(Действующий) Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 1.1-2013 "Стандартизация в Российской...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
2 Члены ТК, имеющие статус наблюдателя, полномочных представителей не назначают, а дают право своего представления на заседании комитета любому лицу.
В заявке физического лица на участие в ТК приводят также гарантию независимости от интересов какой-либо организации и обязательство соблюдать объективность при проведении экспертизы рассматриваемых проектов или оказании консультаций.
5.1.4 Организация, готовая взять на себя ведение секретариата ТК, готовит следующие документы:
- проект положения о данном комитете на основе типового положения о ТК, которое приведено в приложении В;
- проект перспективной программы работы ТК на ближайшие три - семь лет;
- перечень стандартов и сводов правил, действующих в Российской Федерации на национальном уровне в области деятельности ТК;
- перечень международных и европейских региональных стандартов, относящихся к области деятельности ТК.
5.1.5 После завершения*(2) приема заявок на участие в создаваемом ТК организация, готовая взять на себя ведение секретариата ТК, направляет поступившие заявки в национальный орган по стандартизации вместе с документами, подготовленными в соответствии с 5.1.4.
5.1.6 Если количество поступивших заявок на участие в ТК менее 10 и недостаточно для его формирования, то вместо постоянного комитета может быть создан ПТК в соответствии с 5.4.

5.2 Завершение формирования технического комитета по стандартизации

5.2.1 Национальный орган по стандартизации на основании поступивших заявок на участие в ТК осуществляет отбор членов комитета, исходя из принципа формирования ТК на паритетных началах, и определяет председателя ТК, его заместителя (заместителей) и ответственного секретаря ТК и организацию, которой может быть предложено выполнение функций по ведению секретариата ТК.
5.2.2 Отказ национального органа по стандартизации от включения в состав ТК доводят до сведения заинтересованных организаций и физических лиц, которые подали заявки на участие в данном комитете, и сопровождают обоснованием этого решения.
Примечание - Отсутствуют основания для отказа от включения в состав ТК федеральных органов исполнительной власти.
5.2.3 Для соблюдения установленного в Федеральном законе "О техническом регулировании" принципа формирования комитетов на паритетных началах национальный орган по стандартизации может предложить войти в состав ТК федеральным и иным органам исполнительной власти, научным организациям, саморегулируемым организациям, общественным объединениям предпринимателей и потребителей, от которых не поступили заявки на участие в работе данного комитета.
5.2.4 Национальный орган по стандартизации может предложить провести организационное заседание для обсуждения структуры и состава ТК (в том числе состава ПК), положения о ТК, а при необходимости - также кандидатур председателя ТК, его заместителя (заместителей) и ответственного секретаря ТК, председателей и ответственных секретарей ПК.
5.2.5 Решение национального органа по стандартизации о создании ТК оформляют организационно-распорядительным документом, в котором устанавливают официальное наименование ТК, его область деятельности, структуру и состав.
5.2.6 При создании ТК национальный орган по стандартизации утверждает положение о данном комитете.

5.3 Регистрация технического комитета по стандартизации

5.3.1 При регистрации нового ТК присваивают его обозначение, которое включает индекс "ТК" и идентификационный номер, являющийся следующим в порядке возрастания после номера последнего ранее зарегистрированного ТК.
5.3.2 Сведения о созданном ТК вносят в автоматизированную информационную систему (АИС) "Технические комитеты", которую использует национальный орган по стандартизации, а уведомление о создании ТК публикуют в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и размещают в Интернете на официальном сайте национального органа по стандартизации.
5.3.3 Реестр действующих ТК ведет национальный орган по стандартизации, который размещает его в Интернете на своем официальном сайте.
5.3.4 Положение о ТК и список членов комитета, а также другие документы, подготовленные в соответствии с 5.1.4, ответственный секретарь ТК размещает в портале ТК на сайте национального органа по стандартизации в Интернете.

5.4 Особенности создания проектного технического комитета по стандартизации

5.4.1 Формирование ПТК может быть осуществлено без публикации уведомления о начале его создания.
5.4.2 При формировании ПТК заинтересованная организация выявляет не менее 10 других заинтересованных организаций и органов власти, которые готовы принять участие в работе данного комитета, а при необходимости приглашает физических лиц к участию в ПТК в качестве независимых экспертов или консультантов.
Готовность к участию в ПТК подтверждают документально в виде соответствующих заявок, в которых должны быть приведены обоснования, обязательства и сведения в соответствии с 5.1.3.1 и 5.1.3.2.
5.4.3 Организация, готовая взять на себя ведение секретариата ПТК, готовит следующие документы:
- проект Положения о данном комитете на основе типового положения о ТК, которое приведено в приложении В;
- перечень стандартов и сводов правил, действующих в Российской Федерации на национальном уровне в области деятельности ПТК;
- перечень национальных и (или) межгосударственных стандартов, которые предполагается разработать в области деятельности ПТК.
Предложение о создании ПТК вместе с указанными документами и заявками на участие в этом комитете направляют в национальный орган по стандартизации.
5.4.4 Национальный орган по стандартизации рассматривает предложение о создании ПТК. При этом для соблюдения установленного в Федеральном законе "О техническом регулировании" принципа формирования комитетов на паритетных началах национальный орган по стандартизации может предложить войти в состав ПТК федеральным и иным органам исполнительной власти, научным, саморегулируемым организациям, общественным объединениям предпринимателей и потребителей, от которых не поступили заявки на участие в данном комитете.
5.4.5 Дальнейшую работу по созданию ПТК и его регистрации проводят аналогично созданию ТК с соблюдением правил, установленных в 5.2 и 5.3.
5.4.6 При регистрации нового ПТК ему присваивают обозначение, которое включает индекс "ПТК" и идентификационный номер, являющийся следующим в порядке возрастания после номера последнего ранее зарегистрированного ПТК.

