Действующий
Органам опеки и попечительства необходимо осуществлять опись наследуемого имущества только в части, принадлежащей непосредственно подопечному.
В соответствии со статьей 17 и частью 2 статьи 31 Федерального закона N 48-ФЗ суммы пособий и иных выплат, предназначенных для проживания, питания и обеспечения других нужд подопечного, принадлежат самому подопечному и расходуются в порядке, установленном ГК РФ и Федеральным законом N 48-ФЗ.
Опекуны или попечители не имеют права собственности на имущество подопечных, в том числе на причитающиеся подопечным суммы алиментов, пенсий, пособий и иных предоставляемых на содержание подопечных социальных выплат*(6).
Статьей 37 ГК РФ установлено, что суммы алиментов, пенсий, пособий и иных предоставляемых на содержание подопечного социальных выплат, а также доходы, причитающиеся подопечному от управления его имуществом (то есть доходы от обращения данных денежных средств в кредитных организациях), расходуются опекуном или попечителем исключительно в интересах подопечного и с предварительного разрешения органа опеки и попечительства. Опекуну или попечителю также предоставлено право вносить (давать согласие на внесение) денежные средства подопечного в кредитные организации, не менее половины акций (долей) которых принадлежат Российской Федерации (статья 19 Федерального закона N 48-ФЗ).
Одновременно статьей 845 ГК РФ установлено, что банк (иные кредитные организации) обязан принимать и зачислять поступающие на счет, открытый клиенту (владельцу счета), денежные средства и гарантировать право клиента беспрепятственно распоряжаться денежными средствами, имеющимися на его счете. При этом банк (иная кредитная организация) не вправе определять и контролировать направления использования денежных средств клиента либо устанавливать не предусмотренные законом или договором банковского счета ограничения его права распоряжаться денежными средствами по своему усмотрению.
Исходя из изложенного в целях защиты имущественных прав подопечных и осуществления контроля за расходованием средств, причитающихся подопечным в качестве алиментов, пенсий, пособий и иных предоставляемых на их содержание социальных выплат, указанные денежные средства перечисляются на счета, открытые на имя самих несовершеннолетних в кредитных организациях, которые соответствуют требованиям статьи 19 Федерального закона N 48-ФЗ.
При этом на орган опеки и попечительства с момента вступления в силу Федерального закона N 48-ФЗ, т.е. с 1 сентября 2008 г., возлагается обязанность по оформлению и выдаче опекунам или попечителям предварительных разрешений на распоряжение средствами подопечных.
При рассмотрении вопроса о выдаче предварительного разрешения, затрагивающего осуществление имущественных прав подопечного, необходимо отметить, что в отличие от ранее действующего порядка в настоящее время в соответствии с пунктом 1 статьи 37 ГК РФ доходы подопечного, в том числе суммы алиментов, пенсий, пособий и иных предоставляемых на его содержание социальных выплат, а также доходы, причитающиеся подопечному от управления его имуществом, за исключением доходов, которыми подопечный вправе распоряжаться самостоятельно (пункт 2 статьи 26 ГК РФ), расходуются опекуном исключительно в интересах подопечного и с предварительного разрешения органа опеки и попечительства.
Вопросы о сроках действия разрешений, перечне выплат и размере сумм доходов, по которым может выдаваться разрешение, в законодательстве Российской Федерации не урегулированы.
Исходя из анализа законодательства и практики работы органов опеки и попечительства субъектов Российской Федерации целесообразно:
выдавать отдельные разрешения на каждый вид имущества, в том числе на каждый вид доходов подопечного или разрешение на расходование пенсии, причитающейся подопечному;
решать вопрос о сумме, на расходование которой дается разрешение, в каждом конкретном случае исходя из интересов ребенка.
В целях оптимизации работы органы опеки и попечительства могут рассмотреть вопрос о выдаче разрешений на расходование денежных средств подопечного (алиментов, пенсий, пособий) на весь период осуществления опеки или попечительства либо на определенный срок (например, на 1 год).
Примерная форма акта органа опеки и попечительства о предварительном разрешении на расходование опекуном (попечителем) денежных средств, принадлежащих несовершеннолетнему, приведена в приложении N 5.
