Утративший силу

Ведомственные строительные нормы ВСН 24-88 "Технические правила ремонта и содержания автомобильных дорог" (утв. Минавтодором РСФСР 29 июня 1988 г.)

Срок введения в действие 1 января 1989 г.
Взамен ВСН 24-75

Общие положения

1. Настоящие Технические правила распространяются на автомобильные дороги общего пользования и являются обязательными для дорожно-эксплуатационных организаций Минавтодоров (Минавтошосдоров) союзных республик при условии их утверждения или введения в действие соответствующим министерством.
2. Автомобильные дороги общего пользования являются составной частью транспортной системы страны и представляют собой комплекс сооружений, предназначенных для обеспечения круглогодичного, непрерывного, комфортного, удобного и безопасного движения автомобилей с расчетной нагрузкой и установленными скоростями.
3. Автомобильные дороги должны быть обустроены объектами сервиса и оборудованы средствами технического регулирования и обеспечения безопасности движения согласно требованиям действующих стандартов, нормам и правилам, а также положениям настоящего документа.
4. Для обеспечения необходимого транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог организуется дорожная служба. Виды и состав работ, выполняемых дорожной службой, определены действующей Классификацией работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог.
5. Конечной целью деятельности дорожно-эксплуатационной службы является поддержание и непрерывное повышение технического уровня и эксплуатационного состояния дорог в соответствии с ростом интенсивности движения и нагрузки на дороги при минимальных затратах трудовых, материально-технических и энергетических ресурсов на ремонт и содержание дорог и тем самым повышение темпов роста производительности и эффективности работы автомобилей, снижение себестоимости перевозок, необходимых для перевода автомобильного транспорта на интенсивный путь развития.
6. Нарушение должностными лицами, осуществляющими работы по ремонту и содержанию автомобильных дорог и сооружений на них, положений "Технических правил" влечет за собой по действующему законодательству дисциплинарную, административную, а в соответствующих случаях и уголовную ответственность.
7. В развитие и дополнение Технических правил могут издаваться инструкции, технические и методические указания, пособия, рекомендации и другие нормативно-технические документы, согласованные с НПО Росдорнии как головной научной организацией в области ремонта и содержания дорог и утвержденные в установленном порядке.

Требования к транспортно-эксплуатационному состоянию автомобильных дорог

1.1. К основным транспортно-эксплуатационным показателям автомобильной дороги относятся: обеспеченная скорость, пропускная способность, уровень загрузки ее движением, непрерывность, комфортность и безопасность движения, способность пропускать автомобили и автопоезда с осевой нагрузкой и грузоподъемностью (или общей массой), соответствующими категориями дороги.
1.2. Основными параметрами и характеристиками, определяющими транспортно-эксплуатационные показатели дороги, являются:
геометрические параметры, к которым относятся ширина проезжей части и краевых укрепленных полос, общая и укрепленная ширина обочин, продольные уклоны, радиусы кривых в плане и профиле, уклоны виражей и расстояние видимости;
прочность и состояние дорожной одежды проезжей части и обочин;
ровность и сцепление покрытий проезжей части и обочин;
состояние земляного полотна;
состояние и работоспособность водоотвода;
габариты, грузоподъемность и состояние мостов, путепроводов и других искусственных сооружений;
состояние элементов инженерного оборудования и обустройства дороги.
1.3. Скорость движения автомобилей оценивается по эксплуатационному коэффициенту обеспеченности расчетной скорости , который представляет собой отношение фактической максимальной скорости движения на каждом участке эксплуатируемой дороги к расчетной скорости для данной категории дороги и рельефа местности , принятой в соответствии со СНиП 2.05.02-85.
1.3.1. По техническому уровню, эксплуатационному состоянию и организации движения автомобильные дороги должны обеспечивать возможность безопасного движения одиночных автомобилей при благоприятных погодных условиях с максимальными скоростями, близкими к расчетным ( ) соответствующей категории, установленной для эксплуатируемой дороги, утвержденной технической документацией. В неблагоприятных погодно-климатических условиях допускается снижение обеспечиваемой максимальной скорости по отношению к расчетной, но не ниже значений, приведенных в табл.1.1.
1.3.2. Участки с от 0,5 до 0,75 в неблагоприятные для дорог периоды года требуют усиленного содержания и последующего улучшения, а участки с до 0,5 подлежат первоочередной перестройке.
