(Действующий) Письмо Министерства образования и науки РФ от 31 августа 2010 г. N...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
Непосредственно религиозная организация (в частности, монастырь) в соответствии со своими уставными целями не может быть отнесена согласно статье 6 Федерального закона N 125-ФЗ к организациям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которые в соответствии с СК РФ устраиваются (передаются под надзор) дети, оставшиеся без попечения родителей, и не может осуществлять функции опекуна (попечителя) в отношении таких детей.
Вместе с тем религиозные организации вправе осуществлять благотворительную деятельность, для чего могут в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, создавать культурно-просветительские организации, образовательные и другие учреждения (статьи 5, 6, 18 Федерального закона N 125-ФЗ), в том числе организации (учреждения) для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Организация для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, учредителем которой выступает религиозная организация, должна соответствовать требованиям, предъявляемым к таким организациям законодательством Российской Федерации, включая требования к порядку помещения детей в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и обеспечению их содержания, воспитания и образования в таких организациях.
Организация (учреждение), в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с требованиями гражданского законодательства не может быть структурным подразделением какой-либо организации, поскольку является самостоятельным юридическим лицом.
Выбор формы устройства несовершеннолетнего, оставшегося без попечения родителей, является исключительной компетенцией органа опеки и попечительства по месту жительства несовершеннолетнего. Основанием для устройства ребенка, оставшегося без попечения родителей, под надзор в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, независимо от ее типа и организационно-правовой формы является акт органа опеки и попечительства.
В соответствии с пунктом 4 статьи 155.1 СК РФ по завершении пребывания ребенка в образовательной организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до достижения им возраста восемнадцати лет исполнение обязанностей опекуна или попечителя этого ребенка возлагается на органы опеки и попечительства.
Таким образом, при поступлении выпускника организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до восемнадцати лет в образовательное учреждение, в том числе в учреждение профессионального образования, функции его законного представителя выполняет орган опеки и попечительства по месту его обучения в указанных образовательных учреждениях.
В то же время, учитывая практическую сложность реализации данного положения Федерального закона N 48-ФЗ, органам опеки и попечительства рекомендуется решать вопрос о назначении таким детям попечителей, в том числе на возмездной основе. Также необходимо осуществлять программы постинтернатной адаптации этих детей, используя практику создания центров постинтернатной адаптации, социальных гостиниц и др.

10. Правовой режим имущества подопечных

Составление описи имущества подопечного

В соответствии с частью 1 статьи 18 Федерального закона N 48-ФЗ опекун или попечитель, за исключением попечителей граждан, ограниченных судом в дееспособности, обязан принять имущество подопечного по описи от лиц, осуществлявших его хранение, в трехдневный срок с момента возникновения своих прав и обязанностей.
Опись имущества подопечного составляется органом опеки и попечительства в присутствии опекуна или попечителя, представителей товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, осуществляющего управление многоквартирным домом, управляющей организации либо органов внутренних дел, а также несовершеннолетнего подопечного, достигшего возраста четырнадцати лет, по его желанию. При составлении описи имущества подопечного могут присутствовать иные заинтересованные лица. Опись имущества подопечного составляется в двух экземплярах и подписывается всеми лицами, участвующими в ее составлении. Один экземпляр описи передается опекуну или попечителю, другой экземпляр описи подлежит хранению в деле подопечного, которое ведет орган опеки и попечительства.
Требования к форме и составу сведений, входящих в опись имущества, законодательством не установлены.
Однако, исходя из практики работы, рекомендуется, чтобы при проведении описи органами опеки и попечительства учитывались:
наименования описываемых предметов из состава имущества подопечного;
характеристики указанных предметов и степень их изношенности по отношению к каждой поименованной единице;
количество предметов;
примерная оценка стоимости каждого предмета.
Кроме того, целесообразно по отношению к каждому описываемому предмету делать примечания (когда и кем куплен, кому принадлежал и др.).
Отдельно необходимо рассмотреть вопросы описи имущества, наследуемого подопечным.
Следует отметить, что вопросы описи наследуемого имущества, в том числе подопечными гражданами, регулируются ГК РФ, а также Основами законодательства Российской Федерации о нотариате, утвержденными Верховным Советом Российской Федерации 11 февраля 1993 г. N 4462-1.
В соответствии с пунктом 4 статьи 1152 ГК РФ принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1172 ГК РФ для охраны наследства нотариус производит опись наследственного имущества в присутствии двух свидетелей, отвечающих требованиям, установленным пунктом 2 статьи 1124 ГК РФ.
Таким образом, имущественные права в отношении наследуемого имущества возникают у подопечного с момента открытия наследства. Опись имущества первоначально производится нотариусом в порядке, установленном приказом Минюста России от 15 марта 2000 г. N 91, утвердившим Методические рекомендации по совершению отдельных видов нотариальных действий нотариусами Российской Федерации.
Органам опеки и попечительства необходимо осуществлять опись наследуемого имущества только в части, принадлежащей непосредственно подопечному.

