах к предыдущему году
97,8
100,7
100,4
96,6
103,0
104,0
104,0
101,3
101,5
6
Темп роста оборота розничной торговли в сопоставимых ценахв процентах к предыдущему году
106,8
106,6
101,7
103,5
105,5
105,0
105,0
103,3
103,6
7
Темп роста реальной заработной платыв процентах к предыдущему году
106,8
107,9
102,5
106,5
105,2
105,7
104,9
103,3
103,6
8
Темп роста реальных денежных доходов населенияв процентах к предыдущему году
103,2
98,1
98,6
106,7
102,0
103,0
103,5
102,5
103,1
9
Объем инвестиций в основной капиталмлрд. рублей
732,8
856,4
1 220,1
1 412,1
1 268,0
1 429,4
1 616,6
2 000,0
2 192,0
10
Коэффициент дифференциации доходовраз
28,2
27,3
27,3
27,3
26,0
25,7
25,5
25,5
25,5
11
Доля конкурентных закупокпроцентов
66
68
74
83,5
82
86
90
91
92
12
Среднее число заявок, поданных на участие в одной процедуре определения поставщикаединиц
2,8
3,0
3,5
4,8
4,5
5
5
5,5
5,5
13
Доля заявок, допущенных к процедуре определения поставщикапроцентов
79
81
82
88
86
88
90
91
92
14
Среднее количество участников торгов на право заключения договора аренды земельного участкачеловек
7
8
10
7
10
10
10
7
8
15
Доля организованного рынка в объеме оборота розничной торговлипроцентов
79,0
80,3
80,5
81,4
81,3
81,5
81,9
81,9
81,9
Задачи Государственной программы города Москвы1. Сокращение числа административных процедур и их упрощение при организации бизнеса и реализации инвестиционных проектов.2. Стимулирование деловой активности и поддержка бизнеса.3. Развитие конкурентной среды.4. Совершенствование инфраструктуры, способствующей развитию бизнеса.5. Организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, перераспределения трудовых ресурсов в пользу высокоэффективных отраслей
Координатор Государственной программы города МосквыДепартамент экономической политики и развития города Москвы
Ответственные исполнители подпрограммДепартамент труда и занятости населения города Москвы,Департамент науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы,Департамент торговли и услуг города Москвы,Департамент экономической политики и развития города Москвы
Соисполнители подпрограммДепартамент внешнеэкономических и международных связей города Москвы,Департамент градостроительной политики города Москвы,Департамент городского имущества города Москвы,Департамент образования города Москвы,Департамент строительства города Москвы,Департамент топливно-энергетического хозяйства города Москвы,Департамент города Москвы по конкурентной политике,Комитет по архитектуре и градостроительству города Москвы,Департамент культуры города Москвы,Департамент социальной защиты населения города Москвы,Департамент развития новых территорий города Москвы,Департамент региональной безопасности и противодействия коррупции города Москвы,Департамент средств массовой информации и рекламы города Москвы,Департамент межрегионального сотрудничества, национальной политики и связей с религиозными организациями города Москвы,Префектура Восточного административного округа города Москвы,Префектура Западного административного округа города Москвы,Префектура Зеленоградского административного округа города Москвы,Префектура Северного административного округа города Москвы,Префектура Северо-Восточного административного округа города Москвы,Префектура Северо-Западного административного округа города Москвы,Префектура Центрального административного округа города Москвы,Префектура Южного административного округа города Москвы,Префектура Юго-Восточного административного округа города Москвы,Префектура Юго-Западного административного округа города Москвы,Префектура Троицкого и Новомосковского административных округов города Москвы
Объем финансовых ресурсов по всем источникам с разбивкой по годам реализации Государственной программы города Москвы
Наименование Государственной программы
Источник финансирования
2010 год
2011 год
Расходы (тыс. рублей)
2012 год факт
2013 год факт
2014 год прогноз
2015 год прогноз
2016 год прогноз
2017 год прогноз
2018 год прогноз
Итого
Государственная программа города Москвы "Стимулирование экономической активности" на 2012-2018 годыВсего:
х
х
63271275,0
92789214,3
78990184,7
74254299,8
76410279,2
67101602,2
69475902,2
522292757,4
бюджет города Москвы
0,0
0,0
12523415,7
15342818,1
16838465,8
13755819,1
13752283,8
13752283,8
13752283,8
99717370,1
средства федерального бюджета
х
х
4557329,6
9143645,2
6682747,5
6984900,6
7300191,5
7331244,5
7331244,5
49331303,4
средства юридических и физических лиц
х
х
46190529,7
68302751,0
55468971,4
53513580,1
55357803,9
46018073,9
48392373,9
373244083,9
Этапы и сроки реализации Государственной программы города МосквыЭтап 1: 01.01.2012-31.12.2012Этап 2: 01.01.2013-31.12.2013Этап 3: 01.01.2014-31.12.2014Этап 4: 01.01.2015-31.12.2015Этап 5: 01.01.2016-31.12.2016Этап 6: 01.01.2017-31.12.2017Этап 7: 01.01.2018-31.12.2018

1. Характеристика текущего социально-экономического положения города Москвы

В 2000-2008 годах экономика города Москвы развивалась устойчиво высокими темпами.