6 Правила проведения работ техническим комитетом по стандартизации*(3)

6.1 Участие в формировании программ стандартизации

6.1.1 В процессе формирования программы разработки национальных стандартов (ПРНС) ТК готовит предложения по включению в программу тем по закрепленной за данным комитетом областью деятельности в соответствии с правилами, установленными в ГОСТ Р 1.14-2009 (подраздел 5.2).
6.1.2 При формировании ПРНС секретариат ТК проверяет появление новых версий или изменений международных и региональных стандартов, на основе которых ранее были разработаны закрепленные за данным комитетом действующие национальные и межгосударственные стандарты, и направляет членам ТК эти новые версии и изменения для проведения оценки целесообразности обновления на их основе национальных и межгосударственных стандартов, гармонизированных с прежними версиями.
6.1.3 При ведении секретариата МТК или представлении Российской Федерации в МТК (если его секретариат ведет другое государство) российский ТК готовит предложения по включению в программу работ по межгосударственной стандартизации тем, относящихся к закрепленной за данным МТК области деятельности.
Если секретариат МТК ведет другое государство, то российский ТК рассматривает предложения секретариата МТК по включению в программу работ по межгосударственной стандартизации и определяет целесообразность их реализации в интересах Российской Федерации, а также готовит предложения по включению соответствующих тем в ПРНС (см. 6.1.1).
6.1.4 При планировании работ по национальной и межгосударственной стандартизации российский ТК увязывает их с работами, проводимыми аналогичным Техническим комитетом или подкомитетом международной организации по стандартизации.

6.2 Проведение экспертизы проектов стандартов и сводов правил

6.2.1 ТК проводит научно-техническую, правовую и нормативную экспертизы проектов национальных и межгосударственных стандартов и проектов изменений к действующим стандартам в соответствии с правилами, установленными в ГОСТ Р 1.6-2013 (раздел 6) и представляет эти проекты на утверждение (принятие) в национальный орган по стандартизации или предлагает отклонить их. При этом соблюдают правила проведения соответствующих процедур, которые установлены в ГОСТ Р 1.2, ГОСТ Р 1.16 и ГОСТ Р 1.8. При этом ТК не должен рекомендовать к утверждению (принятию) проекты стандартов,содержащих значения показателей качества и безопасности, которые ниже, чем установлены в действующих национальных и межгосударственных стандартах, или проекты изменений, которые направлены на снижение этих значений.
6.2.2 Если ТК проводит экспертизу разработанного в другом государстве проекта межгосударственного стандарта (проекта изменения к действующему в Российской Федерации межгосударственному стандарту),то по ее результатам секретариат данного комитета готовит обобщенный отзыв от Российской Федерации на первую редакцию проекта стандарта (изменения), заключение на окончательную редакцию и рекомендации по позиции Российской Федерации при голосовании по данному проекту стандарта (изменения), в том числе обоснование предложения проголосовать против принятия этого стандарта (изменения).
6.2.3 ТК может провести научно-техническую, правовую и (или) нормативную экспертизы проектов сводов правил, а также проектов правил стандартизации и проектов рекомендаций по стандартизации, если в секретариат данного комитета с соответствующим предложением обратятся федеральные органы исполнительной власти, национальный орган по стандартизации или разработчики сводов правил, а также в случае, когда члены ТК включены в перечень рассылки проекта правил стандартизации (проекта рекомендаций по стандартизации) в соответствии с ГОСТ Р 1.10. При этом результаты данных экспертиз отражают в экспертном заключении, которое может быть изложено и оформлено по ГОСТ Р 1.6-2013 (приложение А).
6.2.4 В случае, если в ТК обратилась организация с просьбой провести экспертизу проекта стандарта данной организации, то ее проводит секретариат этого комитета или физическое лицо, участвующее в ТК в качестве независимого эксперта по стандартизации, как правило, без привлечения других членов ТК.
Члены ТК могут быть привлечены для проведения научно-технической и правовой экспертизы проекта стандарта организации только по просьбе данной организации.
Примечание - При этом отсутствует гарантия объективности результатов экспертизы проекта стандарта организации, проводимой членами ТК.

6.3 Контроль за реализацией программы разработки национальных стандартов

6.3.1 Согласно ГОСТ Р 1.14-2009 (пункт 7.2) контроль за реализацией ПРНС по тематике ТК осуществляет секретариат данного комитета.