(Действующий) Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 1.1-2013 "Стандартизация в Российской...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
- проект перспективной программы работы ТК на ближайшие три - семь лет;
- перечень стандартов и сводов правил, действующих в Российской Федерации на национальном уровне в области деятельности ТК;
- перечень международных и европейских региональных стандартов, относящихся к области деятельности ТК.
5.1.5 После завершения*(2) приема заявок на участие в создаваемом ТК организация, готовая взять на себя ведение секретариата ТК, направляет поступившие заявки в национальный орган по стандартизации вместе с документами, подготовленными в соответствии с 5.1.4.
5.1.6 Если количество поступивших заявок на участие в ТК менее 10 и недостаточно для его формирования, то вместо постоянного комитета может быть создан ПТК в соответствии с 5.4.

5.2 Завершение формирования технического комитета по стандартизации

5.2.1 Национальный орган по стандартизации на основании поступивших заявок на участие в ТК осуществляет отбор членов комитета, исходя из принципа формирования ТК на паритетных началах, и определяет председателя ТК, его заместителя (заместителей) и ответственного секретаря ТК и организацию, которой может быть предложено выполнение функций по ведению секретариата ТК.
5.2.2 Отказ национального органа по стандартизации от включения в состав ТК доводят до сведения заинтересованных организаций и физических лиц, которые подали заявки на участие в данном комитете, и сопровождают обоснованием этого решения.
Примечание - Отсутствуют основания для отказа от включения в состав ТК федеральных органов исполнительной власти.
5.2.3 Для соблюдения установленного в Федеральном законе "О техническом регулировании" принципа формирования комитетов на паритетных началах национальный орган по стандартизации может предложить войти в состав ТК федеральным и иным органам исполнительной власти, научным организациям, саморегулируемым организациям, общественным объединениям предпринимателей и потребителей, от которых не поступили заявки на участие в работе данного комитета.
5.2.4 Национальный орган по стандартизации может предложить провести организационное заседание для обсуждения структуры и состава ТК (в том числе состава ПК), положения о ТК, а при необходимости - также кандидатур председателя ТК, его заместителя (заместителей) и ответственного секретаря ТК, председателей и ответственных секретарей ПК.
5.2.5 Решение национального органа по стандартизации о создании ТК оформляют организационно-распорядительным документом, в котором устанавливают официальное наименование ТК, его область деятельности, структуру и состав.
5.2.6 При создании ТК национальный орган по стандартизации утверждает положение о данном комитете.

5.3 Регистрация технического комитета по стандартизации

5.3.1 При регистрации нового ТК присваивают его обозначение, которое включает индекс "ТК" и идентификационный номер, являющийся следующим в порядке возрастания после номера последнего ранее зарегистрированного ТК.
5.3.2 Сведения о созданном ТК вносят в автоматизированную информационную систему (АИС) "Технические комитеты", которую использует национальный орган по стандартизации, а уведомление о создании ТК публикуют в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и размещают в Интернете на официальном сайте национального органа по стандартизации.
5.3.3 Реестр действующих ТК ведет национальный орган по стандартизации, который размещает его в Интернете на своем официальном сайте.
5.3.4 Положение о ТК и список членов комитета, а также другие документы, подготовленные в соответствии с 5.1.4, ответственный секретарь ТК размещает в портале ТК на сайте национального органа по стандартизации в Интернете.

5.4 Особенности создания проектного технического комитета по стандартизации

5.4.1 Формирование ПТК может быть осуществлено без публикации уведомления о начале его создания.
5.4.2 При формировании ПТК заинтересованная организация выявляет не менее 10 других заинтересованных организаций и органов власти, которые готовы принять участие в работе данного комитета, а при необходимости приглашает физических лиц к участию в ПТК в качестве независимых экспертов или консультантов.
Готовность к участию в ПТК подтверждают документально в виде соответствующих заявок, в которых должны быть приведены обоснования, обязательства и сведения в соответствии с 5.1.3.1 и 5.1.3.2.
5.4.3 Организация, готовая взять на себя ведение секретариата ПТК, готовит следующие документы:
- проект Положения о данном комитете на основе типового положения о ТК, которое приведено в приложении В;
- перечень стандартов и сводов правил, действующих в Российской Федерации на национальном уровне в области деятельности ПТК;
- перечень национальных и (или) межгосударственных стандартов, которые предполагается разработать в области деятельности ПТК.
Предложение о создании ПТК вместе с указанными документами и заявками на участие в этом комитете направляют в национальный орган по стандартизации.
5.4.4 Национальный орган по стандартизации рассматривает предложение о создании ПТК. При этом для соблюдения установленного в Федеральном законе "О техническом регулировании" принципа формирования комитетов на паритетных началах национальный орган по стандартизации может предложить войти в состав ПТК федеральным и иным органам исполнительной власти, научным, саморегулируемым организациям, общественным объединениям предпринимателей и потребителей, от которых не поступили заявки на участие в данном комитете.
5.4.5 Дальнейшую работу по созданию ПТК и его регистрации проводят аналогично созданию ТК с соблюдением правил, установленных в 5.2 и 5.3.
5.4.6 При регистрации нового ПТК ему присваивают обозначение, которое включает индекс "ПТК" и идентификационный номер, являющийся следующим в порядке возрастания после номера последнего ранее зарегистрированного ПТК.

