(Утративший силу) Свод правил СП 86.13330.2014 "СНиП III-42-80*. Магистральные...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Утративший силу

15.7 Балластировка трубопроводов с использованием утяжелителей, обетонирования

15.7.1 Выбор способа балластировки трубопроводов и типа конструкций балластных грузов, определение их количества и схема установки производится проектной организацией.
Изменение вида балластировки при строительстве должно быть согласовано с заказчиком и проектной организацией.
15.7.2 На русловых участках подводных переходов для балластировки трубопроводов, в зависимости от их диаметра, применяются отдельные кольцевые утяжелители, изготовленные из чугуна, железобетона, шлакового литья, либо сплошное бетонное покрытие, наносимое как правило в заводских (базовых) условиях.
На пойменных и прибрежных (периодически затапливаемых) участках подводных переходов преимущественно применяют отдельные навесные и кольцевые бетонные пригрузы, сплошное бетонное покрытие, анкера и контейнерные балластирующие устройства из геотекстильных синтетических материалов, заполняемые грунтом.
15.7.3 Производство работ по балластировке трубопроводов на подводных переходах должно осуществляться в соответствии с требованиями раздела 13.

15.8 Укладка трубопроводов протаскиванием по дну подводных траншей, свободным погружением, со льда в траншею

15.8.1 Способ укладки трубопроводов на подводных переходах должен определяться в проектной документации. В ППР на укладку подводных трубопроводов должны быть определены длина плетей трубопровода, основные технологические операции, механизмы, сроки работ, рассчитаны условия устойчивости трубопроводов, строительные нагрузки на трубопроводы и напряжения в них, возникающие с учетом сил воздействия текущего потока и подъемной силы воды и других возможных параметров (расстановка понтонов, радиус изгиба и др.).
15.8.2 Основными способами укладки трубопроводов через водные преграды, сооружаемых траншейным способом, являются:
укладка трубопровода протаскиванием по дну подводных траншей;
укладка трубопроводов с поверхности воды свободным погружением;
укладка трубопроводов со льда.
15.8.3 Укладка трубопровода способом протаскивания по дну подводной траншеи должна применяться в случае:
плавного рельефа одного из берегов в створе переходов, при котором возможна планировка на этом участке в соответствии с допустимым радиусом изгиба трубопровода при его протаскивании;
необходимости производства работ в летний период через судоходные водные преграды;
наличия площадки достаточных размеров для устройства спусковой дорожки;
наличия техники, тягового усилия которой достаточно для протаскивания длинномерных плетей.
15.8.4 В зависимости от ширины водной преграды, рельефа берега, наличия спусковых устройств и понтонов, мощности трубоукладчиков и тяговых средств следует применять две технологические схемы укладки подводных трубопроводов способом протаскивания по дну:
схема I - протаскивание трубопровода с предварительным монтажом его на полную длину в створе перехода;
схема II - последовательное протаскивание отдельных плетей трубопровода со стыковкой их на приурезном участке.
15.8.5 Технологический процесс укладки трубопроводов по схеме I должен включать: монтаж и сварку труб или секций в створе перехода, испытание смонтированного трубопровода, изоляции и защиту стыков, протаскивание трубопровода, проверку его положения после укладки и испытание (до засыпки траншеи).
Укладка по схеме I может быть применена на переходах через водные преграды шириной до 300-500 м, где рельеф берега позволяет смонтировать спусковую дорожку и плеть трубопровода длиной, равной ширине водной преграды.
15.8.6 Технологический процесс укладки отдельных плетей трубопроводов по схеме II должен включать: монтаж первой плети в створе перехода с выполнением всех операций, предусмотренных при укладке по схеме I (см. 15.8.7); монтаж, испытание второй и последующих плетей на строительной площадке параллельно первой плети. После протаскивания первой плети вторую плеть устанавливают на спусковую дорожку; на приурезном участке сваривают стык между первой и второй плетью, стык контролируют радиографическим методом и изолируют. После протаскивания второй плети устанавливают в створе третью плеть и т.д.
15.8.7 Технологический процесс укладки трубопровода способом протаскивания по дну водной преграды должно включать:
