Действующий
- активизируется инновационная деятельность и ускоряется внедрение результатов научно-технической деятельности в массовое производство;
- обеспечивается возможность создания вооружения, военной и специальной техники нового поколения, что повысит обороноспособность и безопасность государства, создаст условия для равноправной конкуренции с лучшими образцами ВВСТ армий ведущих мировых держав.
- обеспечивается обновляемость основных фондов организаций электронной отрасли и стимулируется создание современных высокотехнологичных производств;
- создаются крупные и эффективные диверсифицированные структуры (холдинги, концерны), способные конкурировать с лучшими западными фирмами, работающими в области электроники;
- организуется производство массовой интеллектуально насыщенной и конкурентоспособной высокотехнологичной радиоэлектронной продукции и обеспечение разнообразными современными телекоммуникационными услугами, включая радио и телевидение, электронные СМИ.
- увеличится число рабочих мест в электронной отрасли, снизится отток талантливой части научно-технических кадров, повысится спрос на квалифицированные научно-технические кадры, обеспечится привлечение молодых специалистов и ученых и тем самым снизится возрастная структура кадров;
- повысится качество жизни населения, которое приблизится к стандартам высокоразвитых стран мира в связи с интеллектуализацией среды обитания в результате расширения возможности использования электроники и информационных систем.
- будет обеспечено увеличение базы налогообложения за счет значительного повышения объема продаж изделий электронной отрасли.
Для оценки результатов, достигнутых при реализации Стратегии, применяется интегрированная система обобщенной оценки, включающая индикатор и показатели.
Основным индикатором успешной реализации Стратегии принят освоенный в производстве технологический уровень изделий электронной техники. Ожидается, что в организациях электронной промышленности в 2011 г. будет освоен технологический уровень в 0,13-0,09 мкм, что обеспечит создание производственно-технологической базы для выпуска необходимых изделий электронной техники, соответствующей потребностям отечественных потребителей.
Претерпит существенное изменение показатель отражающий увеличение объемов продаж отечественной ЭКБ. В 2006 г. общий объем реализованной микроэлектронной продукции организаций электронной промышленности составил 13,0 млрд. руб. Ожидается, что в 2011 г. аналогичный показатель составит около 45 млрд. руб., в 2015 г. - 105 млрд. руб., а в 2025 г. - около 350 млрд. руб. Темпы роста объемов производства будут сопоставимы с мировыми показателями и соответствовать задаче новой экономической доктрины России по увеличению ВВП. Кроме того, существенно претерпит изменение и показатель оценивающий уровень электронных технологий мирового уровня, внедренных в отечественных организациях. Изменения индикатора и показателей реализации Стратегии приведены ниже в таблицах 3, 4 и 5.
┌─────────────┬─────────────┬──────────────┬──────────────┬─────────────┐
│ 2007 год │ 2008 год │ 2009 год │ 2010 год │ 2011 год │
├─────────────┴─────────────┴──────────────┴──────────────┴─────────────┤
│ 0,18 мкм 0,18 мкм 0,13 мкм 0,13 мкм 0,09 мкм │
├─────────────┬─────────────┬──────────────┬──────────────┬─────────────┤
│ 2012 год │ 2013 год │ 2014 год │ 2015 год │ 2025 год │
├─────────────┴─────────────┴──────────────┴──────────────┴─────────────┤
│ 0,09 мкм 0,09 мкм 0,065 мкм 0,065 мкм 0,018 мкм │
└───────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
┌─────────────┬─────────────┬──────────────┬──────────────┬─────────────┐
│ 2007 год │ 2008 год │ 2009 год │ 2010 год │ 2011 год │
├─────────────┴─────────────┴──────────────┴──────────────┴─────────────┤
│19 млрд. руб. 25 млрд. руб. 31 млрд. руб. 38 млрд. руб. 45 млрд. руб.│
├─────────────┬─────────────┬──────────────┬──────────────┬─────────────┤
│ 2012 год │ 2013 год │ 2014 год │ 2015 год │ 2025 год │
├─────────────┴─────────────┴──────────────┴──────────────┴─────────────┤
│56 млрд. руб. 68 млрд. руб. 84 млрд. руб. 105 млрд. руб. 350 млрд. руб│
└───────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
┌─────────────┬─────────────┬──────────────┬──────────────┬─────────────┐
│ 2007 год │ 2008 год │ 2009 год │ 2010 год │ 2011 год │
├─────────────┴─────────────┴──────────────┴──────────────┴─────────────┤
│ 1-2 5-6 5-6 7-8 9-12 │
├─────────────┬─────────────┬──────────────┬──────────────┬─────────────┤
│ 2012 год │ 2013 год │ 2014 год │ 2015 год │ 2025 год │
├─────────────┴─────────────┴──────────────┴──────────────┴─────────────┤
│ 10-12 10-12 12-14 12-14 25-30 │
└───────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
Направления решения проблемы развития отечественной электронной промышленности могут базироваться в рамках активного сценария на двух стратегических вариантах:
1. Государственная монополизация собственности организаций электронной отрасли и централизованное управление отраслью.