6 Правила проведения работ техническим комитетом по стандартизации*(3)

6.1 Участие в формировании программ стандартизации

6.1.1 В процессе формирования программы разработки национальных стандартов (ПРНС) ТК готовит предложения по включению в программу тем по закрепленной за данным комитетом областью деятельности в соответствии с правилами, установленными в ГОСТ Р 1.14-2009 (подраздел 5.2).
6.1.2 При формировании ПРНС секретариат ТК проверяет появление новых версий или изменений международных и региональных стандартов, на основе которых ранее были разработаны закрепленные за данным комитетом действующие национальные и межгосударственные стандарты, и направляет членам ТК эти новые версии и изменения для проведения оценки целесообразности обновления на их основе национальных и межгосударственных стандартов, гармонизированных с прежними версиями.
6.1.3 При ведении секретариата МТК или представлении Российской Федерации в МТК (если его секретариат ведет другое государство) российский ТК готовит предложения по включению в программу работ по межгосударственной стандартизации тем, относящихся к закрепленной за данным МТК области деятельности.
Если секретариат МТК ведет другое государство, то российский ТК рассматривает предложения секретариата МТК по включению в программу работ по межгосударственной стандартизации и определяет целесообразность их реализации в интересах Российской Федерации, а также готовит предложения по включению соответствующих тем в ПРНС (см. 6.1.1).
6.1.4 При планировании работ по национальной и межгосударственной стандартизации российский ТК увязывает их с работами, проводимыми аналогичным Техническим комитетом или подкомитетом международной организации по стандартизации.

6.2 Проведение экспертизы проектов стандартов и сводов правил

6.2.1 ТК проводит научно-техническую, правовую и нормативную экспертизы проектов национальных и межгосударственных стандартов и проектов изменений к действующим стандартам в соответствии с правилами, установленными в ГОСТ Р 1.6-2013 (раздел 6) и представляет эти проекты на утверждение (принятие) в национальный орган по стандартизации или предлагает отклонить их. При этом соблюдают правила проведения соответствующих процедур, которые установлены в ГОСТ Р 1.2, ГОСТ Р 1.16 и ГОСТ Р 1.8. При этом ТК не должен рекомендовать к утверждению (принятию) проекты стандартов,содержащих значения показателей качества и безопасности, которые ниже, чем установлены в действующих национальных и межгосударственных стандартах, или проекты изменений, которые направлены на снижение этих значений.
6.2.2 Если ТК проводит экспертизу разработанного в другом государстве проекта межгосударственного стандарта (проекта изменения к действующему в Российской Федерации межгосударственному стандарту),то по ее результатам секретариат данного комитета готовит обобщенный отзыв от Российской Федерации на первую редакцию проекта стандарта (изменения), заключение на окончательную редакцию и рекомендации по позиции Российской Федерации при голосовании по данному проекту стандарта (изменения), в том числе обоснование предложения проголосовать против принятия этого стандарта (изменения).
6.2.3 ТК может провести научно-техническую, правовую и (или) нормативную экспертизы проектов сводов правил, а также проектов правил стандартизации и проектов рекомендаций по стандартизации, если в секретариат данного комитета с соответствующим предложением обратятся федеральные органы исполнительной власти, национальный орган по стандартизации или разработчики сводов правил, а также в случае, когда члены ТК включены в перечень рассылки проекта правил стандартизации (проекта рекомендаций по стандартизации) в соответствии с ГОСТ Р 1.10. При этом результаты данных экспертиз отражают в экспертном заключении, которое может быть изложено и оформлено по ГОСТ Р 1.6-2013 (приложение А).
6.2.4 В случае, если в ТК обратилась организация с просьбой провести экспертизу проекта стандарта данной организации, то ее проводит секретариат этого комитета или физическое лицо, участвующее в ТК в качестве независимого эксперта по стандартизации, как правило, без привлечения других членов ТК.
Члены ТК могут быть привлечены для проведения научно-технической и правовой экспертизы проекта стандарта организации только по просьбе данной организации.
Примечание - При этом отсутствует гарантия объективности результатов экспертизы проекта стандарта организации, проводимой членами ТК.

6.3 Контроль за реализацией программы разработки национальных стандартов

6.3.1 Согласно ГОСТ Р 1.14-2009 (пункт 7.2) контроль за реализацией ПРНС по тематике ТК осуществляет секретариат данного комитета.
6.3.2 Для контроля за реализацией ПРНС на стадии первой редакции проекта национального или межгосударственного стандарта (изменения к стандарту) секретариат ТК проверяет наличие уведомления о начале разработки данного проекта на сайте национального органа по стандартизации в Интернете и проверяет соответствие указанного там срока публичного обсуждения проекта планируемому сроку, который установлен в ПРНС.
6.3.3 После поступления окончательной редакции проекта стандарта (изменения) секретариат ТК проверяет соблюдение соответствующего срока, установленного в ПРНС.
6.3.4 При доработке окончательной редакции проекта стандарта (изменения) секретариат ТК следит за тем, чтобы не был нарушен планируемый срок утверждения национального стандарта (изменения) или планируемый срок размещения для голосования проекта межгосударственного стандарта в Интегрированной автоматизированной информационной системе Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации (АИС МГС).
6.3.5 В случае нарушения планируемых сроков секретариат ТК предупреждает разработчика стандарта (изменения), а при необходимости сообщает об этом в национальный орган по стандартизации.