Предварительное разрешение, затрагивающее осуществление имущественных прав подопечного

В соответствии со статьей 17 и частью 2 статьи 31 Федерального закона N 48-ФЗ суммы пособий и иных выплат, предназначенных для проживания, питания и обеспечения других нужд подопечного, принадлежат самому подопечному и расходуются в порядке, установленном ГК РФ и Федеральным законом N 48-ФЗ.
Опекуны или попечители не имеют права собственности на имущество подопечных, в том числе на причитающиеся подопечным суммы алиментов, пенсий, пособий и иных предоставляемых на содержание подопечных социальных выплат*(6).
Статьей 37 ГК РФ установлено, что суммы алиментов, пенсий, пособий и иных предоставляемых на содержание подопечного социальных выплат, а также доходы, причитающиеся подопечному от управления его имуществом (то есть доходы от обращения данных денежных средств в кредитных организациях), расходуются опекуном или попечителем исключительно в интересах подопечного и с предварительного разрешения органа опеки и попечительства. Опекуну или попечителю также предоставлено право вносить (давать согласие на внесение) денежные средства подопечного в кредитные организации, не менее половины акций (долей) которых принадлежат Российской Федерации (статья 19 Федерального закона N 48-ФЗ).
Одновременно статьей 845 ГК РФ установлено, что банк (иные кредитные организации) обязан принимать и зачислять поступающие на счет, открытый клиенту (владельцу счета), денежные средства и гарантировать право клиента беспрепятственно распоряжаться денежными средствами, имеющимися на его счете. При этом банк (иная кредитная организация) не вправе определять и контролировать направления использования денежных средств клиента либо устанавливать не предусмотренные законом или договором банковского счета ограничения его права распоряжаться денежными средствами по своему усмотрению.
Исходя из изложенного в целях защиты имущественных прав подопечных и осуществления контроля за расходованием средств, причитающихся подопечным в качестве алиментов, пенсий, пособий и иных предоставляемых на их содержание социальных выплат, указанные денежные средства перечисляются на счета, открытые на имя самих несовершеннолетних в кредитных организациях, которые соответствуют требованиям статьи 19 Федерального закона N 48-ФЗ.
При этом на орган опеки и попечительства с момента вступления в силу Федерального закона N 48-ФЗ, т.е. с 1 сентября 2008 г., возлагается обязанность по оформлению и выдаче опекунам или попечителям предварительных разрешений на распоряжение средствами подопечных.
При рассмотрении вопроса о выдаче предварительного разрешения, затрагивающего осуществление имущественных прав подопечного, необходимо отметить, что в отличие от ранее действующего порядка в настоящее время в соответствии с пунктом 1 статьи 37 ГК РФ доходы подопечного, в том числе суммы алиментов, пенсий, пособий и иных предоставляемых на его содержание социальных выплат, а также доходы, причитающиеся подопечному от управления его имуществом, за исключением доходов, которыми подопечный вправе распоряжаться самостоятельно (пункт 2 статьи 26 ГК РФ), расходуются опекуном исключительно в интересах подопечного и с предварительного разрешения органа опеки и попечительства.
Вопросы о сроках действия разрешений, перечне выплат и размере сумм доходов, по которым может выдаваться разрешение, в законодательстве Российской Федерации не урегулированы.
Исходя из анализа законодательства и практики работы органов опеки и попечительства субъектов Российской Федерации целесообразно:
выдавать отдельные разрешения на каждый вид имущества, в том числе на каждый вид доходов подопечного или разрешение на расходование пенсии, причитающейся подопечному;
решать вопрос о сумме, на расходование которой дается разрешение, в каждом конкретном случае исходя из интересов ребенка.
В целях оптимизации работы органы опеки и попечительства могут рассмотреть вопрос о выдаче разрешений на расходование денежных средств подопечного (алиментов, пенсий, пособий) на весь период осуществления опеки или попечительства либо на определенный срок (например, на 1 год).
Примерная форма акта органа опеки и попечительства о предварительном разрешении на расходование опекуном (попечителем) денежных средств, принадлежащих несовершеннолетнему, приведена в приложении N 5.
В соответствии с частью 2 статьи 21 Федерального закона N 48-ФЗ предварительное разрешение органа опеки и попечительства требуется в том числе в случаях выдачи доверенности от имени подопечного.
По достижении несовершеннолетним возраста четырнадцати лет снятие денежных средств со счета, открытого на его имя в кредитной организации, может осуществляться самим несовершеннолетним.
В соответствии с пунктом 4 статьи 26 ГК РФ при наличии достаточных оснований суд по ходатайству попечителя либо органа опеки и попечительства может ограничить или лишить несовершеннолетнего в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет права самостоятельно распоряжаться своими заработком, стипендией или иными доходами, за исключением случаев, когда такой несовершеннолетний приобрел дееспособность в полном объеме путем эмансипации или вступления в брак.
Несовершеннолетний в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет вправе оформить доверенность на распоряжение вкладом третьим лицом (родителем, попечителем). Доверенность оформляется в банке, или банком принимается доверенность, удостоверенная нотариально. В данном случае предварительное разрешение органа опеки и попечительства не требуется.
Учитывая то, что нормы главы 4 СК РФ, устанавливающие режим пользования имуществом подопечного, распространяются на сделки, совершаемые родителями детей (статья 60 СК РФ), орган опеки и попечительства должен выдавать предварительное разрешение также в случае выдачи доверенности родителям несовершеннолетнего.