2. Государственно-частное партнерство в развитии отрасли, расширение всех форм международного кооперационного сотрудничества с учетом ключевых интересов государства.
Выбор того или иного варианта стратегического развития влияет на организационную структуру управления реализацией стратегии и уровень достижения результата.
Выбор этого варианта означает, что ответственность за успех или неуспех в достижении амбициозной цели сокращения отставания отечественной электроники от мирового уровня практически целиком ложится на государство.
В этом случае государство берет на себя функции определения номенклатуры производимой продукции для государственных нужд, ответственность за правильность этого определения и, соответственно, за достигаемые результаты.
На бюджет ложится обязанность финансирования не только фундаментальных исследований и опережающих разработок "прорывных" продуктов, но и опытно-конструкторских разработок, подготовки производства, а также системы поддержания эксплуатации и последующей утилизации всего ряда продуктов.
Главным негативным моментом в случае выбора этого варианта является относительно малая доля закупок самого государства в общем объеме сбыта электронной промышленности и, как следствие, отсутствие реальной мотивации государства в развитии чисто коммерческих направлений отрасли, которые должны приносить основной объем доходов и обеспечивать необходимый приток капитала для расширения производства, как это делается в мировой практике.
Кроме того, неизбежным последствием принятия такого решения станет фактическая национализация электронной отрасли и резкое увеличение потребности в ресурсном обеспечении такого варианта развития отрасли со стороны государства.
Дополнительным риском этого варианта стратегии развития отрасли является потеря интереса частных собственников к бизнесу в сфере электроники и использования ЭКБ для других отраслей вследствие невозможности влиять на принятие решений при перераспределении ресурсов для реализации тех или иных коммерческих проектов. В свою очередь, государство не будет заинтересовано в развитии коммерческих направлений, и отсутствие такого интереса может негативно сказаться на привлечении инвесторов. В результате доходные сферы бизнеса могут оказаться невостребованными и останутся без развития.
Совокупность отмеченных негативных факторов делает достижение ожидаемого результата при выборе первого варианта развития отрасли мало реалистичным.
Альтернативным способом решения проблемы антикризисного развития электронной отрасли является объединение усилий государства и частного бизнеса (отечественного и зарубежного).
Партнерство с зарубежным бизнесом является в данном случае определяющим, так как именно зарубежные фирмы и организации являются лидерами данного направления в мире. Только они обладают необходимыми технологиями и опытом организации данного вида производств, а также их эффективной коммерческой эксплуатации.
Предлагаемая в рамках этого варианта модель развития основана на принципах тесного взаимодействия государства и частного бизнеса, в том числе и зарубежного, и позволяет эффективно сочетать государственные возможности концентрации ресурсов, использование различных преференций с мотивированностью частных собственников в отношении конечных результатов развития электронной отрасли.