Действующий

Постановление Правительства Москвы от 11 октября 2011 г. N 477-ПП "Об утверждении Государственной программы города Москвы "Экономическое развитие и инвестиционная привлекательность города Москвы" на 2012-2018 годы"

В целях повышения темпов экономического развития города Москвы Правительство Москвы постановляет:
1. Утвердить Государственную программу города Москвы "Экономическое развитие и инвестиционная привлекательность города Москвы" на 2012-2018 годы (приложение).
3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений Сергунину Н.А.
Мэр Москвы
С.С. Собянин
Приложение
к постановлению Правительства Москвы
от 11 октября 2011 г. N 477-ПП
по состоянию на 1 января 2015 г.

Государственная программа
города Москвы "Экономическое развитие и инвестиционная привлекательность города Москвы" на 2012-2018 годы

Паспорт
Государственной программы города Москвы "Экономическое развитие и инвестиционная привлекательность города Москвы" на 2012-2018 годы

Наименование Государственной программы города МосквыГосударственная программа города Москвы "Экономическое развитие и инвестиционная привлекательность города Москвы" на 2012-2018 голы
Цели Государственной программы города МосквыОбеспечение устойчивого экономического роста и притока инвестиций в город Москву
Конечные результаты Государственной программы с разбивкой по годам реализации Государственной программы города Москвы
N п/п
Наименование конечного результата
Единица измерения
2010 год Факт
2011 год Факт
2012 год Факт
2013 год Факт
2014 год Факт
2015 год Прогноз
2016 год Прогноз
2017 год Прогноз
2018 год Прогноз
1
Прирост ежегодных доходов в бюджет города Москвы от вовлечения в оборот недвижимости и земли, полученных в виде арендных платежей, по отношению к 2010 году
млн. рублей
X
4908,7
9629,5
14803,9
20043,7
24643,7
28643,7
31643,7
33643,7
2
Темп роста инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования (к 2010 году)
процентов
X
106,6
141,9
154,9
158
160,4
165,2
171,3
178,2
3
Уровень регистрируемой безработицы (на конец года)
процентов
0,9
0,7
0,5
0,4
0,4
0,5
0,5
0,5
0,5
4
Доля оборота организованного рынка в объеме оборота розничной торговли
процентов
79
80,3
80,5
81,4
82,1
81,5
81,9
81,9
81,9
5
Объем осуществленных закупок товаров, работ, услуг с применением конкурентных способов определения поставщиков, подрядчиков, исполнителей
процентов
66
68
74
75
88
85
87
89
90
6
Среднее количество участников торгов по реализации имущества, находящегося в собственности города Москвы
штук
2
3,5
3,7
5,1
4,1
4,5
4,8
5
5,2
Задачи Государственной программы города Москвы1. Улучшение инвестиционного климата и повышение инвестиционной привлекательности города Москвы.2. Создание условий для привлечения частных инвестиций в экономику города Москвы.3. Снижение административных барьеров в инвестиционной, предпринимательской и инновационной деятельности и развитие конкурентной среды.4. Создание высокооплачиваемых и высокопроизводительных рабочих мест.5. Повышение эффективности управления имуществом, находящимся в собственности города Москвы и вовлечение его в хозяйственный оборот.6. Развитие сферы торговли и услуг города Москвы
Координатор Государственной программы города МосквыДепартамент экономической политики и развития города Москвы