В соответствии с частью 2 статьи 21 Федерального закона N 48-ФЗ предварительное разрешение органа опеки и попечительства требуется в том числе в случаях выдачи доверенности от имени подопечного.
По достижении несовершеннолетним возраста четырнадцати лет снятие денежных средств со счета, открытого на его имя в кредитной организации, может осуществляться самим несовершеннолетним.
В соответствии с пунктом 4 статьи 26 ГК РФ при наличии достаточных оснований суд по ходатайству попечителя либо органа опеки и попечительства может ограничить или лишить несовершеннолетнего в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет права самостоятельно распоряжаться своими заработком, стипендией или иными доходами, за исключением случаев, когда такой несовершеннолетний приобрел дееспособность в полном объеме путем эмансипации или вступления в брак.
Несовершеннолетний в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет вправе оформить доверенность на распоряжение вкладом третьим лицом (родителем, попечителем). Доверенность оформляется в банке, или банком принимается доверенность, удостоверенная нотариально. В данном случае предварительное разрешение органа опеки и попечительства не требуется.
Учитывая то, что нормы главы 4 СК РФ, устанавливающие режим пользования имуществом подопечного, распространяются на сделки, совершаемые родителями детей (статья 60 СК РФ), орган опеки и попечительства должен выдавать предварительное разрешение также в случае выдачи доверенности родителям несовершеннолетнего.
В соответствии со статьей 25 Федерального закона N 48-ФЗ опекун или попечитель ежегодно не позднее 1 февраля текущего года, если иной срок не установлен договором об осуществлении опеки или попечительства, представляет в орган опеки и попечительства отчет в письменной форме за предыдущий год о хранении, об использовании имущества подопечного и об управлении имуществом подопечного с приложением документов (копий товарных чеков, квитанций об уплате налогов, страховых сумм и других платежных документов).
Постановлением Правительства Российской Федерации N 423 утверждена форма отчета опекуна или попечителя о хранении, об использовании имущества несовершеннолетнего подопечного и об управлении таким имуществом.
Отчет о сохранности и управлении имуществом подопечного предоставляется в органы опеки и попечительства всеми без исключения опекунами и попечителями, в том числе приемными родителями и патронатными воспитателями.
Отчет предусматривает предоставление сведений о доходах подопечного и произведенных опекуном или попечителем расходах, об отчуждении, приобретении и использовании имущества (недвижимого и движимого), о сохранности имущества подопечного и т.д.
Утвержденная форма отчета предусматривает наличие разделов по всем возможным видам имущества подопечного. Однако опекун или попечитель заполняет в указанном отчете только те разделы, которые относятся к понесенным им расходам (иным осуществленным действиям), и только в части имущества, принадлежащего его подопечному.
Необходимо обращать внимание на то, что отчет должен обязательно содержать, помимо прочих сведений, даты получения сумм со счета подопечного, даты произведенных за счет сумм, полученных со счета подопечного, затрат для нужд подопечного.
В соответствии с примечанием к пункту 8 отчета при невозможности предоставить платежные и иные документы, подтверждающие текущие расходы опекуна (попечителя), либо в случае покупки продуктов питания опекун (попечитель) вправе приложить к отчету расписку в простой письменной форме о расходах, произведенных им в отчетный период.
В случае если подопечный, достигший возраста четырнадцати лет, лично получает причитающиеся ему денежные средства в виде пенсий, пособий, алиментов, то опекун или попечитель за указанные денежные средства не отчитывается и прикладывает к отчету расписку в простой письменной форме, подтверждающую, что соответствующие денежные средства подопечный получает лично и расходует их на личные нужды.
Специальные требования, установленные статьей 25 Федерального закона N 48-ФЗ, в части обязанности опекунов или попечителей ежегодно предоставлять письменный отчет о хранении, об использовании имущества подопечного и об управлении имуществом подопечного относятся исключительно к опекунам или попечителям несовершеннолетних граждан, т.е. к лицам, которые специально назначены органом опеки и попечительства в целях защиты прав и интересов граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства.
В соответствии с СК РФ родители (усыновители) не относятся к таким специально назначенным лицам, в связи с чем на них не может распространяться требование о предоставлении отчетов об использовании денежных средств, причитающихся их детям в качестве алиментов, пенсий, пособий и иных предоставляемых на содержание детей социальных выплат, предназначенных для удовлетворения текущих нужд и потребностей детей.