┌───────────────────┬───────────────────────────────────────────────────┐
│ Условия погоды и │ Допустимые значения обеспеченной максимальной │
│ рельефа местности │ скорости движения, км, для категории дорог │
│ ├───────────────────────────────────────────────────┤
│ │ IA IБ II III IV V
├───────────────────┼────────┬────────┬───────┬────────┬───────┬────────┤
│При благоприятных│ │ │ │ │ │ │
│погодных условиях: │ │ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │ │
│а) на основном│120-150 │100-120 │100-120│ 100 │ 80 │ 60 │
│протяжении дороги │ │ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │ │
│б) на трудных│100-120 │ 90-100 │90-100 │ 80 │ 60 │ 40 │
│участках │ │ │ │ │ │ │
│пересеченной │ │ │ │ │ │ │
│местности │ │ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │ │
│в) на трудных│ 75-80 │ 60 │ 60 │ 50 │ 40 │ 30 │
│участках горной│ │ │ │ │ │ │
│местности │ │ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │ │
│В неблагоприятных│ │ │ │ │ │ │
│погодных условиях: │ │ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │ │
│а) на основном│ 90-100 │ 80-90 │ 80-90 │ 75 │ 60 │ 45 │
│протяжении дороги │ │ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │ │
│б) на трудных│ 80-90 │ 70-75 │ 70-75 │ 60 │ 45 │ 30 │
│участках │ │ │ │ │ │ │
│пересеченной │ │ │ │ │ │ │
│местности │ │ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │ │
│в) на трудных│ 60 │ 45 │ 45 │ 40 │ 30 │ 20 │
│участках горной│ │ │ │ │ │ │
│местности │ │ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │ │
│В исключительных│ │ │ │ │ │ │
│случаях при│ │ │ │ │ │ │
│неблагоприятных │ │ │ │ │ │ │
│погодных условиях: │ │ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │ │
│а) на основном│ 60-75 │ 50-60 │ 50-60 │ 50 │ 40 │ 30 │
│протяжении дороги │ │ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │ │
│б) на трудных│ 60 │ 50 │ 50 │ 40 │ 30 │ 20 │
│участках │ │ │ │ │ │ │
│пересеченной │ │ │ │ │ │ │
│местности │ │ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │ │
│в) на трудных│ 40 │ 30 │ 35 │ 25 │ 20 │ 20 │
│участках горной│ │ │ │ │ │ │
│местности │ │ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │ │
│ Примечания. 1. Допустимые значения скоростей установлены из│
│условия снижения обеспечиваемой максимальной скорости по отношению к│
│расчетной не более чем на 25% (К_рсэ >= 0,75) в осенне-весенний и│
│зимний периоды года и, как исключение, не более чем на 50% (К_рсэ >=│
│0,5) во время сильных дождей, туманов, пыльных бурь, штормовых ветров,│
│на участках пучин, а также во время гололеда, метелей и сильных│
│снегопадов. │
│ 2. К трудным участкам пересеченной местности относят рельеф,│
│прорезанный часто чередующимися глубокими долинами с разницей отметок│
│долин и водоразделов более 50 м на расстоянии не более 0,5 км с│
│боковыми глубокими балками и оврагами с неустойчивыми склонами. К│
│трудным участкам горной местности относят участки перевалов через│
│горные хребты и участки горных ущелий со сложными сильно изрезанными│
│или неустойчивыми склонами. │
└───────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
1.4. Уровень загрузки дороги движением Z определяют как отношение фактической интенсивности, приведенной к легковому автомобилю (N, авт/ч), к пропускной способности (Р, авт/ч). Величина Z не должна превышать значений, приведенных в табл.1.2.
Таблица 1.2
┌───────────────────────────────────────────────────────────┬───────────┐
│ Характеристика участков дороги │Значение Z,│
│ │ не более │
├───────────────────────────────────────────────────────────┼───────────┤
│Подъезды к аэропортам, железнодорожным станциям, морским и│ 0,5 │
│речным причалам и пристаням (дороги категорий IA, IБ и II) │ │
│ │ │
│Внегородские автомобильные магистрали (дороги категории IA)│ 0,6 │
│ │ │
│Входы в города, обходы и кольцевые дороги вокруг больших│ 0,65 │
│городов (дороги категорий IБ, II к III) │ │
│ │ │
│Автомобильные дороги II и III категорий │ 0,7 │
│ │ │
│ Примечание. В неблагоприятные для дорог периоды года допускается│
│увеличение уровня загрузки, но не более чем на 15%. │
└───────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
1.4.1. Пропускную способность и уровень загрузки движением проверяют на дорогах и участках дорог с фактической интенсивностью более 4 тыс.авт./сут в физических единицах при состоянии дорог и условиях движения, характерных для летнего, осенне-весеннего и зимнего периодов года. На дорогах и участках дорог с меньшей интенсивностью движения указанные показатели не проверяют.
