Утративший силу
На малых реках контроль должен осуществляться эхолотами, лотами или наметками с лодки или катера.
Контрольные промеры с поверхности воды должны выполняться при волнении не более двух баллов.
15.4.9 При разработке подводных траншей плавучими грунторазрабатывающими снарядами и другими техническими средствами не допускаются недоборы по глубине и ширине разрабатываемой траншеи, а предельные параметры не должны превышать величин, указанных в
СП 45.13330.
15.5 Сварочно-монтажные работы
15.5.1 При выполнении сварочно-монтажных работ на подводных переходах должны выполняться требования раздела 9.
15.5.2 При строительстве подводных переходов должны быть предусмотрены временные сборочные стенды и сварочные установки для механизированной сборки и сварки отдельных труб в секции длиной от 20 до 36 м с последующей их сборкой в плети на строительно-монтажной площадке перехода.
15.5.3 Сварка гарантийного стыка на подводном переходе должна выполняться лицом, аттестованным в установленном порядке.
15.5.4 В процессе строительства все сварные соединения должны подвергаться контролю качества неразрушающими методами в соответствии с 9.11 и приложением А.
15.6.1 Для строительства подводных переходов должны использоваться трубы с заводской изоляцией усиленного типа независимо от диаметра трубопровода. Производство изоляционных работ должно осуществляться в соответствии с требованиями разделов 10 и 11.
15.6.2 Изоляцию стыков труб должны производить после получения положительных заключений о качестве сварки и предварительного гидравлического испытания трубопровода (первый этап).
15.7 Балластировка трубопроводов с использованием утяжелителей, обетонирования
15.7.1 Выбор способа балластировки трубопроводов и типа конструкций балластных грузов, определение их количества и схема установки производится проектной организацией.
Изменение вида балластировки при строительстве должно быть согласовано с заказчиком и проектной организацией.
15.7.2 На русловых участках подводных переходов для балластировки трубопроводов, в зависимости от их диаметра, применяются отдельные кольцевые утяжелители, изготовленные из чугуна, железобетона, шлакового литья, либо сплошное бетонное покрытие, наносимое как правило в заводских (базовых) условиях.
На пойменных и прибрежных (периодически затапливаемых) участках подводных переходов преимущественно применяют отдельные навесные и кольцевые бетонные пригрузы, сплошное бетонное покрытие, анкера и контейнерные балластирующие устройства из геотекстильных синтетических материалов, заполняемые грунтом.
15.7.3 Производство работ по балластировке трубопроводов на подводных переходах должно осуществляться в соответствии с требованиями раздела 13.
15.8 Укладка трубопроводов протаскиванием по дну подводных траншей, свободным погружением, со льда в траншею
15.8.1 Способ укладки трубопроводов на подводных переходах должен определяться в проектной документации. В ППР на укладку подводных трубопроводов должны быть определены длина плетей трубопровода, основные технологические операции, механизмы, сроки работ, рассчитаны условия устойчивости трубопроводов, строительные нагрузки на трубопроводы и напряжения в них, возникающие с учетом сил воздействия текущего потока и подъемной силы воды и других возможных параметров (расстановка понтонов, радиус изгиба и др.).
15.8.2 Основными способами укладки трубопроводов через водные преграды, сооружаемых траншейным способом, являются:
укладка трубопровода протаскиванием по дну подводных траншей;
укладка трубопроводов с поверхности воды свободным погружением;
укладка трубопроводов со льда.
15.8.3 Укладка трубопровода способом протаскивания по дну подводной траншеи должна применяться в случае:
плавного рельефа одного из берегов в створе переходов, при котором возможна планировка на этом участке в соответствии с допустимым радиусом изгиба трубопровода при его протаскивании;
необходимости производства работ в летний период через судоходные водные преграды;
наличия площадки достаточных размеров для устройства спусковой дорожки;
наличия техники, тягового усилия которой достаточно для протаскивания длинномерных плетей.
