Действующий
- В области обеспечивающих работ проведены аналитические исследования по разработке классификации и определению приоритетных направлений развития СФ-блоков и СБИС типа "система на кристалле" для стратегически значимых радиоэлектронных систем.
- В рамках федеральной целевой программы "Реформирование и развитие оборонно-промышленного комплекса" (2002-2006 гг.) проводились в основном работы институционального характера, направленные на реформирование структуры радиоэлектронного комплекса.
Однако, несмотря на данные отдельные положительные результаты, следует признать, что российская электроника находится в кризисном состоянии.
Проблема глобального отставания отечественной электроники явилась следствием отсутствия целенаправленной государственной научно-технической политики в электронной промышленности России, пассивностью и неподготовленностью государства к реформированию отрасли в условиях действия рыночных механизмов хозяйствования.
Непринятие мер по устранению этой проблемы (инерционный сценарий) наиболее вероятно приведет к следующим последствиям:
1. Продолжится отставание отечественной электроники от мирового уровня, которое достигнет критического значения. Увеличится технологический разрыв, что в свою очередь приведет к отставанию тактико-технических параметров отечественных радиоэлектронных военных комплексов обнаружения, управления, связи, разведки и др., а значит неминуемо негативно отразится на состоянии обороноспособности страны.
2. Не будет обеспечена информационная и экономическая безопасность государства в связи с обвальным использованием в стратегических системах управления, обработки и защиты информации, борьбы с помехами, электронного противодействия, средствах массовой информации и др. импортной элементной базы.
3. России придется смириться с завоеванием отечественного рынка импортной электронной техникой, прежде всего телевизионной (в т.ч. цифровой), связной, автомобильной, навигационной, медицинской, коммунальной, бытовой.
4. Невозможно будет развивать другие отрасли промышленности, снизится конкурентоспособность их продукции, а значит поставится под угрозу возможность активного перехода к инновационной экономике (экономике "знаний").
Единственная возможность преодоления кризиса отечественной электроники связана с реализацией активного сценария на всех стадиях реализации Стратегии, а именно, с принятием государством продуманной и взвешенной протекционистской политики в решении структурных и технологических проблем электронной промышленности, оказании необходимой финансовой помощи для развития нового уровня технологического и производственного базиса.
Именно активный сценарий реализации Стратегии позволит решить комплекс проблем стоящих перед электронной промышленностью. Во-первых, будет ликвидирована структурная диспропорция электронной промышленности, связанная с несоответствием масштаба и структуры отрасли, ее научно-технического и производственного потенциала объему и структуре платежеспособного спроса на основную продукцию отрасли. Во-вторых, добиться комплексного развития отрасли и ликвидировать одностороннее развитие, связанное с развитием спецтехники. В-третьих, устранить несовершенство отечественного законодательства и финансовой инфраструктуры электронной промышленности.
Результативность преодоления кризиса будет определяться правильным установлением отношений между государством и бизнесом на принципах государственно-частного партнерства.
Базисом и основой планирования и реализации намечаемых мер по подъему российской электроники должен стать программно-целевой подход с обязательным участием государства, успешно использованный для решения аналогичных задач в ведущих странах мира - США, Японии, Китае, ЕС и др.
Ожидаемый результат - решение проблемы снижения уровня отечественного технологического отставания от мирового уровня, повышение востребованности отечественной электронной промышленности продукции на внутреннем и мировом рынках сбыта.
- значительно сокращается технологическое отставание российской электронной промышленности от мирового уровня;
- обеспечиваются существенно большие возможности для развития всех отраслей промышленности, и осуществляется переход к экономике "знаний";
- создаются условия для более эффективной реализации национальных проектов, объявленных Президентом;
- создается рыночно-ориентированная инфраструктура электронной промышленности с учетом реструктуризации бизнеса в этой области (системоориентированные центры проектирования, дизайн-центры, "кремниевые фабрики" и т.д.);
- активизируется инновационная деятельность и ускоряется внедрение результатов научно-технической деятельности в массовое производство;
- обеспечивается возможность создания вооружения, военной и специальной техники нового поколения, что повысит обороноспособность и безопасность государства, создаст условия для равноправной конкуренции с лучшими образцами ВВСТ армий ведущих мировых держав.
