Действующий
Компоненты дизельных двигателей, необходимые для создания перспективных типоразмерных рядов дизелей, производятся не только на предприятиях дизелестроения, но и в других отраслях российской промышленности. Производители дизельных двигателей также имеют свою специализацию. Кроме того, потребители дизельных двигателей и промышленной продукции с их применением не консолидированы и относятся к разным отраслям - судостроение, автомобилестроение, тяжелое транспортное машиностроение, машиностроение средств энергетики, атомная энергетика, топливно-энергетический комплекс.
Анализ Программы показывает, что вопросам развития дизелестроения уделяется недостаточное внимание. Так, в Программе в отношении дизелестроения присутствует лишь одно мероприятие, направленное на создание материалов для систем очистки выхлопных газов дизельных двигателей.
Реализация мероприятий по развитию дизелестроения с применением программно-целевого метода предусматривает создание механизма их координации, а также формирование системы индикаторов и показателей, позволяющих оценить эффективность реализации этих мероприятий.
Анализ рынка дизельных двигателей показывает, что потребителям различных отраслей промышленности прежде всего требуются семейства (типоразмерные ряды) промышленных дизельных двигателей, в том числе включающие среднеоборотные и высокооборотные дизельные двигатели.
рядные дизели и дизель-генераторные установки для маневровых, маневрово-вывозных и горочных локомотивов - в диапазоне мощности 500 - 1500 кВт;
рядные дизели и дизель-генераторные установки малой энергетики и стационарных технологических средств - в диапазоне мощности 500 - 3000 кВт;
V-образные дизели и дизель-генераторные установки для магистральных грузовых и пассажирских локомотивов - в диапазоне мощности 2000 - 3700 кВт;
V-образные дизели для дизель-редукторных агрегатов пропульсивных комплексов судов и кораблей Военно-Морского Флота - в диапазоне мощности 2000 - 5900 кВт;
V-образные дизели и дизель-генераторные установки малой энергетики и стационарных технологических средств - в диапазоне мощности 2000 - 5900 кВт;
V-образные дизели мощностью до 7500 кВт для специальных проектов стационарных энергетических установок атомной энергетики и дизель-редукторных агрегатов судового назначения.
Высокооборотные дизельные двигатели включают дизели в диапазоне мощности 400 - 3000 кВт для самоходного подвижного железнодорожного состава, маневровых тепловозов предприятий промышленности, пропульсивных комплексов судов внутреннего и прибрежного плавания, катеров Военно-Морского Флота, атомных подводных лодок, контейнерных дизельных электростанций малой энергетики. Особая область применения этих дизелей - транспортно-технологические средства, в первую очередь шарнирно-сочлененные самосвалы и самоходные колесные шасси, используемые при монтаже комплексов вооружения, автокранов большой грузоподъемности, а также в качестве специальной техники и тягачей.
Мировой опыт дизелестроения показывает, что технический уровень выпускаемых дизельных двигателей, их многообразие по размерности, эффективным показателям, а также качество и удешевление продукции зависят существенным образом от развитости производства комплектующих и компонентов. За последние годы наметилась явная тенденция опережающего совершенствования и развития компонентов, которое зачастую стимулирует развитие комплектных дизелей.
Таким образом, в рамках подпрограммы следует не только разработать несколько базовых модификаций дизельных двигателей и на их основе - типоразмерные ряды дизельных двигателей для отдельных видов техники, но также разработать и подготовить производство выпуска современных компонентов и систем, в том числе:
высокоэффективных турбокомпрессоров и систем турбонаддува с электронным управлением подачи воздуха в двигатель;
Отдельной проблемой является сложившееся отставание российских предприятий по широкому спектру технологий для получения таких сложных заготовок дизельного производства, как литье из высокопрочных чугунов и чугунов с вермикулярным графитом, стальное литье, биметаллическое литье, а также обработка поверхностей деталей химико-термическим, лазерным, плазменным методами.
Организация таких производств является дорогостоящим проектом и именно в рамках программно-целевого подхода является целесообразной, поскольку это позволяет достаточно четко спрогнозировать загрузку литейного и обрабатывающего производства на плановый период.