Ответственные исполнители подпрограммДепартамент городского имущества города Москвы,Департамент науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы,Департамент торговли и услуг города Москвы,Департамент капитального ремонта города Москвы,Департамент труда и занятости населения города Москвы,Департамент экономической политики и развития города Москвы,Государственная инспекция по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы
Соисполнители подпрограммДепартамент топливно-энергетического хозяйства города Москвы,Департамент культуры города Москвы,Департамент городского имущества города Москвы,Департамент образования города Москвы,Департамент социальной защиты населения города Москвы,Департамент науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы,Департамент развития новых территорий города Москвы,Департамент финансов города Москвы,Департамент межрегионального сотрудничества, национальной политики и связей с религиозными организациями города Москвы,Комитет по архитектуре и градостроительству города Москвы,Департамент внешнеэкономических и международных связей города Москвы,Департамент строительства города Москвы,Департамент торговли и услуг города Москвы,Департамент средств массовой информации и рекламы города Москвы,Департамент труда и занятости населения города Москвы,Департамент региональной безопасности и противодействия коррупции города Москвы,Департамент градостроительной политики города Москвы,Департамент города Москвы по конкурентной политике,Департамент экономической политики и развития города Москвы,Государственная инспекция по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы,Префектура Восточного административного округа города Москвы,Префектура Западного административного округа города Москвы,Префектура Зеленоградского административного округа города Москвы,Префектура Северного административного округа города Москвы,Префектура Северо-Восточного административного округа города Москвы,Префектура Северо-Западного административного округа города Москвы,Префектура Центрального административного округа города Москвы,Префектура Юго-Восточного административного округа города Москвы,Префектура Юго-Западного административного округа города Москвы,Префектура Южного административного округа города Москвы,Префектура Троицкого и Новомосковского административных округов города Москвы
Объем финансовых ресурсов по всем источникам с разбивкой по годам реализации Государственной программы города Москвы
Наименование Государственной программы города Москвы
Источники финансирования
Расходы (тыс. рублей)
2010 год
2011 год
2012 год Факт
2013 год Факт
2014 год Факт
2015 год Прогноз
2016 год Прогноз
2017 год Прогноз
2018 год Прогноз
Итого
Государственная программа города Москвы "Экономическое развитие и инвестиционная привлекательность города Москвы" на 2012-2018 годыВсего:
X
X
68 504 592,5
103 212 353,1
138 932 870,5
107 873 991,4
102 497 873,8
105 041 758,1
103 445 540,8
729 508 980,2
бюджет города Москвы
0,0
0,0
17 856 733,2
18 797 087,9
29 920 785,7
24 241 692,8
22 395 340,9
20 873 659,6
20 873 659,6
154 958 959,7
средства федерального бюджета
X
X
4 557 329,6
9 292 845,2
8 110 435,3
9 341 701,2
3 467 651,7
7 271 217,3
6 000 000,0
48 041 180,3
средства юридических и физических лиц
X
X
46 090 529,7
75 122 420,0
100 901 649,5
74 290 597,4
76 634 881,2
76 896 881,2
76 571 881,2
526 508 840,2
Этапы и сроки реализации Государственной программы города МосквыЭтап 1: 01.01.2012-31.12.2012Этап 2: 01.01.2013-31.12.2013Этап 3: 01.01.2014-31.12.2014Этап 4: 01.01.2015-31.12.2015Этап 5: 01.01.2016-31.12.2016Этап 6: 01.01.2017-31.12.2017Этап 7: 01.01.2018-31.12.2018