Валовой региональный продукт (далее - ВРП) за 8 лет увеличился в 1,92 раза, среднегодовой рост ВРП составил 108,5%. В 1,84 раза вырос ВРП в расчете на одного жителя города Москвы, в 1,65 раза вырос ВРП в расчете на одного занятого в экономике. Промышленное производство выросло в 1,9 раза, инвестиции в основной капитал - в 1,8 раза, товарооборот - в 1,6 раза.
Ускоренному росту ВРП способствовала благоприятная демографическая ситуация - увеличение численности населения в трудоспособном возрасте, а также возможность наращивания трудовых ресурсов за счет жителей других субъектов Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства.
Кризис 2009-2010 годов сказался на экономике города Москвы в большей мере, чем на экономике Российской Федерации в целом. В 2009 году ВРП сократился на 12,8% (валовой внутренний продукт Российской Федерации - на 7,8%). Значительно сократилась добавленная стоимость, формируемая промышленностью, строительством, торговлей, операциями с недвижимостью. Доходы бюджета города Москвы номинально сократились на 23%.
В 2011 году ВРП вырос на 2,8% и составил более 10 трлн. рублей. ВРП на душу населения в 2011 году составил 865,6 тыс. рублей.
Восстановлению темпов развития экономики города Москвы до ранее достигнутого уровня препятствует ряд новых факторов.
Наряду с внешними факторами (ограничение роста финансовых ресурсов за счет роста цен и объемов экспорта энергоресурсов) развитие ограничивают диспропорции, возникшие в городе Москве.
Возрастная структура населения такова, что в последующие 15 лет численность собственного трудоспособного населения города Москвы будет сокращаться на 5-7% каждые 5 лет.
Сокращение численности населения в трудоспособном возрасте уменьшает возможности экстенсивного роста экономики города Москвы, за счет которого в предыдущие годы было получено около 30% прироста ВРП.
Этот эффект может быть частично компенсирован мерами по вовлечению в трудовую деятельность лиц старшего возраста, женщин, имеющих несовершеннолетних детей, по созданию условий для интеграции в трудовую деятельность лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе инвалидов. Для чего требуется продолжение интенсивной работы по развитию системы дошкольных образовательных организаций, а также по созданию специализированных рабочих мест и формированию внешней среды, комфортной для лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе инвалидов.
Сокращению дефицита трудовых ресурсов способствует совершенствование правового положения государственных учреждений города Москвы в соответствии с Федеральным законом от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений". Указанное совершенствование на определенный период приостановило рост численности работников в этих отраслях. В то же время завершение реорганизации государственных учреждений города Москвы приведет к увеличению их вклада в ВРП.
Для сокращения дефицита кадров необходимы также коррективы сложившейся в городе Москве государственной системы среднего профессионального образования. За последние 10 лет вдвое увеличилось число обучающихся по специальностям экономики и права, сократилось число обучающихся по производственным специальностям на 29%, медицинским на 35%, педагогическим на 27%.
Вместе с тем в сложившихся условиях достаточно высокие темпы развития экономики города Москвы могут быть обеспечены лишь путем реструктуризации и диверсификации имеющихся отраслей экономики, расширением сферы услуг, созданием новых, высокоэффективных направлений занятости населения, сокращением неэффективных рабочих мест, перераспределением трудовых ресурсов по секторам экономики.
В связи с этим необходимо добиться восстановления объема инвестиций в модернизацию и создание новых основных фондов. Доля частных инвестиций в развитие экономики города Москвы не превышала 53-55% их общего объема.
По данным исследования "Ведение бизнеса-2011: улучшение условий для предпринимателей" Российская Федерация в рейтинге государств занимала 123-е место из 183 по показателю "легкость ведения бизнеса" (каждое государство в исследовании было представлено своим крупнейшим городом, Российская Федерация представлена городом Москвой). Сегодня по данным исследования Россия занимает 92 место из 189.
Предприниматели справедливо предъявляют претензии, отмечая недостаточную прозрачность процедур при предоставлении земельных участков, отсутствие понятных критериев при определении научно-исследовательских работ и производств, получающих поддержку за счет средств бюджета города Москвы. Недостаточным было число предложений частному капиталу по участию в развитии инженерной и социальной инфраструктур города Москвы.
В интересах развития конкуренции потребовалось совершенствование системы закупок города Москвы. Устранение всех ограничений - важное условие повышения роли частного капитала в развитии экономики города Москвы.
