Действующий
В первом случае действует четко регламентированный порядок разработки, согласования, утверждения и реализации проектной документации для строительства объектов социальной инфраструктуры на территории Российской Федерации. Этот порядок определен Градостроительным кодексом Российской Федерации и системой документов в строительстве. Согласно статье 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в состав проектной документации объектов капитального строительства включается в том числе раздел Перечень мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к объектам здравоохранения, образования, культуры, отдыха, спорта и иным объектам социально-культурного и коммунально-бытового назначения, объектам транспорта, торговли, общественного питания, объектам делового, административного, финансового, религиозного назначения, объектам жилищного фонда (подпункт 10 пункта 12). Проектная документация на строительство (реконструкцию) объектов социальной инфраструктуры содержит специальный раздел проекта с пояснительной запиской "Основные решения по обеспечению условий жизнедеятельности инвалидов". В этом случае должен быть обеспечен принцип "универсального дизайна".
Второй путь определяет последовательность работ по созданию для инвалидов условий доступности к существующим и не предполагаемым к реконструкции объектам социальной инфраструктуры. В данном случае чаще всего применяется принцип "разумного приспособления" - адаптации объектов для обеспечения доступности инвалидам и другим МГН. Согласно пункту 6 постановления Госстроя России и Минтруда России от 22.12.1999 N 74/51, утвердившим РДС 35-201-99 "Порядок реализации требований доступности для инвалидов к объектам социальной инфраструктуры", последовательность работ в этом случае определяется в целевых программах формирования доступной для инвалидов среды жизнедеятельности, которые разрабатываются во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 07.12.1996 N 1449 "О мерах по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к информации и объектам социальной инфраструктуры", с участием органов архитектуры и градостроительства, а также других заинтересованных органов (здравоохранения, культуры, образования и др.) на основе реальных сложившихся социальных и градостроительных условий и исходя из учета мнений общественных объединений инвалидов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.03.2011 N 175 "О государственной программе Российской Федерации "Доступная среда" на 2011-2015 годы" (п. 7) рекомендовано органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации "разработать программы субъектов Российской Федерации, направленные на обеспечение доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН, с учетом положений Программы".
- оценка состояния доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН;
- реализация системных мер, направленных на обеспечение доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН;
- совершенствование системы реабилитации инвалидов и повышение эффективности реабилитационных услуг.
В составе целевых показателей (индикаторов) Государственной программы показатель: "доля доступных для инвалидов и других МГН приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры в общем количестве приоритетных объектов".
С целью реализации на территориях субъектов Российской Федерации государственной политики в отношении инвалидов в части создания им условий для беспрепятственного доступа к объектам социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры, средствам информации и связи, органы власти субъектов Российской Федерации, в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", разрабатывают, утверждают и обеспечивают исполнение нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность по указанным направлениям на соответствующей территории, в том числе территориальных и ведомственных программ и планов, направленных на обеспечение доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН.
Важным инструментом достижения обозначенных Государственной программой и программами субъектов Российской Федерации целей, эффективного решения поставленных задач является наличие оперативной и объективной информации о состоянии доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН, а также о реализации мер, направленных на повышение уровня их доступности.
Основой для разработки адресных программ и планов, либо соответствующими плановыми мероприятиями могут стать мероприятия по определению состояния доступности и систематизации объектов социальной инфраструктуры и услуг - их паспортизация, их адаптация с учетом потребностей инвалидов и других МГН.
Исполнителями указанных мероприятий являются органы власти (территориальные и отраслевые) согласно предмету ведения и подведомственные организации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.1996 N 1449 "О мерах по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к информации и объектам социальной инфраструктуры" (п.8) рекомендовано органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации "возложить на территориальные органы социальной защиты населения координацию работ по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к информации и объектам социальной инфраструктуры, а также контроль за выполнением нормативных требований в части обеспечения доступа инвалидов к средствам общественного пассажирского транспорта, связи и информации, строящимся и реконструируемым объектам социальной инфраструктуры".
