(Действующий) Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 25 декабря 2012 г....

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
В составе целевых показателей (индикаторов) Государственной программы показатель: "доля доступных для инвалидов и других МГН приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры в общем количестве приоритетных объектов".
С целью реализации на территориях субъектов Российской Федерации государственной политики в отношении инвалидов в части создания им условий для беспрепятственного доступа к объектам социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры, средствам информации и связи, органы власти субъектов Российской Федерации, в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", разрабатывают, утверждают и обеспечивают исполнение нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность по указанным направлениям на соответствующей территории, в том числе территориальных и ведомственных программ и планов, направленных на обеспечение доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН.
Важным инструментом достижения обозначенных Государственной программой и программами субъектов Российской Федерации целей, эффективного решения поставленных задач является наличие оперативной и объективной информации о состоянии доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН, а также о реализации мер, направленных на повышение уровня их доступности.
Основой для разработки адресных программ и планов, либо соответствующими плановыми мероприятиями могут стать мероприятия по определению состояния доступности и систематизации объектов социальной инфраструктуры и услуг - их паспортизация, их адаптация с учетом потребностей инвалидов и других МГН.
Исполнителями указанных мероприятий являются органы власти (территориальные и отраслевые) согласно предмету ведения и подведомственные организации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.1996 N 1449 "О мерах по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к информации и объектам социальной инфраструктуры" (п.8) рекомендовано органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации "возложить на территориальные органы социальной защиты населения координацию работ по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к информации и объектам социальной инфраструктуры, а также контроль за выполнением нормативных требований в части обеспечения доступа инвалидов к средствам общественного пассажирского транспорта, связи и информации, строящимся и реконструируемым объектам социальной инфраструктуры".
Кроме того, к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляемым за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, согласно Федеральному закону от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (подпункт 24 пункта 2 статьи 26.2), относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации. В порядке реализации этих полномочий органы социальной защиты населения субъектов Российской Федерации оказывают социальную поддержку инвалидам, детям-инвалидам, пожилым и иным гражданам, нуждающимся в социальной защите, в том числе в реализации их права за доступ к объектам социальной инфраструктуры и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации размещают информацию о состоянии доступности объектов и услуг в рамках своей компетенции в приоритетных сферах жизнедеятельности в доступных для инвалидов источниках информации, в том числе в сети "Интернет".
Органы социальной защиты населения в предлагаемой методике оказывают методическую помощь органам исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в том числе по сбору информации о состоянии доступности объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности.

3. Организация паспортизации объектов социальной инфраструктуры и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения

В данном разделе Методики представлены рекомендации по организации паспортизации действующих объектов социальной инфраструктуры на уровне субъекта Российской Федерации в том числе по определению участников этого процесса и их задач, по этапам работы, координации действий, документообороту, контролю и оценке результатов.
На рисунке 1 представлена примерная схема (организационная модель) взаимодействия участников системы обеспечения доступности социальных объектов и услуг для инвалидов и других МГН.
Основными участниками этой системы являются:
потребитель услуги (инвалид, другой гражданин из категории МГН),
поставщик услуги (учреждение или организация, предоставляющие услуги в приоритетных сферах жизнедеятельности),
координатор между поставщиком и потребителем (в соответствии с нормативным правовым актом высшего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации службы, которые призваны оказывать социальную поддержку социально незащищенным категориям граждан в удовлетворении их потребностей в социальных услугах, их доступности и качестве).
Во взаимодействии "поставщик - потребитель", поставщик обязан предоставить услуги потребителю, независимо от имеющихся у последнего ограничений (в том числе ограниченных возможностей здоровья): как общие для всего населения, так и специфические (например, реабилитационные) - условия предоставления соответствующей услуги должны предусматривать беспрепятственный доступ к ней или к месту ее оказания всем категориям граждан.
Согласно закону Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", гражданин (потребитель) имеет право на получение необходимой и достоверной информации о поставщике (исполнителе работ и услуг), в том числе реабилитационных; о режиме работы, реализуемых работах, услугах (и форме их предоставления). Потребитель - инвалид, в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" имеет право на создание условий для беспрепятственного получения услуг и получение информации об объектах и предоставляемых ими услугах в доступной форме.
725 × 957 пикс.     Открыть в новом окне
Обязанности поставщика (организации, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности) - обеспечить доступность объекта (здания и его частей, помещений), устранив имеющиеся физические (технические) и информационные барьеры, или организовать предоставление соответствующей услуги в альтернативной форме: как дистанционно, так и приблизив (доставив) ее потребителю - то есть обеспечить доступность услуги.
