Действующий
С точки зрения удовлетворения специальных потребностей инвалидов в реабилитации и социальной интеграции, а также возможностей влияния на поставщиков этих услуг - исполнителей реабилитационных мероприятий - приоритетными должны быть признаны учреждения и организации следующих сфер (согласно последовательности их в порядке исполнения индивидуальных программ реабилитации): здравоохранения, образования, социальной защиты населения, физической культуры и спорта, культуры. Кроме того, объектами, способствующими социальной интеграции инвалидов, являются: объекты и средства связи и информации, объекты транспорта и дорожно-транспортной инфраструктуры, жилые здания и помещения, объекты потребительского рынка и сферы услуг, места приложения труда.
Перечисленные виды объектов социальной инфраструктуры должны быть отнесены к категории приоритетных сфер жизнедеятельности для организации работы социальных служб по паспортизации (мониторингу состояния доступности) этих объектов и доступности предоставляемых ими услуг.
Решение о приоритетности объектов и предоставляемых ими услуг согласуется с представителями потребителя - общественными организациями инвалидов.
Как показано на рисунке 1, а также в разделе 2 на рисунке 3, основным учетным документом, содержащим информацию о состоянии доступности объекта социальной инфраструктуры и доступности оказываемых им услуг, является "Паспорт доступности объекта социальной инфраструктуры", формируемый службами как по данным поставщиков услуг (руководителей организаций, расположенных на объектах социальной инфраструктуры), так и по результатам экспертной оценки состояния доступности, проводимой при обследовании соответствующего объекта. Общий свод информации об объектах социальной инфраструктуры и оказываемых ими услугах на соответствующей территории формируется работниками социальных служб в "Реестр объектов социальной инфраструктуры и услуг". В нем представлены общие сведения об объектах, характере их деятельности (в том числе услугах), состоянии их доступности, решения об адаптации объектов и обеспечении доступности услуг для инвалидов и результаты контроля исполнения этих решений. Реестр формируется на основании паспортов доступности объектов. В нем также представлена оценочная информация по результатам определения потребностей инвалидов - для определения приоритетов действий по адаптации объектов и обеспечению доступности услуг.
Проект решений по адаптации объектов социальной инфраструктуры и обеспечению доступности услуг, по срокам их выполнения, по объемам работ, в том числе объемам финансового обеспечения, согласовываются с руководителями объектов и их вышестоящими организациями. При необходимости, решения о конкретных объемах ремонтно-строительных работ, о технической возможности их исполнения и необходимых ассигнованиях для исполнения таких работ, принимаются после выполнения организаторами проектно-сметных и ремонтно-строительных работ на соответствующей территории технической экспертизы и разработки проектно-сметной документации - как по обращению поставщика (руководителя организации на объекте), так и по поручению его вышестоящей организации. Таким организатором, как правило, выступает исполнительный орган государственной власти (далее - ИОГВ) в области строительства (или соответствующее подразделение ведомственного или территориального ИОГВ - отдел по строительству), либо его подведомственная организация (служба заказчика). Проект решения об адаптации объектов и услуг на соответствующей территории представляется работниками социальных служб в орган социальной защиты населения (далее - ОСЗН), а через них в "Комиссию по координации деятельности в сфере формирования доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других МГН", сформированную при территориальном исполнительном органе государственной власти. В состав комиссии входят представители основных ИОГВ данной территории и общественных организаций инвалидов.
Проекты управленческих решений по приоритетам действий на подведомственной территории, по организации паспортизации объектов и услуг, по их адаптации для инвалидов и других МГН, в том числе адресные программы (планы), согласовываются комиссией, соответствующими ИОГВ в установленном на данной территории порядке, после чего они представляются на утверждение высшему должностному лицу данной территории - руководителю высшего территориального ИОГВ.
Сводные результаты паспортизации и результаты исполнения управленческих решений по адаптации объектов и обеспечению доступности услуг, в том числе отчеты об исполнении адресных программ (планов) также представляются ОСЗН на рассмотрение комиссией.
Реестр объектов социальной инфраструктуры и услуг, результаты оценки состояния их доступности, а также дополнительная информация, необходимая потребителю, об учреждениях и организациях, порядке их работы, формах предоставления услуг, в т.ч. иллюстративная, размещается в сети "Интернет", позволяющем найти нужный объект, получить беспрепятственно о нем необходимую информацию, проложить маршрут от места расположения потребителя до объекта - поставщика услуги. В сети "Интернет", для обеспечения обратной связи, также можно разместить документы (анкету) для заполнения руководителем учреждения или организации, расположенной на объекте и анкету-опросник гражданина (инвалида) для сбора информации о потребностях и проблемах его взаимодействия (как потребителя услуг) с объектом (поставщиком услуг). Автоматизированная информационная система (АИС) в режиме автоматизированного рабочего места (АРМ) специалиста (работника социальной службы) может стать основой для эффективного документооборота и оперативного обмена информацией между участниками системы, а также для оперативной и качественной обработки информации, ее свода и анализа, контроля исполнения решений.