Кроме того, к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляемым за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, согласно Федеральному закону от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (подпункт 24 пункта 2 статьи 26.2), относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации. В порядке реализации этих полномочий органы социальной защиты населения субъектов Российской Федерации оказывают социальную поддержку инвалидам, детям-инвалидам, пожилым и иным гражданам, нуждающимся в социальной защите, в том числе в реализации их права за доступ к объектам социальной инфраструктуры и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации размещают информацию о состоянии доступности объектов и услуг в рамках своей компетенции в приоритетных сферах жизнедеятельности в доступных для инвалидов источниках информации, в том числе в сети "Интернет".
Органы социальной защиты населения в предлагаемой методике оказывают методическую помощь органам исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в том числе по сбору информации о состоянии доступности объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности.
3. Организация паспортизации объектов социальной инфраструктуры и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения
В данном разделе Методики представлены рекомендации по организации паспортизации действующих объектов социальной инфраструктуры на уровне субъекта Российской Федерации в том числе по определению участников этого процесса и их задач, по этапам работы, координации действий, документообороту, контролю и оценке результатов.
На рисунке 1 представлена примерная схема (организационная модель) взаимодействия участников системы обеспечения доступности социальных объектов и услуг для инвалидов и других МГН.
поставщик услуги (учреждение или организация, предоставляющие услуги в приоритетных сферах жизнедеятельности),
координатор между поставщиком и потребителем (в соответствии с нормативным правовым актом высшего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации службы, которые призваны оказывать социальную поддержку социально незащищенным категориям граждан в удовлетворении их потребностей в социальных услугах, их доступности и качестве).
Во взаимодействии "поставщик - потребитель", поставщик обязан предоставить услуги потребителю, независимо от имеющихся у последнего ограничений (в том числе ограниченных возможностей здоровья): как общие для всего населения, так и специфические (например, реабилитационные) - условия предоставления соответствующей услуги должны предусматривать беспрепятственный доступ к ней или к месту ее оказания всем категориям граждан.
Согласно закону Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", гражданин (потребитель) имеет право на получение необходимой и достоверной информации о поставщике (исполнителе работ и услуг), в том числе реабилитационных; о режиме работы, реализуемых работах, услугах (и форме их предоставления). Потребитель - инвалид, в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" имеет право на создание условий для беспрепятственного получения услуг и получение информации об объектах и предоставляемых ими услугах в доступной форме.
Обязанности поставщика (организации, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности) - обеспечить доступность объекта (здания и его частей, помещений), устранив имеющиеся физические (технические) и информационные барьеры, или организовать предоставление соответствующей услуги в альтернативной форме: как дистанционно, так и приблизив (доставив) ее потребителю - то есть обеспечить доступность услуги.
Необходимость в появлении координатора-консультанта возникает при наличии проблем, возникающих в прямом взаимодействии потребителя и поставщика услуг, таких как:
- правовые или морально-этические проблемы взаимодействия между потребителем из категории граждан, нуждающихся в социальной защите, и поставщиком.
В части исполнения посреднических функций для социальных служб эта деятельность определяется как социально-консультативная помощь (которая в том числе включает социально-правовую помощь, координацию деятельности государственных учреждений и общественных объединений для решения проблем граждан, нуждающихся в социальной защите), социальный патронаж, а также социально-реабилитационные услуги, включающие социально-бытовую адаптацию и социально-средовую ориентацию.
В связи с необходимостью реализации специальных потребностей инвалидов и других граждан с ограниченными возможностями здоровья - потребностей в реабилитации и социальной интеграции - роль координатора-консультанта в этом взаимодействии призваны исполнить сотрудники учреждений социального обслуживания населения: центров социальной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов или реабилитационных подразделений центров социального обслуживания населения. С учетом профессиональных знаний, навыков и умений основные задачи и функции по социальной поддержке в адаптации среды жизнедеятельности для обеспечения доступности основных социальных объектов и услуг должны быть возложены на специалистов по социальной работе этих учреждений.