- обеспечивается обновляемость основных фондов организаций электронной отрасли и стимулируется создание современных высокотехнологичных производств;
- создаются крупные и эффективные диверсифицированные структуры (холдинги, концерны), способные конкурировать с лучшими западными фирмами, работающими в области электроники;
- организуется производство массовой интеллектуально насыщенной и конкурентоспособной высокотехнологичной радиоэлектронной продукции и обеспечение разнообразными современными телекоммуникационными услугами, включая радио и телевидение, электронные СМИ.
- увеличится число рабочих мест в электронной отрасли, снизится отток талантливой части научно-технических кадров, повысится спрос на квалифицированные научно-технические кадры, обеспечится привлечение молодых специалистов и ученых и тем самым снизится возрастная структура кадров;
- повысится качество жизни населения, которое приблизится к стандартам высокоразвитых стран мира в связи с интеллектуализацией среды обитания в результате расширения возможности использования электроники и информационных систем.
- будет обеспечено увеличение базы налогообложения за счет значительного повышения объема продаж изделий электронной отрасли.
Для оценки результатов, достигнутых при реализации Стратегии, применяется интегрированная система обобщенной оценки, включающая индикатор и показатели.
Основным индикатором успешной реализации Стратегии принят освоенный в производстве технологический уровень изделий электронной техники. Ожидается, что в организациях электронной промышленности в 2011 г. будет освоен технологический уровень в 0,13-0,09 мкм, что обеспечит создание производственно-технологической базы для выпуска необходимых изделий электронной техники, соответствующей потребностям отечественных потребителей.
Претерпит существенное изменение показатель отражающий увеличение объемов продаж отечественной ЭКБ. В 2006 г. общий объем реализованной микроэлектронной продукции организаций электронной промышленности составил 13,0 млрд. руб. Ожидается, что в 2011 г. аналогичный показатель составит около 45 млрд. руб., в 2015 г. - 105 млрд. руб., а в 2025 г. - около 350 млрд. руб. Темпы роста объемов производства будут сопоставимы с мировыми показателями и соответствовать задаче новой экономической доктрины России по увеличению ВВП. Кроме того, существенно претерпит изменение и показатель оценивающий уровень электронных технологий мирового уровня, внедренных в отечественных организациях. Изменения индикатора и показателей реализации Стратегии приведены ниже в таблицах 3, 4 и 5.
┌─────────────┬─────────────┬──────────────┬──────────────┬─────────────┐
│ 2007 год │ 2008 год │ 2009 год │ 2010 год │ 2011 год │
├─────────────┴─────────────┴──────────────┴──────────────┴─────────────┤
│ 0,18 мкм 0,18 мкм 0,13 мкм 0,13 мкм 0,09 мкм │
├─────────────┬─────────────┬──────────────┬──────────────┬─────────────┤
│ 2012 год │ 2013 год │ 2014 год │ 2015 год │ 2025 год │
├─────────────┴─────────────┴──────────────┴──────────────┴─────────────┤
│ 0,09 мкм 0,09 мкм 0,065 мкм 0,065 мкм 0,018 мкм │
└───────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
┌─────────────┬─────────────┬──────────────┬──────────────┬─────────────┐
│ 2007 год │ 2008 год │ 2009 год │ 2010 год │ 2011 год │
├─────────────┴─────────────┴──────────────┴──────────────┴─────────────┤
│19 млрд. руб. 25 млрд. руб. 31 млрд. руб. 38 млрд. руб. 45 млрд. руб.│
├─────────────┬─────────────┬──────────────┬──────────────┬─────────────┤
│ 2012 год │ 2013 год │ 2014 год │ 2015 год │ 2025 год │
├─────────────┴─────────────┴──────────────┴──────────────┴─────────────┤
│56 млрд. руб. 68 млрд. руб. 84 млрд. руб. 105 млрд. руб. 350 млрд. руб│
└───────────────────────────────────────────────────────────────────────┘