Настоящая методика, с учетом изложенных правовых положений, предполагает получение соответствующей информации от поставщика услуг для инвалидов и других МГН: общие сведения об организации, о ее деятельности - предоставляемых услугах и работах, о форме и условиях их предоставления, в том числе о техническом состоянии здания, сооружения (с точки зрения его безопасности и доступности для инвалидов). Предполагается и использование данных технической экспертизы: как строительной (заключение органа строительного надзора и экспертизы о соответствии здания, сооружения проектной документации, в том числе нормативным требованиям по безопасности и доступности - при вводе в эксплуатацию), так и данных технической инвентаризации и результатов работ уполномоченных контролирующих и надзорных органов и организаций (сведений из технических паспортов, актов технической экспертизы, заключений и актов обследования объектов надзорными органами в соответствии с их компетенцией), проектно-сметной документации и т.п. Эти сведения необходимы для подготовки обоснованных предложений и проектов решений о состоянии объекта социальной инфраструктуры (здания, сооружения), о возможностях его адаптации, а также необходимых для этого средствах - с целью объективизации проектов управленческих решений и результатов их исполнения.
В методике, адресованной специалистам социальных служб, использованы и учтены основные требования системы документов в строительстве - для создания инструмента объективной оценки состояния доступности объектов социальной инфраструктуры - поставщиков услуг для инвалидов и других МГН, но без детализации и углубления в аспекты профессиональной деятельности специалистов по проектированию и строительству. Такой подход представляется важным для обеспечения единства понимания проблем адаптации среды жизнедеятельности для инвалидов и других МГН, а также путей их решения на основе межведомственного взаимодействия, но при этом невмешательства в специальные аспекты деятельности иной профессиональной группы.
3.1 Участники системы паспортизации объектов социальной инфраструктуры и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности; их задачи и функции
Организация работ по созданию доступной среды жизнедеятельности и координация их на подведомственной территории - сфера ответственности и предмет деятельности ИОГВ соответствующей территории: субъекта Российской Федерации и территориальных образований в составе субъекта Российской Федерации (в соответствии с предметом ведения и территориальной принадлежностью). На рисунке 2 представлены участники системы паспортизации и адаптации объектов социальной инфраструктуры и обеспечения доступности услуг на территории субъекта Российской Федерации:
- исполнительные органы государственной власти (ИОГВ), ответственные за исполнение требований доступности для инвалидов и других МГН среды жизнедеятельности, и участвующие в паспортизации и адаптации объектов социальной инфраструктуры и услуг;
- коллегиальные координирующие и совещательные органы - комиссии (советы) на уровне субъекта Российской Федерации и местные;
- социальные службы (органы и учреждения социальной защиты населения) - организаторы и основные действующие структурные элементы системы;
- общественные объединения инвалидов (их территориальные подразделения), участвующие в решении вопросов паспортизации и адаптации объектов и услуг для инвалидов.
Для обеспечения взаимодействия ИОГВ, государственных учреждений и организаций, общественных организаций инвалидов на соответствующей территории рекомендуется создать "Комиссию по координации деятельности в сфере формирования доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других МГН" при высшем ИОГВ субъекта Российской Федерации (далее - Комиссия при высшем ИОГВ субъекта Российской Федерации). Можно также возложить эти задачи и функции на действующий на территории субъекта Российской Федерации иной коллегиальный совещательный орган (например, Координационный совет по делам инвалидов).
Возглавляет работу Комиссии при высшем ИОГВ субъекта Российской Федерации руководитель высшего ИОГВ субъекта Российской Федерации или его заместитель по социальным вопросам. В ее состав включаются руководители или заместители руководителей ведомственных и территориальных ИОГВ субъекта Российской Федерации, осуществляющих руководство поставщиками услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности (здравоохранения, образования, социальной защиты населения, культуры, физической культуры и спорта, транспорта, жилищной политики, занятости населения), представители ИОГВ в сфере градостроительства и архитектуры, строительного надзора, имущественного комплекса, благоустройства, а также общественных организаций инвалидов (региональных отделений всероссийских общественных объединений).
Организационно-техническое обеспечение деятельности Комиссии осуществляется в соответствии с нормативным правовым актом высшего ИОГВ субъекта Российской Федерации.
- подготовка предложений и рекомендаций ИОГВ по реализации на территории субъекта Российской Федерации государственной политики и нормативных правовых документов в сфере формирования доступной среды жизнедеятельности, участие в подготовке проектов законов и иных нормативных правовых актов в соответствии с компетенцией Комиссии;
- разработка и внесение на рассмотрение высшего ИОГВ субъекта Российской Федерации и руководителя (высшего должностного лица ИОГВ) субъекта Российской Федерации предложений по приоритетам и комплексу мер в сфере формирования доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других МГН;
- взаимодействие в установленном порядке в пределах своей компетенции с органами государственной власти субъекта Российской Федерации и иными органами, а также с организациями и гражданами по вопросам, отнесенным к компетенции Комиссии;
- рассмотрение иных, в том числе сложных и проблемных, вопросов в сфере формирования доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других МГН на уровне субъекта Российской Федерации.