Отчет опекуна или попечителя и осуществление контроля за условиями жизни подопечного

В соответствии со статьей 25 Федерального закона N 48-ФЗ опекун или попечитель ежегодно не позднее 1 февраля текущего года, если иной срок не установлен договором об осуществлении опеки или попечительства, представляет в орган опеки и попечительства отчет в письменной форме за предыдущий год о хранении, об использовании имущества подопечного и об управлении имуществом подопечного с приложением документов (копий товарных чеков, квитанций об уплате налогов, страховых сумм и других платежных документов).
Постановлением Правительства Российской Федерации N 423 утверждена форма отчета опекуна или попечителя о хранении, об использовании имущества несовершеннолетнего подопечного и об управлении таким имуществом.
Отчет о сохранности и управлении имуществом подопечного предоставляется в органы опеки и попечительства всеми без исключения опекунами и попечителями, в том числе приемными родителями и патронатными воспитателями.
Отчет предусматривает предоставление сведений о доходах подопечного и произведенных опекуном или попечителем расходах, об отчуждении, приобретении и использовании имущества (недвижимого и движимого), о сохранности имущества подопечного и т.д.
Утвержденная форма отчета предусматривает наличие разделов по всем возможным видам имущества подопечного. Однако опекун или попечитель заполняет в указанном отчете только те разделы, которые относятся к понесенным им расходам (иным осуществленным действиям), и только в части имущества, принадлежащего его подопечному.
Необходимо обращать внимание на то, что отчет должен обязательно содержать, помимо прочих сведений, даты получения сумм со счета подопечного, даты произведенных за счет сумм, полученных со счета подопечного, затрат для нужд подопечного.