1. Характеристика текущего социально-экономического положения города Москвы

1.1. Основные показатели экономического развития города Москвы

На протяжении последних лет город Москва развивается стабильно. Город находится на высоком уровне социально-экономического развития.
В период 2010-2014 годов по основным макроэкономическим показателям наблюдалась положительная динамика. В 2013 году объем валового регионального продукта (далее - ВРП) города Москвы по оценке составил 11,0 трлн. рублей.
Повышается уровень жизни в городе Москве. ВРП на душу населения в 2013 году составил около 913 тыс. рублей и почти в 2 раза превысил среднероссийский уровень - 465,2 тыс. рублей. Суммарный рост ВРП на душу населения в фактических ценах за период 2010-2013 годов составил 27%.
Вместе с тем, общее замедление динамики развития экономики страны, неопределенность внешней макроэкономической ситуации привели к замедлению развития экономики города Москвы в 2014 году.
Так, в 2014 году в городе Москве индекс выпуска товаров и услуг по базовым видам экономической деятельности составил 97,9% к соответствующему периоду 2013 года.
Город Москва продолжает оставаться крупным центром притяжения как внутрироссийских, так и иностранных инвестиций. Объем инвестиций в основной капитал в городе стабильно растет, начиная с 2010 года.
Объем инвестиций в основной капитал в январе-сентябре 2014 года вырос на 0,4% (в сопоставимых ценах) к уровню января - сентября 2013 года и составил 697,9 млрд. рублей.
В 2014 году индекс промышленного производства составил 95,9%, в том числе по обрабатывающим производствам - 95,8%.
Наибольшее снижение индекса промышленного производства было отмечено в отраслях: производство машин и оборудования (-37,9%), обработка древесины и производство изделий из дерева (-23%), производство кожи, изделий из кожи и обуви (-21%), химическое производство (-16,1%), текстильное и швейное производство (-15,1%), целлюлозно-бумажное производство; издательская и полиграфическая деятельность (-10,3%).
Рост индекса промышленного производства был отмечен в двух отраслях: производство резиновых и пластмассовых изделий (+23,7%); производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования (+9,6%).
В структуре экономики города Москвы доминирует сфера услуг, на которую приходится 80% ВРП. Хорошими темпами развивается оптовая и розничная торговля. Оптовая торговля обеспечивает порядка 25% валовой добавленной стоимости в городе Москве.
Возросла значимость города Москвы как крупного логистического центра - доля города Москвы в обороте оптовой торговли России возросла с 37% в 2010 году до 40% в 2013 году.
Товарооборот розничной торговли в 2010-2014 годах демонстрировал динамичный рост - в среднем на 12% в год в фактических ценах и на 4% в сопоставимых ценах. В 2014 году оборот розничной торговли составил 4,436 трлн. рублей. Увеличение объемов розничной торговли связано с ростом доходов москвичей и стабильным потребительским спросом населения.
Стабильный потребительский спрос является одним из ключевых факторов стимулирования развития производства товаров и услуг - в городе Москве особенности потребительского спроса обусловлены емкостью рынка труда и высоким уровнем заработных плат. Среднедушевые денежные доходы населения составляют 55,1 тыс. рублей, что в 2,2 раза выше среднероссийского уровня и сопоставимо с уровнем доходов в городах Восточной Европы. В структуре доходов москвичей из года в год растет доля заработной платы и социальных выплат. Сегодня она приближается к 2/3 от объема совокупных доходов.
По предварительным данным, среднемесячная заработная плата на одного работающего в городе Москве в январе - ноябре 2014 года выросла по сравнению с аналогичным периодом 2013 года на 10,9% и составила 59,3 тыс. рублей, реальная заработная плата увеличилась на 3,1%.
Наблюдается снижение реальных располагаемых доходов населения города Москвы (в январе - ноябре 2014 года - на 6,0% по сравнению с январем - ноябрем 2013 года).
По оперативным данным доходы населения города Москвы за январь - ноябрь 2014 года составили 7004,6 млрд. рублей (+1,8% к январю - ноябрю 2013 года), расходы населения - 8209,2 млрд. рублей (+5,4%).
Рост предпринимательской активности положительно влияет на состояние рынка труда. По предварительным данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по городу Москве (далее - Мосгорстат) численность граждан, занятых в экономике города Москвы в 2014 году, составила 7,0 миллионов человек (98,5% от экономически активного населения). Уровень официально зарегистрированной безработицы при этом в городе Москве не превышает 0,40% или менее 29 тысяч человек.
С 2014 года наблюдается рост неналоговых доходов от продажи прав на размещение рекламы и поступлений от штрафов и парковок, вовлечения имущества, находящегося в собственности города Москвы, в хозяйственный оборот на правах льготной аренды объектов культурного наследия и помещений под частные образовательные и медицинские организации.

