(Действующий) Письмо Министерства образования и науки РФ от 31 августа 2010 г. N...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
В соответствии с пунктом 1 статьи 123 СК РФ дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче в семью на воспитание (усыновление (удочерение), под опеку или попечительство, в приемную семью либо в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, в патронатную семью), а при отсутствии такой возможности - в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов.
Для помещения ребенка в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, органу опеки и попечительства необходимо издать соответствующий акт (постановление, распоряжение или приказ). При этом в акте должны быть указаны реквизиты организации, в которую ребенок помещается под надзор. В связи с изложенным вопрос о том, в какую организацию будет помещен ребенок, должен решаться до издания акта о помещении ребенка под надзор в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 155.1 СК РФ под устройством детей, оставшихся без попечения родителей, в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, понимается помещение таких детей под надзор в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или в некоммерческие организации, если указанная деятельность не противоречит целям, ради которых они созданы.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона N 48-ФЗ при помещении подопечного под надзор в одну из вышеназванных организаций орган опеки и попечительства освобождает ранее назначенного опекуна или попечителя от исполнения ими своих обязанностей, если это не противоречит интересам подопечного (пункт 1 статьи 39 ГК РФ).
Следует отметить, что термин "помещение под надзор" в Федеральном законе N 48-ФЗ и СК РФ используется исключительно для целей законодательства об опеке и попечительстве и означает возложение на вышеперечисленные организации функций по представительству и защите прав подопечных на содержание, воспитание, образование, всестороннее развитие, а также возложение на эти организации ответственности за вред, причиненный подопечным, в порядке, предусмотренном ГК РФ.
В связи с этим к организациям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся:
а) образовательные организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей) (детские дома, детские дома-школы, школы-интернаты для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей);
б) медицинские организации, осуществляющие деятельность по содержанию, воспитанию и (или) образованию и оказанию медицинской помощи детям раннего возраста (дома ребенка);
в) стационарные учреждения социального обслуживания (детские дома-интернаты для умственно отсталых детей, дома-интернаты для детей с физическими недостатками).
Специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, органов управления социальной защитой населения (социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, социальные приюты для детей, центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей) нельзя отнести к организациям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Также к организациям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нельзя отнести государственные, муниципальные и негосударственные образовательные организации, в том числе образовательные учреждения любого типа, кроме образовательных организаций, на которые в соответствии с законодательством возложены полномочия по содержанию, воспитанию и (или) образованию детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии со статьей 155.1 СК РФ к организациям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которые дети, оставшиеся без попечения родителей, могут быть переданы под надзор, относятся в том числе некоммерческие организации в случаях, когда деятельность таких организаций по содержанию, воспитанию и образованию детей не противоречит целям, ради которых они созданы.
Отдельного внимания заслуживает вопрос о том, можно ли относить к организациям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, религиозные организации.
Согласно положениям Федерального закона от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ "О свободе совести и религиозных объединениях" (далее - Федеральный закон N 125-ФЗ) религиозные объединения создаются в целях совместного исповедания и распространения веры.
Непосредственно религиозная организация (в частности, монастырь) в соответствии со своими уставными целями не может быть отнесена согласно статье 6 Федерального закона N 125-ФЗ к организациям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которые в соответствии с СК РФ устраиваются (передаются под надзор) дети, оставшиеся без попечения родителей, и не может осуществлять функции опекуна (попечителя) в отношении таких детей.
Вместе с тем религиозные организации вправе осуществлять благотворительную деятельность, для чего могут в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, создавать культурно-просветительские организации, образовательные и другие учреждения (статьи 5, 6, 18 Федерального закона N 125-ФЗ), в том числе организации (учреждения) для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Организация для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, учредителем которой выступает религиозная организация, должна соответствовать требованиям, предъявляемым к таким организациям законодательством Российской Федерации, включая требования к порядку помещения детей в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и обеспечению их содержания, воспитания и образования в таких организациях.
Организация (учреждение), в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с требованиями гражданского законодательства не может быть структурным подразделением какой-либо организации, поскольку является самостоятельным юридическим лицом.
Выбор формы устройства несовершеннолетнего, оставшегося без попечения родителей, является исключительной компетенцией органа опеки и попечительства по месту жительства несовершеннолетнего. Основанием для устройства ребенка, оставшегося без попечения родителей, под надзор в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, независимо от ее типа и организационно-правовой формы является акт органа опеки и попечительства.
В соответствии с пунктом 4 статьи 155.1 СК РФ по завершении пребывания ребенка в образовательной организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до достижения им возраста восемнадцати лет исполнение обязанностей опекуна или попечителя этого ребенка возлагается на органы опеки и попечительства.
Таким образом, при поступлении выпускника организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до восемнадцати лет в образовательное учреждение, в том числе в учреждение профессионального образования, функции его законного представителя выполняет орган опеки и попечительства по месту его обучения в указанных образовательных учреждениях.
В то же время, учитывая практическую сложность реализации данного положения Федерального закона N 48-ФЗ, органам опеки и попечительства рекомендуется решать вопрос о назначении таким детям попечителей, в том числе на возмездной основе. Также необходимо осуществлять программы постинтернатной адаптации этих детей, используя практику создания центров постинтернатной адаптации, социальных гостиниц и др.