1.4.2. Состояние искусственного сооружения по пропускной способности транспортных средств характеризуется отношением фактического расстояния между бордюром или ограждениями (габаритов для тоннелей) к нормальной величине, установленной для категории дороги. Отношение 0,95 и более характеризует соответствие сооружения нормам пропускной способности.
1.5. Состояние безопасности движения на дороге оценивают коэффициентом происшествий И, коэффициентом аварийности (для участков дороги в равнинной и холмистой местности) и разницей коэффициентов (на соседних участках в горной местности, если дорога проложена перевальным ходом и уклоны более , а радиус менее 300 м) и коэффициентом безопасности . Коэффициенты аварийности и коэффициенты безопасности определяют отдельно для летнего, осенне-весеннего и зимнего периодов года. Характеристика участков дорог по опасности движения и допустимые значения коэффициентов И, и приведены в табл.1.3.
На участках дороги в равнинной и холмистой местности с , а также на участках дороги в горной местности с разницей между соседними участками более , или при значениях необходимо выполнение работ по повышению безопасности движения. При ремонте или реконструкции такие участки подлежат переустройству в первую очередь.
Таблица 1.3
┌─────────────────────────┬─────────────────────────────────────────────┐
│ Коэффициенты │ Степень опасности участков дороги │
│ ├──────────┬──────────────┬─────────┬─────────┤
│ │Не опасный│ Малоопасный │ Опасный │ Очень │
│ │ │ │ │ опасный │
├─────────────────────────┼──────────┼──────────────┼─────────┼─────────┤
│И │ 0,4 │ 0,4-0,8 │ 0,8-1,2 │ 1,2 │
│ │ │ │ │ │
│К_а (для участков дорог в│ 0-10 │ 10-20 │ 20-40 │ 40 │
│равнинной и холмистой│ │ │ │ │
│местности) │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │
│Разница в коэффициентах│ 20 │ 20-40 │ 40-100 │ 100 │
│К_а соседних участков│ │ │ │ │
│(для горной местности), %│ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │
│К_б │ 0,8 │ 0,6-0,8 │ 0,4-0,6 │ 0,4 │
└─────────────────────────┴──────────┴──────────────┴─────────┴─────────┘
1.5.1. Безопасность движения автомобилей по мостам, путепроводам, тоннелям и наплавным мостам считается обеспеченной, если их габариты и состояние покрытия соответствуют требованиям категории дороги, а ограждения находятся в исправном состоянии. К тоннелям дополнительно предъявляются требования по обеспеченности необходимым уровнем освещения и вентиляции, устанавливаемыми соответствующими нормативными документами.
1.6. Геометрические параметры (продольный и поперечный профили, высота насыпи, радиусы кривых, ширина проезжей части и обочин, габариты искусственных сооружений) должны соответствовать нормам, установленным для данной категории дороги (участка дороги). Отклонения фактических размеров не должны превышать требований соответствующих нормативных документов.
1.6.1. Отклонения ширины покрытия от проектных размеров в меньшую сторону не должны превышать: для цементобетонных покрытий 5 см, для асфальтобетонных и других типов покрытий 10 см.
1.6.2. Кромки покрытий проезжей части, краевых укрепленных полос и укрепленных обочин должны быть ровными в плане, иметь правильные и четкие очертания без изломов, разрушений и деформаций.
1.7. Прочность дорожной одежды оценивается коэффициентом запаса прочности , который представляет собой отношение фактического модуля упругости дорожной конструкции к требуемому по условиям движения в процессе эксплуатации и должен быть равен или больше единицы ( ).
1.7.1. При оценке прочности требуемые модули упругости нежестких дорожных одежд назначают с учетом действующих норм межремонтных сроков службы одежд, величины расчетной нагрузки и интенсивности движения расчетных автомобилей, типа покрытия, дорожно-климатической зоны, грунтово-гидрологических условий, общей толщины дорожной одежды, ее конструкции и эксплуатационной надежности на обследуемом участке в соответствии с действующей инструкцией по проектированию нежестких одежд.
