Утративший силу
Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзоруот 23 апреля 2008 г. N 261 "Об утверждении Порядка проведения технического расследования причин аварий и инцидентов на объектах, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору"
В соответствии с Положением о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 401 (Собрание законодательства Российской Федерации, N 32, 9 августа 2004 г., ст. 3348), приказываю:
1. Утвердить прилагаемый Порядок проведения технического расследования причин аварий и инцидентов на объектах, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (
постановление Федерального горного и промышленного надзора России (Госгортехнадзора России) от 8 июня 1999 г. N 40 "Об утверждении Положения о порядке технического расследования причин аварий на опасных производственных объектах" (Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, N 30, 26 июля 1999 г., зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 2 июля 1999 г., N 1819) после введения в действие настоящего приказа.
2. Считать не подлежащим применению Порядок
проведения технического расследования причин аварий и инцидентов на объектах, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору
(РД-03-28-2008)
Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (Собрание законодательства Российской Федерации N 30, 28.07.1997, ст. 3588);
Федерального закона от 21.11.1995 N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" (Собрание законодательства Российской Федерации N 48, 27.11.1995, ст. 4552);
Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (Собрание законодательства Российской Федерации N 13, 31.03.2003, ст. 1177);
Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" (Собрание законодательства Российской Федерации N 30, 28.07.1997, ст. 3589);
Федерального закона от 09.01.1996 N 3-ФЗ "О радиационной безопасности населения" (Собрание законодательства Российской Федерации N 3, 15.01.1996);
Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (Собрание законодательства Российской Федерации N 2, 14.01.2002, ст. 133);
Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации N 1 (ч. I), 03.01.2005, ст. 16);
иных нормативных правовых актов Российской Федерации и руководящих документов Службы в установленной сфере деятельности.
*(1) Службы и ее территориального органа, осуществляющего надзор за объектом, вышестоящего органа или организации (при наличии таковых), органа местного самоуправления, государственной инспекции труда по субъекту Российской Федерации, профсоюзной организации, страховой компании, с которой заключен договор страхования ответственности рисков за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу других лиц и окружающей природной среде в случае аварии, территориального органа прокуратуры.
1.5.1. незамедлительное, в соответствии с установленным ее руководителем порядком передачи информации о таких происшествиях (авариях, в том числе о несчастных случаях, происшедших в результате аварии), информирование об аварии
При наличии несчастного случая (тяжелого, группового, со смертельным исходом), происшедшего в результате аварии на объекте, поднадзорном Службе, сообщение включает в себя наряду с формой оперативного сообщения об аварии*(1) форму оперативного сообщения о несчастном случае (тяжелом, групповом, со смертельным исходом)*(2).
Передача оперативного сообщения о происшедшей аварии осуществляется по факсу либо при отсутствии такой возможности устно по телефону;
В случае невозможности сохранения обстановки на месте аварии обеспечивается ее документирование (фотографирование, видео- и аудиозапись и др.) к началу проведения работ по локализации и ликвидации аварии, обеспечение сохранности и передачи указанных материалов специальной комиссии по техническому расследованию причин аварии;
пунктом 1.5 настоящего Порядка, руководитель организации, эксплуатирующей поднадзорный Службе объект, или лицо, его замещающее, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
1.6. За бездействие в случае возникновения аварии или непринятие конкретных мер по локализации и снижению негативного воздействия последствий аварии, в том числе невыполнение требований, предусмотренных II. Порядок работы комиссии по техническому расследованию причин аварии на опасном производственном объекте, объекте энергетики и гидросооружении*(3)
*(3) направлено на установление обстоятельств и причин аварии, размера причиненного вреда, ответственных лиц, виновных в происшедшей аварии, а также на разработку мер по устранению ее последствий и профилактических мероприятий по предупреждению аналогичных аварий на данном и других поднадзорных Службе объектах.
2.1. Техническое расследование причин аварии на опасном производственном объекте, объекте энергетики и гидросооружении
Аварии и инциденты, приведшие к чрезвычайным ситуациям, классификация которых определена постановлением Правительства Российской Федерации от 21.05.2007 N 304 "О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (Собрание законодательства Российской Федерации N 22, 28.05.2007, ст. 2640), расследуются как чрезвычайные ситуации.
При наличии несчастного случая (тяжелого, группового, со смертельным исходом), происшедшего в результате аварии, установление причин несчастного случая (тяжелого, группового, со смертельным исходом) осуществляется в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, N 1, (часть I), 07.01.2002, ст. 3) и "Положением об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях", утвержденным постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 24.10.2002 N 73, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 05.12.2002 N 3999.
В состав комиссии по техническому расследованию причин аварии на опасном производственном объекте включаются (по согласованию) представители субъекта Российской Федерации и (или) органа местного самоуправления, на территории которых располагается опасный производственный объект, организации, эксплуатирующей опасный производственный объект (но не более 50% членов комиссии), вышестоящего органа (организации) (при наличии таковых), профсоюзных организаций, страховых компаний и других организаций в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
При аварии, происшедшей на опасном производственном объекте, связанной с выбросом или разливом опасных веществ, в состав комиссии по техническому расследованию причин аварии входит инспектор отдела экологического надзора, а также для уточнения данных о последствиях аварии и уровнях загрязнения привлекаются в качестве экспертов специалисты центров лабораторного анализа и технических измерений (ЦЛАТИ).
статьей 12 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" Президент Российской Федерации или Правительство Российской Федерации могут принимать решение о создании государственной комиссии по техническому расследованию причин аварии, происшедшей на опасном производственном объекте, и назначать председателя указанной комиссии.
2.3. В соответствии со
пунктом 2.2 настоящего Порядка.
2.6. Техническое расследование причин аварии на гидросооружении, входящем в состав опасного производственного объекта, производится специальной комиссией, назначаемой в соответствии с
Техническое расследование причин аварии на гидросооружении, не входящем в состав опасных производственных объектов, но включенном в Российский регистр гидротехнических сооружений, производится комиссией организации - собственника гидросооружения с обязательным участием представителя Службы или ее территориального органа.
приложений N 3 и/или N 4 к настоящему Порядку и подготовить другие необходимые материалы, перечисленные в пункте 3.1 настоящего Порядка.
2.7. Комиссия по техническому расследованию причин аварии на опасном производственном объекте, энергообъекте, гидросооружении (далее - комиссия по техническому расследованию причин аварии) должна незамедлительно с даты издания приказа приступить к работе и в течение пятнадцати рабочих дней составить акт технического расследования причин аварии (далее - акт расследования) по образцам
При наличии несчастного случая (тяжелого, группового, со смертельным исходом), происшедшего в результате аварии на объекте, поднадзорном Службе, расследование причин несчастного случая (тяжелого, группового, со смертельным исходом) проводится комиссией по техническому расследованию причин аварии с составлением соответствующих актов*(4).