1.2. Формирование благоприятной деловой среды

Одним из важнейших достижений за последние несколько лет стало существенное улучшение позиций Российской Федерации в рейтинге Doing Business. Рейтинг ежегодно публикуется Всемирным банком и оценивает нормы регулирования предпринимательской деятельности на основе 10 индикаторов. В 2013 году в рейтинге было представлено 189 стран.
В городе Москве в феврале 2012 г. был создан Штаб по защите прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности в городе Москве, одной из ключевых задач которого является улучшение условий ведения бизнеса в столице. В 2014 году Штаб возглавил Мэр Москвы С.С. Собянин.
Стимулирующая налоговая политика - принципиальное условие для обеспечения эффективности инвестиций и развития города Москвы. Налоговая политика должна стимулировать экономическую активность, эффективное использование активов. В 2013 году и начале 2014 года был принят ряд важных решений в сфере налогообложения, направленных как на пополнение доходной части бюджета города Москвы, так и на стимулирование структурных изменений в экономике и в инвестиционной сфере. Общее направление налоговой политики города Москвы - смещение акцентов налогообложения с доходов на активы. Это возможность, в первую очередь, не повышать налоги для организаций. Не меняя по сути налоговую нагрузку, Москва стимулирует бизнес максимально эффективно использовать активы. Так с 1 января 2014 г. была внесена поправка в Закон города Москвы от 5 ноября 2003 г. N 64 "О налоге на имущество организаций", в соответствии с которой налог на административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) общей площадью свыше 5000 кв. метров исчисляется, исходя из их кадастровой стоимости. По состоянию на 1 апреля 2014 г. поступления налога на имущество организаций увеличились на 2,2 млрд. рублей по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
На фоне возрастания налоговой нагрузки на коммерческую недвижимость сохраняется весь комплекс налоговых льгот для высокотехнологичных производств (для резидентов технопарков, технополисов, особой экономической зоны "Зеленоград"), программа "льготы в обмен на инвестиции" для "традиционной" промышленности.
Другое направление работы по увеличению поступлений доходов в бюджет города Москвы было связано с сокращением потерь бюджета города Москвы от создания консолидированных групп налогоплательщиков. Только в 2012 году из-за создания консолидированных групп налогоплательщиков бюджет города Москвы недополучил около 70 млрд. рублей. Консолидированные группы создавались преимущественно организациями нефтегазового комплекса. Для того, чтобы сохранить крупнейших налогоплательщиков на территории города Москвы, 7 мая 2014 г. Московской городской Думой был принят Закон города Москвы N 26 "Об установлении ставки налога на прибыль для организаций нефтяной отрасли", предусматривающий установление пониженной ставки налога на прибыль для организаций нефтяной отрасли в размере 13,5%. Пониженная ставка распространяется на сумму прироста прибыли за текущий налоговый период по сравнению с суммой прибыли за предыдущий год. По предварительным оценкам, это позволит дополнительно привлечь в бюджет города Москвы в 2015 году 2 млрд. рублей.
Одна из важнейших составляющих инвестиционного климата - взвешенная тарифная политика в энергетике и коммунальном секторе. Уровень цен и тарифов на услуги организаций коммунального комплекса определяется с соблюдением критериев доступности для потребителей и с учетом инвестиционных программ и производственных программ ресурсоснабжающих организаций, что существенно повышает предсказуемость условий ведения бизнеса. При этом за 2014 год совокупный рост экономически обоснованных тарифов для бизнеса составил не более 4,5%, что существенно ниже уровня инфляции.
В настоящее время в Москве активно формируется инфраструктура для привлечения частных инвестиций в крупные городские проекты, в том числе в социальной сфере. В 2011 году начало работу Государственное бюджетное учреждение города Москвы "Городское агентство управления инвестициями". Были запущены первые концессионные проекты (строительство Северного дублера Кутузовского проспекта), контракты жизненного цикла на закупку вагонов для метрополитена, долгосрочные контракты по вывозу и переработке твердых бытовых отходов. В 2014 году открылся обновленный двуязычный Единый информационный инвестиционный портал города Москвы (www.investmoscow.ru). Была создана система по работе с инвестиционными инициативами. Проводилась активная работа по внедрению Стандарта деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации (далее - Стандарт) по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе Агентства стратегических инициатив. По заключению Агентства стратегических инициатив к марту 2014 г. в Москве были внедрены все 15 пунктов Стандарта. Ключевым элементом стала разработка и принятие Инвестиционной стратегии города Москвы на период до 2025 года.
Москва выступает в качестве большого и надежного рынка, генерирует большой заказ на продукцию предприятий города Москвы.
Более прозрачной стала процедура торгов по земельным участкам. Упрощен порядок участия в земельных аукционах, в результате которого среднее количество участников земельно-имущественных торгов увеличилось с двух в 2010 году до 5 в 2014 году. Объем осуществленных закупок товаров, работ, услуг с применением конкурентных способов определения поставщиков, подрядчиков, исполнителей вырос с 66% в 2010 году до 88% в 2014 году.
Наряду с созданием инфраструктуры и благоприятных условий для ведения бизнеса в городе Москве, важной задачей Правительства Москвы является проведение информационной политики, нацеленной на формирование положительного имиджа города Москвы, коммуникации с международным инвестиционным сообществом.
Важной задачей является формирование у международного делового сообщества реалистичного восприятия образа города Москвы как международного финансового центра, уровня рисков и возможностей, связанных с инвестированием в экономику города Москвы. Необходимо также продолжить работу с ведущими рейтинговыми агентствами по предоставлению достоверной информации по различным показателям развития города Москвы в целях объективного отражения положения города Москвы в индексах и рейтингах инвестиционной привлекательности.