1.7.2. Для дорожных одежд с цементобетонными покрытиями допускается использовать в качестве показателя прочности величину растягивающего напряжения при изгибе покрытия. В этом случае условие прочности с учетом интенсивности и состава движения определяется в соответствии с действующей инструкцией по проектированию жестких дорожных одежд.
1.7.3. Дорожные одежды на дорогах I - III категорий должны иметь прочность, обеспечивающую в расчетный период беспрепятственный пропуск автомобилей с осевой нагрузкой 10 тс (100 кН), на дорогах IV и V категорий с твердым покрытием до 6 тс (60 кН).
При ремонте (усилении) дорог IV и V категорий прочность дорожных одежд должна быть доведена под нагрузку 10 тс (100 кН).
1.8. Обочины дороги должны быть укреплены согласно положениям соответствующих нормативных документов с учетом местных грунтовых, гидрологических и климатических условий, иметь уклоны, способствующие быстрому отводу поверхностных вод. Прочность слоев укрепления должна соответствовать составу транспортного потока и обеспечивать заезд и остановку автомобилей без существенных деформаций и разрушения слоев укрепления. Прочность считается достаточной, если отношение ее фактического значения к требуемому по условиям движения в процессе эксплуатации не менее 0,85. Не допускается образование уступа и колей в местах сопряжения обочин с покрытием проезжей части.
1.9. Состояние покрытия проезжей части дорог по ровности оценивается коэффициентом ровности , представляющим собой отношение предельно допустимых значений ровности к фактическому. Покрытие по ровности удовлетворяет условиям эксплуатации, если . Предельно допустимые значения ровности приведены в табл.1.4.
Таблица 1.4
┌─────────────┬───────────┬──────────┬──────────────────────────────────┐
│Интенсивность│ Категория │ Тип │ Предельно допустимые состояния │
│ движения, │ дороги │ дорожной │ покрытия по ровности │
│ авт./сут │ │ одежды │ │
│ │ ├──────────┼────────────────────┬─────────────┤
│ │ │ │Показатель ровности,│ Количество │
│ │ │ │ см/км │просветов под│
│ │ │ ├────────┬───────────┤ 3-метровой │
│ │ │ │ по │ по │ рейкой, │
│ │ │ │прибору │толчкомеру │ превышающих │
│ │ │ │ ПКРС-2 │ ТХК-2 │ указанные в │
│ │ │ │ │ │ СНиП
│ │ │ │ │ │3.06.03-85, %│
├─────────────┼───────────┼──────────┼────────┼───────────┼─────────────┤
│7000 │ I │Капиталь- │ 540 │ 100 │ 6 │
│ │ │ ный │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │
│3000-7000 │ II │ " │ 660 │ 120 │ 7 │
│ │ │ │ │ │ │
│1000-3000 │ III │ " │ 860 │ 170 │ 9 │
│ │ │ │ │ │ │
│ │ │Облегчен- │ 1100 │ 240 │ 12 │
│ │ │ ный │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │
│500-1000 │ IV │ " │ 1200 │ 265 │ 14 │
│ │ │ │ │ │ │
│200-500 │ │Переходный│ - │ 340 │ - │
│ │ │ │ │ │ │
│До 200 │ V │ " │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │
│ │ │ Низший │ - │ 510 │ - │
│ │ │ │ │ │ │
│ Примечание. Допускаемые значения ровности по толчкомеру ТХК даны│
│применительно к автомобилю УАЗ-452. │
└───────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
Таблица 1.5
┌─────────────────┬────────────────────┬────────────────────────────────┐
│Условия движения │ Коэффициент │ Средняя глубина впадин │
│ по СНиПу │ сцепления при │ шероховатости, мм, для дорог в │
│ │ скорости 60 км/ч │ дорожно-климатических зонах │
│ │ ├───────────────┬────────────────┤
│ │ │ I и V │ II-IV │
├─────────────────┼────────────────────┼───────────────┼────────────────┤
Легкие │ 0,35/0,28 │ 0,30 │ 0,35 │
│ │ │ │ │
Затрудненные │ 0,40/0,30 │ 0,35 │ 0,40 │
│ │ │ │ │
Опасные │ 0,45/0,32 │ 0,40 │ 0,45 │
│ │ │ │ │
│ Примечания. 1. Сцепные качества покрытий следует считать│
│удовлетворительными при условии соблюдения обоих параметров. 2. В│
│знаменателе приведены значения коэффициента сцепления, полученные при│
│измерении гладкой шиной (без протектора). │
└───────────────────────────────────────────────────────────────────────┘