10. Правовой режим имущества подопечных

Составление описи имущества подопечного

В соответствии с частью 1 статьи 18 Федерального закона N 48-ФЗ опекун или попечитель, за исключением попечителей граждан, ограниченных судом в дееспособности, обязан принять имущество подопечного по описи от лиц, осуществлявших его хранение, в трехдневный срок с момента возникновения своих прав и обязанностей.
Опись имущества подопечного составляется органом опеки и попечительства в присутствии опекуна или попечителя, представителей товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, осуществляющего управление многоквартирным домом, управляющей организации либо органов внутренних дел, а также несовершеннолетнего подопечного, достигшего возраста четырнадцати лет, по его желанию. При составлении описи имущества подопечного могут присутствовать иные заинтересованные лица. Опись имущества подопечного составляется в двух экземплярах и подписывается всеми лицами, участвующими в ее составлении. Один экземпляр описи передается опекуну или попечителю, другой экземпляр описи подлежит хранению в деле подопечного, которое ведет орган опеки и попечительства.
Требования к форме и составу сведений, входящих в опись имущества, законодательством не установлены.
Однако, исходя из практики работы, рекомендуется, чтобы при проведении описи органами опеки и попечительства учитывались:
наименования описываемых предметов из состава имущества подопечного;
характеристики указанных предметов и степень их изношенности по отношению к каждой поименованной единице;
количество предметов;
примерная оценка стоимости каждого предмета.
Кроме того, целесообразно по отношению к каждому описываемому предмету делать примечания (когда и кем куплен, кому принадлежал и др.).
Отдельно необходимо рассмотреть вопросы описи имущества, наследуемого подопечным.
Следует отметить, что вопросы описи наследуемого имущества, в том числе подопечными гражданами, регулируются ГК РФ, а также Основами законодательства Российской Федерации о нотариате, утвержденными Верховным Советом Российской Федерации 11 февраля 1993 г. N 4462-1.
В соответствии с пунктом 4 статьи 1152 ГК РФ принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1172 ГК РФ для охраны наследства нотариус производит опись наследственного имущества в присутствии двух свидетелей, отвечающих требованиям, установленным пунктом 2 статьи 1124 ГК РФ.
Таким образом, имущественные права в отношении наследуемого имущества возникают у подопечного с момента открытия наследства. Опись имущества первоначально производится нотариусом в порядке, установленном приказом Минюста России от 15 марта 2000 г. N 91, утвердившим Методические рекомендации по совершению отдельных видов нотариальных действий нотариусами Российской Федерации.
Органам опеки и попечительства необходимо осуществлять опись наследуемого имущества только в части, принадлежащей непосредственно подопечному.

Предварительное разрешение, затрагивающее осуществление имущественных прав подопечного

В соответствии со статьей 17 и частью 2 статьи 31 Федерального закона N 48-ФЗ суммы пособий и иных выплат, предназначенных для проживания, питания и обеспечения других нужд подопечного, принадлежат самому подопечному и расходуются в порядке, установленном ГК РФ и Федеральным законом N 48-ФЗ.
Опекуны или попечители не имеют права собственности на имущество подопечных, в том числе на причитающиеся подопечным суммы алиментов, пенсий, пособий и иных предоставляемых на содержание подопечных социальных выплат*(6).
Статьей 37 ГК РФ установлено, что суммы алиментов, пенсий, пособий и иных предоставляемых на содержание подопечного социальных выплат, а также доходы, причитающиеся подопечному от управления его имуществом (то есть доходы от обращения данных денежных средств в кредитных организациях), расходуются опекуном или попечителем исключительно в интересах подопечного и с предварительного разрешения органа опеки и попечительства. Опекуну или попечителю также предоставлено право вносить (давать согласие на внесение) денежные средства подопечного в кредитные организации, не менее половины акций (долей) которых принадлежат Российской Федерации (статья 19 Федерального закона N 48-ФЗ).
Одновременно статьей 845 ГК РФ установлено, что банк (иные кредитные организации) обязан принимать и зачислять поступающие на счет, открытый клиенту (владельцу счета), денежные средства и гарантировать право клиента беспрепятственно распоряжаться денежными средствами, имеющимися на его счете. При этом банк (иная кредитная организация) не вправе определять и контролировать направления использования денежных средств клиента либо устанавливать не предусмотренные законом или договором банковского счета ограничения его права распоряжаться денежными средствами по своему усмотрению.
Исходя из изложенного в целях защиты имущественных прав подопечных и осуществления контроля за расходованием средств, причитающихся подопечным в качестве алиментов, пенсий, пособий и иных предоставляемых на их содержание социальных выплат, указанные денежные средства перечисляются на счета, открытые на имя самих несовершеннолетних в кредитных организациях, которые соответствуют требованиям статьи 19 Федерального закона N 48-ФЗ.
При этом на орган опеки и попечительства с момента вступления в силу Федерального закона N 48-ФЗ, т.е. с 1 сентября 2008 г., возлагается обязанность по оформлению и выдаче опекунам или попечителям предварительных разрешений на распоряжение средствами подопечных.
При рассмотрении вопроса о выдаче предварительного разрешения, затрагивающего осуществление имущественных прав подопечного, необходимо отметить, что в отличие от ранее действующего порядка в настоящее время в соответствии с пунктом 1 статьи 37 ГК РФ доходы подопечного, в том числе суммы алиментов, пенсий, пособий и иных предоставляемых на его содержание социальных выплат, а также доходы, причитающиеся подопечному от управления его имуществом, за исключением доходов, которыми подопечный вправе распоряжаться самостоятельно (пункт 2 статьи 26 ГК РФ), расходуются опекуном исключительно в интересах подопечного и с предварительного разрешения органа опеки и попечительства.
Вопросы о сроках действия разрешений, перечне выплат и размере сумм доходов, по которым может выдаваться разрешение, в законодательстве Российской Федерации не урегулированы.
Исходя из анализа законодательства и практики работы органов опеки и попечительства субъектов Российской Федерации целесообразно:
выдавать отдельные разрешения на каждый вид имущества, в том числе на каждый вид доходов подопечного или разрешение на расходование пенсии, причитающейся подопечному;
решать вопрос о сумме, на расходование которой дается разрешение, в каждом конкретном случае исходя из интересов ребенка.