В соответствии со своими задачами Комиссия при высшем ИОГВ субъекта Российской Федерации осуществляет деятельность по следующим направлениям:
- анализ деятельности ИОГВ субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления в субъекте Российской Федерации и организаций независимо от организационно-правовых форм в сфере формирования доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других МГН;
- анализ проектов программ и планов мероприятий по созданию условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной транспортной, инженерной, производственной инфраструктуры, средствам связи и информации, а также результатов выполнения программ и планов, утвержденных правовыми актами высшего ИОГВ субъекта Российской Федерации, территориальных и отраслевых ИОГВ субъекта Российской Федерации;
- разработка рекомендаций в адрес территориальных и отраслевых ИОГВ субъекта Российской Федерации по совершенствованию правовых актов и методических рекомендаций в сфере формирования доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других МГН;
- организация экспертизы проектов правовых актов и методических материалов в сфере доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других МГН;
- взаимодействие в установленном порядке с федеральными органами государственной власти Российской Федерации, органами власти субъекта Российской Федерации, органами власти иных субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в субъекте Российской Федерации, общественными организациями, иными заинтересованными организациями при решении вопросов, относящихся к компетенции Комиссии;
- межрегиональное и международное сотрудничество в сфере формирования доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других МГН в пределах компетенции Комиссии.
- запрашивать от ИОГВ субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления в субъекте Российской Федерации и организаций, независимо от организационно-правовых форм, информацию по вопросам, относящимся к компетенции Комиссии;
- заслушивать на своих заседаниях должностных лиц территориальных и отраслевых ИОГВ субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления в субъекте Российской Федерации и иных заинтересованных организаций по вопросам, отнесенным к компетенции Комиссии;
- создавать при необходимости временные комиссии, экспертные и рабочие группы по вопросам, относящимся к компетенции Комиссии;
- оказывать информационно-методическую помощь ИОГВ субъекта Российской Федерации, общественным организациям инвалидов, иным заинтересованным организациям по вопросам, связанным с формированием доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других МГН;
- рассматривать на заседаниях Комиссии обращения ИОГВ субъекта Российской Федерации, граждан и юридических лиц, принимать решения в пределах компетенции Комиссии;
- рассматривать на своих заседаниях вопросы организации деятельности и взаимодействия ИОГВ субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления в субъекте Российской Федерации и иных организаций по вопросам, относящимся к компетенции Комиссии;
- участвовать в подготовке и работе совещаний, семинаров, конференций, выставок и иных форумов по проблемам формирования доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других МГН.
На уровне территориальных образований субъектов Российской Федерации могут быть созданы аналогичные местные Комиссии по координации деятельности в сфере формирования доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других МГН территориального образования (района, муниципального образования) субъекта Российской Федерации (далее - местные Комиссии). Представители местных Комиссий входят в состав Комиссии при высшем ИОГВ субъекта Российской Федерации.
- определение приоритетов и координация деятельности на подведомственной территории в сфере формирования доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других МГН;
- подготовка рекомендаций территориальным (местным) ИОГВ и местным структурным подразделениям отраслевых ИОГВ, органам местного самоуправления и организациям по вопросам паспортизации и адаптации объектов социальной инфраструктуры и обеспечению доступности услуг для инвалидов и других МГН;
- рассмотрение сложных и спорных вопросов по адаптации объектов социальной инфраструктуры, расположенных на подведомственной территории, с целью принятия согласованных (межведомственных) решений;
- рассмотрение проектов управленческих решений, в том числе программ и планов в сфере формирования доступной среды жизнедеятельности с целью их корректировки и согласования, а также результатов исполнения этих решений, программ и планов;
- взаимодействие с ИОГВ субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями независимо от организационно-правовых форм и общественными объединениями инвалидов по вопросам формирования доступной среды для инвалидов и других МГН.
- организация работ по паспортизации (по учету и мониторингу состояния доступности) объектов социальной инфраструктуры и услуг на подведомственной территории, а также по представлению результатов на уровень субъекта Российской Федерации, в установленном порядке и на федеральный (в том числе в органы государственной статистики);
- рассмотрение результатов паспортизации объектов социальной инфраструктуры, проектов решений по спорным вопросам по оценке состояния доступности объектов, а также проектов технических и организационных решений по адаптации объектов и обеспечению доступности предоставляемых ими услуг с учетом потребностей инвалидов и других МГН на подведомственной территории;