1.3. Развитие малого и среднего предпринимательства, научно-технической и инновационной деятельности

Количество субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - МСП) по итогам 2013 года в городе Москве выросло в сравнении с 2010 годом на 25,4%, составив 346,8 тысяч организаций. Структура сектора МСП по типу предприятий осталась неизменной. Наибольшая доля в 2013 году приходится на микропредприятия (61,1%), численность занятых в указанных предприятиях с 2010 года выросла на 41,4 тысячи человек и составляет 211,8 тысяч человек. Количество индивидуальных предпринимателей также увеличилось к 2013 году более чем на 30 тысяч (с 73,5 тысяч до 103,7 тысяч). Соответственно, выросла и доля индивидуальных предпринимателей в структуре сектора: с 26,6% до 29,9%. Число малых и средних предприятий наоборот снизилось: если в 2010 году их насчитывалось 31,5 тысяч и 1,16 тысяч организаций, то к 2013 году это число сократилось до 30,2 тысяч и 1,02 тысяч соответственно. Вслед за снижением численности занятых на малых и средних предприятиях снизилась и их доля в секторе: в сравнении с 2010 годом доля малых предприятий упала на 2,7% (c 11,4% до 8,7%), средних на 0,1% (с 0,4% до 0,3%).
Суммарный оборот субъектов МСП с 2010 года увеличился более чем на 1 трлн. рублей и достиг 5,6 трлн. рублей. Общее число занятых в секторе МСП в сравнении с 2011 годом также увеличилось: с 1,5 млн. человек до 1,8 млн. человек по данным на начало 2014 года, что эквивалентно 28% от общей численности занятого населения города Москвы.
Сравнение города Москвы с ведущими городами мира, такими как Лондон, Нью-Йорк, Гонконг, Токио, Сингапур, по основным показателям развития МСП свидетельствует о том, что потенциал развития МСП в городе Москве реализован не полностью. Численность занятого населения в секторе МСП в Москве в полтора-два раза ниже, чем в Лондоне, Нью-Йорке, Сингапуре и Токио. Доля МСП в структуре ВРП города Москвы составляет по экспертным оценкам порядка 25%, что в два раза ниже, чем в Гонконге, Сингапуре и Мадриде.
Результаты анализа состояния субъектов МСП в отраслевом разрезе свидетельствуют о том, что наиболее динамично развиваются компании инновационного сектора. В период с 2010 по 2013 годы средний темп прироста прибыли у инновационных компаний составил 25% по сравнению с 1% прироста соответствующего показателя компаний, не относящихся к инновационному сектору.