В последнее время участились случаи, когда опекуны или попечители детей, проживая с подопечным на территории одного муниципального округа, субъекта Российской Федерации, выезжают в другой район (город), субъект Российской Федерации, где пребывают с ребенком свыше трех месяцев (90 дней) в году.
В целях осуществления эффективного контроля за условиями жизни подопечного в акте органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя рекомендуется указывать, что в случае если опекун (попечитель) с ребенком выбывает из места жительства на срок свыше 90 дней (например, пребывание в загородном доме опекуна, у родственников в другом населенном пункте), он обязан извещать об этом орган опеки и попечительства с указанием адреса, по которому он будет проживать совместно с подопечным. В этом случае орган опеки и попечительства по месту жительства опекуна (попечителя) с ребенком вправе направить запрос в орган опеки и попечительства по месту пребывания опекуна (попечителя) с ребенком с просьбой о проведении обследования условий жизни и воспитания ребенка и предоставлении по его результатам соответствующего акта.
На основании статьи 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) письменные разъяснения налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах дает Министерство финансов Российской Федерации. Также им утверждаются формы расчетов по налогам и формы налоговых деклараций, обязательные для налогоплательщиков, налоговых агентов, а также порядок их заполнения.
Виды доходов, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения), установлены статьей 217 НК РФ.
Вознаграждение опекуну (попечителю) или приемному родителю, исполняющему свои обязанности по договору об осуществлении опеки или попечительства на возмездной основе или по договору о приемной семье, не включено в перечень видов доходов, не подлежащих налогообложению.
Договор об осуществлении опеки или попечительства на возмездной основе (договор о приемной семье) является гражданско-правовым договором.
В соответствии со статьей 152 СК РФ приемной семьей признается опека или попечительство над ребенком или детьми, которые осуществляются по договору о приемной семье, заключаемому между органом опеки и попечительства и приемными родителями или приемным родителем на срок, указанный в этом договоре. К отношениям, возникающим из договора о приемной семье, применяются правила гражданского законодательства о возмездном оказании услуг постольку, поскольку это не противоречит существу таких отношений.
В подпункте 1 пункта 1 статьи 228 НК РФ установлено, что физические лица, получившие вознаграждения от организаций, не являющихся налоговыми агентами, на основе заключенных договоров гражданско-правового характера, самостоятельно исчисляют и уплачивают налог на доходы физического лица (далее - НДФЛ).
Таким образом, действие данной нормы распространяется на случаи, когда вознаграждение выплачивается организацией, не являющейся налоговым агентом.
Если банк, от которого налогоплательщик получил доход за выполненную работу, оказанную услугу по договору гражданско-правового характера, признается налоговым агентом, то он в соответствии со статьей 226 НК РФ обязан исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить в бюджет исчисленную сумму НДФЛ.
Согласно статье 10 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации гражданами Российской Федерации, застрахованными в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ), при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы на обязательное пенсионное страхование.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона N 167-ФЗ на застрахованных лиц, граждан Российской Федерации, распространяется обязательное пенсионное страхование, если они работают по трудовому договору или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг, а также по авторскому и лицензионному договору. При этом право на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации реализуется в случае уплаты страховых взносов.
Суммы страховых взносов, поступившие за застрахованное лицо в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, учитываются на его индивидуальном лицевом счете в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
При этом при определении объекта обложения страховыми взносами и базы для начисления страховых взносов следует руководствоваться нормами Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 7 Федерального закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг.
Таким образом, периоды осуществления опеки или попечительства над ребенком по договору о приемной семье, заключаемому между органом опеки и попечительства и приемными родителями, должны засчитываться в страховой стаж, необходимый для назначения трудовой пенсии.
Что касается налогообложения в отношении единовременного пособия, то следует отметить, что в соответствии с пунктом 1 статьи 217 НК РФ налогообложению не подлежит такой вид дохода физического лица, как государственные пособия, за исключением пособий по временной нетрудоспособности (включая пособие по уходу за больным ребенком), а также иные выплаты и компенсации, выплачиваемые в соответствии с действующим законодательством. В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью является государственным пособием. Таким образом, указанное пособие не подлежит налогообложению.