Основные задачи и функции работников социальных служб как координаторов-консультантов состоят в следующем:
- мониторинг (сбор, обобщение, анализ) информации, с одной стороны, о потребностях инвалидов; с другой стороны, - о возможностях поставщиков: о предоставляемых услугах, о доступности услуг и объектов, их предоставляющих;
- предоставление информации всем заинтересованным сторонам: потребителям и организациям, представляющим их интересы (общественным организациям инвалидов), поставщикам и их вышестоящим организациям; управленческим структурам (различной ведомственной принадлежности, участвующим в решении вопросов жизнеобеспечения инвалидов, в том числе в их реабилитации и социальной интеграции);
- организация взаимодействия потребителя и поставщика: содействие инвалиду в получении соответствующей услуги, в доставке его к месту получения услуги (в том числе путем специального транспортного обслуживания - "социальное такси"), в социальной, правовой и материальной поддержке при получении услуги; представление интересов инвалида в этом взаимодействии;
- оценка соответствия потребностей инвалидов (групп инвалидов по возрасту, по виду нарушений) и возможностей их удовлетворения имеющимися учреждениями и услугами; а также оценка организации и качества предоставляемых услуг (с учетом мнения потребителей); оценка результатов взаимодействия потребителя и поставщика;
- разработка и внесение предложений в адрес органа социальной защиты населения о совершенствовании деятельности в системе реабилитации и социальной интеграции инвалидов на обслуживаемой территории: о развитии соответствующих услуг и улучшении условий их предоставления, в том числе по обустройству объектов социальной инфраструктуры с учетом потребностей инвалидов.
Для изучения потребностей инвалидов, как показано на рисунке 1, специалистами социальных служб используются "Социальный паспорт инвалида" и "Карта определения потребностей в адаптации среды жизнедеятельности"*(2). Результаты анализа этих документов и сводные данные о потребностях инвалидов в обеспечении для них доступной среды жизнедеятельности используются для определения:
- приоритетных объектов в этих сферах, нуждающихся в первую очередь в обеспечении их доступности и доступности предоставляемых ими услуг;
- приоритетов в действиях социальных служб, в том числе очередности обследования объектов социальной инфраструктуры для объективной оценки состояния их доступности и решения вопросов адаптации (в том числе включения в адресные программы и планы).
В условиях ограниченных ресурсов особое значение приобретает четкое определение приоритетов в решении вопросов об очередности, последовательности и объёмах работ по созданию доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других МГН.
При определении приоритетов в организации работы по адаптации среды жизнедеятельности для инвалидов и других МГН используются следующие принципы (критерии):
- значимость объектов социальной инфраструктуры с учетом объективно определенных потребностей инвалидов - как общих (для всех граждан), так и специфических (в реабилитации и социальной интеграции инвалидов);
- возможность влияния на поставщиков социальных услуг со стороны социальных служб - организаторов и координаторов работ по реабилитации и социальной интеграции инвалидов, и заказчиков (или представителей заказчика) реабилитационных услуг для инвалидов;
С точки зрения удовлетворения специальных потребностей инвалидов в реабилитации и социальной интеграции, а также возможностей влияния на поставщиков этих услуг - исполнителей реабилитационных мероприятий - приоритетными должны быть признаны учреждения и организации следующих сфер (согласно последовательности их в порядке исполнения индивидуальных программ реабилитации): здравоохранения, образования, социальной защиты населения, физической культуры и спорта, культуры. Кроме того, объектами, способствующими социальной интеграции инвалидов, являются: объекты и средства связи и информации, объекты транспорта и дорожно-транспортной инфраструктуры, жилые здания и помещения, объекты потребительского рынка и сферы услуг, места приложения труда.