III. Характеристика и прогноз развития сложившейся проблемной ситуации без использования программно-целевого метода
Российские дизелестроительные заводы производят дизельные двигатели в ограниченных диапазонах мощности и ориентированы на определенный круг потребителей.
Например, в России отсутствует производство судовых среднеоборотных четырехтактных дизельных двигателей мощностью выше 3700 кВт, используемых в качестве главных двигателей, высокооборотных современных промышленных дизелей в диапазоне мощности 400 - 3000 кВт для судостроения, малой энергетики, транспортно-технологических средств, и ряд других производств.
В то же время ведущие зарубежные фирмы (Caterpillar, Cummins, MAN, MTU, Wartsila и др.) выпускают дизельные двигатели различной размерности в диапазоне мощности от нескольких единиц до 80 тыс. кВт, образующие типоразмерные ряды, в которых объединены унифицированные по конструкции модификации, отличающиеся друг от друга числом цилиндров, частотой вращения, уровнем форсирования, комплектацией и др. Это позволяет, в отличие от российских компаний, существенно расширить предложения по номенклатуре модификаций дизельных двигателей, поднять количественный выпуск, ускорить процесс разработки новых дизельных двигателей и использовать их в качестве силовой установки на любом промышленном или транспортном объекте.
необновляемость продукта, недостаточные объемы научно-исследовательских работ и опытно-конструкторских работ;
сильная изношенность производственной базы. В настоящее время ограничена возможность исправления ситуации косметическими мерами путем текущей модернизации и локальных обновлений, помимо этого требуются новые разработки и значительные инвестиции;
существенно сократившиеся инвестиционные возможности предприятий, недостаточные для обновления и развития продукта, обновления производственной базы;
срок окупаемости инвестиций в развитие дизелестроения, даже при хорошей загрузке производства составляющий около 10 лет, что делает такие инвестиции коммерчески маловыгодными;
отставание в технологии изготовления базовых деталей дизельных двигателей, что снижает показатели их качества.
Имевшее место в 1990 - 2000 годах конкурентное преимущество, обусловленное сравнительно низкими ценами на энергоносители, сырье и оплату труда, к настоящему времени практически исчерпано.
Многочисленные попытки ряда дизелестроительных предприятий создать совместное производство с западными дизелестроительными компаниями пока малоэффективны. Не привели к намеченным результатам попытки освоить производство дизельных двигателей по лицензиям зарубежных фирм. Причина в том, что зарубежные компании соглашаются на передачу лицензионной документации на устаревшие типы двигателей без передачи документации и технологий изготовления компонентов двигателей, запрещая при этом экспорт этих двигателей за пределы России и их применение на специальной технике. Исключение составляет производство малооборотных главных судовых дизельных двигателей, где в силу специфики все производство в мире сосредоточено у лицензиатов трех мировых ведущих компаний - лицензиаров.
Дальнейшее развитие сложившейся ситуации при инерционном сценарии развития российского дизелестроения приведет:
к вытеснению с мирового рынка дизелестроения, в том числе и с внутреннего рынка, российских производителей;
к утрате научно-технического и технологического потенциала страны из-за крайне низкого объема исследований на стратегически важных направлениях научно-технического развития.
Указанные изменения негативно повлияют на обороноспособность и промышленную безопасность страны, создадут угрозу технологической независимости страны в ряде критически важных секторов, потребляющих продукцию дизелестроения. Дизелестроение потеряет не менее 20 тыс. рабочих мест, смежные отрасли в силу мультипликативного эффекта - гораздо большее количество рабочих мест.
Реализуемые на сегодняшний день программы поддержки и развития дизелестроения на КАМАЗе и Ярославском моторном заводе направлены на создание конкретных видов дизельных двигателей для автомобильного транспорта.
Настоящая Концепция не дублирует модификации двигателей внутреннего сгорания, создаваемые в других программах. Таким образом, действующие расходные обязательства в сегменте дизелестроения, на который направлена настоящая Концепция, отсутствуют.
IV. Возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах решения проблемы
инерционный - государственная поддержка предприятий дизелестроения в процессе их постепенной переквалификации в предприятия по обслуживанию ранее поставленной техники с кардинальным сокращением численности персонала. Российские потребители со временем полностью переходят на импортные дизельные двигатели;