Серьезным ресурсом увеличения ВРП с участием частного капитала является реорганизация убыточных предприятий. Их в городе Москве порядка 2,5-3 тысяч, в том числе около 300 в промышленности, 400-500 в оптовой торговле, 150-200 в транспорте. Многие из них арендуют земельные участки, находящиеся в собственности города Москвы. Разработка программы их реорганизации требует детального изучения ситуации на каждом отдельном предприятии.

1.1. Развитие рынка труда и сферы занятости населения города Москвы

Численность экономически активного населения города Москвы в 2008 году составляла 6369,5 тыс. человек, в 2009 году - 6374,2 тыс. человек, в 2010 году - 6436,3 тыс. человек, в 2011 году - 6643,6 тыс. человек. Численность занятых экономической деятельностью в среднегодовом исчислении в 2008 году составляла 6310,3 тыс. человек, в 2009 году - 6197,9 тыс. человек, в 2010 году - 6321,5 тыс. человек, в 2011 году - 6548,2 тыс. человек. Численность экономически активного населения в декабре 2013 года по итогам выборочного обследования населения составила
7055,1 тыс. человек, в их числе 6915,9 тыс. человек, или 98% экономически активного населения были заняты в экономике.
В результате реализации Московской городской целевой миграционной программы на 2008-2010 годы и Плана комплексных мероприятий по реализации в городе Москве государственной миграционной политики на 2011 год устойчивый характер приобрела тенденция к сокращению доли иностранной рабочей силы в численности занятого населения города Москвы: в 2008 году - 7,7%, в 2009 году - 5,1%, в 2010 году - 3,9%, в 2011 году - не более 3,2%. Существенно снижена квота города Москвы на привлечение иностранных работников - с 810 тыс. человек в 2007 году до 250 тыс. человек в 2010 году.
По итогам 2013 года доля иностранной рабочей силы в численности занятого населения города Москвы не превысила программного значения 3,2%.
Итогом реализации Городской целевой программы по охране труда в городе Москве на 2010-2011 годы стало снижение уровня производственного травматизма (число пострадавших в расчете на 1000 работающих) с 1,2 единиц в 2009 году до 1,15 единиц в 2010 году, уменьшение количества рабочих мест с вредными и (или) опасными условиями труда в государственных учреждениях города Москвы (со 135,0 тыс. единиц в 2009 году до 130,9 тыс. единиц в 2010 году), рост количества рабочих мест в государственных учреждениях города Москвы, на которых проведена аттестация по условиям труда (с 208,8 тыс. единиц в 2009 году до 246,4 тыс. единиц в 2010 году).
В 2012 году достигнуто снижение уровня производственного травматизма с 1,05 до 0,089 единиц.
В 2013 году количество рабочих мест в государственных учреждениях города Москвы, на которых проведена аттестация по условиям труда, составило 82,0 тыс. единиц.
Позитивное воздействие на рынок труда и сферу занятости населения города Москвы оказал комплекс профилактических мер, реализованных органами исполнительной власти города Москвы, направленных на предотвращение массовых увольнений работников, трудоустройство, в том числе на общественные работы, граждан, находящихся под угрозой увольнения, их опережающее профессиональное обучение в соответствии с потребностями экономики города Москвы.
В городе Москве к услугам органов службы занятости населения города Москвы как способу поиска работы обратились в 2010 году 52,2% безработных граждан, в коммерческую службу занятости населения - 7,8%, непосредственно к работодателю - 54,1%, искали работу с помощью печати и объявлений - 63,4%. Из 258,2 тыс. человек, обратившихся в органы службы занятости населения города Москвы в целях поиска подходящей работы, трудоустроились 183,6 тыс. человек.
В 2013 года в органы службы занятости населения города Москвы в поисках подходящей работы обратилось 154,2 тыс. человек, из них 9,7% составляли высвобожденные граждане. Всем обратившимся в органы службы занятости населения города Москвы в поисках работы оказано содействие в трудоустройстве.
Среднегодовой показатель численности зарегистрированных в 2010 году безработных составил 54,8 тыс. человек, а среднегодовой уровень зарегистрированной безработицы - 0,9% от численности экономически активного населения. Уровень зарегистрированной безработицы на конец 2010 года составил 0,7% от численности экономически активного населения, что на 0,2% меньше, чем в конце 2009 года.
По состоянию на 1 января 2014 г. на учете в органах службы занятости населения города Москвы состояло 24,5 тыс. безработных граждан, уровень регистрируемой безработицы - 0,35% от численности экономически активного населения.
Коэффициент напряженности на регистрируемом рынке труда города Москвы являлся одним из самых низких показателей в Российской Федерации и составлял на 1 января 2011 г. 0,43 человека на вакансию. По итогам 2012 года коэффициент напряженности составил 0,3 человека на вакансию, по итогам 2013 года - 0,24 человека на вакансию.
За 2010 год о предполагаемом увольнении в связи с ликвидацией организации либо сокращением штата или численности работников, а также о неполной занятости работников сообщили в органы службы занятости населения города Москвы 1616 работодателей. Численность работников, планируемых к увольнению, составила 36,4 тыс. человек.