Необходимость в появлении координатора-консультанта возникает при наличии проблем, возникающих в прямом взаимодействии потребителя и поставщика услуг, таких как:
- проблемы доступности объектов и услуг;
- отсутствие или недостаточность информации об объектах или услугах;
- организационные проблемы в порядке и форме предоставления услуг;
- правовые или морально-этические проблемы взаимодействия между потребителем из категории граждан, нуждающихся в социальной защите, и поставщиком.
В части исполнения посреднических функций для социальных служб эта деятельность определяется как социально-консультативная помощь (которая в том числе включает социально-правовую помощь, координацию деятельности государственных учреждений и общественных объединений для решения проблем граждан, нуждающихся в социальной защите), социальный патронаж, а также социально-реабилитационные услуги, включающие социально-бытовую адаптацию и социально-средовую ориентацию.
В связи с необходимостью реализации специальных потребностей инвалидов и других граждан с ограниченными возможностями здоровья - потребностей в реабилитации и социальной интеграции - роль координатора-консультанта в этом взаимодействии призваны исполнить сотрудники учреждений социального обслуживания населения: центров социальной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов или реабилитационных подразделений центров социального обслуживания населения. С учетом профессиональных знаний, навыков и умений основные задачи и функции по социальной поддержке в адаптации среды жизнедеятельности для обеспечения доступности основных социальных объектов и услуг должны быть возложены на специалистов по социальной работе этих учреждений.
Основные задачи и функции работников социальных служб как координаторов-консультантов состоят в следующем:
- мониторинг (сбор, обобщение, анализ) информации, с одной стороны, о потребностях инвалидов; с другой стороны, - о возможностях поставщиков: о предоставляемых услугах, о доступности услуг и объектов, их предоставляющих;
- предоставление информации всем заинтересованным сторонам: потребителям и организациям, представляющим их интересы (общественным организациям инвалидов), поставщикам и их вышестоящим организациям; управленческим структурам (различной ведомственной принадлежности, участвующим в решении вопросов жизнеобеспечения инвалидов, в том числе в их реабилитации и социальной интеграции);
- организация взаимодействия потребителя и поставщика: содействие инвалиду в получении соответствующей услуги, в доставке его к месту получения услуги (в том числе путем специального транспортного обслуживания - "социальное такси"), в социальной, правовой и материальной поддержке при получении услуги; представление интересов инвалида в этом взаимодействии;
- оценка соответствия потребностей инвалидов (групп инвалидов по возрасту, по виду нарушений) и возможностей их удовлетворения имеющимися учреждениями и услугами; а также оценка организации и качества предоставляемых услуг (с учетом мнения потребителей); оценка результатов взаимодействия потребителя и поставщика;
- разработка и внесение предложений в адрес органа социальной защиты населения о совершенствовании деятельности в системе реабилитации и социальной интеграции инвалидов на обслуживаемой территории: о развитии соответствующих услуг и улучшении условий их предоставления, в том числе по обустройству объектов социальной инфраструктуры с учетом потребностей инвалидов.
Для изучения потребностей инвалидов, как показано на рисунке 1, специалистами социальных служб используются "Социальный паспорт инвалида" и "Карта определения потребностей в адаптации среды жизнедеятельности"*(2). Результаты анализа этих документов и сводные данные о потребностях инвалидов в обеспечении для них доступной среды жизнедеятельности используются для определения:
- приоритетных сфер жизнедеятельности инвалидов;
- приоритетных объектов в этих сферах, нуждающихся в первую очередь в обеспечении их доступности и доступности предоставляемых ими услуг;
- приоритетов в действиях социальных служб, в том числе очередности обследования объектов социальной инфраструктуры для объективной оценки состояния их доступности и решения вопросов адаптации (в том числе включения в адресные программы и планы).
В условиях ограниченных ресурсов особое значение приобретает четкое определение приоритетов в решении вопросов об очередности, последовательности и объёмах работ по созданию доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других МГН.
При определении приоритетов в организации работы по адаптации среды жизнедеятельности для инвалидов и других МГН используются следующие принципы (критерии):
- значимость объектов социальной инфраструктуры с учетом объективно определенных потребностей инвалидов - как общих (для всех граждан), так и специфических (в реабилитации и социальной интеграции инвалидов);
- возможность влияния на поставщиков социальных услуг со стороны социальных служб - организаторов и координаторов работ по реабилитации и социальной интеграции инвалидов, и заказчиков (или представителей заказчика) реабилитационных услуг для инвалидов;
- имеющиеся организационные, технические и финансовые ресурсы.