15.8.4 В зависимости от ширины водной преграды, рельефа берега, наличия спусковых устройств и понтонов, мощности трубоукладчиков и тяговых средств следует применять две технологические схемы укладки подводных трубопроводов способом протаскивания по дну:
схема I - протаскивание трубопровода с предварительным монтажом его на полную длину в створе перехода;
схема II - последовательное протаскивание отдельных плетей трубопровода со стыковкой их на приурезном участке.
15.8.5 Технологический процесс укладки трубопроводов по схеме I должен включать: монтаж и сварку труб или секций в створе перехода, испытание смонтированного трубопровода, изоляции и защиту стыков, протаскивание трубопровода, проверку его положения после укладки и испытание (до засыпки траншеи).
Укладка по схеме I может быть применена на переходах через водные преграды шириной до 300-500 м, где рельеф берега позволяет смонтировать спусковую дорожку и плеть трубопровода длиной, равной ширине водной преграды.
15.8.6 Технологический процесс укладки отдельных плетей трубопроводов по схеме II должен включать: монтаж первой плети в створе перехода с выполнением всех операций, предусмотренных при укладке по схеме I (см. 15.8.7); монтаж, испытание второй и последующих плетей на строительной площадке параллельно первой плети. После протаскивания первой плети вторую плеть устанавливают на спусковую дорожку; на приурезном участке сваривают стык между первой и второй плетью, стык контролируют радиографическим методом и изолируют. После протаскивания второй плети устанавливают в створе третью плеть и т.д.
15.8.7 Технологический процесс укладки трубопровода способом протаскивания по дну водной преграды должно включать:
устройство и оборудование спусковой дорожки;
укладку трубопровода на спусковую дорожку;
оснащение трубопровода понтонами (при необходимости);
проверку готовности подводной траншеи (промеры глубин и проверка отметок дна траншеи);
установку и закрепление тяговых средств;
приварку оголовка и прокладку тяговых тросов с закреплением их на оголовке;
протаскивание всей нити трубопровода или отдельных секций (плетей) со сваркой межсекционных стыков;
контроль положения уложенного в соответствии с проектом трубопровода.
15.8.8 На спусковой дорожке должны выполняться монтаж и сварка плетей трубопровода из отдельных обетонированных или балластированных грузами труб, а также навеска отдельных грузов на плеть трубопровода.
15.8.9 Спусковую дорожку в плане следует трассировать прямолинейно. Вертикальная трассировка ее на перепаде отметок от берега до подводного участка должна быть выполнена криволинейно с учетом допускаемого радиуса упругого изгиба трубопровода и возможных силовых воздействий, вызывающих продольные напряжения в трубопроводе на спусковом пути.
Расстояние между роликоопорами или тележками (при их необходимости) спусковой дорожки, рассчитывают в зависимости от грузоподъемности и массы трубопровода.
15.8.10 Для уменьшения тяговых усилий при протаскивании трубопроводов спусковая дорожка должна иметь уклон в сторону воды. Для предупреждения самопроизвольного перемещения плетей должны быть предусмотрены специальные тормозные устройства (например, тормозная лебедка).
15.8.11 В качестве тяговых средств для протаскивания подводного трубопровода следует применять специальные тяговые лебедки, тягачи, оборудованные лебедками, а также однотипные тракторы, работающие в сцепе.
Если мощность тяговых средств недостаточна, можно использовать трубоукладчики для подъема отдельных участков трубопровода, находящегося на берегу. Для трубопроводов диаметром менее 1020 мм нельзя прикладывать к трубопроводу дополнительные толкающие усилия; при диаметре 1020 мм и более - величина толкающих усилий и необходимость их приложения должны быть обоснованы расчетом.
15.8.12 Тяговый трос через водоем должен быть приложен строго прямолинейно. Перед протаскиванием трубопровода необходима обтяжка тягового троса.