устройство и оборудование спусковой дорожки;
укладку трубопровода на спусковую дорожку;
оснащение трубопровода понтонами (при необходимости);
проверку готовности подводной траншеи (промеры глубин и проверка отметок дна траншеи);
установку и закрепление тяговых средств;
приварку оголовка и прокладку тяговых тросов с закреплением их на оголовке;
протаскивание всей нити трубопровода или отдельных секций (плетей) со сваркой межсекционных стыков;
контроль положения уложенного в соответствии с проектом трубопровода.
15.8.8 На спусковой дорожке должны выполняться монтаж и сварка плетей трубопровода из отдельных обетонированных или балластированных грузами труб, а также навеска отдельных грузов на плеть трубопровода.
15.8.9 Спусковую дорожку в плане следует трассировать прямолинейно. Вертикальная трассировка ее на перепаде отметок от берега до подводного участка должна быть выполнена криволинейно с учетом допускаемого радиуса упругого изгиба трубопровода и возможных силовых воздействий, вызывающих продольные напряжения в трубопроводе на спусковом пути.
Расстояние между роликоопорами или тележками (при их необходимости) спусковой дорожки, рассчитывают в зависимости от грузоподъемности и массы трубопровода.
15.8.10 Для уменьшения тяговых усилий при протаскивании трубопроводов спусковая дорожка должна иметь уклон в сторону воды. Для предупреждения самопроизвольного перемещения плетей должны быть предусмотрены специальные тормозные устройства (например, тормозная лебедка).
15.8.11 В качестве тяговых средств для протаскивания подводного трубопровода следует применять специальные тяговые лебедки, тягачи, оборудованные лебедками, а также однотипные тракторы, работающие в сцепе.
Если мощность тяговых средств недостаточна, можно использовать трубоукладчики для подъема отдельных участков трубопровода, находящегося на берегу. Для трубопроводов диаметром менее 1020 мм нельзя прикладывать к трубопроводу дополнительные толкающие усилия; при диаметре 1020 мм и более - величина толкающих усилий и необходимость их приложения должны быть обоснованы расчетом.
15.8.12 Тяговый трос через водоем должен быть приложен строго прямолинейно. Перед протаскиванием трубопровода необходима обтяжка тягового троса.
15.8.13 Укладку трубопроводов свободным погружением следует применять при следующих условиях:
пересекаемая водная преграда несудоходна или в месте перехода возможен перерыв судоходства на время установки трубопровода;
поверхностная скорость течения до 0,6-0,8 м/с и не требуются сложные устройства для удержания плавающей нитки трубопровода в створе перехода;
трассировка перехода на берегах предусматривает прокладку трубопроводов с кривыми вставками.
15.8.14 Для укладки трубопроводов свободным погружением на дно, плеть, собранная на спусковой дорожке, должна транспортироваться на плаву к месту укладки. Погружение может осуществляться как путем заполнения трубопровода водой, так и путем открепления разгружающих понтонов. При укладке трубопровода с заполнением его водой должны быть предусмотрены мероприятия для полного удаления воды из уложенного трубопровода.
15.8.15 При строительстве подводного перехода в зимних условиях в проекте должно быть предусмотрено выполнение специальных зимних видов работ (ледорезные работы, уборка льда, работы по поддержанию майн, увеличение несущей способности льда и др.) и способ укладки.
В состав ППР на строительство подводного перехода в зимних условиях должны входить: технологические схемы работ по резке и уборке льда; мероприятия по увеличению несущей способности льда.
15.8.16 Выполнение всех работ на льду, установка оборудования и размещение материалов, а также движение транспортных средств по льду следует производить только после определения его несущей способности и сравнения приведенной толщины льда с расчетной (допустимой), принятой в проектной документации.
15.8.17 При невозможности устройства подводной траншеи полного профиля в зимний период следует производить разработку подводной траншеи в летних условиях с доработкой ее перед укладкой трубопровода в зимних условиях средствами малой механизации (грунтососы, гидромониторы).
15.8.18 Трубопроводы на подводных переходах в зимних условиях в зависимости от местных условий строительства следует укладывать следующими способами:
протаскиванием трубопровода по дну; способом свободного погружения; опусканием трубопровода с промежуточных опор, установленных на льду.