С точки зрения удовлетворения специальных потребностей инвалидов в реабилитации и социальной интеграции, а также возможностей влияния на поставщиков этих услуг - исполнителей реабилитационных мероприятий - приоритетными должны быть признаны учреждения и организации следующих сфер (согласно последовательности их в порядке исполнения индивидуальных программ реабилитации): здравоохранения, образования, социальной защиты населения, физической культуры и спорта, культуры. Кроме того, объектами, способствующими социальной интеграции инвалидов, являются: объекты и средства связи и информации, объекты транспорта и дорожно-транспортной инфраструктуры, жилые здания и помещения, объекты потребительского рынка и сферы услуг, места приложения труда.
Перечисленные виды объектов социальной инфраструктуры должны быть отнесены к категории приоритетных сфер жизнедеятельности для организации работы социальных служб по паспортизации (мониторингу состояния доступности) этих объектов и доступности предоставляемых ими услуг.
Решение о приоритетности объектов и предоставляемых ими услуг согласуется с представителями потребителя - общественными организациями инвалидов.
Как показано на рисунке 1, а также в разделе 2 на рисунке 3, основным учетным документом, содержащим информацию о состоянии доступности объекта социальной инфраструктуры и доступности оказываемых им услуг, является "Паспорт доступности объекта социальной инфраструктуры", формируемый службами как по данным поставщиков услуг (руководителей организаций, расположенных на объектах социальной инфраструктуры), так и по результатам экспертной оценки состояния доступности, проводимой при обследовании соответствующего объекта. Общий свод информации об объектах социальной инфраструктуры и оказываемых ими услугах на соответствующей территории формируется работниками социальных служб в "Реестр объектов социальной инфраструктуры и услуг". В нем представлены общие сведения об объектах, характере их деятельности (в том числе услугах), состоянии их доступности, решения об адаптации объектов и обеспечении доступности услуг для инвалидов и результаты контроля исполнения этих решений. Реестр формируется на основании паспортов доступности объектов. В нем также представлена оценочная информация по результатам определения потребностей инвалидов - для определения приоритетов действий по адаптации объектов и обеспечению доступности услуг.
Проект решений по адаптации объектов социальной инфраструктуры и обеспечению доступности услуг, по срокам их выполнения, по объемам работ, в том числе объемам финансового обеспечения, согласовываются с руководителями объектов и их вышестоящими организациями. При необходимости, решения о конкретных объемах ремонтно-строительных работ, о технической возможности их исполнения и необходимых ассигнованиях для исполнения таких работ, принимаются после выполнения организаторами проектно-сметных и ремонтно-строительных работ на соответствующей территории технической экспертизы и разработки проектно-сметной документации - как по обращению поставщика (руководителя организации на объекте), так и по поручению его вышестоящей организации. Таким организатором, как правило, выступает исполнительный орган государственной власти (далее - ИОГВ) в области строительства (или соответствующее подразделение ведомственного или территориального ИОГВ - отдел по строительству), либо его подведомственная организация (служба заказчика). Проект решения об адаптации объектов и услуг на соответствующей территории представляется работниками социальных служб в орган социальной защиты населения (далее - ОСЗН), а через них в "Комиссию по координации деятельности в сфере формирования доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других МГН", сформированную при территориальном исполнительном органе государственной власти. В состав комиссии входят представители основных ИОГВ данной территории и общественных организаций инвалидов.
Проекты управленческих решений по приоритетам действий на подведомственной территории, по организации паспортизации объектов и услуг, по их адаптации для инвалидов и других МГН, в том числе адресные программы (планы), согласовываются комиссией, соответствующими ИОГВ в установленном на данной территории порядке, после чего они представляются на утверждение высшему должностному лицу данной территории - руководителю высшего территориального ИОГВ.
Сводные результаты паспортизации и результаты исполнения управленческих решений по адаптации объектов и обеспечению доступности услуг, в том числе отчеты об исполнении адресных программ (планов) также представляются ОСЗН на рассмотрение комиссией.
Реестр объектов социальной инфраструктуры и услуг, результаты оценки состояния их доступности, а также дополнительная информация, необходимая потребителю, об учреждениях и организациях, порядке их работы, формах предоставления услуг, в т.ч. иллюстративная, размещается в сети "Интернет", позволяющем найти нужный объект, получить беспрепятственно о нем необходимую информацию, проложить маршрут от места расположения потребителя до объекта - поставщика услуги. В сети "Интернет", для обеспечения обратной связи, также можно разместить документы (анкету) для заполнения руководителем учреждения или организации, расположенной на объекте и анкету-опросник гражданина (инвалида) для сбора информации о потребностях и проблемах его взаимодействия (как потребителя услуг) с объектом (поставщиком услуг). Автоматизированная информационная система (АИС) в режиме автоматизированного рабочего места (АРМ) специалиста (работника социальной службы) может стать основой для эффективного документооборота и оперативного обмена информацией между участниками системы, а также для оперативной и качественной обработки информации, ее свода и анализа, контроля исполнения решений.